СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад к исследовательской работе "Дворовые игры наших родителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа выполнена учащейся 3 класса, под руководством учителя и родителей. Объектом исследования стали двороые игры. Девочка провела исследование: почему игры так важны и в какие игры играли раньше?

Просмотр содержимого документа
«Доклад к исследовательской работе "Дворовые игры наших родителей"»

21


Городской фестиваль творчества младших школьников

«Радуга талантов – 2018»

Номинация «Первые шаги в науку»







Исследовательская работа

«Дворовые игры наших родителей»





















Автор: Викулова Алиса 3 «А» класс

МБОУ г. Мурманска «СОШ №33»

Руководитель: Зайцева Алевтина Валентиновна,

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории,

МБОУ г. Мурманска «СОШ №33»









г. Мурманск

2017 г.

Оглавление

Введение. 3

Что такое игра и какова ее роль в жизни людей. 5

Анкетирование 7

Выводы 8

Список использованной литературы. 9

Приложения 10

Приложение А 10

Приложение Б 12

Приложение В 13

Приложение Г 13

Приложение Д 14

Приложение Е 16

Приложение Ж 17

Приложение З 18

Царь горы 18

Снежки 18

12 палочек 19

Цепи 19

Резиночка 19



Введение.

Часто я слышала от родителей рассказы об их детстве, о том, сколько времени они проводили на улице, играя с друзьями во множество разных игр, названия которых я раньше даже не слышала, как это было здорово и весело. И мне стало интересно, в какие же игры играли мои родители? Отличаются ли наши игры от тех игр? И что такое вообще игры, как и откуда они появились? И правда ли, что, как говорят некоторые взрослые, сейчас наше поколение мало играет на улице с друзьями? Таким образом определился объект исследования.

Объектом исследования являются дворовые игры наших родителей.

Предмет исследования – содержание и значение игр, в которые играли наши мамы и папы.

Актуальность исследования. Почему игры так важны для человека? Потому что игра – это источник радости, игра – это движение, игра – это отдых, игра – это новые друзья, новые впечатления, новые умения, игра – это жизнь. А самое главное, что активные игры на свежем воздухе делают нас здоровыми.

Когда я стала расспрашивать родителей о том, как они играли раньше, то папа и мама мне ответили, что у них в детстве ни компьютера, ни Интернета, ни игровых приставок не было, детские передачи и мультфильмы показывали не часто, а всё свободное от учебы время они играли с друзьями, а то и всей улицей в разные игры. После рассказа об эти играх, я поняла, что не знаю многих из них. Таким образом появилось предположение или гипотеза, что дети перестали играть в те игры, которые были раньше.

Цель этого исследования - выяснить, верна ли эта гипотеза и правда ли, что те дворовые игры, в которые раньше играли дети, мои родители и родители учеников моего класса, ушли в прошлое.

Чтобы достичь этой цели, я определила для себя следующие задачи:

  1. Изучить информацию по играм вообще и по дворовым играм в частности. Узнать каково влияние коллективных дворовых игр на детей.

  2. Разработать вопросы для анкетирования одноклассников, чтобы узнать в какие игры на улице они играют и что они знают об играх своих родителей.

  3. Разработать вопросы для анкетирования пап и мам одноклассников, чтобы узнать в какие игры играли они и какие играм они научили своих детей.

  4. Провести анкетирование одноклассников и родителей.

  5. Провести анализ результатов анкетирования и подвести итоги.

  6. Дать описание некоторым играм.

  7. Если гипотеза подтвердится, разучить с друзьями новые игры.


Методы исследования - при выполнении работы я использовала рассказы мамы и папы об играх, в которые они играли в детстве, результаты анкетирования своих одноклассников и их родителей, находила описание игр в книгах и в Интернете.

Практическая значимость: эта работа может быть использована для обучения детей новым интересным и полезным играм.



Что такое игра и какова ее роль в жизни людей.

Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Многие игры представляли собою большую оригинальность, исходя из образа жизни народа. Множество игр разных народов имели между собою большое сходство, например, игры с мячом, в кости и т.д.

Первые подвижные игры возникли еще у первобытных людей. Это были простейшие игры, которые развивали очень важные тогда физические качества и воинское искусство: метание камней, метание копья в цель и на дальность.

Среди археологических находок, характеризующих быт и культуру русского средневековья, встречаются предметы, свидетельствующие о существовании разных игр. К ним относятся разнообразного вида шашки из кости и других материалов, костяные и деревянные шахматные фигуры, доски с расчерченным игровым полем, кожаные мячи.

На территории Древнего Новгорода при археологических раскопках найдено огромное количество шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры.

Наиболее подробно понятие "игра", "играть" разъясняет В.И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка": "Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие".

На первый взгляд может показаться, что игра – это приятное времяпровождение, однако это не совсем так. Игры служили для множества разнообразных целей: кроме забавы они служили еще и для обучения или улучшения военных навыков, для подготовки к будущему труду, когда в игре моделируются реальные жизненные условия. Еще Платон утверждал: «, например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».

Таким образом становится понятно, что игра — это нечто большее, чем занятие от скуки. Кроме, казалось бы, пустой траты времени – это еще и развитие определенных полезных качеств: ловкость, сила, смекалка, новые навыки, умение работать в команде, великодушие. Игры учат нас не сдаваться, не отступать перед трудностями, учат уметь урегулировать споры, если они возникнут в процессе игры, учат взаимовыручке. Желание выиграть может заставить поступиться какими-то личными желаниями, для выгоды и победы всей команды. А выигрыш всегда распределяется на всех игроков команды. Так в игре рождается дружба.

Наших родителей специально играм никто не учил. Как только им можно было выходить на улицу, они присоединялись к компании детей и становились участниками массовых, коллективных игр. Раньше детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.



Анкетирование

Для того чтобы понять в чем разница между играми, в которые играли раньше, и играми современных детей мною были составлены анкеты для моих одноклассников и их родителей с вопросами о том, в какие игры, с кем и сколько они играли. Ниже приведены графики наглядно показывающие результаты анкетирования.

Анкетирование моих одноклассников учащихся 2 «А» класса. В опросе приняло участие 20 человек. См. Приложение А

Ответы на первый и второй вопросы см. Приложение Б

Как видим на свежем воздухе не все мои одноклассники бывают достаточно времени. Некоторые даже гуляют не каждый день.

Следующий вопрос, который я задала своим одноклассникам: в какие игры они играют см. Приложение В

Можно сделать вывод, что в основном играют в догонялки, прятки и спортивные игры, а в традиционные дворовые игры играют немногие.

Количество игроков см. Приложение Г

В основном играют небольшими группами до 5 человек.


Также я провела анкетирование родителей моих одноклассников. Проанализируем результаты тестирования родителей моих одноклассников. Заполнено 20 анкет. См. Приложение Д

Я задала им следующие вопросы: см. Приложение Е. Первый вывод: наши родители больше гуляли и меньше проводили времени перед компьютером и телевизором.

Виды игр и количество игроков см. Приложение Ж

Как видим спортивные игры опять в лидерах, но кроме них игры наших родителей были гораздо разнообразнее и количество участников в них было больше.



Выводы

Предположение, что дети стали меньше гулять, в общем подтвердилось. Хотя количество гуляющих детей и не изменилось, уменьшилось время, которое мы проводим на свежем воздухе. Кроме того, мы стали меньше играть в больших коллективах. Еще диаграммы позволяют сделать вывод, что часть игр была утеряна и видимо это связано с тем, что дети стали больше времени уделять компьютерам и телевидению и игровой опыт перестал передаваться от старших ко младшим поколениям. Но так как игры на свежем воздухе со сверстниками это очень полезное занятие, то я хотела бы рассказать правила некоторых игр и возродить их в наших дворах.



Список литературы прилагается
  1. Былеева Л., Подвижные игры. Москва "Физкультура и спорт"-1974г.

  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. http://v-dal.ru/

  3. Макаренко А. С. Игра. — Соч. М., 1957, т. IV.

  4. Рыбаков Б.А «Язычество древней Руси» М., 1987г.

  5. Тимошина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ. – М., Центр педагогического образования, 2008 г.

  6. Юдин А.В. «Русская народная духовная культура» М., 1999г.

  7. Якуб С.К. «Вспомним забытые игры» 1988г.



Приложения Приложение А

Анкета для моих одноклассников, учащихся 2 «А» класса

Ответили на анкету 20 человек


Как ты обычно проводишь свободное время?

Гуляю – 14 чел.

Играю в компьютер - 7

Хобби - 6

Смотрю телевизор - 13

Читаю книги - 6

Хожу в секцию - 14

Слушаю музыку - 6

Помогаю родителям по хозяйству - 10

Другое: собираю лего, присматриваю за братиком, домашние животные

Только Хожу в секцию – ответили 3 человека; только Смотрю телевизор – ответили 2 человека


Как долго ты проводишь время на улице?

Более 5 часов в день - 2

Не более 5 часов в день

Не более 3 часов в день - 10

Не более 1 часа в день - 2

Гуляю не каждый день - 10

Другое


Играешь ли ты в игры, когда гуляешь во дворе?

Да - 19

Нет - 1


В какие игры ты играешь во дворе? (Перечисли)

Дочки матери – 2 Стрелки 1 Велосипед - 1

Жмурки - 1 Пятнашки - 2 Санки - 1

Прятки - 11 Царь горы - 1 Снежки - 3

Войнушка - 1 Фанты – 1 Ролики - 1

Классики - 3 Море волнуется раз - 1 Коньки - 1

Догонялки – 12 Магазин - 1 Лыжи - 1

Чай-чай-выручай – 1 Резинка - 1 Футбол - 3

Бочка смеха - 2 В мяч - 1 Вышибалы – 1

Баскетбол - 1 Бадминтон - 1 Выше ноги от земли – 1

Кто первым сядет - 1 Скалолазы – 1


С каким количеством участников тебе интересно играть?

Одному - 1

До 5 человек - 16

Более 5 человек - 5


Каким дворовым играм научили тебя родители? (Перечисли)

Классики – 8 Вышибалы - 3 Лыжи - 1

Догонялки – 4 Баскетбол - 1 Коньки - 1

Прятки – 11 Футбол - 3 Ролики - 1

Бадминтон – 4 Резинка - 1 В мяч - 1

Стрелки -1 Скакалка - 1 Царь горы - 1

Фанты - 2 Волейбол - 2 Снежки - 1

Жмурки - 2 Фрисби - 1 Чехарда – 1

Съедобное- несъедобное – 1 Перекати поле - 1 Пионербол – 1

Не учили играм – ответили 2 человека

Как часто ты играешь в игры вместе с родителями на улице?

Часто - 3

Иногда - 8

Редко – 6

Совсем не играю – 3



Приложение Б





Приложение В



Приложение Г



Приложение Д

Анкета для родителей моих одноклассников

Как Вы проводили свой досуг будучи младшими школьниками?

Гуляли – 19 Ходили в секцию – 13 Смотрели телевизор - 4

Играли в компьютер – 3 Хобби – 7 Слушали музыку - 5

Помогали родителям по хозяйству – 15 Читали книги - 10

Другое


Как долго Вы проводили время на улице?

Более 5 часов в день - 8

Не более 5 часов в день - 5

Не более 3 часов в день - 7

Не более 1 часа в день - 2

Гуляли не каждый день - 2

Другое


В какие игры Вы играли во дворе? (Перечислите или подчеркните)

Игры: резинка, скакалка, классики, профессия (школа, больница, магазин, повар и т.д.), прятки, волейбол, пионербол, «в картошку», вышибалы, 12 палочек, колечко – колечко, сломанный телефон, фанты, казаки-разбойники, «в попа», лапта, «царь горы»

футбол, хоккей, волейбол, пионербол, прятки, «войнушка»

Другие:

Резинка - 17 Прятки - 17 Футбол – 5

Пионербол – 10 Скакалка - 13 Волейбол – 10

Колечко-колечко - 8 Царь горы – 7 Классики – 17

Вышибалы - 12 Бадминтон - 1 Войнушка - 9

Профессия – 9 Цепи-кованные – 1 12 палочек – 3

В попа – 3 Лапта - 3 Хоккей – 3

Фанты – 3 В картошку - 7 Жмурки – 1

Ножички – 1 Сломанный телефон – 12 Стрелки - 1

Море волнуется раз – 1


В какой по количеству группе Вам было интересно играть?

Одному – 1 До 5 человек – 11 Более 5 человек - 12


Каким играм из Вашего детства Вы научили своих детей? (Перечислите)

Да и нет – 1 Съедобное-несъедобное - 1 Жмурки - 1

Города – 1 Профессия - 2 Слова - 1

Имена – 1 Сломанный телефон - 1 Скакалка - 1

Лото – 2 Волейбол - 2 Догонялки - 1

Ходилки – 1 Пионербол - 1 Морской бой - 1

Коньки - 1 Щекотка - 1 Монополия - 1

Прятки – 11 Фанты - 2 Резинка - 1

Классики – 5 Колечко-колечко - 1 Бадминтон - 1

Войнушка – 1 Футбол - 1

Вышибалы - 5 Стрелки - 1

Никаким ответили 3 человека


Как часто Вы играете со своими детьми в игры на свежем воздухе?

Часто - 2

Иногда – 8

Редко - 9

Совсем не играю - 1


Опишите правила одной, любимой Вами, игры (По желанию)

Описали – 2 : Цепи кованные

Сломанный телефон



Приложение Е





Приложение Ж





Приложение З

Правила некоторых игр

Царь горы

В эту игру играли зимой. Необходимо найти гору, которую будут штурмовать игроки. Это может быть склон, пригорок или просто большой сугроб. Все дружно лезут на горку. Каждый пытается залезть первым, обогнав соперников и занять вершину. Как только кому-то удалось достичь вершины, он становится «царем горы». Далее царь горы пытается удержать свою власть, сталкивая соперников, которые, в свою очередь, пытаются его свергнуть и занять его пост. Если кому-то из игроков удалось побороть «царя» и столкнуть его с горы, он становится новым «царем» и т.д.

Если игроков набралось много, можно разделиться на две команды. В этом случае игрок, первым поднявшийся на вершину, может рассчитывать на помощь своей команды. Они борются с соперниками на склонах горы и не дают им приблизиться к своему «царю». Побеждает та команда, чей игрок добрался до вершины и смог удержаться там дольше всех.

Что развивает: ловкость, силу, реакцию. Умение мыслить тактически.

Снежки

С этой игрой наверняка знакомы многие, но почему-то по результатам опроса играют в нее не часто. На всякий случай напомню, что это за игра.

Так как для этой игры необходим снег, то естественное время года для такой игры — это зима. Играющие разбиваются на две команды и по сигналу начинается игра. Цель играющих — атаковать и вывести из строя всех игроков команды противника. Хотя обычно, игрок, в которого попали снежком, продолжает играть как ни в чём не бывало, можно заранее договориться чтобы после попадания игрок возвращался на заранее определенную базу. Но все-таки главное для этой игры — не победа, а получение удовольствия на свежем воздухе. Поэтому, обычно игра идёт до тех пор, пока все не устанут или до полного морального превосходства одной из сторон.

Возможный вариант для такого боя – это построить крепость из снега и провести ее захват.

Как и во всякой игре, в снежках есть свои хитрости:

  • Бросая снежок, стоять лучше боком к противнику, так уменьшается поражаемая площадь

  • Надо стараться больше и быстрее двигаться — так в игрока труднее попасть. Если на местности есть укрытия, то их надо использовать

  • Можно слепить заранее несколько снежков и положить их на сгиб левой руки, чтобы можно было «вести огонь» на бегу

  • Не забывайте повторно использовать снежки противника! Особо ловкие могут даже ловить их на лету и отправлять обратно

Что развивает: ловкость, силу, реакцию, точность, командный дух.

12 палочек

Для игры понадобятся 12 палочек. Палочки укладывают на "катапульту" - небольшую доску, положенную серединой на бревнышко. Палочки укладывали на один край "катапульты". Игра начиналась с выбора водящего. Для этого использовали считалку (приложение 1). Водящий закрывает глаза, считает до 5. В это время кто-то один наступает ногой на другой край "катапульты", чтобы палочки разлетелись в разные стороны. Пока водящий ищет и собирает 12 палочек, остальные игроки прячутся. Затем водящий начинает искать спрятавшихся игроков. Если он кого-то увидел, то кричит его имя и бежит к палочкам, чтобы их коснуться – "застукать" этого игрока. Если он успевает это сделать, то тот, кого назвали, становиться водящим в следующей игре. Если игроки во время игры успевают незаметно добежать до "катапульты", то снова наступают ногой, чтобы палочки разлетелись. Водящий заново собирает палочки и ищет спрятавшихся игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не будут "застуканы" все игроки.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

Цепи

Игроки становятся в два ряда, взявшись за руки, по очереди выбирают человека из каждой команды, тот с разбега должен разбить цепи противника) Причем, того, кто будет разбивать, выбирали как раз противники. Если цепь не разбивалась, то этот человек переходил в команду противника. Играли до тех пор, пока не оставалось 2 человека в какой-то команде.

Резиночка

Для игры нужно 3-4 участника и та самая резиночка длиной не меньше 4 метров. Можно играть и вдвоем и даже одному (в этом случае резинка крепится за стул или дерево). Можно играть и компанией больше 4 человек, но в таком случае кому-то придется ждать.

Два игрока становятся “в резиночку”. Один игрок прыгает (выполняет ряд упражнений) – по очереди на всех уровнях. Каждое упражнение выполняется на всех уровнях по очереди, после чего переходили на следующее упражнение и начинали его прыгать с 1 уровня – так игра становится разнообразнее. Можно прыгать и по-другому – все упражнения сразу выполняются сначала на 1, затем на 2,3 и так далее уровнях. На 5-6-7 уровнях сложные упражнения отменяются.

Если игра идет втроем: как только прыгающий ошибается (сбивается, цепляется за резинку, наступает на резинку и т.п.) – он становится “в резиночку”, и следующий игрок начинает прыгать. Продолжают прыгать всегда с того места, где сбились. Если игра идет вчетвером: когда игрок сбился, его может выручить партнер по команде. Когда и он сбивается, пары меняются местами (сбившаяся команда становится “в резиночку”). Продолжают прыгать команды всегда с того места, где они в последний раз сбились.

Уровни игры в резиночку:

  • первые – когда резиночка находится на уровне щиколоток держащих

  • вторые – резиночка на уровне колен

  • третьи – резинка на уровне бедер (“под попой”)

  • четвертые – резинка на уровне пояса

  • пятые – резинка на уровне груди

  • шестые – резинка на уровне шеи

  • и даже седьмые – резинка держалась руками на уровне ушей.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!