Как вести себя, общаясь с людьми
Прежде чем высказать кому-нибудь горькую правду. помажь кончик своего языка медом.
Арабская пословица
Уважайте людей
Относитесь к людям так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. В разговоре неплохо дать почувствовать собеседнику, что он в чем-то превосходит вас.. Умейте говорить не только о том, что волнует вас, но и о приятном, интересном для собеседника. Нельзя говорить с нарушителем дисциплины только о поведении, с отстающим — только об успеваемости.
Не говорите только сами, в любом случае дайте высказаться и собеседнику. Проявляйте к людям искренний интерес. Помните, что одобрение, похвала, ласковое слово — эффективные средства мобилизации человека.
Запоминайте имена всех, с кем приходится общаться. Интересуйтесь внеучебными делами школьников, их успехами не только в учебе, но и в спорте, художественной самодеятельности, техническом творчестве, музыке. Не забудьте поздравить коллегу, школьника с днем рождения. Умейте не только сострадать в несчастье, но и искренне радоваться успехам окружающих, что много труднее. Старайтесь чаще хвалить людей за трудолюбие, работоспособность, прилежание, ответственное отношение к порученному делу.
Будьте смелым и решительным
Ничто так не подрывает авторитет учителя, как боязнь самостоятельных действий, постоянное ожидание указаний свыше. Входящие в компетенцию педагога вопросы должны решаться им самостоятельно. Не откладывайте назавтра то, что можно сделать сегодня. Нерешенные проблемы угнетают психику, делают человека неуравновешенным, раздражительным
Не бойтесь рисковать
Поддерживайте оригинальные, самостоятельные высказывания школьников, даже если они расходятся с официальной точкой зрения. Учите ребят не бояться признавать свои ошибки. Помните об отрицательном влиянии на личность боязни идти своим путем, осознания того, что любая ошибка может привести к неудовлетворительной оценке, дисциплинарному взысканию, ухудшению отношений с педагогом. Добивайтесь, чтобы ученик стремился совершить нравственный поступок согласно своим убеждениям, привычкам, но не из-за боязни наказания.
Сотрудничайте с людьми
Развивайте у обучающихся желание охотно выполнять ваши указания. Доброжелательно подводите итог каждому выполненному поручению. Заменяйте распоряжения уверенно высказанными просьбами. Загружайте работой так, чтобы они научились ценить время. Вынужденное безделье портит человека, разлагает коллектив.
Помните, что уважение и в большей степени любовь — прекрасные катализаторы самоотверженной творческой работы. В тех случаях, когда путь, намеченный учеником для решения поставленной вами задачи, не противоречит в принципе вашему мнению, разрешите ему идти своим путем, стимулируйте инициативу.
Никогда не забывайте поблагодарить молодого человека за работу. Он не будет старательно работать в дальнейшем, если старший не замечает его успехов.
Чаще улыбайтесь людям
Улыбка при встрече с обучающимся говорит, что вы рады ему. Улыбка при входе в группу — что предстоящая совместная работа приятна вам. Чаще шутите сами и позволяйте шутить ребятам. Добрая шутка сближает людей, повышает эффективность совместного труда. Педагог не может не быть оптимистом, верящим в каждого ученика, не теряющимся в сложных ситуациях. Оптимист вселяет в окружающих убежденность в успехе самого трудного дела.
Не нервничайте
Преподаватель не должен нервничать, раздражаться. Иметь недовольное лицо не так уж безобидно. Раздраженный человек теряет много энергии, контроль над собой. Он привыкает видеть в окружающей жизни, в людях только плохое, у него формируется неуживчивый характер. Если все время осуждать слабости и недостатки других, невольно сам заражаешься этими слабостями. Злость, грубость, черствость подвергают коррозии и чувства, и мышление. А если привыкаешь видеть в людях в первую очередь хорошее, невольно черпаешь в них позитивную энергию.
Каждую преграду полезно встречать с энтузиазмом, считая ее дополнительной возможностью для воспитания воли и активизации творческой деятельности.
Доверяйте ученикам
Опровергая мнение ученика, старайтесь не обидеть его. Доказывайте ошибочность аргументов спорщика, но не рассматривайте недостатки его характера, имевшие место дисциплинарные поступки. Старайтесь описывать, а не оценивать его поведение. Вместо: «Ты ведешь себя безобразно (глупо, вызывающе... )» — лучше сказать: «Мне было обидно (стыдно, неудобно...)» или «Я разочарован вашими действиями». Говоря о себе, мы не обижаем учащегося, не вынуждаем его защищаться, а помогаем взглянуть на себя и свое поведение глазами старшего.
Можно высказать замечание в виде вопроса: «Не кажется ли вам, что этот проступок не соответствует кодексу мужской чести?» или «Подумайте, как можно избежать этой ошибки?» Доверительное обращение авторитетного преподавателя, как правило, эффективнее запрета или приказа.
Критикуйте умело
Перед тем как критиковать кого-либо или что-либо взвести все «за» и «против» и решите, нельзя ли обойтись без критики. Перед осуждением коллеги, ученика детально выясните все обстоятельства случившегося и его позицию, выслушайте его объяснение до конца. Возможно, этого будет вполне достаточно для устранения недостатков. Перед тем как выступить с критикой пробелов в работе, установите, по чьей вине ОНИ произошли и, если это имело место, кто в них заинтересован. Никогда не забывайте, что все, делавшееся раньше, можно делать еще лучше, если не в целом, то в частностях. Критикуя, будьте доброжелательным. Ставьте цель помочь критикуемому, но не обидеть, не оскорбить, не уничтожить его.
Исправляйте недостатки по мере их обнаружения, а не копите их для разноса на собрании, педсовете, совещании у администрации. Критикуя, не только фиксируйте недостатки, но обязательно указывайте пути их преодоления. Одновременно говорите об удачах, успехах, способностях критикуемого, так как в этом случае замечания воспринимаются легче. Никогда не забывайте, что критика — средство совершенствования учебы, работы, взаимоотношений, но не самоцель.
Справедливо оценивайте людей
Прежде чем осудить кого-либо, постарайтесь понять его, выявить мотивы его поведения, выяснить, почему он поступил так, а не иначе. Первое замечание делайте, как правило, с глазу на глаз. Несоблюдение этого правила наиболее быстро создает дурную репутацию педагогу. Не позволяйте себе высказываться недоброжелательно о воспитанниках, тем более за глаза. При оценке сумейте отсеять случайные и второстепенные детали. Не придавайте им большого значения. Никогда не забывайте, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки, порождающие мысль о том, что любой проступок означает потерю уважения старшего и никогда не будет забыт. Не переносите личные обиды и неприязнь к кому-либо на деловые отношения, не решайте спорные задачи с помощью силовых действий и подавления учащегося. Насилие в общении вызывает ответное защитное действие, что приводит к нарушению нормальных взаимоотношений, к конфликтной ситуации.
Говорите правильно .
Следите за своей речью. Старайтесь избегать длинных монологов. Не мешайте слушателям задавать вопросы, вставлять замечания. Не сердитесь, когда собеседник не согласен с вами. Не говорите очень быстро и слишком тихо. Наблюдая за учеником, взрослым фиксируйте, понимают ли они вас, не надо ли повторить фразу, изменить громкость или темп речи.
Стремитесь к диалогу
Чтобы переубедить ученика в чем-либо, не обижая и не толкая к конфликту, всегда начинайте обсуждение их поведения, разрешение спорного вопроса с тезиса, с которым ученик согласен, и, тогда, найдя общий язык, приступайте к решению спорных вопросов. Первое замечание этого требования наиболее быстро создает дурную репутацию преподавателю. Не позволяйте себе высказываться недоброжелательно об учениах или группе, тем более за глаза. При оценке поведения молодого человека умейте отсеять случайные и второстепенные детали. Не придавайте им большого значения.
Не забывайте о престиже
Никогда не забывайте о самолюбии человека. Щадите чувства партнера по общению. Старайтесь не делать выговор, не обсуждать поведение человека при посторонних. Уважительный тон, искреннее внимание и понимание позиции собеседника, несколько уважительных слов смягчают упреки, ведут к успеху в контакте. Старайтесь во всех случаях спасти престиж оппонента, и он с радостью будет выполнять ваши указания. Чтобы изменить поведение человека, поступайте так, будто он уже обладает теми качествами, которые вы хотите воспитать у него. Он постарается оправдать хорошую репутацию. Всегда подмечайте у ученика достоинства и они, рано или поздно, проявятся.
Будьте принципиальным
Будьте твердым в серьезных вопросах, уступайте в мелочах . Помните, что принципиальность — это не только высокая взыскательность, но и внимание, уважение к людям. Трезво оценивайте результаты своего труда, не стесняясь, признавайте свои ошибки, отменяйте неверные распоряжения.
Разъясняйте смысл и цель своих поручений, чтобы учащейся мог действовать сознательно и инициативно. Стремитесь дать каждому воспитаннику упражнение трудное, но выполнимое. Легкое задание неинтересно выполнять. Цель, достигаемая без усилий, не порождает чувства радости. Трудное задание, которое школьник не может выполнить, приводит к недооценке своих сил, трусости. Не обладая твердостью в реализации собственных решений, принципиальностью и в то же время человечностью, вы никогда не завоюете высокого авторитета.
Не козыряйте властью .
Создавайте атмосферу открытости и свободы общения. Чтобы школьники, студенты испытывали потребность делиться друг с другом и с преподавателями информацией и возникающими идеями. Ведь ваши указания, ваш стиль руководства не могут быть всегда идеальными. Учет предложений учащихся поможет намечать целесообразный путь решения текущих вопросов. Замкнутость и инертность членов коллектива можно постепенно преодолеть путем личного примера и убеждения. Воспитывая личным примером, никогда не козыряйте властью. Используйте ее, когда это необходимо, но очень умеренно и желательно в позитивном направлении, т.е. в интересах воспитанников. Помните, что всем угодить невозможно. Всегда найдется кто-то из воспитанников недовольный вами. Не расстраивайтесь. Относитесь к этому спокойно, внешне безразлично.
Не будьте упрямым
Не бойтесь извиниться перед школьником, техническим работником, родителем, если были неправы. Не ищите оправдания своим проступкам. Помните, что тот, кто всегда находит объективные причины своих неудач, редко бывает хорошим специалистом. Чем сильнее педагог, тем ниже он оценивает себя и выше своих учеников. И наоборот, слабый преподаватель, как правило высокого мнения о себе и всех вокруг убеждает, что ему просто не повезло с учениками. Доброжелательно и внимательно выслушивайте любое предложение воспитанника. Иначе в другой раз он просто к вам не подойдет. Никогда не позволяйте себе резких, оскорбительных оценок молодых людей. Ребята самолюбивы. В трудных случаях пытайтесь поставить себя на место собеседника.
Укрепляйте у учеников веру в себя
Низкая оценка человеку отбивает охоту к самовоспитанию. Доверие, надежда на успехи питомца вызывают желание не , подвести учителя, оправдать полученный аванс. Обязательно с удовлетворением отмечайте малейшие хорошие поступки трудного ученика. Наладьте моральное, а если есть возмож- ность, и материальное вознаграждение за успехи в учебе, работе, спорте, общественных делах. При стимуляции за хороший поступок и наказании за плохой — обязательно учитывайте мотивацию школьников. В связи с этим за один и тот же поступок разных учеников можно стимулировать по-разному. Не забывайте, что меры стимуляции становятся действенными ; только тогда, когда педагога поддерживает коллектив.
Всегда помните, что симпатичного ученика всегда хочется наказать мягче, а того, кто неприятен педагогу, — строже. И наказать строже того, с кем, например, конфликтуешь, так хочется, что нетрудно увлечься и перейти допустимые и необходимые в данном случае границы.
Не забывайте о контроле и самоконтроле |
При контактах сучениками не забывайте о самоконтроле. Не повышайте голос. Не считайте грубость средством повышения требовательности — это не одно и то же. Не используйте власть пока не убедитесь, что другие средства не дают результата. В воспитании и обучении используйте индивидуальный подход к каждому ученику.
Контролируйте выполнение домашних заданий, поручений ваших и других преподавателей. Отсутствие регулярного контроля может привести к мысли о необязательности выполнения поручений старших.
Будьте всегда пунктуальны. Опоздание на работу, вызывает недовольство не только администрации, но и сослуживцев, учеников. Своевременное начало и конец уроков, внеклассных мероприятий, назначенных встреч превращается в привычку и оставляет приятное впечатление об учителе, как о преданном своему деду, вежливом и воспитанном человеке.
Не забывайте о культуре одежды
Не забывайте о культуре одежды и помещения. Будьте опрятны. Выглаженное платье, начищенная обувь, чистый носовой платок, хорошо повязанный галстук говорят об уважении к коллегам и школьникам. Элегантный спортивный костюм, обувь без каблуков в зале подтягивает учителя, а небрежность — распускает. Подтянутость и молодцеватость — признак внутренней организованности, собранности, дисциплинированности.
Не ждите, чтобы кто-то напомнил вам о порванных носках. пятнах на костюме, нечищенной обуви. Не горбитесь, не ходите, опустив голову вниз, расслабленно повесив руки вдоль тела. Следите за своим внешним видом.
Помните о такте
Не вмешивайтесь без надобности в дела учеников. Не повторяйте критических замечаний, если недостатки уже устранены. Не забывайте о бдительности к хвалящим вас, заискивающим ученикам. Ищите мотивы их действий. Подхалимство. неумеренное восхваление застилают глаза неопытным педагогам, мешают правильно оценивать подопечных, ситуацию, результаты работы. Учтите, что частое напоминание даже о действительных заслугах — тоже форма лести. В то же время не забывайте, что за маской неуважения к старшим может скрываться чистый, честный, трудолюбивый молодой человек, хороший товарищ.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи, свидания, своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, школьников, не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более если они могут нанести ущерб окружающим, всегда выполняет свои обещания, терпимо относится к недостаткам коллег, школьников, если те их не могут исправить или если эти недостатки не сказываются на учебе, работе, не наносят ущерба окружающим, всегда готов сделать комплимент сослуживцу, похвалить школьника даже за успешное выполнение обязанностей, повседневной работы.
Не забывайте, что основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главные отличительные черты такта — высокая требовательность и высокое уважение к человеку
Будьте общительны.
Помните, что общительность в большинстве случаев гарантирует успех общения, и общительность можно развивать. Общительность формируется только в процессе конкретных взаимоотношений со многими людьми. При этом необходимо формировать у себя способность испытывать интерес и влечение к окружающим, потребность осуществлять альтруистические действия, всегда активно стремиться что-то сделать для другого, для общества.
Однако, чтобы альтруистические действия не выглядели назойливо, необходимо научиться выявлять настроение человека и учитывать его в ходе контакта. Так, например, если человек чем-то раздражен, бесполезен адресованный ему упрек. Мало того, такой упрек может испортить отношения. Вначале целесообразно снять раздражение, сделав или сказав партнеру по общению что-нибудь приятное для него. И только убедившись, что он успокоился, можно разбирать его недостатки, продолжая оставаться доброжелательным, терпимым. Чтобы завязавшийся контакт не прекратился, старайтесь, чтобы ваши вопросы содержали слова: «Почему?», «Когда?», «Как?», «Каким образом?», «Как вы полагаете?». Тогда в ответ не услышите односложных «да» или «нет». А, значит, вместо монолога возникнет так важный для доброго общения диалог.
Не ссорьтесь, дискутируйте
Чтобы дискуссия не превратилась в перебранку, не оспаривайте каждое услышанное возражение собеседника. Выслушайте его, не перебивая, до конца и только после того, как он кончит, вежливо, ни в коем случае не категорично, приведите свои аргументы.
Внимательно слушайте партнера по общению. Иначе не возникнет взаимной симпатии между вами. Никогда не забывайте, что сомнение, желание поспорить с преподавателем говорит о творческом отношении школьника к делу. Его надо всячески приветствовать. Некорректная же форма спора чаще всего не отсутствие уважения к педагогу, а отсутствие должной культуры и подростковая или юношеская горячность. Спор с учеником не подрывает авторитет преподавателя, а укрепляет его, вызывает уважение и любовь ребят, в первую очередь независимых, активных, самоуверенных школьников, т.е. тех, с кем особенно трудно работать педагогу.
В споре, как и вообще в общении, следует вести себя вежливо, доброжелательно. Не препираться никогда и ни с кем. Неизменная приветливость к людям, — отличительная черта воспитанного человека, квалифицированного педагога.
Будьте бодрым
Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков. Дети не любят несчастных людей, органически не выносят постоянно озабоченных чем-то преподавателей. Помните, что неудачи, личные несчастья мы всегда преувеличиваем. В трудных ситуациях думайте о будущем, занимайтесь делом — это лучшие способы победить свое несчастье, изгнать дух уныния. Никто не может принести нам душевное спокойствие, кроме нас самих. Мы энергичны и активны настолько, насколько полны решимости быть бодрыми, душевно счастливыми.
Не будьте категоричны
Старайтесь чаще разговаривать с неблагополучными учениками на темы, не имеющие отношения к учебе и дисциплине. За одинаково хороший ответ или поступок активнее поощряйте трудного школьника, за одинаково плохой — строже взыскивайте с лидеров коллектива, с лучших школьников.
Проявляйте уважение к мнению других людей, в том числе отстающих учеников. Сказать: «Так не может быть» или «Вы неправы» все равно, что заявить: «Я умнее вас», т.е. нанести сильнейший удар по самолюбию оппонента. В такой ситуации чаще используйте нейтральные выражения: «Я полагаю». «Мне кажется...», «Я думаю...». Реже говорите: «Конечно», «Безусловно». Помните, что в отличие от сомнения категоричность не украшает воспитанного человека.
По возможности, избегайте следующих слов: «невозможно», «сомневаюсь», «если только», «не могу», «очень трудно» и любые другие, выражающие сомнение, осуждающие вас самого или кого-нибудь другого.
Поддерживайте добрые отношения с окружающими
Лучшее средство, помогающее укрепить желание овладеть общением подолгу и по возможности чаще, выпукло и ярко представлять себе, какое удовольствие вы будете получать, как многого сможете добиться в жизни, легко сходясь с интересными людьми и поддерживая с ними добрые, отношения. Насколько легче станет работать в школе, быстрее устанавливать контакт со сложными группами, поддерживать добрые отношения с администрацией, родителями учеников, если вы овладеете умением общаться с людьми. Также полезно и отчетливо представлять, как трудно жить и работать в коллективе, если не сможешь установить добрые отношения с окружающими людьми, не овладеешь общением.
Старайтесь быть общительным
Помните, что можно претендовать на право считаться по настоящему владеющим общением человеком, специалистом в области постижения душевной жизни других только в случае, когда у вас достаточно обширный круг общения, когда вы поддерживаете дружеские или приятельские отношения с ровесниками, учащимися, дошкольниками, старыми людьми. Наоборот, узость настроенности на других наносит ущерб общительности.
Вникайте во внутренний мир школьников, сочувствуйте, при неудачах в семье, учебе, внеклассной работе, конфликте с товарищами. Не занимайте позицию стороннего наблюдателя при столкновении с их нуждами и проблемами.
Пользуйтесь эффективным стилем управления
Создавайте условия для проявления индивидуальности и компетентности членов коллектива. Чем выше компетентность, тем эффективнее самоуправление, выше самоуважение, трудовая мотивация, величина трудового вклада. Будьте хорошим психологом. Больше внимания уделяйте стимулированию воспитанников. Избирайте наиболее эффективный в данных условиях стиль управления. Универсального стиля управления для воспитания и обучения разных людей не существует. Наиболее эффективным является интегративный ( неразрывно связанный, цельный, единый ) стиль управления, позволяющий воспитывать молодых людей в духе уважения друг к другу и исключающий соперничество, подозрительность, недоверие.
Благодарите за совет
Когда дают совет, делают замечание, следует прежде всего поблагодарить дающего, а уже потом решать, следовать этому совету, учитывать замечание или нет. Если же рекомендации глупы или даже смешны, если они не новы для вас, совсем не обязательно говорить об этом советчику, иначе в следующий раз он может отказать в помощи, хотя вы будете в ней нуждаться.
Неустанно совершенствуйтесь
Рекомендуя выполнить рассмотренные правила другим, выполняйте эти рекомендации сами. Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне вас, вы начнете прогрессировать.
Недовольство собой не должно обезоруживать, расслаблять личность, а вести ее к самовоспитанию, самосовершенствованию.
Никогда не оставайтесь наедине с горем. Находите утешение в беседе с товарищами, в занятиях любимым делом. Помните, что спокойное состояние, внутреннее равновесие зависят от вас самого, а не от внешних обстоятельств.