Доклад "Использование инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Доклад содержит теоретические сведения о новых технологиях, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы с целью привлечь внимание школьников к изучаемому материалу, активизировать их самостоятельную работу на уроке, повысить интерес к предмету. Рекомендуется использовать в качестве доклада на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.
«Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность». ( Бернард шоу).Я думаю, нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросом: « Как сделать урок ярким, продуктивным, интересным? Как увлечь ребят своим уроком и создать ситуацию успеха для каждого учащегося? И это понятно, так как основная цель обучения сегодня – это не только накопление учащимися знаний, умений, навыков, но и их подготовка как самостоятельного субъекта деятельности. В основе современного образования лежит активная деятельность самого учащегося. Именно этой цели – воспитанию личности, умеющей совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Что же такое «инновационное обучение» и в чем его особенности? Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Таким образом, можно говорить о двух функциях нового. 1. Впервые созданное новое. т.е. абсолютно новое. 2. Новое, содержащее в себе элементы старого. Таким образом, применительно к педагогическому процессу, инновация обозначает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и учащегося.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно -ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества
- самостоятельной творческой деятельности.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками и вопросы Блума;
- кластеры;
- синквейн;
- эссе;
- ключевые термины;
- перепутанные логические цепочки; n
- лингвистические карты;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.
Критическое мышление – это основа мышления человека и способ взаимодействия с идеями и информацией. Когда учащиеся стоят перед проблемой выбора информации, они должны не только принять ее, но и критически осмыслить, применить, оценивая новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Одним из эффективных приемов является чтение с остановками», который требует тщательной подготовки:
1. Выбор текста для чтения, с динамичным сюжетом, с неожиданной развязкой, проблемным финалом.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»)
Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.
Особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их несколько).Поможет в этом составление кластера.
Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий логична и проста:
- в середине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, «сердце» темы, идеи;
- подобрать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Приведу пример кластера, 5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для преподавателя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1. написать,что они узнали по новой теме;
2. задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Использование синквейна (приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии) помогает синтезировать, резюмировать информацию.
Синквейн - белый стих - в переводе с французского «пять строк». Чем интересен этот прием? Это форма свободного творчества, ценность которого заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Используется на уроках для обогащения словарного запаса, передачи краткого содержания текста, формулирования идей.
Правила написания синквейна таковы:
- Первая строка – существительное. Это и есть тема синквейна.
- Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- Третья строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- Четвертая строка - размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
- Пятая строка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
русский язык
живой, удивительный
учит, объясняет, творит
Берегите наш родной язык!
Некоторые правила технологии развития критического мышления:
1.Задавайтесь вопросами, интересуйтесь. Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.
Например, стратегия «Вопросительные слова» используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом.
Прием «Толстый» и «тонкий» вопрос, который используется для организации взаимоопроса, для начала беседы по изучаемой теме, для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы
2. Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.
ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)
V-«уже знал» + - «новое» (-) - думал иначе или не знал ? - не понял, есть вопросы
Подсчет обозначений и занесение в итоговую таблицу.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:
- Урок - семинар
- Урок - лекция
- Урок - практикум
- Урок - защита проекта
- Урок – диспут
- Урок - конференция
- Урок – путешествие
- Урок - зачет
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, такие как творческая работа, создание самостоятельных литературных произведений различных жанров, наблюдение за природой, продолжение неоконченных произведений которые призваны с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ). Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему компьютерной обучающей программы меняет характер учебной деятельности учащегося и преподавателя, потому что информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- формирование знаний, умений и навыков.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по коррекции и учету знаний используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Ответ прост- нужен адаптивный урок, сочетающий в себе элементы различных технологий, создающие комфортную среду.
Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха. результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.