СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Формирование коммуникативных умений на уроках английского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что понимается под термином «коммуникативная компетенция»? Это способность гибко и эффективно пользоваться иностранным языком в пределах понимания и передачи информации. Коммуникативная компетенция является ведущей целью урока английского языка и определяет структуру урока.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Формирование коммуникативных умений на уроках английского языка»»


«Формирование коммуникативных умений на уроках

английского языка»

Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у школьников чрезвычайно широки. Прежде всего, сформулируем цель обучения иностранному языку. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся ряда коммуникативных навыков: понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением; осуществлять своё коммуникативное поведение в соответствии с правилами общения и национально — культурными особенностями страны изучаемого языка.

Обновление содержания обучения английскому языку проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на

реальные интересы и потребности современных школьников с учетом различных возрастных групп, на усиление деятельного характера обучения в целом.

Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам уделяется социокультурным навыкам и умениям, позволяющим адекватно представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения.

Содержание обучения определяется программой и направлено на формирование основ коммуникативной компетенции. Что понимается под термином «коммуникативная компетенция»? Это способность гибко и эффективно пользоваться иностранным языком в пределах понимания и передачи информации. Коммуникативная компетенция является ведущей целью урока английского языка и определяет структуру урока. Структура урока должна соответствовать учебной деятельности школьника, которая должна соответствовать структуре деятельности как таковой.

Выделяются три компонента в структуре деятельности:

1. Целеполагание, реализующееся в последовательности: потребность, мотив, цель, задача.

2. Исполнение, реализующееся в действиях, состоящих из операций. Количество действий определяется количеством задач.

3. Анализ, предполагающий определение соответствия достигнутого результата поставленной цели.

Что касается логики урока, то она связана со структурой урока, составляя его внутреннюю сущность. Логика — понятие комплексное, многоаспектное. Выделяются четыре аспекта логики урока:

1. Целенаправленность (соотнесенность всех компонентов урока с ведущей целью).

2. Целостность (соразмерность всех компонентов урока, их соподчиненность друг другу).

3. Динамика (движение по стадиям усвоения речевого материала).

4. Связность (единство и последовательность материала по содержанию).

Учителю необходимо ставить цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям общения (в жизни мы не ставим перед собой цель употребить пассивный залог или активизировать лексику по теме…), помогать учащемуся осознать не только цели урока, но и пути её достижения. Именно тогда учащийся поймет, какую пользу приносит каждый тип задания, а осмысление материала будет являться средством достижения коммуникативной цели.

Например, можно представить различные ситуации учащимся. Допустим, на уроке английского языка учитель предлагает обсудить предстоящие летние каникулы, но для этого необходимо изучить Future tense (будущее время). Учитель использует вопрос: Where will you go in summer holidays? (Куда вы поедете на летние каникулы?), как речевую задачу. Следовательно, учитель соединяет и коммуникативную потребность, и цель: употребление будущего времени в речи. А вся работа по усвоению грамматического материала должна носить коммуникативный характер. Таким образом, осуществляется развитие коммуникативной компетенции. Для общения можно предложить несколько коммуникативных опор с данными грамматическими конструкциями. Тогда, вопросы Where will you go in summer holidays? (Куда вы поедете на летние каникулы?), What will you do in summer holidays? (Что вы будете делать на летних каникулах?) и так далее, которые ученики задают друг другу, будут являться коммуникативными опорами.

Значит, коммуникативные опоры одновременно и упрочивают навыки, и ненавязчиво подсказывают учащимся, что можно сказать в том или ином случае и как оформить мысль, плюс коммуникативные опоры применяются также и при формировании умений общения. Но здесь они направлены не только на языковую сторону высказывания, сколько на логику её развития. Таким образом, можно выделить ещё одну задачу педагога – это обеспечить максимальную мыслительную активность ученика на всех этапах урока иностранного языка при развитии коммуникативной компетенции.

Нельзя так же забывать и о воспитательном аспекте. Разбирая тему предстоящих каникул, педагог может задать такие вопросы как: How will you help your grandmother in the garden in summer holidays? (Как ты будешь помогать своей бабушке в саду на летних каникулах?) или How will you help your grandfather in the garage in summer holidays? (Как ты будешь помогать своему дедушке в гараже на летних каникулах?)

Таким образом, начиная с первого этапа урока, грамотно поставленная цель необходима для удовлетворения коммуникативной потребности ученика.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд практических задач:

-определить уровень знаний, умений, навыков учащихся;

-разработать диалогические упражнения с выходом на коммуникацию;

-развивать уровень коммуникативной компетенции учащихся с помощью новых типов и форм работы;

-повышать уровень коммуникативной деятельности учащихся;

-развивать выразительные свойства изложения при преподнесении материала учащимся;

-повышать уровень коллективной работы и умения работать в группе;

-развивать коммуникацию на уровне ученик-ученик, ученик-учитель.


Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Наиболее интересные методы:

1. Нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка), выяснение целей, ожиданий.

2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, например: ситуация неожиданности; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3. Организация релаксации и подведения итогов (составление синквейна)

4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий и др.

5. Использование логических схем, составление кластеров.

6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их

элементов: «метода проектов», «мозгового штурма» и т.д.

7. Элементы — «изюминки» (интеллектуальная разминка).

8. Реализация личностно - ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах) и самостоятельной

работы детей.

9. Нетрадиционные виды уроков: экскурсии, уроки-путешествия, уроки-

исследования, проектная деятельность и др.

10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).


Необходимо отметить, что главная задача учителя при развитии коммуникативной компетенции – это обеспечить коммуникативную направленность всех видов работы на каждом этапе урока:

  1. при постановке целей и задач;

  2. на этапе ознакомления, где каждую языковую единицу необходимо представить функционально;

  3. на этапе речевой практики через коммуникативные ситуации, опоры, переключая внимание с формы на содержание через систему упражнений;

  4. осуществляя рефлексию.





Приведу в пример некоторые методы для работы на разных этапах урока.

Фаза 1.

Начало образовательного мероприятия


1 этап: инициация (начало урока, знакомство)

для создания позитивной и комфортной атмосферы, настроя на рабочий лад; и как речевая разминка


Метод «Мой цветок» Обучающиеся в тетради рисуют цветок и на каждом

лепестке пишут информацию о себе: name, age, character, favourite season / food/colour и т.д. Затем некоторые обучающиеся читают свой мини-рассказ. Для обучающихся с более низким уровнем владения языком можно на доске подготовить цветок, где на каждом лепестке есть начало предложения: My name is …I am … years old. I like … I don’t like … и т.д.

Метод «Карусель» Обучающиеся образуют два круга - большой и маленький. Дети стоят лицом друг к другу. В паре приветствуют друг друга (Hello - Hi). Делают переход к

следующему участнику, спрашивают возраст (How old are you?). Снова делают переход и задают друг другу следующий вопрос (What’s your favourite colour?) и т.д. Вопросы могут изменяться в зависимости от темы урока.

Метод «И я тоже» Учитель/ученик говорит предложения о своих предпочтениях, а обучающиеся, которые согласны и эта информация относится к ним тоже, повторяют фразу, добавляя слово too. Например, I like chocolate. – I like chocolate, too. I like to sleep. I like travelling. I like reading books. I like my town и т.д.


2 этап: погружение в тему урока (определение целей урока)

для обеспечения мотивации и осмысленности обучения


Метод «Загадка» Обучающиеся разгадывают кроссворд, где ключевое слово – тема урока. Затем формулируют цели урока. Записываются цели на доске, а в конце урока возвращаемся к ним и делаем вывод, достигли или нет. Вместо кроссворда можно использовать ребус или анаграмму (Анаграмма — это приём, который используется для создания новых слов путем перестановки букв в исходном слове. Например: toga- goat, thing-night, tea- eat)

Метод «Строчка из песни (стихотворения)» Прослушать отрывок из английской песни или прочитать стихотворение, в котором выделена строчка или одно слово, наводящее на тему урока. Записываются цели на доске, а в конце урока возвращаемся к ним и делаем вывод, достигли или нет.





3 этап: определение ожиданий и опасений

для концентрации внимания, обеспечения ответственности за результат обучения, создания психологически комфортной обстановки; и как речевая разминка


Метод «Смайлы» На доске две больших картинки со смайлами (веселый и напуганный), подписаны так: I expect … (new words, how to make sentences in Present Perfect…) / I’m afraid of … (I won’t remember all the rules …).

Детям даются 2 листка разного цвета, они заполняют, прикрепляют с помощью магнита, зачитывают.


Фаза 2. Работа над темой


1 этап: закрепление изученного (обсуждение домашнего задания)

для закрепления ранее изученного лексического материала; развития логического мышления


Метод «Где логика?» Потребуется изготовление карточек со словами capital, town, city, beautiful, The Thames, pencil, to visit, to read, famous, tourist, museum, Russia и т.д. Учащиеся работают в группах. Из слов, напечатанных на карточках, выбирают те, которые относятся к теме London. Каждая группа прикрепляет эти слова на доске магнитами, затем читает.

Метод «Составь предложение». Потребуются карточки со словами, из которых составляют предложение. Каждому обучающемуся дается одно или несколько слов на английском языке. Сначала учитель, а затем обучающийся исполняет роль водящего. Называется предложение на русском языке из имеющихся у детей слов. Обучающиеся должны выйти к доске и встать в одну линию в правильном порядке. Хорошо подходит для тренировки грамматических времен, типов предложения.

Метод «Продолжи предложение». Потребуются карточки с началом предложений или вопросами Обучающиеся вытягивают лист с заданием и

продолжают предложение или отвечают на вопрос. Например, на прошлом уроке изучали тему My pet. Поэтому, можно использовать такие предложения: I have got … It’s name is … My pet likes to eat … и т.д.


2 этап Сообщение нового материала, усвоение нового материала,

развитие ЗУНиК

для представления нового материала, его структурирования, оживления внимания обучающихся


Метод «Белые пятна». На плакате, школьной доске или в презентации Microsoft Power Point размещена таблица, в центре которой записана тема. Например, «Present Continuous». Поэтапно в зоны – «белые пятна» учителем или детьми вписываюся наиболее существенные моменты и характеристики.

Употребление

Слова-спутники

Утверждение

Отрицание

Вопрос






Метод «Распределяйка». Потребуются карточки с названиями достопримечательностей. Учащиеся получают набор карточек с названиями

достопримечательностей России, США, Великобритании. Нужно распределить их в 3 колонки в зависимости от страны, наклеить на ватман. Также нужно дописать, в каком они находятся городе (Washington, Moscow, London). Затем каждая группа называет достопримечательности одной из стран, используя структуру to be situated in… .


Фаза 3 Завершение образовательного

мероприятия

1этап эмоциональная разрядка

для снятия напряжения и усталости, повышения

двигательной активности


Метод «Давайте потанцуем». Учащиеся смотрят видео с танцем и песней на английском языке, песня с титрами. Повторяют движения за персонажами видеоролика.

Метод «Перекрестные шаги». Обучающиеся попеременно касаются правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения «локоть – колено». При этом проговаривают речевку «Left elbow – right knee and right elbow – left knee».

Метод «Гимнастика для глаз». Учитель проговаривает фразы и сопровождает движениями глаз. Обучающиеся повторяют.

Look left, right (глазами влево, вправо)

Look up, look down (глазами вверх, вниз)

Look around. (глазами по-кругу)

Look at your nose (смотрим на нос)

Look at that rose (одну руку вытягиваем как будто держим цветок, и смотрим)

Close your eyes (закрываем глаза)

Open, wink and smile. (открываем, моргаем и улыбаемся)


2 этап: рефлексия

для получения эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения; развития навыков самооценки; развития произносительных навыков


Метод «Мой вклад». На доске заранее написаны предложения I’ve learnt new words. I’ve learnt about London и т.д. Ученики выходят к доске и ставят галочку в тех графах, которые к ним относятся. Затем зачитывают предложения.

Метод «Всё у меня в руках». На доске написать начало предложений:

I would like to learn more about …

I learnt everything that I wanted …

I didn’t like …

At the lesson I felt …

I want to …

Обучающиеся на листах бумаги обводят контур своей руки и дописывают внутри контура предложения: большой палец – I would like to learn more about…(над какой темой хотел бы еще поработать); указательный – I learnt everything that I wanted:… (узнал все, что хотел); средний – I didn’t like … (мне не понравилось...); безымянный – At the lesson I felt … (психологическая атмосфера на уроке); мизинец – I want to …. (я хочу..).

Метод «Смайлики». Потребуется набор рисунков смайликов (по 3 штуки для каждого обучающегося – веселый, грустный, нейтральный). Обучающиеся выходят к доске и крепят магнитом тот смайлик, который говорит об их эмоциональном состоянии, символизирующим хорошее, спокойное или плохое настроение. После этого некоторые обучающиеся комментируют выбор: I am happy because I learned much useful information / got a good mark. I am sad because tasks were difficult. I feel fine because I worked well but I can work better.


Вывод

Подводя итог, можно сказать, что коммуникативная направленность урока иностранного языка способствует развитию коммуникативной компетенции. Каждый этап урока может и должен носить коммуникативный характер при развитии коммуникативной компетенции. Необходимо учитывать, что для развития коммуникативной компетенции на уроке английского языка необходим длительный срок.

Введение новых форм работы на уроке английского языка помогает активизировать коммуникативную деятельность учащихся. Повышая уровень коллективной работы и умение работать в группе, удается автоматически решить и последующую задачу, а именно: повышать коммуникацию на уровне ученик-ученик и ученик-учитель. Это значит, что ученики овладевают всеми видами речевой деятельности и основами культуры речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.

Заключение


Прежде всего, необходимо отметить, что развитие коммуникативных навыков происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на школьников, способствующее развитию и совершенствованию их коммуникативной активности.

Целью обучения иностранному языку в школе является формирование коммуникативных навыков учащихся, которые реализуются в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.


Список использованных источников

1. Cборник материалов "Активные методы обучения и приемы обучения на уроках английского языка" Сухова Т.Л., учитель иностранного языка МБОУ «Основная школа № 12» о. Муром

2. Маханек, Н.В. Формирование универсальных учебных действий с помощью технологии активных методов обучения. Материалы международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 181-185.

3. Метлицкая, А.А. Моделирование урока на различных этапах с использованием активных методов и приемов [Текст] // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. - Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - 2017. - С. 178-182.

4. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. 1: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения. / Т. В. Лазарев. - Петрозаводск: Verso.- 2012. – 255 с.

5. Сборник лучших работ участников Третьего открытого фестиваля «Активные методы обучения в образовательном процессе» под ред. Т.В. Лазарева, И.Л. Арефьевой [Электронный ресурс]. – АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет». - 2014 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!