СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Кодекс профессиональной этики педагога"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кодекс профессиональной этики педагога, который обязан знать и соблюдать каждый педагог.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Кодекс профессиональной этики педагога"»







Д О К Л А Д

на семинар

«Кодекс профессиональной этики педагога».







Подготовила преподаватель

М.В. Шахбиева

























Педагогическая этика

Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами Вольтера:

«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром».

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших учеников и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

Один из вопросов сегодняшней встречи, посвящен педагогической этике. Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика». Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли».

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой  культуры, уметь использовать ее в профессиональной  деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества.

В сущности, нравственный кодекс человечество уже создало.

Вот его основные правила:

1. Вежливость;

2. Внимание к человеку;

3. Сочувствие к человеку при его неудачах;

4. Бережное отношение к рабочему и свобод­ному времени других людей;

5. Общение на языке, понятном для большин­ства или всех присутствующих;

6. Стремление избегать безпричинного смеха в присутствии человека, который может думать, что вы смеетесь над ним;

7. Сдержанность поведения: не допускать ника­ких угроз кому бы то ни было, тем более физичес­ких действий;

8. Забота о покое окружающих: не нарушать ти­шины своими действиями, словами, техническими средствами;

9. Терпимость к иным мнениям и вкусам, не до­пускать унижения человека;

10. Умение выслушать говорящего, не переби­вать его и проявлять интерес к его мнению;

11. Внимание к собеседнику — стремиться боль­ше спрашивать и слушать, чем говорить самому, не навязывать ему тему разговора о себе как самую интересную;

12. Стремление помочь, не требуя благодарно­сти, какую бы важную услугу вы ни оказали. По­кажите, что вы сделали это с удовольствием, без расчета на ответный шаг;

13. Забота о своем внешнем виде: помните, что неряшливость и невнимательность к себе есть фор­ма неуважения и к другим людям, пренебрежение их мнением;

14. Стремление не привлекать к себе внимания экстравагантностью внешнего вида.

________________________________________________________________

А что же такое, педагогическая этика? Это наука о педагоги­ческой нравственности. Честность, доброжела­тельность, гуманность (все ради человека, для че­ловека, во имя человека), глубокая заинтересован­ность в успехах своих питомцев, уважение их личности, чувство ответственности за результаты тру­да, соблюдение дисциплины — вот далеко не пол­ный перечень качеств педагога, наделенного пра­вом не только передавать знания, формировать уме­ния, но и проверять их.

Педагогическая этика как наука обогатилась новыми результатами научных педагогических ис­следований. Новые компьютеры, пособия, учебни­ки — все это поставлено на службу новой педагоги­ке и должно учитываться педагогической этикой образования. Все это так, и тем не менее в педаго­гической этике существует тонкая и сложная сфе­ра, формирование которой зависит не от ТСО и т.п., а от духовных свойств человека: сфера отношений между педагогом и учеником.

Важным фактором в педагогической этике является, благоприятный климат обучения.

Известны пять важных условий, обеспечивающих благоприятный климат обучения:

1. Обоюдная (преподавателя и ученика) вера в успех. «Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы», — сказал Людвиг Фейер­бах. Вера порождает энтузиазм, увлеченность, ко­торые захватывают учеников и делают их воспри­имчивыми к учению.

Таким образом, от установки преподавателя и ученика зависит конечный результат. Но ведь пре­подаватель может и ошибаться. Примеров тому боль­ше чем достаточно:

1) Шаляпина дьяк выгнал из хора как не имею­щего ни слуха, ни голоса;

2) Бутлерова выставили из класса в коридор, повесив ему на шею дощечку «Великий химик». В 26 лет он стал профессором Московского университета, а затем и великим химиком;

3) Григ выстукивал в школе такты музыки, над ним смеялись, прозвали великим музыкантом. В 15 лет он был принят в Лейпцигскую консерва­торию, стал всемирно известным композитором;

4) Ключевский — историк и знаменитый лек­тор. Его хотели исключить из семинарии за то, что сильно заикался, но он преодолел себя и стал зна­менитым лектором;

5) Менделеев поступал в университет несколько раз и каждый раз «заваливал» химию;

6) Чарльз Дарвин слыл среди своих школьных учителей и соучеников бестолковым и просто-таки туповатым парнем;

7) Ньютон ничем не выделялся среди своих свер­стников. В Тринити-колледже, в Кембридже, он тоже ничем себя не проявил;

8) Гегель ничем не отличался ни в детстве, ни в юности; кроме прилежания и примерного поведе­ния за ним ничего не замечалось ни в гимназии, ни в университете. В свидетельстве об окончании уни­верситета констатировалось, что Гегель — молодой человек со здравыми суждениями, но не отличается красноречием и в философии никак себя не проявил;

9) Суриков принес свои рисунки в художествен­ную Академию, где ему сказали: «С такими рисунками тебе в художественную Академию не только поступить, даже мимо ходить нельзя».

Этот список можно было бы продолжить. Все эти примеры доказывают, во-первых, что преподаватель ведет себя в соответствии со своей установкой и, во-вторых, что все эти люди также имели свои установки. Они верили в себя и именно поэтому добились успеха.

1.Итак, первым условием, обеспечивающим бла­гоприятный климат, является установка, вселяю­щая веру в успех.



2. Вторым условием является установление пра­вильных взаимоотношений между преподавателем и классом, для чего необходимо исходить из единой нравственной нормы, основывающейся на общечеловеческих цен­ностях и на принципе «к себе — как к другому, к другому — как к себе и дома и на работе».

3. Третьим условием благоприятного климата является доброжелательное отношение к каждому ученику. Здесь очень помогает «эффект отказа», по Станиславскому, т. е. умение преподавателя от­казаться от штампа, стремление проникнуть в диа­лектику обучаемого, видя перед собой только зло­го человека, искать, где он добр, видя слабого, ду­мать, где он силен. Это значит быть внимательным.

К. Д. Ушинский говорил: «В школе должна цар­ствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

4. Четвертым условием является благоприятное речевое общение с учащимися с самой первой встре­чи. (Мы аукаем, и как нам откликнется зависит от нас.)

5. Пятым условием является сам облик препода­вателя, его внешний вид и, конечно же, сама обста­новка в классе - светлые современные помещения.

Мы должны самокритично признать: обучая моло­дого человека основам наук, мы не всегда забо­тимся о воспитании истинного гражданина, не рав­нодушного ко всем делам нашего общества.
Как порой бывает? Учится, учится ребенок, выра­стает, встает перед проблемой выбора - кем быть? И вот тут-то иной выпускник и ищет, где полегче.
Кто может повлиять на него? Родители? Но всегда ли они занимают принципиальную позицию в этом вопросе? Во многих домах внушают одно: «Учись, старайся, знания тебе пригодятся...» И редко когда раз­говор идет о, том, для чего и для кого нужны эти знания, кроме как для их обладателя. Отсюда приобре­тение знаний становится как бы личным делом уча­щегося. И как выпускник будет применять эти зна­ния - тоже. Но ведь это же неправильно! Государ­ство дает молодым людям знания и вправе ждать и требовать всесторонней отдачи. И мы, учителя, обя­заны почаще напоминать об этом нашим воспитан­никам.
То, что школа сейчас все более упорно стремится дать своему воспитаннику профессию, я думаю, пра­вильно и хорошо. Связь обучения и воспитания с жизнью, контакты школы с производством предостав­ляют широкие возможности и учителям, и самим ребя­там повернуться лицом к нуждам страны, которой они обязаны отдавать свои знания, свой труд, свои силы. Молодой человек должен входить в жизнь не ощупью, не с чувством растерянности (что же теперь делать? куда идти дальше? с чего начинать свою судьбу?), а уже с какой-либо реальной, хорошей спе­циальностью в руках, уверенно, самостоятельно. Тогда, пусть мечта его об институте сегодня и не осуществи­лась и он не поступил в то или иное учебное заве­дение, но он, по крайней мере, будет знать, что владеет уже профессией, и в семнадцать-восемнадцать лет может быть полезен людям, да и сам себе в силах на хлеб заработать. Я считаю это очень серьезным и важным для тех, кто вступает в жизнь. Такую закалку полезно получить всем.
Пока же, к сожалению, иногда наблюдаешь такую картину. Закончили парень или девушка школу, никуда не поступили или просто не захотели дальше учить­ся, к работе никакой не приспособлены, дела никакого в руках нет. Это неприятность? Беда? Но нет, ничего подобного! Проблема прокормиться, одеться, развлечься для мно­гих современных молодых людей не стоит - на это есть родители. И получает вчерашний выпускник от­пуск - на год, а то и на два, на три. Содействуют ему в этом те же родители - отдохни, мол, еще наработаешься, тем более надо расслабиться пос­ле такой нелегкой и долгой учебы в школе. И вот великовозрастный молодой человек в расцвете сил от­дыхает, не зная забот и печали. Поначалу ему вроде бы хорошо. А что потом? Потом самые что ни на есть огромные потери - времени, сил, стремлений, веры в себя. И к этому привели молодого челове­ка собственные безответственность и легкомыслие и сверхлюбовь его родителей, которые попытались так облегчить его жизненный путь, что сделали его никчемным, никому не нужным. Ведь теряются-то самые лучшие годы, потери эти потом ничем не вос­полнишь, никак не наверстаешь. Тот темп, ритм, которые задали своему воспитаннику школа, насы­щенная общественная жизнь, участие во всевозмож­ных кружках, семинарах, клубах, походах, - это все вдруг подменяется ничегонеделанием.

На невзыскательный взгляд таких горе-родителей, они помогли своему чаду обрести «хорошую жизнь», хотя бы на время. Но, согласитесь, они оказали своему ребенку медвежью услугу - помогли ему лишь от­стать от своих сверстников да от той содержатель­ной жизни, которой он жил в школе, вырвали его из бурного общественного потока, который так необхо­дим молодому человеку, отгородили золотой решет­кой от всего, что для него важно: от работы, со­циальных обязанностей, от необходимости проявлять активность, от возможностей становления его как личности и даже от самого элементарного - от кол­лектива, от общества единомышленников.
Это, я бы сказала, серьезнейший просчет и са­мого молодого человека, согласившегося с таким вы­бором, и его родителей. Думается, сегодня общест­во должно более активно следить за тем, где и как проявляет себя вчерашний школьник.


В заключение следует подчеркнуть, что педагогическая этика основана не только на любви к обучаемым, но и на глубоком знании их внутреннего мира, интересов, стремлений, особенностей характеров каждого учащегося. Педагогическая этика без витаминов радости не достигает цели. Чрезвычайно важен витамин «ч» — честность, чуткость, человечность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!