СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Использование инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад содержит теоретические сведения о новых технологиях, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы с целью привлечь внимание школьников к изучаемому материалу, активизировать их самостоятельную работу на уроке, повысить интерес к предмету. Рекомендуется использовать в качестве доклада на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"»





Доклад "Использование инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит теоретические сведения о новых технологиях, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы с целью привлечь внимание школьников к изучаемому материалу, активизировать их самостоятельную работу на уроке, повысить интерес к предмету. Рекомендуется использовать в качестве доклада на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.

«Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность». ( Бернард шоу).Я думаю, нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросом: « Как сделать урок ярким, продуктивным, интересным? Как увлечь ребят своим уроком и создать ситуацию успеха для каждого учащегося? И это понятно, так как основная цель обучения сегодня – это не только накопление учащимися знаний, умений, навыков, но и их подготовка как самостоятельного субъекта деятельности. В основе современного образования лежит активная деятельность самого учащегося. Именно этой цели – воспитанию личности, умеющей совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Что же такое «инновационное обучение» и в чем его особенности? Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Таким образом, можно говорить о двух функциях нового. 1. Впервые созданное новое. т.е. абсолютно новое. 2. Новое, содержащее в себе элементы старого. Таким образом, применительно к педагогическому процессу, инновация обозначает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и учащегося.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно -ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества

- самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

- ассоциативный ряд;

- опорный конспект;

- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

- мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- чтение с остановками и вопросы Блума;

- кластеры;

- синквейн;

- эссе;

- ключевые термины;

- перепутанные логические цепочки; n

- лингвистические карты;

- исследование текста;

- работа с тестами;

- нетрадиционные формы домашнего задания.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.

Критическое мышление – это основа мышления человека и способ взаимодействия с идеями и информацией. Когда учащиеся стоят перед проблемой выбора информации, они должны не только принять ее, но и критически осмыслить, применить, оценивая новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Одним из эффективных приемов является чтение с остановками», который требует тщательной подготовки:

1. Выбор текста для чтения, с динамичным сюжетом, с неожиданной развязкой, проблемным финалом.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»)

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.

Особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их несколько).Поможет в этом составление кластера.

Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий логична и проста:

- в середине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, «сердце» темы, идеи;

- подобрать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Приведу пример кластера, 5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для преподавателя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1. написать,что они узнали по новой теме;

2. задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Использование синквейна (приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии) помогает синтезировать, резюмировать информацию.

Синквейн - белый стих - в переводе с французского «пять строк». Чем интересен этот прием? Это форма свободного творчества, ценность которого заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Используется на уроках для обогащения словарного запаса, передачи краткого содержания текста, формулирования идей.

Правила написания синквейна таковы:

- Первая строка – существительное. Это и есть тема синквейна.

- Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

- Третья строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

- Четвертая строка - размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

- Пятая строка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

русский язык

живой, удивительный

учит, объясняет, творит

Берегите наш родной язык!

Некоторые правила технологии развития критического мышления:

1.Задавайтесь вопросами, интересуйтесь. Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.

Например, стратегия «Вопросительные слова» используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом.

Прием «Толстый» и «тонкий» вопрос, который используется для организации взаимоопроса, для начала беседы по изучаемой теме, для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы

2. Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)

V-«уже знал» + - «новое» (-) - думал иначе или не знал ? - не понял, есть вопросы

Подсчет обозначений и занесение в итоговую таблицу.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:

- Урок - семинар

- Урок - лекция

- Урок - практикум

- Урок - защита проекта

- Урок – диспут

- Урок - конференция

- Урок – путешествие

- Урок - зачет

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, такие как творческая работа, создание самостоятельных литературных произведений различных жанров, наблюдение за природой, продолжение неоконченных произведений которые призваны с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ). Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему компьютерной обучающей программы меняет характер учебной деятельности учащегося и преподавателя, потому что информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование знаний, умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по коррекции и учету знаний используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Ответ прост- нужен адаптивный урок, сочетающий в себе элементы различных технологий, создающие комфортную среду.

Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха. результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!