СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД «Формирование классным руководителем нравственных ценностей и позитивной модели поведения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОКЛАД

«Формирование классным руководителем нравственных ценностей и позитивной модели поведения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД «Формирование классным руководителем нравственных ценностей и позитивной модели поведения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»»

ДОКЛАД

«Формирование классным руководителем нравственных ценностей и позитивной модели поведения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

учителя Плавской Е.Ю.

на педагогическом совете 28.10.2022 года



Надо видеть себя в детях,

чтобы помочь им стать взрослыми;

 надо принимать их как повторение своего

детства чтобы совершенствоваться самому;

 надо, наконец, жить жизнью детей,

 чтобы быть гуманным педагогом.

Ша́лва Алекса́ндрович Амонашвили


 

Жизнедеятельностью и воспитанием обучающихся в современной школе руководит педагог в должности классного руководителя.

 Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.

Классный руководитель по сравнению с другими учителями выполняет дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности.

1. Высокий моральный авторитет

Сила воспитательного воздействия классного руководителя на учащихся во многом зависит от его морального авторитета. Личность воспитателя, его моральный облик оказывают решающее влияние на формирование сознания и на поведение школьников. Это влияние по своему значению ни с чем ни сравнимо и ничем не заменимо.

2.Педагогическое мастерство

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от его мастерства. Оно не приходит само собой, а является результатом упорной и повседневной работы воспитателей по повышению педагогической квалификации, по расширению политического и культурного кругозора.

3. Широкий культурный кругозор

Сложные функции и обязанности классного руководителя требуют от него высокой культуры, постоянного расширения культурного кругозора. Без этого он не сможет удовлетворить разнообразные запросы и интересы учащихся.

Подростки и юноши очень любопытны. Они часто обращаются с вопросами по поводу новой книги, нового кинофильма. Их интересует, что происходит в нашей стране и за рубежом. Если классный руководитель удовлетворяет эти запросы, то его авторитет и влияние повышаются. Если же школьники не находят ответа на интересующий их вопрос, они теряют доверие и уважение к воспитателю.

4. Педагогический такт

Необходимым условием повышения эффективности воспитательной работы классного руководителя является соблюдение педагогического такта. Это показатель внешней и внутренней педагогической культуры воспитателя.

5. Любовь и уважение к детям

Разумная любовь и уважение к детям - непременное условие повышения эффективности воспитательной работы. Кто не любит детей, тот не может стать их настоящим воспитателем, наставником. Лаской и любовью, уважением можно вызвать у детей хорошее чувство, воспитать нужные качества, приучить к труду и порядку, к послушанию и уважению старших. Ничто так не сближает классного руководителя с его воспитанниками, как доверчивое, искреннее и внимательное отношение.

6. Наличие организаторских способностей

Воспитание детей - это прежде всего организация их жизнедеятельности.

7. Творческий подход к воспитательной работе

К организации воспитательной работе следует подходить творчески. Надо постоянно думать, проявлять инициативу и умело решать педагогические проблемы.

8. Повышение квалификации классного руководителя

Сложная и многосторонняя воспитательная деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Не только молодые, начинающие классные руководители, но и опытные воспитатели, проработавшие в школе много лет, нуждаются в повышении квалификации.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй.

Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают действия, проводимые школой по отношению к обучению детей, и участвуют в их реализации. Одна из важнейших задач классного руководителя - способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Дети, родители, учителя - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых во многом зависит от характера их взаимодействия.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

 Образовательный процесс детей с ОВЗ должен быть организован с учетом возрастных и психофизических особенностей развития ребёнка, уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских показаний, уровня сформированности знаний, умений, навыков.

В процессе работы осуществляются тесные взаимодействия со специалистами учреждения.

Сотрудничество всех специалистов способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество.

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья - дети сложные. Анализ их жизнедеятельности показывает, что у них:

·         не сформированы некоторые необходимые жизненные навыки практического и материального порядка;

·         есть трудности в общении с окружающими;

·         нет умения противостоять асоциальным явлениям.

Не секрет, что школа для таких детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построена воспитательная работа, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.

Основными формами воспитательной работы в общеобразовательных школах являются: воспитательные мероприятия, воспитательные дела и игры.

Роль педагогов в адаптации детей с ОВЗ трудно переоценить. Педагогическая реабилитация таких детей – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок получил школьное образование и овладел необходимыми социальными навыками и умениями. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Детям с ограниченными возможностями здоровья  сложно адаптироваться в новой   обстановке, затем пойти   в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества.

Развитие личности и познавательной деятельности  детей с ОВЗ отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать. Классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием таких детей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.

Необходимо помнить, что нежелательное поведение ребенка происходит не потому, что он дурно воспитан или хочет сделать что-то вам назло. Это особенность его нарушения, и он сам ничего не может с этим поделать.

Важное значение имеет режим обучения и распорядок дня. Непредсказуемость событий, изменения в повседневной рутине могут вызывать сильный стресс у «особенных» детей и серьезные поведенческие проблемы, поэтому таких изменений лучше избегать. Поэтому, если необходимо внести в расписание изменения, и при этом у вас в классе есть ребенок аутист, то он должен узнать о предстоящих изменениях заранее. Таким ярким примером в нашей школе является Винюкова Валентина.

При планировании работы с детьми важно опираться на их сильные стороны и увлечения, на то, что они в состоянии сделать.

Особое значение имеет взаимодействие обучающихся в просоциальной среде: на уровне класса, образовательного учреждения, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение. Активное включение в тему дает учащимся возможность прочувствовать разные ситуации, в которых может оказаться человек с проблемами в здоровье, на себе и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями, убеждениями.

Основной задачей специальной школы для детей с ОВЗ является социальная адаптация обучающихся в обществе, их успешная социализация. Повышение качества интеграции обучающихся с интеллектуальными нарушениями возможно лишь при достаточной степени их социально-психологической адаптации, механизмы которой формируются и реализуются на уровне целостной личности в процессе учебно-воспитательного процесса. Поэтому усилия классного руководителя направлены на формирование готовности школьников к самостоятельной жизни и деятельности - воспитывать в них гражданственность, уважение к правам и свободам человека, прививать чувство ответственности перед собой и обществом, любовь к труду, вести работу по профориентации.

      Наиболее интересными формами работы по этому направлению являются  тематические классные часы, беседы с представителями правовых структур, органов правопорядка, доступные ребятам интерактивные игры, демонстрацию тематических мультимедийных презентаций и так далее.

     Жизнь  любого человека не будет полноценной, если в ней нет эмоций и радости творчества. Нужно воспитать нравственную личность, духовно богатую, внутренне свободную, способную быть счастливой и нести счастье людям. Поэтому наиболее важным является создание условий для равного проявления обучающимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности. Для этого тщательно изучаются их личностные интересы и потребности во внеурочной деятельности. Учитывая запросы ребят и их родителей, проводить внеклассные мероприятия, конкурсы талантов, практиковать праздничные поздравления, библиотечные уроки, экскурсии и походы, и многое другое.

     Таким образом, миссия педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, формирование у воспитанников главных личностных и общечеловеческих ценностей: ценности здоровья, ценности собственного достоинства, ценности мышления и деятельности и ценности общения.

 

В заключение хотелось бы дать несколько

рекомендаций по работе с детьми с ОВЗ:


  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть.

  2. Как можно чаще общайтесь с ребенком;

  3. Избегайте переутомления - это путь к выгоранию.

  4. Используйте упражнения на релаксацию;

  5. Не сравнивайте ребенка с окружающими;

  6. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее;

  7. Способствуйте повышению его самооценки, но хвалите ребенка заслуженно;

  8. Обращайтесь к ребенку по имени;

  9. Не предъявляйте ребенку повышенных требований, избегайте придирок;

  10. Старайтесь делать замечания как можно реже;

  11. Оставайтесь спокойными в любой ситуации.


  

Список литературы:

1. Каропа, Г.Н. Парадигмальные сдвиги и новые тенденции в экологическом образовании школьников / Г. Н. Каропа // Адукацыя I выхаванне. – 2009. – № 9. – С. 15–21

2. Агеева И. Веселая биология на уроках и праздниках. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Бабакова Т.А. Технология краеведения в эко­логическом образовании        Экологическое обра­зование. 2001. № 1. С. 16-18. Биология охраны природы. М.: Мир, 1983.

4. Глазычев, С.Н.  Сохраним ценности экологической культуры Начальная школа 1998. №6.  С. 13-14.

5.     Ласкина Л.Д.  Николаева Н.В.  Экологическое образование младших         школьников. Волгоград: Издательство Учитель. 2008. С.4-




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!