СЛАЙД 1 – ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Уважаемый Председатель!
Уважаемые члены государственной комиссии!
Вашему вниманию предлагается магистерская диссертация на тему «Реализация аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному чтению на начальном этапе».
СЛАЙД 2.
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что сегодня одной из ведущих тенденций российского образования является обращение к ценностной парадигме. Ведется поиск такого подхода в организации образовательного процесса, который будет способствовать нравственному и духовному развитию человека, расширению системы его ценностей, формированию высокой нравственной культуры, способного самостоятельно решать стоящие перед ним задачи, руководствуясь гуманистическими идеалами и принципами. Именно аксиологический подход наиболее эффективен для реализации целей и задач образования в целом и иноязычного образования, в частности. Иноязычное образование обладает значительным развивающим и воспитывающим потенциалом, так как закрепление и обогащение нравственного опыта детей идет в сравнении системы нравственных ценностей родной и иноязычной культуры. Проблема становления нравственных основ личности в иноязычном образовании особенно актуальна в младшем школьном возрасте, поскольку именно от начальной ступени зависит успешность дальнейшего обучения и воспитания.
Дети младшего школьн ого возр аста являются сен зитивн ыми
(чр езмер н о чувствительн ыми) по отн ошен ию к мор альн о-н р авствен н ому влиян ию и воздействию. У н их чувствительн ая н ер вн ая система, пр еобладан ие эмоцион альн ой сфер ы в воспр иятии окр ужающей действительн ости, что н епоср едствен н о связан о с фор мир ован ием н р авствен н ых чувств, р азвитием способн остей к осозн ан ию как своих чувств и пер еживан ий, так и по отн ошен ию к др угим людям.
Исходя из этого, логичн о пр едставить в области ин оязычн ого
обр азован ия н овую цель фор мир ован ия н е только говор ящего и действующего человека, н о и духовн о-н р авствен н ого, владеющего всеми аспектами ин оязычн ой культур ы.
Одн ако н еобходимо отметить, что в совр емен н ой пр актике обучен ию ин остр ан н ому языку младших школьн иков обр азовательн ые и р азвивающие цели пр еобладают н ад воспитательн ыми. Содер жан ие матер иала совр емен н ых учебн о-методических комплексов по пр едмету «Ин остр ан н ый язык» для н ачальн ых классов зачастую ор иен тир ован о н а пр агматические свойства языка и р ечи. Учебн ые упр ажн ен ия и задания воспитательн ой и нр авствен н о-цен н остн ой н апр авлен н ости н е влияют должн ым обр азом н а фор мир ован ие н р авствен н о-цен н остн ых ор иен таций личн ости младшего школьн ика, потому что являются имплицитн ым (неосознанным) н аучен ием, н е систематическими, фр агмен тар н ыми и эпизодическими.
В н ашей р аботе пр едпр ин ята попытка теор етически обосн овать и пр актически р ешить пр облему целен апр авлен н ого воспитательн ого воздействия н а осмыслен ие общечеловеческих и н ацион альн ых цен н остей, фор мир ован ие и р азвитие н р авствен н о-цен н остн ой ор иен тации младших школьн иков в пр оцессе обучен ия ин оязычн ому чтен ию. Для этого н еобходимо вн ести измен ен ия в пр едметн ое содер жан ие обучен ия ин остр ан н ому языку, пр имен ить аксиологический подход в обучен ии, что особен н о важн о н а н ачальн ом этапе.
Н еобходимость такого исследован ия обусловлен а и н едостаточн ой н аучн о-теор етической и пр актической р азр аботан н остью р ассматр иваемой пр облемы, ее актуальн остью н а совр емен н ом этапе. Существует несколько противоречий. C одной стороны, между возрастающими требованиями к качеству образования учащихся начального звена, недостаточной теоретической обоснованностью вопросов, которые связаны с реализацией аксиологического подхода в процессе образования. И с другой стороны, с научно-методическим обеспечением этого процесса.
Исходя из этого выбр ан а тема исследован ия «Р еализация аксиологического подхода в процессе обучен ия ин оязычн ому чтен ию н а н ачальн ом этапе».
СЛАЙД 3 – ПРОБЛЕМА, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ
Это и определило проблему исследования: каковы педагогические условия содействия успешному развитию ценностно-нравственных аспектов обучения иноязычному чтению в начальной школе?
Объект исследования – процесс обучения иноязычному чтению учащихся начальной школы.
Предмет исследования – педагогические условия, обеспечивающие реализацию аксиологического подхода путем успешного формирования нравственно-ценностных ориентаций младших школьников в процессе обучения иноязычному чтению на начальном этапе.
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития ценностно-нравственных аспектов обучения иноязычному чтению на начальном этапе при реализации аксиологического подхода.
СЛАЙД 4 – ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
Изучить научную, психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по данной теме.
Рассмотреть сущность аксиологического подхода, его роль, особенности в педагогике, в частности, процессе обучения иностранному языку.
Раскрыть особенности развития ценностно-нравственных аспектов при обучении иноязычному чтению младших школьников.
Выявить уровни мотивации сформированности нравственно-ценностных ориентаций у младших школьников.
Разработать комплекс упражнений и заданий по обучению иноязычному чтению младших школьников, направленных на формирование нравственно-ценностных ориентаций.
Экспериментальным путем проверить и доказать педагогическую эффективность комплекса упражнений и заданий в процессе обучения иноязычному чтению младших школьников как важного действенного средства обеспечения успешной реализации аксиологического подхода.
Слайд 5 – ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Гипотеза исследования:
Уровень сформированности нравственно-ценностных ориентаций младших школьников повысится, если в процессе обучения иноязычному чтению будут реализованы следующие педагогические условия:
– материал нравственно-ценностных представлений будет отбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников на основе эмоционального восприятия и эмоционально-ценностной насыщенности;
– содержание процесса обучения иноязычному чтению будет отражать аксиологическую направленность в ценностно-нравственных аспектах;
– процесс формирования нравственных ценностей младших школьников будет осуществляться на основе применения комплекса упражнений и заданий по обучению иноязычному чтению, направленных на формирование нравственно-ценностных ориентаций обучающихся.
СЛАЙД 6.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ
заключается в определении теоретических основ для решения проблемы формирования нравственно-ценностных ориентаций у младших школьников, выявлении психолого-педагогических характеристик младшего школьного возраста и его сензитивности к процессу формирования нравственно-ценностных представлений, анализу современной ситуации сформированности нравственно-ценностных ориентаций младших школьников, внедрении и проверке экспериментальной работы по реализации аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному чтению на начальном этапе.
СЛАЙД 7 – МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленных задач экспериментальной работы применялись следующие методы исследования и источники исследования: анализ научной, учебно-методической, психолого-педагогической, лингвистической литературы, анализ психофизиологических исследований; анализ учебных программ, учебников и учебно-тематических планов; моделирование процесса обучения; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент; наблюдение; анкетирование; тестирование; интервьюирование; методы статистического анализа и обработки данных.
СЛАЙД 8 – АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Теоретическую основу исследования составили:
Раскрытие понятий аксиологии, и непосредственно, педагогической аксиологии, ее роли, сущности и определение основных задач.
Педагогическая аксиология – это большая область педагогических знаний, которая исследует ценности образования со стороны самоценности человека и осуществляет ценностные подходы к образованию в целом, основываясь на ценности самого образования.
Аксиология в педагогике играет роль методологической основы, определяющей систему педагогических взглядов, базой которых является ценность человеческой жизни, воспитания, обучения, педагогической деятельности, а также образования. Эти знания определяют ценностное сознание, ценностное отношение и ценностное поведение личности.
В основные задачи педагогической аксиологии входят:
- исследование и анализ исторического развития педагогической теории и образовательной практики с позиции теории ценностей;
- изучение и определение ценностных оснований образования, которые отражают его аксиологическую направленность;
- создание и формирование ценностных подходов к определению стратегий развития и содержания отечественного образования.
Методологическим аппаратом исследования педагогической аксиологии выступает аксиологический подход.
- Аксиологический подход в образовании – это механизм, являющийся связующим звеном между познавательным и практическим подходами; устанавливающий взаимосвязи между ценностями, социальными и культурными факторами и личностью.
- Аксиологический подход в образовании является инструментом, отражающим суть гуманистической педагогики: человек, личность здесь рассматривается как наивысшая ценность общества, самоцель общественного развития.
- Аксиологический подход применительно к предмету «Иностранный язык» представляет собой педагогическую и методическую стратегию, направленную на формирование и развитие ценностных ориентаций обучающихся, их нравственный и духовный рост и становление системы общечеловеческих ценностей.
Сущность аксиологического подхода неразрывно и органически связана с гуманистической педагогикой, поскольку она рассматривает человека как высшую ценность и цель развития.
СЛАЙД 9
Исследуя проблему формирования нравственно-ценностных качеств личности младшего школьника, при подборе диагностического инструментария к методикам, при разработке комплекса упражнений и заданий по обучению иноязычному чтению, направленных на формирование и развитие нравственно-ценностных ориентаций обучающихся, мы учитывали основные компоненты формирования нравственных основ личности: аксиологический, когнитивный, эмоциональный, поведенческий, взаимосвязь которых показана на схеме слайда.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Анализ теоретических источников и современной педагогической практики начального образования позволяет выделить наиболее характерные нравственные качества личности младшего школьника: доброта, сочувствие, готовность прийти на помощь, доброжелательность, взаимопонимание, честность, трудолюбие. Эти качества не существуют отдельно одно от другого, а взаимодополняют друг друга.
СЛАЙД 10
ОБЩАЯ СХЕМА ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТРЕМ ЭТАПАМ ЭКСПЕРИМЕНТА
Наше экспериментальное исследование проводилось в условиях естественного педагогического процесса на базе МОУ «Лицей № 230» города Заречный в четвертых классах начального звена. Экспериментальная работа проходила в период с сентября 2019 года по май 2020 года. Исследование выполнялось в три этапа: констатирующего, формирующего и контрольного.
СЛАЙД 11 - УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Целью констатирующего этапа экспериментальной работы стало выявление уровней сформированности ценностных ориентаций у младших школьников.
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
1) Подобрать и подготовить диагностический материал и оборудование для исследования. Для этого проанализировать авторские диагностики и отобрать подходящие диагностические задания, позволяющие получить информацию об уровнях сформированности нравственно-ценностных представлений у младших школьников.
2) Выявить критерии и показатели уровней сформированности нравственных ценностей у младших школьников.
3) Апробировать педагогическую диагностику с использованием диагностических методик по выявлению уровней сформированности нравственных ценностей у младших школьников, проанализировать её результаты, сделать выводы.
Формирование нравственно-ценностных представлений происходит на основе сочетания эмоционально-образного и словесно-логического компонентов мышления младшего школьника. Это мы и взяли за основу для отбора критериев особенности процесса формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Исходя из этого, критериями являются: 1) когнитивные: полнота и сила усвоения нравственно-ценностных представлений;
2) эмоционально-оценочные: совокупность эмоций и чувств, связанных с пониманием нравственных ценностей.
Основываясь на выделенных критериях, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности нравственных ценностей у младших школьников: низкий, средний и высокий.
По критериям были отобраны соответствующие диагностические методики, которые в совокупности позволяют выявить уровень сформированности нравственных ценностей у младших школьников:
- «Определение нравственных понятий» (Л. С. Колмогорова) [49].
- «Ромашка вопросов» (Б. Блум) [96].
- «Закончи предложения» (И.Б. Дерманова) [36, c. 42].
- «Нравственная самооценка» (Л. Н. Колмогорцева) [99, с. 96].
По общему итогу определения уровней сформированности нравственно-ценностных ориентаций у младших школьников на констатирующем этапе сделан вывод, что в экспериментальной группе высокий уровень сформированности нравственно-ценностных ориентиров имеют всего 7,14% обучающихся, средний уровень – 45,24% обучающихся, низкий уровень – 47,62% обучающихся. В контрольной группе младших школьников с высоким уровнем сформированности нравственно-ценностных ориентаций находится 19,05% обучающихся, со средним уровнем – 57,14% детей, с низким уровнем выявлено 23,81% обучающихся.
СЛАЙД 12
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
В рамках нашего исследования разработана Модель процесса обучения иноязычному чтению с использованием комплекса упражнений и заданий по формированию и развитию нравственно-ценностных ориентаций младших школьников, которая включает в себя: основную цель, первоочередные задачи, содержательную основу, основные принципы обучения, создание педагогических условий, результат.
Цель: формирование нравственно-ценностных ориентаций младших школьников в процессе обучения иноязычному чтению на основе аксиологического подхода.
Задачи: осмысление общечеловеческих ценностей, формирование умения оценить и осознать мотивы и поступки людей, развитие способности к осознанию своих чувств и переживаний окружающих, способности к проявлению нравственных качеств в поведении.
Содержательная основа: комплекс упражнений и заданий, включающий средства формирования и развития общечеловеческих и нравственных ценностей национальной и иноязычной культур на основе отобранных ценностно-ориентированных материалов (художественных произведений русских и иноязычных сказок, сказочных рассказов, характеристик сказочных героев) на примере английского языка.
СЛАЙД 13 - ПРОДОЛЖЕНИЕ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ А П
Основные принципы обучения: принцип воспитывающего обучения, принцип учета психофизиологических и возрастных особенностей, принцип индивидуализации воспитания, принцип коммуникативности, принцип опоры на актуальные потребности, принцип ценностной мотивированности, принцип единства культурно-ценностного пространства, принцип этнокультурной направленности воспитания обучающихся, принцип ситуативности.
Педагогические условия: усвоение общечеловеческих и нравственных ценностей в общении с учителем и в совместной деятельности в процессе обучения, через переживания детьми вместе с учителем; содействие учителя в овладении учащимися средствами нравственно-направленной деятельности (оценка, поиск, обсуждение, проекция ценностей в жизнедеятельность, выбор и др.); направленная ориентация учебного процесса на социальный опыт, потенциал нравственного развития и совершенствования младшего школьника; обращение детей как к реальным жизненным ценностям и их социальному опыту, так и в будущем определяющим их социализацию и выбор жизненной позиции; единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе.
Результат: повышение уровней сформированности нравственно-ценностных ориентаций, система ценностей младших школьников.
СЛАЙД 14.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИНОЯЗЫЧНЫМИ ТЕКСТАМИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАЧ РАЗРАБОТАННОГО НАМИ КОМПЛЕКСА
Для создания у обучающихся системы определённых ценностей и ценностных отношений, знаний, умений и навыков, испотльзовались различные методические приемы воздействия.
Приёмы работы с иноязычными текстами – это определенные действия и операции учителя, направленные с конкретной целью на сообщение знаний, формирование навыков и умений, стимулирование учебной деятельности обучающихся для выполнения частных задач процесса обучения иноязычному чтению.
В соответствии с нашим исследованием, необходимо отметить, что акцент сделан на нравственно-ориентированные тексты, использование которых способствовало реализации аксиологического подхода в обучении чтению, то есть формированию нравственных качеств личность ребенка.
Приём чтения иноязычного текста с пометками «Insert» используется во время чтения текста, когда необходимо попросить учащихся делать на полях условные пометки со следующими значениями:
« V » – это мне знакомо;
« + » – это новое для меня;
« - » – я думаю по-другому;
« ? » – необходимо разъяснить мне;
« !!! » – это меня очень заинтересовало и другие эмоции.
Приём чтения текста «Thin questions and thick questions»
создан для вопросов, на которые можно дать однозначный ответ (это тонкие вопросы), к примеру, Who…? When…? What…? А также проблемные вопросы, на которые невозможно ответить определенно точно (это толстые вопросы), к примеру, Explain why? If you were… would you?
Приём «Чтение с остановками» содержит три стадии технологии чтения:
Первая стадия – вызов, на которой на основе только заглавия текста учащиеся прогнозируют, предполагают, о чём будет иноязычный текст.
Вторая стадия - осмысление. После того, как дети прочитали часть иноязычного текста, они могут уточнить своё понимание и представление, а также предположение о прочитанном материале. Специфика этого обучающего приёма в том, что момент уточнения своего предположения (стадия осмысления) одновременно считается и стадией вызова для ознакомления со следующим фрагментом текста. На этой стадии у обучающихся возникает назревший вопрос: «Что может произойти дальше и почему?».
Третья стадия – рефлексия, на которой проводится заключительная беседа. На стадии рефлексии материал текста представляет собой единое целое. Учебная работа с учащимися здесь разнообразная: письмо, обсуждение, совместный коллективный поиск, тезисы, выбор поговорок и пословиц, творческие работы, эссе и много других форм.
Эта обучающая работа с текстом развивает умение делать анализ текста, определять связь отдельных его элементов (темы, разные образы, действия и способы выражения позиций автора текста), развивает умение высказывать свои мысли и идеи, учит понимать и осмыслять прочитанный материал.
При использовании методического приёма «Ассоциации» учащиеся читают заголовок текста и предполагают, о чем пойдет речь в тексте, перечисляют ассоциации, которые у них возникли, когда они увидели какие-либо слова, словосочетания либо фразы. А учитель в процессе этой работы фиксирует разными приемлемыми для урока способами высказывания детей.
Приём работы с текстом «Ключевые слова» может иметь разные варианты подхода. Например, по перечню ключевых слов и фраз, предложенных учителем, учащиеся высказывают свои предположения о том, как эти слова, словосочетания или фразы могут применяться в контексте. Далее при работе с этим текстом проверяется верность предположений.
Приём «Составление кластера» применяется на самых разных стадиях урока: на стадии вызова – для активизации и стимулирования мыслительной деятельности; на стадии осмысления – для создания и структурирования необходимой информации учебного материала с целью наилучшего запоминания, на стадии рефлексии – для подведении итогов изученной темы.
Приём «Перепутанные логические цепочки» (True or False) используется при написании верных и неверных слов, выражений, цитат или предложений с фактами из прочитанного текста, прочтя которые обучающие должны поставить знак « + » там, где высказывание верно (True), и знак « - » там, где они считают неправильно (False).
При применении приёма «Пазлы» учитель предлагает детям разрезанные и перемешанные части текста или предложения, а они восстанавливают в нужной и логической последовательности эти предложения или части текста. Работа может быть как индивидуальная, так и групповая. Во время проведения групповой работы обучающиеся могут обмениваться информацией, сообща восстанавливать смысл предложения или общее содержание изучаемого иноязычного текста.
Для работы со связным текстом можно использовать обучающий приём восстановления и заполнения пропусков «cloze». Дети восстанавливают смысл деформированного текста, подбирают намеренно пропущенное какое-либо из слов или словосочетаний, используя контекст.
Этот текстовый приём «cloze» должен применяться только для развития умения читать тексты с полным пониманием информации, потому что восстановить пробелы в деформированном тексте невозможно без понимания всех перечисленных в тексте элементов и частей.
СЛАЙД 15
В основу содержания комплекса упражнений и заданий положены сказки на родном и английском языке с нравственно-сообразными смысловыми контекстами. Материал сказок специально отобран, насыщен нравственным содержанием, многие из этих произведений хорошо знакомы маленьким детям. Тематика и лингвистическое содержание данного учебного комплекса совпадает с программными требованиями обучения иностранному языку в начальной школе. Комплекс содержит сказки как знаменитые, так и мало неизвестные детям. По общеизвестным сказкам маленьким школьникам уже знаком сюжет, но в то же время они знакомятся с множеством новых слов, фраз и предложений.
Разработано Календарно-тематическое планирование с внедрением комплекса упражнений и заданий в процесс обучения иноязычному чтению
(ПРИЛАГАЕТСЯ)
ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ОДИН ИЗ КОМПЛЕКТОВ НРАВСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ РАЗРАБОТАННОГО КОМПЛЕКСА К СКАЗКЕ «ЗОЛУШКА»,
ИСПОЛЬЗОВАННОГО В МОДУЛЕ ___________________
ПО ТЕМЕ______________________
учебно-методического комплекса «Spotlight» для 4 класса, авторы
Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. Фокус программы: базовый уровень.
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ К ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СКАЗКЕ «ЗОЛУШКА»
(ЖЕЛАТЕЛЬНО МЕТОДИЧЕСКИ ПОЯСНИТЬ ЗАДАНИЯ)
СЛАЙД 16
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУПП МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ
По общему итогу определения уровней сформированности нравственно-ценностных ориентаций у младших школьников на контрольном этапе сделан вывод, что в экспериментальной группе 23,81% обучающихся имеют высокий уровень сформированности нравственно-ценностных ориентаций, у 54,76% обучающихся выявлен средний уровень, и 21,43% обучающихся – низкий уровень этого показателя на контрольном этапе испытаний. В контрольной группе младших школьников с высоким уровнем сформированности нравственно-ценностных ориентаций находится 22,62%, со средним уровнем выявлено 60,72% обучающихся, с низким уровнем – 16,66% обучающихся.
Обработав математически данные, наглядно видно, что после проведения формирующего этапа исследовательской работы с внедрением комплекса упражнений и заданий по обучению иноязычному чтению текстов нравственной направленности в экспериментальной группе произошло значительное изменение уровня сформированности нравственно-ценностных ориентаций. Количество обучающихся с высоким уровнем нравственно-ценностных ориентаций увеличилось на 16,67%, со средним уровнем увеличилось на 9,52%. Процент обучающихся с низким уровнем снизился на 26,19%. В то время как динамика этого показателя у обучающихся контрольной группы не столь значительна.
Этапы эксперимента | Уровень сформированности нравственно-ценностных ориентаций |
высокий (%) | средний (%) | низкий (%) |
| Экспериментальная группа |
Констатирующий этап | 7,14% | 45,24% | 47,62% |
Контрольный этап | 23,81% | 54,76% | 21,43% |
Разница в показателе уровня | 16,67% | 9,52% | 26,19% |
| Контрольная группа |
Констатирующий этап | 19,05% | 57,14% | 23,81% |
Контрольный этап | 22,62% | 60,72% | 16,66% |
Разница в показателе уровня | 3,57% | 3,58% | 7,15% |
СЛАЙД 17
Результаты теоретического и экспериментального исследования позволяют сформулировать основные выводы:
- Применение аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному чтению является целесообразным и наиболее адекватным в условиях современной действительности, духовно-нравственного кризиса.
- Предмет «Иностранный язык» обладает значительным аксиологическим потенциалом, направлен на реализацию всех аспектов иноязычного образования (познавательного, развивающего, воспитательного и учебного) и играет исключительную роль в плане становления личности.
- Ценностная направленность процесса обучения, характеризуемая специально отобранными художественными произведениями (на основе сказок) и комплексом упражнений и заданий к ним будет способствовать постепенному становлению системы ценностей младших школьников.
- Реализация аксиологического подхода в процессе обучения иноязычному чтению будет успешной при соблюдении следующих условий: ориентация на развитие гуманистического потенциала личности и обогащение его ценностного мировоззрения, на формирование нравственных ценностей младших школьников, мотивационное обеспечение процесса обучения иностранному языку.
Проведенное исследование не является исчерпывающим. Возможные направления развития данной проблемы представляются в дальнейшем поиске более эффективных путей нравственного воспитания средствами иностранного языка и разработке моделей реализации аксиологического подхода в процессе обучения иностранному языку по целенаправленному формированию нравственных качеств личности младших школьников.
СЛАЙД 18.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ