СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского и в современном образовании"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского и в современном образовании"»

Педагогические чтения 2015 года Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского и в современном образовании Докладчик Чудоквасова Г.А. ГБОУ СПО НО «КБЛК»

Педагогические чтения 2015 года

Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского и в современном образовании

Докладчик Чудоквасова Г.А. ГБОУ СПО НО «КБЛК»

великий чешский педагог-гуманист, общественный деятель, основоположник педагогической науки;  создал педагогическое учение о сущности, принципах и общих методах обучения, которое и по сей день сохраняет свою актуальность;  автор «Великой дидактики». Ян Амос Коменский  (  28.03.1592-15.11.1670)

великий чешский педагог-гуманист, общественный деятель, основоположник педагогической науки;

создал педагогическое учение о сущности, принципах и общих методах обучения, которое и по сей день сохраняет свою актуальность;

автор «Великой дидактики».

Ян Амос Коменский ( 28.03.1592-15.11.1670)

« Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по все общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и, таким образом, в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпаются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам и, наконец, указывается легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике». Сущность теории обучения

« Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по все общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и, таким образом, в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпаются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам и, наконец, указывается легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике».

Сущность теории обучения

успешность легкость основательность быстрота (кратчайший путь обучения) Сердцевина дидактического учения Коменского
  • успешность
  • легкость
  • основательность
  • быстрота (кратчайший путь обучения)

Сердцевина дидактического учения Коменского

Сущность принципов обучения по Коменскому

    Сущность принципов обучения по Коменскому

    «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство» «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...» Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского
    • «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство»
    • «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»

    Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского

    Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать: реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними; когда это невозможно, модели и копию предмета; картинки как изображение предмета или явления. «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». «Золотое правило» Коменского

    Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

    • реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
    • когда это невозможно, модели и копию предмета;
    • картинки как изображение предмета или явления.

    «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

    «Золотое правило» Коменского

    «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле» Ян Амос Коменский Идея наглядности в современном образовании

    «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле»

    Ян Амос Коменский

    Идея наглядности в современном образовании

    Основные категории дидактики

    Основные категории дидактики

    Цель обучения Деятельность преподавания Содержание учебного материала Организационные формы обучения Средства обучения Методы обучения Деятельность учения Результат Рис.1. Модель структуры учебного процесса

    Цель обучения

    Деятельность преподавания

    Содержание учебного материала

    Организационные формы обучения

    Средства обучения

    Методы обучения

    Деятельность учения

    Результат

    Рис.1. Модель структуры учебного процесса

    руководящие положения (правила), определяющие ход преподавания и учения в соответствии с целями образования и закономерностями процесса усвоения знаний, умений, навыков  Принципы обучения
    • руководящие положения (правила), определяющие ход преподавания и учения в соответствии с целями образования и закономерностями процесса усвоения знаний, умений, навыков

    Принципы обучения

    Принцип научности, в отличие от многих других, долгое время не был необходимым в организации обучения, так как и сама наука не играла существенной роли в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому он не выделялся Яном Амосом Коменским. Главной целью данного принципа является то, чтобы обучающиеся понимали, что все в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе.  Принцип научности

    Принцип научности, в отличие от многих других, долгое время не был необходимым в организации обучения, так как и сама наука не играла существенной роли в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому он не выделялся Яном Амосом Коменским.

    Главной целью данного принципа является то, чтобы обучающиеся понимали, что все в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе.

    Принцип научности

     Правила принципа научности:

    Правила принципа научности:

     Все знания, сообщаемые студентам, должны ими усваиваться в определенной, педагогически обоснованной системе.   Принцип системности реализуется через принципы:  целостности,  межпредметных и внутрипредметных связей,  комплексного подхода в обучении, воспитании и развитии. Принцип системности

    Все знания, сообщаемые

    студентам, должны ими усваиваться в определенной, педагогически обоснованной системе.

    Принцип системности реализуется через принципы:

    • целостности,
    • межпредметных и внутрипредметных связей,
    • комплексного подхода в обучении, воспитании и развитии.

    Принцип системности

     В процессе познания участвуют все органы чувств человека. Но пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна: Принцип наглядности

    В процессе познания участвуют все органы чувств человека. Но пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна:

    Принцип наглядности

     Изобразительная  Слуховая  Словесно-образная Чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти.  Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны.  Виды наглядности:
    • Изобразительная
    • Слуховая
    • Словесно-образная
    • Чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти.
    • Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны.

    Виды наглядности:

     Практика является основой познания.   Поэтому обучающиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки,  для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей.  Проблемы, которые решают различные науки, всегда ставятся именно практикой, и результаты разрешения научных проблем всегда проверяются практикой и внедряются в практику, в общественное производство, в жизнь для того, чтобы совершенствовать ее. Принцип связи теории с практикой

    Практика является основой познания.

    Поэтому обучающиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки,

    для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей.

    Проблемы, которые решают различные науки, всегда ставятся

    именно практикой, и результаты разрешения научных проблем

    всегда проверяются практикой и внедряются в практику, в

    общественное производство, в жизнь для того, чтобы

    совершенствовать ее.

    Принцип связи теории с практикой

     понимается как обоснованное самостоятельное мышление и оправданные действия студентов Принцип сознательности

    понимается как обоснованное самостоятельное мышление и оправданные действия студентов

    Принцип сознательности

    Обучение должно быть доступным и посильным:  Важным является то, что процесс преодоления трудностей обучения рождает самостоятельное творческое мышление Принцип доступности

    Обучение должно быть доступным и посильным:

    Важным является то, что процесс преодоления трудностей обучения рождает самостоятельное творческое мышление

    Принцип доступности

    Принцип прочности означает способность обучающегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т.е. прочность это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. Ошибочным является традиционное (репродуктивное) обучение, которое ориентируется только на запоминание, на повторение рассказанного учителем или прочитанного в учебнике. Такой процесс обучения ориентируется только на развитие механической памяти обучающихся, для чего применяется многократное повторение. Принцип прочности знаний

    Принцип прочности означает способность обучающегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т.е. прочность это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память.

    Ошибочным является традиционное (репродуктивное) обучение, которое ориентируется только на запоминание, на повторение рассказанного учителем или прочитанного в учебнике. Такой процесс обучения ориентируется только на развитие механической памяти обучающихся, для чего применяется многократное повторение.

    Принцип прочности знаний

    это вера в силы и творческие способности ученика. Условия: Принцип оптимизма
    • это вера в силы и творческие способности ученика.

    Условия:

    Принцип оптимизма

    70 % слух, зрение и обсуждение Рис. 1. Эффективность усвоения информации при чтении, на слух и визуально, а также при комбинировании этих способов обучения. 50 % слух и зрение 30 % при помощи зрения 20 % на слух 10 % при чтении Идея наглядности в современном образовании

    70 %

    слух, зрение и обсуждение

    Рис. 1. Эффективность усвоения информации при чтении, на слух и визуально, а также при комбинировании этих способов обучения.

    50 % слух и зрение

    30 %

    при помощи зрения

    20 %

    на слух

    10 %

    при чтении

    Идея наглядности в современном образовании

    Правила использования принципа наглядности:  наличие достаточного количества наглядности; рациональное определение времени использования средств наглядности; устранение перегрузки урока наглядными средствами; привлечение к восприятию всех органов чувств; рациональное сочетание слова и средств наглядности. Сущность наглядности

    Правила использования принципа наглядности:

    • наличие достаточного количества наглядности;
    • рациональное определение времени использования средств наглядности;
    • устранение перегрузки урока наглядными средствами;
    • привлечение к восприятию всех органов чувств;
    • рациональное сочетание слова и средств наглядности.

    Сущность наглядности

    помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений; помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога; формирует у обучающихся визуальную и слуховую культуру; дает преподавателю обратную информацию: по заданным вопросам обучающимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли студента к пониманию сути явления. Функции наглядности
    • помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
    • помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;
    • формирует у обучающихся визуальную и слуховую культуру;
    • дает преподавателю обратную информацию: по заданным вопросам обучающимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли студента к пониманию сути явления.

    Функции наглядности

    Существуют признаки, по которым можно и нужно отличать наглядные пособия (по Б.Т. Лихачеву): 1. Любое наглядное пособие – модель реального процесса либо видоизмененный процесс, явление и пр. 2. Наглядное пособие – учебная модель, если она создается для лучшей организации познавательной деятельности. 3. Наглядное пособие – всегда средство познания и обучения, а не цель. Оно приближает процесс познания к отражению оригинала, к представлению реальных предметов и явлений в природных или общественных условиях их существования. 4.Наглядное пособие формирует чувственный образ, из которого на основе умозаключений делается вывод.  Классификации и виды наглядных пособий, применяемых в обучении

    Существуют признаки, по которым можно и нужно отличать наглядные пособия (по Б.Т. Лихачеву):

    • 1. Любое наглядное пособие – модель реального процесса либо видоизмененный процесс, явление и пр.
    • 2. Наглядное пособие – учебная модель, если она создается для лучшей организации познавательной деятельности.
    • 3. Наглядное пособие – всегда средство познания и обучения, а не цель. Оно приближает процесс познания к отражению оригинала, к представлению реальных предметов и явлений в природных или общественных условиях их существования.
    • 4.Наглядное пособие формирует чувственный образ, из которого на основе умозаключений делается вывод.

    Классификации и виды наглядных пособий, применяемых в обучении

    B зависимости от дидактических функций различаются: 1) естественная наглядность (растения, животные, деревья, кустарники, почвы); 2) экспериментальная наглядность (явления испарения, изменение диаметра древостоя и т.д.); 3) картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); 4) объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); 5) звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); 6) символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); 7) смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм. Классификации и виды наглядных пособий, применяемых в обучении

    B зависимости от дидактических функций различаются:

    • 1) естественная наглядность (растения, животные, деревья, кустарники, почвы);
    • 2) экспериментальная наглядность (явления испарения, изменение диаметра древостоя и т.д.);
    • 3) картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино);
    • 4) объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры);
    • 5) звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио);
    • 6) символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы);
    • 7) смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм.

    Классификации и виды наглядных пособий, применяемых в обучении

    Великая заслуга Коменского состоит в том, что он, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.  На практике она выражалась в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики. Исключительная роль наглядности в процессе обучения подтверждена всем педагогическим опытом человечества.

    Великая заслуга Коменского состоит в том, что он, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

    На практике она выражалась в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики.

    Исключительная роль наглядности в процессе обучения подтверждена всем педагогическим опытом человечества.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!