СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Актуальность и значимость спортивно- патриотического воспитания в школе"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по спортивно- патриотическому воспитанию в школе.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Актуальность и значимость спортивно- патриотического воспитания в школе"»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 100 ГОРОДА ДОНЕЦКА»


















Доклад по теме



«Актуальность и значимость

cпортивно-патриотического воспитания в школе»









Подготовил:

педагог-организатор МОУ «Школа № 100 г.Донецка»

Ахметдинова Э.В









г. Донецк - 2021

«Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»

В.Г.Белинский




Одной из приоритетных задач образования является – воспитание гражданина. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов своей страны, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью.

Любое государство богато своей историей, традициями, знаменитыми сынами отечества, которые преданно служили или служат ему. Все это богатство служит основой для воспитания граждан этого государства, которые должны осознавать ответственность за его судьбу и понимать, что благополучие государства зависит от каждого гражданина, от его ответственности, организованности, готовности к труду, самоотверженности.

Содержание понятия гражданин может рассматриваться как социальное, нравственное, юридическое, политическое и претерпевает изменения от одной исторической эпохи к другой.

В философских работах понятие «гражданин» (греч. Polities, лат. Civis, англ. Citiztn) определяется как лицо, обладающее способность иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

На страницах современных интернет словарей (Викисловарь) можно найти следующее определение: «Гражданин - это человек имеющий паспорт какой-то определённой страны, например, Донецкой Народной Республики. Проживает на её территории. Имеет права, гарантируемые ему Конституцией, и обязанности перед своей страной».

Таким образом, гражданин - это лицо, которое имеет полную субъективную самостоятельность и имеет право лично решать быть ли ему партнером государства и общества, или находиться в оппозиции к ним, оставаясь при этом гражданином данного государства.

А кто же такой патриот? Патриот в переводе с греческого (Patriotes) – земляк, соотечественник. В толковом словаре В.И.Даля значение слова патриот объясняется так: «Патриот – любитель отечества, равнитель о благе его, отчизнолюб». Предполагается, что впервые слово патриот употреблено Петром I, но более распространенным был оборот – «сыны отечества».

Современно толкование этого понятия в интернет словарях (Викисловарь) следующее: «Патрио́т — патриотичный человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.».

В Республиканской программе патриотического воспитания граждан Донецкой Народной Республики на 2020-2022 годы одной из приоритетных задач государства в период становления и развития Донецкой Народной Республики определено патриотическое воспитание граждан и создание государственной идеологии. В законе «О физической культуре и спорте в Донецкой Народной республике» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

Принцип «в здоровом теле – здоровый дух» как нельзя лучше отражает направление деятельности нашей школы по реализации поставленных государственных задач.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возрастает многократно. Дальнейший прогресс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Опыт педагогической деятельности показывает, что в сложных условиях становления государства довольно сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Республики. Причины ясны и понятны трудности. Важным в решении данной задачи является личный пример лидера, его гражданская позиция.

В современном обществе возникает тревога за судьбу детей, подростков и молодежи и имеет выражение в следующих характеристиках:

- быстрое снижение образовательного и культурного потенциала молодого поколения;

- дальнейшая нравственная деградация поколения в целом, выраженная, в частности, как в криминализации сознания и поведения, так и в снижении нравственного порога допустимого;

- резкий взлет наркомании и алкоголизма практически во всех слоях общества, переход данного явления в неуправляемый режим и как следствие - разрушение генофонда;

- реальный разрыв преемственности поколений не только по идеологическим, но и по нравственным характеристикам.

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности должен осуществляться с учетом возрастных особенностей подростков в образовательном и внеучебном процессе.

Особенно важен этот вопрос в школьном коллективе, так как именно в этом возрасте, на раннем этапе развития происходит интенсивное формирование личности подростка - идет процесс накопления опыта

поведения человека, а также познается наука побеждать.

Педагогическое сопровождение тренировочного процесса заключается в передаче знаний о социально значимых ценностях с помощью индивидуальных и коллективных беседах, встреч с известными людьми. Для эффективного развития чувства патриотизма и любви к Родине проводятся выступления на традиционных ежегодных соревнованиях, посвященных «Дню защитника Отечества» и «9 мая – День Победы». В процессе выступления учащиеся дают возможность зрителям приобщиться к миру спорта, ощутить положительные эмоции, а для родителей, работников школы и тренеров это дополнительный повод гордиться своими воспитанниками.

Таким образом, развитие спортивно-патриотического воспитания как одного из важнейших направлений государственной политики в системе физической культуры и спорта позволит выработать стратегию развития сферы физической культуры и спорта в целом, определить характер научно-исследовательских работ, программно-методического обеспечения по вопросам воспитания, выстраивать информационную политику в направлении формирования гражданского сознания, определять кадровую политику в области воспитания, развивать нормативно-правовую и ресурсную базы.

Нравственное и патриотическое воспитание молодых людей на сегодняшний день – тема актуальная и значимая, поскольку является важнейшей оставляющей общенациональной идеи любого государства. В развитии человеческого общества огромное значение уделялось воспитанию боевого духа, а также формированию морально-волевых качеств у каждого человека.

В связи с проблемами, сформированными на сегодняшний день стало очевидно, что главная задача государства и общества заключается в восстановлении системы воспитания.

Под такой системой воспитания следует понимать определяющую силу, способную противодействовать наседающим деструктивным тенденциям. Для того, чтобы решить данные проблемы, гражданам Донецкой Народной республики следует правильно воспитывать здоровое поколение.

Главной целью воспитательного процесса является подготовка развитых личностей во многих направлениях. Такие личности должны быть готовы к труду, а также защите своей Родины. Все мы знаем, что личность, которая имеет огромный запас разнообразных двигательных навыков, а также большой уровень развития физических и нравственно-волевых качеств, способна освоить в минимальные сроки любую трудовую деятельность.

Такие качества нужны также в военной деятельности.

Современная государственная Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, и, как нам кажется, в настоящее время обладает концептуальной базой. Иными словами, имеет конкретные понятия как это делать.

Деятельность по спортивно-патриотическому воспитанию является довольно многогранной, координируется государственными и общественными структурами. Полагаем, что патриот своей страны обязан относиться к социально активному большинству населения, иметь четкую ценностную ориентацию, положительные планы на жизнь в будущем.

На наш взгляд, необходимое условие для эффективной организации процессов духовно – нравственного воспитания молодежи - сотрудничество. И через что, если не через вовлечение в активную спортивно – патриотическую деятельность можно добиться такого сотрудничества?

Патриотизм – это своего рода качество личности человека, проявляющееся в любви к своей Родине, преданности, готовности служить своей республике, привязанность людей к родной земле, языку, культуре, а также лучшим традициям своего народа.

Воспитание патриотических чувств, как мы считаем, состоит во многих

нравственных аспектах. Воспитательное воздействие на молодежь в настоящее время оказывают многие социальные и политические факторы. Так, например, в первую очередь семья, образовательное учреждение, в котором учится и занимается подросток, непосредственно государство, а также различные религиозные и политические организации.

Итак, можно сказать, что главная задача спортивно-нравственного и

спортивно-патриотического воспитания заключается в формировании у молодежи не только физических, но и духовных качеств, позволяющих стать им морально стойкими, готовыми к защите Родины, исполнению конституционного долга.

Мы полагаем, что для того, чтобы решить данную задачу следует выполнять следующие действия.

Во – первых, необходимо координировать, совершенствовать педагогическую деятельность на каждом уровне, разрабатывать планы, рекомендации на основании передового опыта известных педагогов.

Во – вторых, следует развивать у молодежи патриотические чувства.

Это можно сделать в результате ознакомлений с историческими традициями, военными, спортивными победами нашего народа.

В – третьих, важно сформировать в процессе занятия физической культурой волевое здоровое поколение с развитыми интеллектуальными качествами, которые позволят служить обществу не только в мирное время, но и в тяжелые военные времена.

В заключение хотелось бы сказать, что история наших предков научила нас тому, что за будущее необходимо бороться. Воспитательный процесс через физическую культуру и спорт – залог нравственного и патриотического воспитания молодежи.

Отсутствие грамотно построенного воспитательного процесса может привести к тому, что невежды, тунеядцы, наркоманы погубят все то, что отстраивалось в течение жизни многих поколений.

Наиболее сложным и вместе с тем первостепенным по важности его

разрешения вопросом остается вопрос определения приоритетов в воспитании личности молодого поколения. Те политические и социально- экономические метаморфозы, которые происходили в нашем обществе в последние десятилетия, серьезно затронули патриотические чувства и нравственное сознание учащейся молодежи. Не маловажную роль сыграли такие события как: Распад бывшего Советского Союза, ввод Вооруженных сил СССР в Афганистан, насильственная украинизация и фальсификация, искажение исторических событий, касающихся героического прошлого нашего народа значительно ослабили патриотическое воспитание сотен тысяч юношей и девушек по всей республике. Молодые люди оказалась не готовы к принятию перемен, происходящих в социально-экономической, политической, культурной и духовно-нравственной сферах жизни общества. В результате произошло разрушение советского патриотизма, что сильнейшим образом сказалось на восприятии патриотических чувств у современной молодежи. Сегодня у значительной части подрастающего поколения сформировались искаженные понятия о патриотическом чувстве и культуре поведения. Для того чтобы программа патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта эффективна работала, в ней должны быть затронуты все стороны жизнедеятельности человека: социально-экономические, морально-этические, военно-политические и религиозные.

Комплексность и многоплановость патриотического воспитания включает в себя также культурно-исторические, социально-политические, психолого-педагогические, военно-технические, духовные и физические компоненты. В качестве наглядного примера обратим внимание на то, как педагоги нашей школы подходят к реализации поставленных задач.

С 2018 года педагогический коллектив работает над реализацией программы Развития школы, как «Школы содействия здоровью и спорту». В рамках программы реализуются проекты «Система внедрения Комплекса ГТО в средней и старшей школе» и «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу» (для учащихся 1-4 классов). Миссией школы является создание наиболее благоприятных условий развития для обучающихся с учетом различий их склонностей и способностей, использование возможностей образовательного пространства школы, развитие дополнительного образования, привлечение социальных партнеров. Мы работаем для того, чтобы каждый ученик и педагог старался стать высокообразованной и нравственной личностью, верной избранному призванию, ответственной за качество собственной жизни и делающей свое дело лучше других. Одним из приоритетных направлений работы школы является совершенствование системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, совершенствование спортивно-оздоровительного и военно-патриотического направлений работы школы.

Учитывая основные ценности и цели школы, а также содержание его социально-педагогической миссии, среди качеств модели выпускника, обязательно присутствуют:

патриотизм, выражающийся в том, что гражданин Донецкой Народной Республики должен быть готов в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию, общественно-политические достижения государства, чтить государственную, принимать активное участие в государственных праздниках;

физическая развитость, ибо только ведущий здоровый образ жизни гражданин может принести своей стране практическую пользу.

В нашем учебном заведении развивается система внеурочной деятельности и дополнительного образования спортивной и военно- патриотической направленности. Сегодня в школе успешно функционируют физкультурно-спортивный клуб «Лидер» и военно-патриотический клуб «Юность. Презентацию работы этих клубов мы увидим в практической части семинара.

Так же проводятся и другие мероприятия, направленные на формирование военно-прикладных навыков, туристические походы в ближайшие лесные массивы, грамотно составленные агитационные стенды и стенгазеты. Вышеперечисленные мероприятия достаточно просты для реализации, но в то же время, очень эффективны и способствуют воспитанию патриотизма и нравственно- волевых качеств.

Благодаря деятельности средств массовой информации, сети интернет, данная тема очень широко освещается и привлекает внимание, заставляет задуматься об этой проблеме тех, кто раньше был равнодушен.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!