СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Как вести себя, общаясь с людьми

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как вести себя, общаясь с людьми

 

Прежде чем высказать кому-нибудь горькую правду. помажь кончик своего языка медом.

Арабская пословица

Уважайте людей

 

Относитесь к людям так, как вам хотелось бы, чтобы обра­щались с вами. В разговоре неплохо дать почувствовать собеседнику, что он в чем-то превосходит вас.. Умейте говорить не только о том, что волнует вас, но и о приятном, интересном для собеседника. Нельзя говорить с нарушителем дисциплины только о поведении, с отстающим — только об успеваемости.

Не говорите только сами, в любом случае дайте высказаться и собеседнику. Проявляйте к людям искренний интерес. Помните, что одобрение, похвала, ласковое слово — эффективные средства мобилизации человека.

Запоминайте имена всех, с кем приходится общаться. Интересуйтесь внеучебными делами школьников, их успехами не  только в учебе, но и в спорте, художественной самодеятельности, техническом творчестве, музыке. Не забудьте поздравить коллегу, школьника с днем рождения. Умейте не только сострадать в несчастье, но и искренне радоваться успехам окружающих, что много труднее. Старайтесь чаще хвалить людей за трудолюбие, работоспособность, прилежание, ответственное отношение к порученному делу.

 

 Будьте смелым и решительным

 

Ничто так не подрывает авторитет учителя, как боязнь самостоятельных действий, постоянное ожидание указаний свыше. Входящие в компетенцию педагога вопросы должны ре­шаться им самостоятельно. Не откладывайте назавтра то, что можно сделать сегодня. Нерешенные проблемы угнетают психи­ку, делают человека неуравновешенным, раздражительным

 

Не бойтесь рисковать

 

 Поддерживайте оригинальные, самостоятельные высказы­вания школьников, даже если они расходятся с официальной точкой зрения. Учите ребят не бояться признавать свои ошиб­ки. Помните об отрицательном влиянии на личность боязни идти своим путем, осознания того, что любая ошибка может привести к неудовлетворительной оценке, дисциплинарному взысканию, ухудшению отношений с педагогом. Добивайтесь, чтобы ученик стремился совершить нравственный поступок  согласно своим убеждениям, привычкам, но не из-за боязни наказания.

 

                Сотрудничайте с людьми

 

Развивайте у обучающихся желание охотно выполнять ваши указа­ния. Доброжелательно подводите итог каждому выполненному поручению. Заменяйте распоряжения уверенно высказанными просьбами. Загружайте работой так, чтобы они научились ценить время. Вынужденное безделье портит человека, разлагает коллектив.

Помните, что уважение и в большей степени любовь — прекрасные катализаторы самоотверженной творческой работы. В тех случаях, когда путь, намеченный учеником для решения поставленной вами задачи, не противоречит в прин­ципе вашему мнению, разрешите ему идти своим путем, стимулируйте инициативу.

Никогда не забывайте поблагодарить молодого человека за работу. Он не будет старательно работать в дальнейшем, если старший не замечает его успехов.

 

Чаще улыбайтесь людям

 

Улыбка при встрече с обучающимся говорит, что вы рады ему. Улыбка при входе в группу — что предстоящая совместная работа приятна вам. Чаще шутите сами и позволяйте шутить ребятам. Добрая шутка сближает людей, повышает эффективность совместного труда. Педагог не может не быть оптимистом, верящим в каждого ученика, не теряющимся в сложных ситуациях. Оптимист вселяет в окружающих убежденность в успехе самого трудного дела.

 

Не нервничайте

 

Преподаватель не должен нервничать, раздражаться. Иметь недовольное лицо не так уж безобидно. Раздраженный человек теряет много энергии, контроль над собой. Он привы­кает видеть в окружающей жизни, в людях только плохое, у него формируется неуживчивый характер. Если все время осуждать слабости и недостатки других, невольно сам заража­ешься этими слабостями. Злость, грубость, черствость подвер­гают коррозии и чувства, и мышление. А если привыкаешь видеть в людях в первую очередь хорошее, невольно черпаешь в них позитивную энергию.

Каждую преграду полезно встречать с энтузиазмом, считая ее дополнительной возможностью для воспитания воли и ак­тивизации творческой деятельности.

Доверяйте ученикам

Опровергая мнение ученика, старайтесь не обидеть его. До­казывайте ошибочность аргументов спорщика, но не рассмат­ривайте недостатки его характера, имевшие место дисципли­нарные поступки. Старайтесь описывать, а не оценивать его поведение. Вместо: «Ты ведешь себя безобразно (глупо, вызы­вающе... )» — лучше сказать: «Мне было обидно (стыдно, не­удобно...)» или «Я разочарован вашими действиями». Говоря о себе, мы не обижаем учащегося, не вынуждаем его защищаться, а помогаем взглянуть на себя и свое поведение глазами старшего.

Можно высказать замечание в виде вопроса: «Не кажется ли вам, что этот проступок не соответствует кодексу мужской чести?» или «Подумайте, как можно избежать этой ошибки?» Доверительное обращение авторитетного преподавателя, как правило, эффективнее запрета или приказа.

 

 Критикуйте умело

 

Перед тем как критиковать кого-либо или что-либо взвести все «за» и «против» и решите, нельзя ли обойтись без критики. Перед осуждением коллеги, ученика детально выясните все обстоятельства случившегося и его позицию, выслушайте его объяснение до конца. Возможно, этого будет вполне достаточно для устранения недостатков. Перед тем как выступить с критикой пробелов в работе, установите, по чьей вине ОНИ произошли и, если это имело место, кто в них заинтересован. Никогда не забывайте, что все, делавшееся раньше, можно делать еще лучше, если не в целом, то в частностях. Критикуя, будьте доброжелательным. Ставьте цель помочь критикуемо­му, но не обидеть, не оскорбить, не уничтожить его.

Исправляйте недостатки по мере их обнаружения, а не ко­пите их для разноса на собрании, педсовете, совещании у ад­министрации. Критикуя, не только фиксируйте недо­статки, но обязательно указывайте пути их преодоления. Одновременно говорите об удачах, успехах, способностях кри­тикуемого, так как в этом случае замечания воспринимаются легче. Никогда не забывайте, что критика — средство совершен­ствования учебы, работы, взаимоотношений, но не самоцель.

 

Справедливо оценивайте людей

 

Прежде чем осудить кого-либо, постарайтесь понять его, выявить мотивы его поведения, выяснить, почему он поступил так, а не иначе. Первое замечание делайте, как правило, с глазу на глаз. Несоблюдение этого правила наиболее быстро создает дурную репутацию педагогу. Не позволяйте себе высказывать­ся недоброжелательно о воспитанниках, тем более за глаза. При оценке сумейте отсеять случайные и второстепенные де­тали. Не придавайте им большого значения. Никогда не забы­вайте, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки, порождающие мысль о том, что любой проступок оз­начает потерю уважения старшего и никогда не будет забыт. Не переносите личные обиды и неприязнь к кому-либо на дело­вые отношения, не решайте спорные задачи с помощью сило­вых действий и подавления учащегося. Насилие в общении вы­зывает ответное защитное действие, что приводит к нарушению нормальных взаимоотношений, к конфликтной ситуации.

 

                   Говорите правильно .

 

  Следите за своей речью. Старайтесь избегать длинных монологов. Не мешайте слушателям задавать вопросы, вставлять  замечания. Не сердитесь, когда собеседник не согласен с вами. Не говорите очень быстро и слишком тихо. Наблюдая за учеником, взрослым фиксируйте, понимают ли они вас, не надо ли повторить фразу, изменить громкость или темп речи.

 

                Стремитесь к диалогу

 

 

   Чтобы переубедить ученика в чем-либо, не обижая и не  толкая к конфликту, всегда начинайте обсуждение их пове­дения, разрешение спорного вопроса с тезиса, с которым ученик согласен, и, тогда, найдя общий язык, приступайте к решению спорных вопросов. Первое замечание этого требования наиболее быстро создает дурную репутацию преподавателю. Не позволяйте себе высказываться недоброжелательно об учениах или группе, тем более за глаза. При оценке пове­дения молодого человека умейте отсеять случайные и второ­степенные детали. Не придавайте им большого значения.

 

Не забывайте о престиже

 

Никогда не забывайте о самолюбии человека. Ща­дите чувства партнера по общению. Старайтесь не делать выго­вор, не обсуждать поведение человека при посторонних. Уважительный тон, искреннее внимание и понимание позиции собеседника, несколько уважительных слов смягчают упреки, ведут к успеху в контакте. Старайтесь во всех случаях спасти престиж оппонента, и он с радостью будет выполнять ваши указания. Чтобы изменить поведение человека, поступайте так, будто он уже обладает теми качествами, которые вы хотите воспитать у него. Он постарается оправдать хорошую репута­цию. Всегда подмечайте у ученика достоинства и они, рано или поздно, проявятся.

 

Будьте принципиальным

 

Будьте твердым в серьезных вопросах, уступайте в мелочах . Помните, что принципиальность — это не только высокая взыскательность, но и внимание, уважение к людям. Трезво оценивайте результаты своего труда, не стесняясь, признавайте свои ошибки, отменяйте неверные распоряжения.

Разъясняйте смысл и цель своих поручений, чтобы учащейся мог действовать сознательно и инициативно. Стремитесь дать каждому воспитаннику упражнение трудное, но выполнимое. Легкое задание неинтересно выполнять. Цель, достигае­мая без усилий, не порождает чувства радости. Трудное зада­ние, которое школьник не может выполнить, приводит к недо­оценке своих сил, трусости. Не обладая твердостью в реализации собственных решений, принципиальностью и в то же время человечностью, вы никогда не завоюете высокого авторитета.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад Как вести себя, общаясь с людьми»

Как вести себя, общаясь с людьми


Прежде чем высказать кому-нибудь горькую правду. помажь кончик своего языка медом.

Арабская пословица

Уважайте людей


Относитесь к людям так, как вам хотелось бы, чтобы обра­щались с вами. В разговоре неплохо дать почувствовать собеседнику, что он в чем-то превосходит вас.. Умейте говорить не только о том, что волнует вас, но и о приятном, интересном для собеседника. Нельзя говорить с нарушителем дисциплины только о поведении, с отстающим — только об успеваемости.

Не говорите только сами, в любом случае дайте высказаться и собеседнику. Проявляйте к людям искренний интерес. Помните, что одобрение, похвала, ласковое слово — эффективные средства мобилизации человека.

Запоминайте имена всех, с кем приходится общаться. Интересуйтесь внеучебными делами школьников, их успехами не только в учебе, но и в спорте, художественной самодеятельности, техническом творчестве, музыке. Не забудьте поздравить коллегу, школьника с днем рождения. Умейте не только сострадать в несчастье, но и искренне радоваться успехам окружающих, что много труднее. Старайтесь чаще хвалить людей за трудолюбие, работоспособность, прилежание, ответственное отношение к порученному делу.


Будьте смелым и решительным


Ничто так не подрывает авторитет учителя, как боязнь самостоятельных действий, постоянное ожидание указаний свыше. Входящие в компетенцию педагога вопросы должны ре­шаться им самостоятельно. Не откладывайте назавтра то, что можно сделать сегодня. Нерешенные проблемы угнетают психи­ку, делают человека неуравновешенным, раздражительным


Не бойтесь рисковать


Поддерживайте оригинальные, самостоятельные высказы­вания школьников, даже если они расходятся с официальной точкой зрения. Учите ребят не бояться признавать свои ошиб­ки. Помните об отрицательном влиянии на личность боязни идти своим путем, осознания того, что любая ошибка может привести к неудовлетворительной оценке, дисциплинарному взысканию, ухудшению отношений с педагогом. Добивайтесь, чтобы ученик стремился совершить нравственный поступок согласно своим убеждениям, привычкам, но не из-за боязни наказания.


Сотрудничайте с людьми


Развивайте у обучающихся желание охотно выполнять ваши указа­ния. Доброжелательно подводите итог каждому выполненному поручению. Заменяйте распоряжения уверенно высказанными просьбами. Загружайте работой так, чтобы они научились ценить время. Вынужденное безделье портит человека, разлагает коллектив.

Помните, что уважение и в большей степени любовь — прекрасные катализаторы самоотверженной творческой работы. В тех случаях, когда путь, намеченный учеником для решения поставленной вами задачи, не противоречит в прин­ципе вашему мнению, разрешите ему идти своим путем, стимулируйте инициативу.

Никогда не забывайте поблагодарить молодого человека за работу. Он не будет старательно работать в дальнейшем, если старший не замечает его успехов.


Чаще улыбайтесь людям


Улыбка при встрече с обучающимся говорит, что вы рады ему. Улыбка при входе в группу — что предстоящая совместная работа приятна вам. Чаще шутите сами и позволяйте шутить ребятам. Добрая шутка сближает людей, повышает эффективность совместного труда. Педагог не может не быть оптимистом, верящим в каждого ученика, не теряющимся в сложных ситуациях. Оптимист вселяет в окружающих убежденность в успехе самого трудного дела.


Не нервничайте


Преподаватель не должен нервничать, раздражаться. Иметь недовольное лицо не так уж безобидно. Раздраженный человек теряет много энергии, контроль над собой. Он привы­кает видеть в окружающей жизни, в людях только плохое, у него формируется неуживчивый характер. Если все время осуждать слабости и недостатки других, невольно сам заража­ешься этими слабостями. Злость, грубость, черствость подвер­гают коррозии и чувства, и мышление. А если привыкаешь видеть в людях в первую очередь хорошее, невольно черпаешь в них позитивную энергию.

Каждую преграду полезно встречать с энтузиазмом, считая ее дополнительной возможностью для воспитания воли и ак­тивизации творческой деятельности.

Доверяйте ученикам

Опровергая мнение ученика, старайтесь не обидеть его. До­казывайте ошибочность аргументов спорщика, но не рассмат­ривайте недостатки его характера, имевшие место дисципли­нарные поступки. Старайтесь описывать, а не оценивать его поведение. Вместо: «Ты ведешь себя безобразно (глупо, вызы­вающе... )» — лучше сказать: «Мне было обидно (стыдно, не­удобно...)» или «Я разочарован вашими действиями». Говоря о себе, мы не обижаем учащегося, не вынуждаем его защищаться, а помогаем взглянуть на себя и свое поведение глазами старшего.

Можно высказать замечание в виде вопроса: «Не кажется ли вам, что этот проступок не соответствует кодексу мужской чести?» или «Подумайте, как можно избежать этой ошибки?» Доверительное обращение авторитетного преподавателя, как правило, эффективнее запрета или приказа.


Критикуйте умело


Перед тем как критиковать кого-либо или что-либо взвести все «за» и «против» и решите, нельзя ли обойтись без критики. Перед осуждением коллеги, ученика детально выясните все обстоятельства случившегося и его позицию, выслушайте его объяснение до конца. Возможно, этого будет вполне достаточно для устранения недостатков. Перед тем как выступить с критикой пробелов в работе, установите, по чьей вине ОНИ произошли и, если это имело место, кто в них заинтересован. Никогда не забывайте, что все, делавшееся раньше, можно делать еще лучше, если не в целом, то в частностях. Критикуя, будьте доброжелательным. Ставьте цель помочь критикуемо­му, но не обидеть, не оскорбить, не уничтожить его.

Исправляйте недостатки по мере их обнаружения, а не ко­пите их для разноса на собрании, педсовете, совещании у ад­министрации. Критикуя, не только фиксируйте недо­статки, но обязательно указывайте пути их преодоления. Одновременно говорите об удачах, успехах, способностях кри­тикуемого, так как в этом случае замечания воспринимаются легче. Никогда не забывайте, что критика — средство совершен­ствования учебы, работы, взаимоотношений, но не самоцель.


Справедливо оценивайте людей


Прежде чем осудить кого-либо, постарайтесь понять его, выявить мотивы его поведения, выяснить, почему он поступил так, а не иначе. Первое замечание делайте, как правило, с глазу на глаз. Несоблюдение этого правила наиболее быстро создает дурную репутацию педагогу. Не позволяйте себе высказывать­ся недоброжелательно о воспитанниках, тем более за глаза. При оценке сумейте отсеять случайные и второстепенные де­тали. Не придавайте им большого значения. Никогда не забы­вайте, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки, порождающие мысль о том, что любой проступок оз­начает потерю уважения старшего и никогда не будет забыт. Не переносите личные обиды и неприязнь к кому-либо на дело­вые отношения, не решайте спорные задачи с помощью сило­вых действий и подавления учащегося. Насилие в общении вы­зывает ответное защитное действие, что приводит к нарушению нормальных взаимоотношений, к конфликтной ситуации.


Говорите правильно .


Следите за своей речью. Старайтесь избегать длинных монологов. Не мешайте слушателям задавать вопросы, вставлять замечания. Не сердитесь, когда собеседник не согласен с вами. Не говорите очень быстро и слишком тихо. Наблюдая за учеником, взрослым фиксируйте, понимают ли они вас, не надо ли повторить фразу, изменить громкость или темп речи.


Стремитесь к диалогу



Чтобы переубедить ученика в чем-либо, не обижая и не толкая к конфликту, всегда начинайте обсуждение их пове­дения, разрешение спорного вопроса с тезиса, с которым ученик согласен, и, тогда, найдя общий язык, приступайте к решению спорных вопросов. Первое замечание этого требования наиболее быстро создает дурную репутацию преподавателю. Не позволяйте себе высказываться недоброжелательно об учениах или группе, тем более за глаза. При оценке пове­дения молодого человека умейте отсеять случайные и второ­степенные детали. Не придавайте им большого значения.


Не забывайте о престиже


Никогда не забывайте о самолюбии человека. Ща­дите чувства партнера по общению. Старайтесь не делать выго­вор, не обсуждать поведение человека при посторонних. Уважительный тон, искреннее внимание и понимание позиции собеседника, несколько уважительных слов смягчают упреки, ведут к успеху в контакте. Старайтесь во всех случаях спасти престиж оппонента, и он с радостью будет выполнять ваши указания. Чтобы изменить поведение человека, поступайте так, будто он уже обладает теми качествами, которые вы хотите воспитать у него. Он постарается оправдать хорошую репута­цию. Всегда подмечайте у ученика достоинства и они, рано или поздно, проявятся.


Будьте принципиальным


Будьте твердым в серьезных вопросах, уступайте в мелочах . Помните, что принципиальность — это не только высокая взыскательность, но и внимание, уважение к людям. Трезво оценивайте результаты своего труда, не стесняясь, признавайте свои ошибки, отменяйте неверные распоряжения.

Разъясняйте смысл и цель своих поручений, чтобы учащейся мог действовать сознательно и инициативно. Стремитесь дать каждому воспитаннику упражнение трудное, но выполнимое. Легкое задание неинтересно выполнять. Цель, достигае­мая без усилий, не порождает чувства радости. Трудное зада­ние, которое школьник не может выполнить, приводит к недо­оценке своих сил, трусости. Не обладая твердостью в реализации собственных решений, принципиальностью и в то же время человечностью, вы никогда не завоюете высокого авторитета.


Не козыряйте властью .


Создавайте атмосферу открытости и свободы общения. Чтобы школьники, студенты испытывали потребность делиться друг с другом и с преподавателями информацией и возникающими идеями. Ведь ваши указания, ваш стиль руководства не могут быть всегда идеальными. Учет предложений учащихся поможет намечать целесообразный путь решения текущих во­просов. Замкнутость и инертность членов коллектива можно постепенно преодолеть путем личного примера и убеждения. Воспитывая личным примером, никогда не козыряйте властью. Используйте ее, когда это необходимо, но очень умерен­но и желательно в позитивном направлении, т.е. в интересах воспитанников. Помните, что всем угодить невозможно. Всег­да найдется кто-то из воспитанников недовольный вами. Не расстраивайтесь. Относитесь к этому спокойно, внешне без­различно.


Не будьте упрямым


Не бойтесь извиниться перед школьником, техническим работником, родителем, если были неправы. Не ищите оправ­дания своим проступкам. Помните, что тот, кто всегда находит объективные причины своих неудач, редко бывает хорошим специалистом. Чем сильнее педагог, тем ниже он оценивает себя и выше своих учеников. И наоборот, слабый преподава­тель, как правило высокого мнения о себе и всех вокруг убеж­дает, что ему просто не повезло с учениками. Доброжелательно и внимательно выслушивайте любое предложение воспитан­ника. Иначе в другой раз он просто к вам не подойдет. Никогда не позволяйте себе резких, оскорбительных оценок молодых людей. Ребята самолюбивы. В трудных случаях пытайтесь по­ставить себя на место собеседника.


Укрепляйте у учеников веру в себя


Низкая оценка человеку отбивает охоту к самовоспитанию. Доверие, надежда на успехи питомца вызывают желание не , подвести учителя, оправдать полученный аванс. Обязательно с удовлетворением отмечайте малейшие хорошие поступки трудного ученика. Наладьте моральное, а если есть возмож- ность, и материальное вознаграждение за успехи в учебе, рабо­те, спорте, общественных делах. При стимуляции за хороший поступок и наказании за плохой — обязательно учитывайте мотивацию школьников. В связи с этим за один и тот же поступок разных учеников можно стимулировать по-разному. Не забывайте, что меры стимуляции становятся действенными ; только тогда, когда педагога поддерживает коллектив.

Всегда помните, что симпатичного ученика всегда хочется наказать мягче, а того, кто неприятен педагогу, — строже. И наказать строже того, с кем, например, конфликтуешь, так хочется, что нетрудно увлечься и перейти допустимые и необходимые в данном случае границы.


Не забывайте о контроле и самоконтроле |


При контактах сучениками не забывайте о самоконтроле. Не повышайте голос. Не считайте грубость средством повышения требовательности — это не одно и то же. Не используйте власть пока не убедитесь, что другие средства не дают результата. В воспитании и обучении используйте инди­видуальный подход к каждому ученику.

Контролируйте выполнение домашних зада­ний, поручений ваших и других преподавателей. Отсутствие регулярного контроля может привести к мысли о необязатель­ности выполнения поручений старших.

Будьте всегда пунктуальны. Опоздание на работу, вызывает недовольство не только администрации, но и сослуживцев, учеников. Своевременное начало и конец уроков, вне­классных мероприятий, назначенных встреч превращается в привычку и оставляет приятное впечатление об учителе, как о преданном своему деду, вежливом и воспитанном человеке.


Не забывайте о культуре одежды


Не забывайте о культуре одежды и помещения. Будьте опрятны. Выглаженное платье, начищенная обувь, чистый носовой платок, хорошо повязанный галстук говорят об ува­жении к коллегам и школьникам. Элегантный спортивный костюм, обувь без каблуков в зале подтягивает учителя, а небрежность — распускает. Подтянутость и молодцеватость — признак внутренней организованности, собранности, дисцип­линированности.

Не ждите, чтобы кто-то напомнил вам о порванных носках. пятнах на костюме, нечищенной обуви. Не горбитесь, не ходи­те, опустив голову вниз, расслабленно повесив руки вдоль тела. Следите за своим внешним видом.



Помните о такте



Не вмешивайтесь без надобности в дела учеников. Не повторяйте критических замечаний, если недостатки уже уст­ранены. Не забывайте о бдительности к хвалящим вас, заиски­вающим ученикам. Ищите мотивы их действий. Подхалимство. неумеренное восхваление застилают глаза неопытным педаго­гам, мешают правильно оценивать подопечных, ситуацию, ре­зультаты работы. Учтите, что частое напоминание даже о дей­ствительных заслугах — тоже форма лести. В то же время не забывайте, что за маской неуважения к старшим может скры­ваться чистый, честный, трудолюбивый молодой человек, хороший товарищ.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи, свидания, своевременно возвращает то, что одалжи­вал у коллег, школьников, не повторяет слухов, непроверен­ных фактов, тем более если они могут нанести ущерб окружающим, всегда выполняет свои обещания, терпимо относится к недостаткам коллег, школьников, если те их не могут испра­вить или если эти недостатки не сказываются на учебе, работе, не наносят ущерба окружающим, всегда готов сделать компли­мент сослуживцу, похвалить школьника даже за успешное вы­полнение обязанностей, повседневной работы.

Не забывайте, что основа такта — выдержка и уравнове­шенность педагога. Главные отличительные черты такта — вы­сокая требовательность и высокое уважение к человеку

Будьте общительны.


Помните, что общительность в большинстве случаев гаран­тирует успех общения, и общительность можно развивать. Об­щительность формируется только в процессе конкретных вза­имоотношений со многими людьми. При этом необходимо формировать у себя способность испытывать интерес и влече­ние к окружающим, потребность осуществлять альтруистиче­ские действия, всегда активно стремиться что-то сделать для другого, для общества.

Однако, чтобы альтруистические действия не выглядели назойливо, необходимо научиться выявлять настроение чело­века и учитывать его в ходе контакта. Так, например, если человек чем-то раздражен, бесполезен адресованный ему упрек. Мало того, такой упрек может испортить отношения. Вначале целесообразно снять раздражение, сделав или сказав партнеру по общению что-нибудь приятное для него. И только убедившись, что он успокоился, можно разбирать его недо­статки, продолжая оставаться доброжелательным, терпимым. Чтобы завязавшийся контакт не прекратился, старайтесь, чтобы ваши вопросы содержали слова: «Почему?», «Когда?», «Как?», «Каким образом?», «Как вы полагаете?». Тогда в ответ не услышите односложных «да» или «нет». А, значит, вместо монолога возникнет так важный для доброго общения диалог.


Не ссорьтесь, дискутируйте


Чтобы дискуссия не превратилась в перебранку, не оспаривайте каждое услышанное возражение собеседника. Выслушайте его, не перебивая, до конца и только после того, как он кончит, вежливо, ни в коем случае не категорично, приведите свои аргументы.

Внимательно слушайте партнера по общению. Иначе не возникнет взаимной симпатии между вами. Никогда не забывайте, что сомнение, желание поспорить с преподавателем говорит о творческом отношении школьника к делу. Его надо всячески приветствовать. Некорректная же форма спора чаще всего не отсутствие уважения к педагогу, а отсутствие должной культуры и подростковая или юношеская горячность. Спор с учеником не подрывает авторитет преподавателя, а укрепляет его, вызывает уважение и любовь ребят, в первую очередь неза­висимых, активных, самоуверенных школьников, т.е. тех, с кем особенно трудно работать педагогу.

В споре, как и вообще в общении, следует вести себя веж­ливо, доброжелательно. Не препираться никогда и ни с кем. Неизменная приветливость к людям, — отличительная черта воспитанного человека, квалифицированного педагога.


Будьте бодрым


Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков. Дети не любят несчастных людей, органически не выносят постоянно озабоченных чем-то преподавателей. Помните, что неудачи, личные несчастья мы всегда преувеличиваем. В трудных ситуа­циях думайте о будущем, занимайтесь делом — это лучшие способы победить свое несчастье, изгнать дух уныния. Никто не может принести нам душевное спокойствие, кроме нас самих. Мы энергичны и активны настолько, насколько полны решимости быть бодрыми, душевно счастливыми.



Не будьте категоричны


Старайтесь чаще разговаривать с неблагополучными учениками на темы, не имеющие отношения к учебе и дис­циплине. За одинаково хороший ответ или поступок активнее поощряйте трудного школьника, за одинаково плохой — стро­же взыскивайте с лидеров коллектива, с лучших школьников.

Проявляйте уважение к мнению других людей, в том числе отстающих учеников. Сказать: «Так не может быть» или «Вы неправы» все равно, что заявить: «Я умнее вас», т.е. нанести сильнейший удар по самолюбию оппонента. В такой ситуации чаще используйте нейтральные выражения: «Я полагаю». «Мне кажется...», «Я думаю...». Реже говорите: «Конечно», «Безусловно». Помните, что в отличие от сомнения категорич­ность не украшает воспитанного человека.

По возможности, избегайте следующих слов: «невозмож­но», «сомневаюсь», «если только», «не могу», «очень трудно» и любые другие, выражающие сомнение, осуждающие вас само­го или кого-нибудь другого.


Поддерживайте добрые отношения с окружающими


Лучшее средство, помогающее укрепить желание овладеть общением подолгу и по возможности чаще, выпукло и ярко представлять себе, какое удовольствие вы будете получать, как многого сможете добиться в жизни, легко сходясь с интерес­ными людьми и поддерживая с ними добрые, отношения. На­сколько легче станет работать в школе, быстрее устанавливать контакт со сложными группами, поддерживать добрые отно­шения с администрацией, родителями учеников, если вы овла­деете умением общаться с людьми. Также полезно и отчетливо представлять, как трудно жить и работать в коллективе, если не сможешь установить добрые отношения с окружающими людьми, не овладеешь общением.


Старайтесь быть общительным


Помните, что можно претендовать на право считаться по настоящему владеющим общением человеком, специалистом в области постижения душевной жизни других только в случае, когда у вас достаточно обширный круг общения, когда вы под­держиваете дружеские или приятельские отношения с ровес­никами, учащимися, дошкольниками, старыми людьми. На­оборот, узость настроенности на других наносит ущерб общи­тельности.

Вникайте во внутренний мир школьников, сочувствуйте, при неудачах в семье, учебе, внеклассной работе, конфликте с товарищами. Не занимайте позицию стороннего наблюдателя при столкновении с их нуждами и проблемами.


Пользуйтесь эффективным стилем управления


Создавайте условия для проявления индивидуальности и компетентности членов коллектива. Чем выше компетент­ность, тем эффективнее самоуправление, выше самоуважение, трудовая мотивация, величина трудового вклада. Будьте хоро­шим психологом. Больше внимания уделяйте стимулирова­нию воспитанников. Избирайте наиболее эффективный в дан­ных условиях стиль управления. Универсального стиля управ­ления для воспитания и обучения разных людей не существует. Наиболее эффективным является интегративный ( неразрывно связанный, цельный, единый ) стиль управ­ления, позволяющий воспитывать молодых людей в духе ува­жения друг к другу и исключающий соперничество, подозри­тельность, недоверие.


Благодарите за совет


Когда дают совет, делают замечание, следует прежде всего поблагодарить дающего, а уже потом решать, следовать этому совету, учитывать замечание или нет. Если же рекомендации глупы или даже смешны, если они не новы для вас, совсем не обязательно говорить об этом советчику, иначе в следующий раз он может отказать в помощи, хотя вы будете в ней нуждаться.


Неустанно совершенствуйтесь


Рекомендуя выполнить рассмотренные правила другим, выполняйте эти рекомендации сами. Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне вас, вы начне­те прогрессировать.

Недовольство собой не должно обезоруживать, расслаб­лять личность, а вести ее к самовоспитанию, самосовершенст­вованию.

Никогда не оставайтесь наедине с горем. Находите утеше­ние в беседе с товарищами, в занятиях любимым делом. По­мните, что спокойное состояние, внутреннее равновесие зави­сят от вас самого, а не от внешних обстоятельств.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!