Приложение № 11
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида № 19 «Шустрик»
Доклад из опыта работы
«Познавательно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников».
Подготовила:
Васильева Н.Г.
г. Бердск
«Познавательно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников».
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» (В.А. Сухомлинский.)
Приобщение детей к традициям семьи, общества и государства – одна из основных принципов дошкольного образования, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом.
Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства.
Дети не просто созерцают природу, они активнее исследуют, но при этом рвут цветы, ломают ветки, ловят жуков. Именно в этот период нужно закладывать позитивное отношение к природе, направляя исследовательскую деятельность малышей в нужное русло. Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе.
Особое значение для развития патриотических чувств дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Цель экспериментальной деятельности – углублять представления о живой и не живой природе. Учить проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Поэтому мы поставили перед собой следующие задачи:
- научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность;
-научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи;
- научит детей работать согласованно, единой командой.
Опираясь на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы и потребности, разработали картотеку опытов и экспериментов по трём тематическим блокам: «Неживая природа», « Живая природа», «Человек».
Направления экспериментальной деятельности: Экспериментирование с песком, глиной
- Песок, глина – наши помощники. (Уточнить представления о свойствах песка и глины.)
- Песчаный конус. (Помочь определить, может ли песок двигаться.)
Экспериментирование с водой.
- У воды нет запаха. (Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.)
- С водой и без воды. (Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Наблюдение за жизнью растений
- Нужен ли корешкам воздух? (Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.)
- Земля – наша кормилица. (Дать представления о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы.)
- Земля – наша кормилица. (Закрепить представления о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле.)
- Что выделяет растение. (Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений).
- Есть ли у растения органы дыхания? (Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.)
- Почему цветы осенью вянут? (Помочь установить зависимость роста растений от температуры, поступаемой влаги.)
Наблюдение за жизнью животных.
- Могут ли животные жить в земле? (Помочь выяснить, что именно находится в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).
Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Работаем в тесном сотрудничестве с родителями, которые активно учувствуют в организации предметно-пространственной развивающей среды. Совместно с родителями мы оформили центр экспериментирования «Я юный краевед», где дети могут рассмотреть альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера; художественную литературу о природе; поиграть в дидактические игры краеведческого содержания; изучить различные природные материалы; использовать оборудование для труда в природе и опытнической деятельности; модели, отображающие предметы и явления природы.
В рамках тематической недели проводились: конкурс «Экспериментируем дома с родителями», консультации: «Экспериментируем, играя», «Игры с песком и водой».
Совместные мероприятия способствуют обмену опытом семейного воспитания, повышению родительской компетентности; у детей воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни.
Список литературы:
11. Федеральный Закон «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
Приказ Минестерства образования и науки от 17.10.2013г. №1155 «ОБ утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
Петрова В.И., Стульник Д.Т. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80с.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.:«ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2011. – 192с.
Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Издательство «Учитель», 2006 г.- 208с.
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 80с.
Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. Издательство «Сфера». 2010. – 96с.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.-96с.
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа, - М.: ЦГЛ, 2003 – 112с.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду, принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева-СПб., «Детство-пресс»,2006-128с.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-64с.