СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Методы и приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории при подготовке к ВПР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Методы и приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории при подготовке к ВПР»»

Выступление на семинар 25 03.2021 г. ) «Методы и приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории при подготовке к ВПР»

Начну с того, что сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.

Всероссийские проверочные работы позволяют выявить уровень сформированности как предметных, так и метапредметных результатов.

ВПР является внешней оценочной процедурой, четко регламентированной, оценка по ВВПР независима, то есть эта процедура - объективна. Причем результаты внешней и внутренней оценки учителя должны совпадать.

Итоги ВПР показывают уровень знаний определенного ученика, класса, параллели или школы, а также профессиональный уровень педагога, осуществляющих обучение детей.

Я начинаю подготовку учащихся к ВПР с того, что знакомлюсь сама и знакомлю детей с описанием ВПР по предмету, включающим Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся. Он  составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов. В описании ВПР предложено распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, система оценивания заданий и работы в целом.
Сам - образец всероссийской проверочной работы, который дает представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
ответы и критерии оценивания проверочной работы.

2 . Начинаю систематическую подготовку к ВПР. И это не только перед проведением ВПР, а на протяжении всего учебного года ( хотя ребятам я об этом не говорю, чтобы не нагнетать обстановку). Подготовка осуществляется на уроках изучения нового материала, на уроках повторения. В начале каждого урока провожу пятиминутки повторения, включающие фронтальное решение отдельных заданий с экрана. И сейчас я хочу рассказать о тех приемах и методах , которые я использую на уроках при подготовке к ВПР, которые дают неплохой результат. В первую очередь я уже с самых первых уроков начинаю систематизировать учебный материал в таблицы, которые составлены по принципу, тех заданий которые даются в. ВПР

( СЛАЙД 3.) Это можно увидеть на слайде по теме 5 класса « Древний Египет». Это одна из первых тем, где мы начинаем в тетради составлять табличку: 1 столбец-природно-климатические условия, зная их мы, можем уже назвать занятия египтян и записать их во второй столбец таблицу, 3-карта, которую схематично зарисовываем и в 4-й уже записываем термины и понятия, которые нам встречаются в этой теме. Также делаем табличку, куда записываем имена египетских богов т.к. они могут нам встретится в задании работы с источником, и тогда ребята уже без ошибочно определят, что источник относится к Египту.

(СЛАЙД 4) Фараонов мы тоже вносим в систематизированную таблицу, причем составляем таким образом как это требуется уже в заданиях 6 класса: назвать 2 личности и их действия. Но, а 5-мклассе эта таблица может также помочь выполнении заданий 2 (работа с источником), в зад № 4 (выберите из списка событий (процессов) и напишите событие, которое относится к выбранной теме. Например выбираем событие - строительство пирамиды фараона Хеопса, а далее по заданию, используя знания истории, расскажите об этом событие. Рассказ должен содержать не менее 2-х истор. фактов. В таблице эти факты указаны.

(СЛАЙД5) Далее подготовка к ВПР 6-7 классы, я покажу на примере изучаемых тем 7 класса, как я систематизирую учебный материал и опять же в контексте заданий ВПР. Так, например задание 1 нацелено на проверку знания деятелей истории России и истории зарубежных стран (обучающийся должен соотнести события и их участников). Первые две колонки уже помогут выполнить задание по истории России, в первой колонке указан исторический деятель, а во второй- события (процессы), которые с ним связаны. А также поможет выполнить блок из заданий 10 и 11 является альтернативным и предполагает выбор одного из четырех исторических событий (процессов).

Задание 10 проверяет знание хронологии и умение отбирать исторические факты в соответствии с заданным контекстом. В задании требуется указать год (годы), к которому относится выбранное событие (процесс), и привести два любых факта, характеризующих ход этого события (процесса). Например, уч-ся выбрал событие Принятие судебника Ивана 4. В таблице указаны даты (1550) два любых факта, утвержден на Земском соборе, являлся сводом законов, ужесточились наказания для разбойников, в


Задание 11 проверяет умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В задании требуется объяснить, почему выбранное событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны.

11зад-принятие Судебника привело к увеличению размера пожилого -дальнейшее закрепощение крестьян., водились наказания за взятки, ограничивались права наместников -усиление власти Ивана 4, Боярская Дума наделялась правами высшего законосовещательного органа при царе сложилась сословно-представительная монархия.


(Слайд7) С принятием Историко-культурного стандарта и переходом на ФГОС в курсе истории усилилось внимание не только к историческим персоналиям, деятелям культуры, но и темам культуры в целом. Однако практика показывает, что выполнение заданий по культуре и работа с иллюстративным и картографическим материалом у учащихся не на высоком уровне. В этих условиях на уроке приходится использовать разнообразные приемы и методы работы с визуальным материалом.

Мне хочется поделиться некоторыми приемами, используемыми мною на уроках истории в среднем звене, продуктивность которых выражается в повышении качества обучения и результатах ВПР. Опять в этом мне и ребятам помогают составление систематизирующих таблиц с применением иллюстративного материала. Они нацелены на выполнение заданий 6 и 7,

7 класса проверяющих знания фактов истории культуры России.

В заданиях используется иллюстративный материал (изобразительная наглядность). В задании 6 требуется выбрать два памятника культуры, относящиеся к определенному времени. В задании 7 требуется указать памятник культуры по указанному в задании критерию. Поэтому я в таблицу вношу время создания памятников культуры, образование , жанры литератных произведений , архитектуру, живопись. Некоторые названия произведений выделены красным цветом, это требует особой концентрации внимания так, как до нас дошли имена создателей этих памятников. (зад.7). При рассмотрении архитектуры даны также авторы, город, в честь чего был построен. Но и по этому же принципу дана живопись.

  Для более успешного закрепления материала по культуре , я даю д/з. в виде демонстрационных таблиц. Таблица содержит приготовленные мною наборы изображений и задания к ним на подбор минимальной информации. Чаще всего такую работу я даю ребятам на дом в электронном виде, что позволяет им при возникновении затруднений осуществить поиск в интернете по картинке. Такие информационные таблицы могут быть составлены по любой теме с использованием самых разнообразных материалов. Требование к такой домашней работе – она не должна быть перегружена, то есть содержать 4-5 изображений, чтобы во время отработки у учащихся не произошло «перемешивания» информации. И такая домашняя демонстрационная таблица очень легко превращается в небольшую проверочную, которую можно сразу оценить.

( Слайд работа с иллюстрациями10).

Наглядность-это то, что активизирует их внимание, мышление и память, заставляет переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя школьника. Наглядность необходима для формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их усвоение учащимися.Наглядные средства обучения эмоционально воздействуют на учащихся. 

И поэтому я большое значение при подготовке к ВПР придаю работе с иллюстративным материалом. Стараюсь, чтобы ни одна иллюстрация, относящаяся к теме урока не осталась не разобранной, т.к. ученики сами к ним забывают обращаться. Иллюстрации использую с разными целями: как исходный источник знаний. Или как зрительную опору в рассказе учителя или ученика и как средство закрепления изученного материала. На слайде показано как можно работать, с иллюстрациями.

Задание « Найди лишнее» приводится 2 варианта задания 1) нужно исключить 2 иллюстрации , которые не относятся к Египту 2) 3иллюстрации подходят и одну нужно исключить. Такие задания дают возможность лучше запомнить учебный материал, развивают внимательность учащихся.


(СЛАЙД11) также показывает как можно отрабатывать темы культуры Какие из этих памятников культуры относятся к истории Руси 10-11 вв
( №6 ВПР,7 кл) требуется выбрать два памятника культуры, относящиеся к определенному времени

Следующее задание немного видоизменено дано одно событие ( процесс) и 4 иллюстрации, кому то, покажется, что задание упрощено , но для меня главная цель, чтобы учащиеся рассматривали их более внимательно, и чтобы запоминали. И тогда, они без ошибочно смогут их соотнести на ВПР.

( Слайд12) Иллюстрации вместо тестов.

И опять с целью, чтобы материал лучше запомнился, я даю иллюстрации.

  У учащихся появляется интерес, они учатся анализировать исторические события (процессы, явления), а также концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря иллюстрациям внимание учащихся направляется на существенные внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. 

Рассмотрим на примере. Ребятам даются задание

- Перед вами 3 картины, посвященные событиям одного правления. Рассмотрите и выполните задания

1) Назовите имя и прозвище царя 2)Назовите даты начала и конца правления с точностью до года 3)Все 3 картины посвящены одному ключевому событию правления царя, укажите это событие и его дату

4. Из предложенного ниже списка выберите современников этого правителя: А) Малюта Скуратов Б) Степан Разин В) Елена Глинская Г)Алексей Адашев Д) Софья Полиолог

Задание : расположите исторических деятелей в хронологической последовательности . Выполняя это задание ребята еще запоминают как выглядели персоналии, так как в 8 кл зад 3. предусматривает , чтобы уч-ся узнавали ист.деятеля на марках, монетах и т.д

(СЛАЙД13) Приемы работы с терминами и понятиями. очень важный момент, так как успешное усвоение знаний по истории невозможно без мыслительной деятельности. А понятие — основа мыслительной деятельности. История — наука, система знаний, и, чтобы понять логику исторического процесса, взаимосвязь событий, чтобы научиться выдвигать суждения и делать умозаключения, ученик должен владеть понятийным мышлением, знать и уметь пользоваться понятиями.

Думаю, что нет преподавателя, который бы не сталкивался на уроках, на индивидуальных или групповых занятиях с проблемой терминологической безграмотности учащихся, с затруднениями в определении терминов, в понимании их сущности, а также в свободном использовании терминологии в учебной деятельности. Дети (подчас и взрослые) часто путают понятия. В истории таких понятий очень много. Например, когда звучит слово «приказ» возникает ассоциация с документом, а Земский собор – с храмом.

Безусловно, можно запастись огромным количеством словарей исторических терминов и к уроку механически заучивать те понятия, которые необходимы к данной теме. Но механическое заучивание скоротечно. А нам надо добиться вдумчивого понимания термина.

  • Для этого я на уроках применяю следующие методы и приемы: 1."Четвертый лишний" (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив принцип, по которому объединены остальные три). Например: поляне, древляне, половцы, дреговичи (Относятся к восточнославянским племенам).

  • 2. "Продолжи ряд" (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова). Например: посадник, архиепископ,….., (тысяцкий) (основание: должности лиц Новгородской республики)

  • 3. С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста. Например термин: пожилое. При переходе от одного землевладельца к другому в Юрьев день крестьянин уплачивал пожилое.

  • 4. Самостоятельное составление кроссворда. Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу. Тот же прием – составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки.

5.Соотнеси понятия и определения.

(слайд 14) Так же можно использовать таблицу. Так например на уроке: « Российское общество в 16 в.: « Служилые» и «Тяглые». Я применяю уже названные методы и сносим их в таблицу. Данная таблица даст возможность через иллюстративные ассоциации запомнить смысл понятий.

Задание на  проверку умения работать с текстовыми историческими источниками. 5-6 кл. В задании необходимо определить, к какому из представленных в задании событий (процессов) непосредственно относится данный исторический источник. А в 7,8 кл уже требуется провести атрибуцию исторического источника и проявить знание контекстной информации. Поэтому работаю на опережение и учу как можно больше выявить уже известной информации.



« повелел опрокинуть идолы.. Затем послал по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,— будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел с попами царицыными и корсуньскими на Днепр, сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там…»

Ответ аргументируйте, по каким характерным признакам вы установили соответствие (это может быть известная вам дата, год, век, имена, названия объектов, термин). Примерный ответ учащегося должен выглядеть так:

  • Я считаю, что этот документ соответствует событию под буквой А

  • (аргументы: Я знаю, что языческие капище разрушено, богов-идолы свергнуты., крестились киевляне в р. Днепр)

(СЛАЙД 15) После работы с источником я даю задание на проверку знаний причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В чем вы видите историческое значение данного события. ( события и процессы самые разные в зависимости от ист источника разные ( значение налоговой реформы к. Ольги, Любеческий съезд ит. д)


(слайд 18). Задание II части на проверку знаний истории родного края.

Хочу обратить внимание, что это задание необходимо выполнять обязательно. Так как , если выполнить в соответствии с критериями, то уже половина оценки «3» за ВПР у нас с 6 баллов начинается «3».

Формулировки заданий:

1. Назовите одного исторического деятеля, чья жизнь связана с Вашим регионом или населенным пунктом, достижениями которого по праву могут гордиться граждане нашей страны. Приведите факт из жизни и деятельности этого исторического деятеля, объясняющий причину его известности. (мах-3балла)

2.Напишите небольшой рассказ на тему «Мой регион в истории нашей страны». В рассказе необходимо указать не менее двух событий из истории нашей страны и охарактеризовать участие Вашего региона в этих событиях (процессах) (мах-4балла

(СЛАЙД)19. Типичные ошибки, которые допускают учащиеся не могут верно назвать исторических деятелей, называют прославленных спортсменов, актеров, известных поэтов, почетных жителей города, своих родных.

  • Не могут охарактеризовать вклад; исторического деятеля в развитие региона, страны, мира.

  • Указывают второстепенные факты биографии. Поэтому я уч-ся даю критерии и примерные ответы, которые на их усмотрения они могут использовать. Кто-то использует, кто-то предлагает своих , чаще всего это Т.С. Мальцев, Г.А. Иллизаров


И в заключении я хочу рассказать притчу.

притчу о том, как слепые анализировали слона. Один, потрогав хвост, сказал: “Это веревка”. Другой, потрогав бивни, сказал: “Это палка”. “Это - шершавая колонна”, - сказал третий, трогая ногу. “Нет, это стена”,- сказал четвертый, трогая спину слона...

В чем их ошибка? Они анализировали большую систему по частям, это правильно, но они мыслили предметно, не системно, каждый делал вывод о всей системе только по одной части.

Неумение мыслить системно, попытки изучить процессы вне их связей воспринимаются сегодня не иначе как показатель низкой культуры мышления и непрофессионализма» (Пушкарева Е. АФилософское фундаментальное знание в системе современного образования // Философия образования. – 2008. – № 3.).













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!