КГКП «Семейский финансово-экономический колледж
имени Рымбека Байсеитова»
Управления образования области Абай
ДОКЛАД
Семинар «Коучинговый подход в педагогической
практике, цели и основные принципы».
2023-2024 г.
Автор: М.Ж.Кайкенова, преподаватель специальных дисциплин, педагог-эксперт
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин-2
Председатель_______/Исмагилова П.Е./
Протокол №___________ от «___»_____________2024 г.
Введение: Приветствую всех на семинаре о коучинговом подходе в педагогической практике. Сегодня мы рассмотрим, как коучинг может быть эффективным инструментом в работе педагогов и какие цели ставят перед собой практикующие коучи. Давайте начнем с определения основных понятий.
Что такое коучинг? Коучинг - это процесс, в котором коуч (консультант или наставник) помогает клиенту (в данном случае педагогу) достигнуть определенных целей, повысить эффективность работы и раскрыть свой потенциал. В отличие от традиционного подхода, коучинг не означает передачу знаний сверху вниз, а является партнерским процессом, основанным на доверии и эмпатии.
Цели коучинга в педагогической практике:
Помощь педагогам в развитии личных и профессиональных компетенций.
Повышение мотивации и самооценки педагогов.
Улучшение учебного процесса и результатов обучения учащихся.
Создание благоприятной атмосферы сотрудничества и обучения.
Основные принципы коучинга:
-Доверие и уважение. Коуч и педагог работают на основе доверительных отношений и взаимного уважения.
-Активное слушание. Коуч активно слушает педагога, проявляет эмпатию и понимание его потребностей.
-Вопросы, а не советы. Вместо того чтобы давать готовые решения, коуч задает педагогу вопросы, которые помогают ему самостоятельно найти пути решения проблем.
-Целеустремленность. Коуч и педагог сосредотачиваются на достижении конкретных целей и разработке планов действий для их достижения.
Кроме того, коучинговый подход можно использовать и на уроках. Какие положительные моменты хочется отметить. Вот несколько примеров применения коучингового подхода в педагогической практике во время уроков по информатике:
Развитие самостоятельности учащихся:
Вместо того, чтобы просто давать учащимся готовые решения, педагог может задавать им вопросы, направленные на поиск ответов и развитие критического мышления. Например, вместо того, чтобы объяснять конкретный алгоритм программирования, педагог может задать вопросы, которые помогут учащимся самостоятельно вывести этот алгоритм.
Управление процессом обучения:
Коучинговый подход также может быть применен для управления процессом обучения. Педагог может помогать учащимся устанавливать цели на уроке, планировать свою деятельность и оценивать свой прогресс. Например, педагог может задавать вопросы типа: "Какова ваша цель на сегодняшний урок?" или "Как вы оцениваете свой прогресс в освоении нового материала?".
Развитие коммуникативных навыков:
Педагог может использовать коучинговые техники для развития коммуникативных навыков учащихся. Например, педагог может проводить ролевые игры или дискуссии, где учащиеся должны высказывать свои мысли и аргументировать свою точку зрения перед остальными учениками.
Поддержка индивидуальных потребностей:
Коучинговый подход также позволяет педагогу более эффективно поддерживать индивидуальные потребности учащихся. Педагог может работать с каждым учеником индивидуально, помогая ему преодолевать трудности и развивать его сильные стороны.
Стимулирование саморефлексии:
Педагог может стимулировать у учащихся навыки саморефлексии, помогая им анализировать свои действия и результаты обучения. Например, педагог может задавать вопросы в конце урока типа: "Что вы узнали нового сегодня?" или "Что было самым сложным для вас на этом уроке?".
Поддержка развития креативности:
Коучинговый подход также может способствовать развитию креативности учащихся. Педагог может поощрять учащихся к поиску нестандартных решений задач и экспериментированию с новыми идеями. Например, педагог может предложить учащимся решить задачу программирования разными способами и обсудить, какой из них более эффективен.
Эти примеры демонстрируют, как коучинговый подход может быть интегрирован в уроки по информатике для достижения различных целей и поддержки развития учащихся.
Заключение: Коучинговый подход в педагогической практике представляет собой мощный инструмент для развития профессиональных навыков и достижения успеха как педагога, так и учащихся. Надеюсь, информация, представленная на этом семинаре, будет полезной для вас в вашей педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
"Коучинг в образовании: педагогика личностного роста"; Автор: А. В. Петров; Год издания: 2015; Количество страниц: около 200
"Коучинг в образовании: практическое пособие"; Автор: Е. В. Иванова, О. В. Смирнова; Год издания: 2018; Количество страниц: около 250
"Коучинг в управлении образовательными организациями"; Автор: В. В. Лебедев; Год издания: 2016; Количество страниц: около 180
"Практический коучинг: методы и инструменты"; Автор: М. А. Иванов; Год издания: 2017; Количество страниц: около 220
"Коучинговые навыки для педагогов: практическое руководство"; Автор: Н. П. Сидорова; Год издания: 2019; Количество страниц: около 180
"Коучинг в школе: практическое руководство для педагогов"; Автор: А. М. Козлов; Год издания: 2014; Количество страниц: около 240