Д О К Л А Д
на семинар
«Кодекс профессиональной этики педагога».
Подготовила преподаватель
М.В. Шахбиева
Педагогическая этика
Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами Вольтера:
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром».
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших учеников и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.
Один из вопросов сегодняшней встречи, посвящен педагогической этике. Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика». Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли».
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества.
В сущности, нравственный кодекс человечество уже создало.
Вот его основные правила:
1. Вежливость;
2. Внимание к человеку;
3. Сочувствие к человеку при его неудачах;
4. Бережное отношение к рабочему и свободному времени других людей;
5. Общение на языке, понятном для большинства или всех присутствующих;
6. Стремление избегать безпричинного смеха в присутствии человека, который может думать, что вы смеетесь над ним;
7. Сдержанность поведения: не допускать никаких угроз кому бы то ни было, тем более физических действий;
8. Забота о покое окружающих: не нарушать тишины своими действиями, словами, техническими средствами;
9. Терпимость к иным мнениям и вкусам, не допускать унижения человека;
10. Умение выслушать говорящего, не перебивать его и проявлять интерес к его мнению;
11. Внимание к собеседнику — стремиться больше спрашивать и слушать, чем говорить самому, не навязывать ему тему разговора о себе как самую интересную;
12. Стремление помочь, не требуя благодарности, какую бы важную услугу вы ни оказали. Покажите, что вы сделали это с удовольствием, без расчета на ответный шаг;
13. Забота о своем внешнем виде: помните, что неряшливость и невнимательность к себе есть форма неуважения и к другим людям, пренебрежение их мнением;
14. Стремление не привлекать к себе внимания экстравагантностью внешнего вида.
________________________________________________________________
А что же такое, педагогическая этика? Это наука о педагогической нравственности. Честность, доброжелательность, гуманность (все ради человека, для человека, во имя человека), глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение их личности, чувство ответственности за результаты труда, соблюдение дисциплины — вот далеко не полный перечень качеств педагога, наделенного правом не только передавать знания, формировать умения, но и проверять их.
Педагогическая этика как наука обогатилась новыми результатами научных педагогических исследований. Новые компьютеры, пособия, учебники — все это поставлено на службу новой педагогике и должно учитываться педагогической этикой образования. Все это так, и тем не менее в педагогической этике существует тонкая и сложная сфера, формирование которой зависит не от ТСО и т.п., а от духовных свойств человека: сфера отношений между педагогом и учеником.
Важным фактором в педагогической этике является, благоприятный климат обучения.
Известны пять важных условий, обеспечивающих благоприятный климат обучения:
1. Обоюдная (преподавателя и ученика) вера в успех. «Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы», — сказал Людвиг Фейербах. Вера порождает энтузиазм, увлеченность, которые захватывают учеников и делают их восприимчивыми к учению.
Таким образом, от установки преподавателя и ученика зависит конечный результат. Но ведь преподаватель может и ошибаться. Примеров тому больше чем достаточно:
1) Шаляпина дьяк выгнал из хора как не имеющего ни слуха, ни голоса;
2) Бутлерова выставили из класса в коридор, повесив ему на шею дощечку «Великий химик». В 26 лет он стал профессором Московского университета, а затем и великим химиком;
3) Григ выстукивал в школе такты музыки, над ним смеялись, прозвали великим музыкантом. В 15 лет он был принят в Лейпцигскую консерваторию, стал всемирно известным композитором;
4) Ключевский — историк и знаменитый лектор. Его хотели исключить из семинарии за то, что сильно заикался, но он преодолел себя и стал знаменитым лектором;
5) Менделеев поступал в университет несколько раз и каждый раз «заваливал» химию;
6) Чарльз Дарвин слыл среди своих школьных учителей и соучеников бестолковым и просто-таки туповатым парнем;
7) Ньютон ничем не выделялся среди своих сверстников. В Тринити-колледже, в Кембридже, он тоже ничем себя не проявил;
8) Гегель ничем не отличался ни в детстве, ни в юности; кроме прилежания и примерного поведения за ним ничего не замечалось ни в гимназии, ни в университете. В свидетельстве об окончании университета констатировалось, что Гегель — молодой человек со здравыми суждениями, но не отличается красноречием и в философии никак себя не проявил;
9) Суриков принес свои рисунки в художественную Академию, где ему сказали: «С такими рисунками тебе в художественную Академию не только поступить, даже мимо ходить нельзя».
Этот список можно было бы продолжить. Все эти примеры доказывают, во-первых, что преподаватель ведет себя в соответствии со своей установкой и, во-вторых, что все эти люди также имели свои установки. Они верили в себя и именно поэтому добились успеха.
1.Итак, первым условием, обеспечивающим благоприятный климат, является установка, вселяющая веру в успех.
2. Вторым условием является установление правильных взаимоотношений между преподавателем и классом, для чего необходимо исходить из единой нравственной нормы, основывающейся на общечеловеческих ценностях и на принципе «к себе — как к другому, к другому — как к себе и дома и на работе».
3. Третьим условием благоприятного климата является доброжелательное отношение к каждому ученику. Здесь очень помогает «эффект отказа», по Станиславскому, т. е. умение преподавателя отказаться от штампа, стремление проникнуть в диалектику обучаемого, видя перед собой только злого человека, искать, где он добр, видя слабого, думать, где он силен. Это значит быть внимательным.
К. Д. Ушинский говорил: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».
4. Четвертым условием является благоприятное речевое общение с учащимися с самой первой встречи. (Мы аукаем, и как нам откликнется зависит от нас.)
5. Пятым условием является сам облик преподавателя, его внешний вид и, конечно же, сама обстановка в классе - светлые современные помещения.
Мы должны самокритично признать: обучая молодого человека основам наук, мы не всегда заботимся о воспитании истинного гражданина, не равнодушного ко всем делам нашего общества.
Как порой бывает? Учится, учится ребенок, вырастает, встает перед проблемой выбора - кем быть? И вот тут-то иной выпускник и ищет, где полегче.
Кто может повлиять на него? Родители? Но всегда ли они занимают принципиальную позицию в этом вопросе? Во многих домах внушают одно: «Учись, старайся, знания тебе пригодятся...» И редко когда разговор идет о, том, для чего и для кого нужны эти знания, кроме как для их обладателя. Отсюда приобретение знаний становится как бы личным делом учащегося. И как выпускник будет применять эти знания - тоже. Но ведь это же неправильно! Государство дает молодым людям знания и вправе ждать и требовать всесторонней отдачи. И мы, учителя, обязаны почаще напоминать об этом нашим воспитанникам.
То, что школа сейчас все более упорно стремится дать своему воспитаннику профессию, я думаю, правильно и хорошо. Связь обучения и воспитания с жизнью, контакты школы с производством предоставляют широкие возможности и учителям, и самим ребятам повернуться лицом к нуждам страны, которой они обязаны отдавать свои знания, свой труд, свои силы. Молодой человек должен входить в жизнь не ощупью, не с чувством растерянности (что же теперь делать? куда идти дальше? с чего начинать свою судьбу?), а уже с какой-либо реальной, хорошей специальностью в руках, уверенно, самостоятельно. Тогда, пусть мечта его об институте сегодня и не осуществилась и он не поступил в то или иное учебное заведение, но он, по крайней мере, будет знать, что владеет уже профессией, и в семнадцать-восемнадцать лет может быть полезен людям, да и сам себе в силах на хлеб заработать. Я считаю это очень серьезным и важным для тех, кто вступает в жизнь. Такую закалку полезно получить всем.
Пока же, к сожалению, иногда наблюдаешь такую картину. Закончили парень или девушка школу, никуда не поступили или просто не захотели дальше учиться, к работе никакой не приспособлены, дела никакого в руках нет. Это неприятность? Беда? Но нет, ничего подобного! Проблема прокормиться, одеться, развлечься для многих современных молодых людей не стоит - на это есть родители. И получает вчерашний выпускник отпуск - на год, а то и на два, на три. Содействуют ему в этом те же родители - отдохни, мол, еще наработаешься, тем более надо расслабиться после такой нелегкой и долгой учебы в школе. И вот великовозрастный молодой человек в расцвете сил отдыхает, не зная забот и печали. Поначалу ему вроде бы хорошо. А что потом? Потом самые что ни на есть огромные потери - времени, сил, стремлений, веры в себя. И к этому привели молодого человека собственные безответственность и легкомыслие и сверхлюбовь его родителей, которые попытались так облегчить его жизненный путь, что сделали его никчемным, никому не нужным. Ведь теряются-то самые лучшие годы, потери эти потом ничем не восполнишь, никак не наверстаешь. Тот темп, ритм, которые задали своему воспитаннику школа, насыщенная общественная жизнь, участие во всевозможных кружках, семинарах, клубах, походах, - это все вдруг подменяется ничегонеделанием.
На невзыскательный взгляд таких горе-родителей, они помогли своему чаду обрести «хорошую жизнь», хотя бы на время. Но, согласитесь, они оказали своему ребенку медвежью услугу - помогли ему лишь отстать от своих сверстников да от той содержательной жизни, которой он жил в школе, вырвали его из бурного общественного потока, который так необходим молодому человеку, отгородили золотой решеткой от всего, что для него важно: от работы, социальных обязанностей, от необходимости проявлять активность, от возможностей становления его как личности и даже от самого элементарного - от коллектива, от общества единомышленников.
Это, я бы сказала, серьезнейший просчет и самого молодого человека, согласившегося с таким выбором, и его родителей. Думается, сегодня общество должно более активно следить за тем, где и как проявляет себя вчерашний школьник.
В заключение следует подчеркнуть, что педагогическая этика основана не только на любви к обучаемым, но и на глубоком знании их внутреннего мира, интересов, стремлений, особенностей характеров каждого учащегося. Педагогическая этика без витаминов радости не достигает цели. Чрезвычайно важен витамин «ч» — честность, чуткость, человечность.