СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Добыча, использование и охрана полезных ископаемых»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Добыча, использование и охрана полезных ископаемых»

Цели урока:

  • образовательная: ознакомить со способами добычи и использования полезных ископаемых, с крупными месторождениями полезных ископаемых в Ростовской области; показать необходимость бережного и экономного использования полезных ископаемых;
  • развивающая: развивать логическое мышление, речь, умение анализировать и делать выводы, развитие практических навыков и умений по изучению и охране природы своей местности;
  • воспитательная: воспитание экологической культуры учащихся, чувства патриотизма на примере крупных месторождений Донского края.

Задачи урока:

  1. Сформировать первичный опыт учащихся  о способах добычи полезных ископаемых;      систематизировать знания по теме «Полезные ископаемые»;
  2. Развивать умение общаться в группе, работать с книгой, картой, тестами;
  3. Воспитывать понимание необходимости бережного и экономного использования природных   ресурсов, чувство гордости за свою Родину, свой край.

 

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, презентация  «Добыча, использование и охрана полезных ископаемых», Презентация «Тест по теме «Полезные ископаемые», карта  Ростовской области, раздаточный материал для учащихся (карточки-названия полезных ископаемых)

Просмотр содержимого документа
««Добыча, использование и охрана полезных ископаемых»»


МБОУ Алексеевская сош

Матвеево-Курганского района Ростовской области



«Добыча, использование

и охрана полезных ископаемых»

(«Окружающий мир»,3 класс, УМК «Планета знаний»)


Учитель начальных классов

Кавалерист Нина Алексеевна




c.Алексеевка



Тема урока: «Добыча, использование и охрана полезных ископаемых»

Цели урока:

  • образовательная: ознакомить со способами добычи и использования полезных ископаемых, с крупными месторождениями полезных ископаемых в Ростовской области; показать необходимость бережного и экономного использования полезных ископаемых;

  • развивающая: развивать логическое мышление, речь, умение анализировать и делать выводы, развитие практических навыков и умений по изучению и охране природы своей местности;

  • воспитательная: воспитание экологической культуры учащихся, чувства патриотизма на примере крупных месторождений Донского края.

Задачи урока:

  1. Сформировать первичный опыт учащихся о способах добычи полезных ископаемых; систематизировать знания по теме «Полезные ископаемые»;

  2. Развивать умение общаться в группе, работать с книгой, картой, тестами;

  3. Воспитывать понимание необходимости бережного и экономного использования природных ресурсов, чувство гордости за свою Родину, свой край.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, презентация «Добыча, использование и охрана полезных ископаемых», Презентация «Тест по теме «Полезные ископаемые», карта Ростовской области, раздаточный материал для учащихся (карточки-названия полезных ископаемых)

Структура урока.

  1. Организационный момент.

  2. Психологический настрой на урок.

  3. Актуализация знаний.

  4. Постановка проблемы.

  5. Открытие знаний.

  6. Закрепление знаний.

  7. Обобщение знаний по теме «Полезные ископаемые».

  8. Подведение итогов работы в группах. Оценивание.

  9. Домашнее задание.


  1. Организационный момент урока. Приветствие учащихся. Рассаживание по группам. (учащиеся разделены по группам предварительно ( См. Приложение 1).

  2. Психологический настрой на урок.

Учитель: В жизни легче работать сообща, всегда легче выиграть команде, а не одиночке. Такими группами мы будем работать не один урок и даже не один день, а можем проработать неделю. Все группы на уроке отвечают по очереди и каждый раз новый член команды. Уважайте друг друга, помогайте тому, кто нуждается в помощи. А теперь каждая команда пусть возьмётся за руки. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов.

  1. Актуализация знаний.

    • Что такое полезные ископаемые?

    • Какие полезные ископаемые из этой коллекции вы узнали? (демонстрация коллекции полезных ископаемых)

    • Какие ещё полезные ископаемые вам известны? Назовите их.

    • Что вы знаете о том, как производят добычу полезных ископаемых?

    • Расскажите, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека?

  2. Постановка проблемы.

- Почему вы задумались? Что непонятно? Так что нам сегодня надо узнать?

Ответы детей о цели своей работы.

См. Слайд№1

5.Открытие знаний.

- Итак, полезные ископаемые содержат множество веществ, необходимых для производства различных продуктов. Эти вещества приходится добывать из разных слоёв Земли.

Ученица читает отрывок из стихотворения С.Смирнова «Мой край родной!» (см. Приложение 2)

- Почему прозвучало именно это стихотворение?

См. слайд №2

-Почему так говорят?

- Нам есть чем гордиться! Ростовская область богата различными полезными ископаемыми.

См. Слайды №,3,4

- Добычу полезных ископаемых производит горнодобывающая промышленность. Существует несколько способов добычи полезных ископаемых.

См. Слайд № 5

- Полезные ископаемые, которые залегают на поверхности или неглубоко под землёй, добывают открытым способом – при этом образуются котлованы (карьеры). В них работают экскаваторы и другие машины.

См. Слайды№ 6,7.

- Для добычи полезных ископаемых, залегающих глубоко в земле, сооружают подземные предприятия – шахты.

См. Слайд №8

- Огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна морей добывают нефть и газ. Для добычи нефти и газа бурят скважины, по которым они поступают на поверхность, а затем по трубопроводам перекачиваются к местам переработки и потребления.

См. Слайд№9

ФИЗМИНУТКА (по здоровьесберегающим технологиям В.Ф.Базарного: под ноги помещён коврик из шерсти с нашитыми на него пуговицами).

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, как зайки,

Сразу станем всех бодрей.

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули?

Отдохнули!


- Вспомните и приведите примеры использования полезных ископаемых.

Ответы детей.

См. Слайды № 10, 11,12,13

-Нужны ли человеку эти природные богатства?

Ответы детей.

-Таким образом, добытые полезные ископаемые используются людьми очень широко и разнообразно. Вы видите, что добыча и использование полезных ископаемых делает жизнь людей богаче и интереснее. Благодаря умению человека переделывать различные вещества в необходимые ему продукты человеческое общество разбогатело. Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать ещё богаче. А как нам отвечает природа? Например, как изменяется поверхность Земли в местах добычи полезных ископаемых?

Ответы детей.

См. Слайд № 14

-Можно ли это исправить?

Ответы детей.

-Но не только меняется поверхность суши. На заводах и фабриках мы используем полезные ископаемые как топливо и сырьё для производства нужных нам продуктов и загрязняем воздух. Вспомните, как меняется состав воздуха при его загрязнении. Что происходит при этом с животными, людьми и растениями?

Ответы детей.

- Но есть и другая проблема. Об этом вы прочитаете в учебнике на стр.67 (2,3,4 абзацы)

- О какой проблеме человечества вы прочитали?

Ответы детей по группам.

См. Слайды №15, 16,17

Физминутка для глаз с использованием лазерного фонарика)

  1. Закрепление знаний.

- Как производят добычу полезных ископаемых?

-Как добыча полезных ископаемых изменяет поверхность Земли?

- Почему необходима охрана недр Земли?

7. Обобщение знаний по теме «Полезные ископаемые»

- Отгадайте загадки и поднимите карточку с названием полезного ископаемого. Докажите, что человеку оно необходимо.

См. Приложение 3

-По предложенному плану охарактеризуйте любое полезное ископаемое, которое добывают в Ростовской области.

- Покажите на карте месторождения этого полезного ископаемого.

См. Слайд № 18

Ответы по группам.

- Каждой группе предлагаю выполнить тест и озвучить правильный ответ.

См. слайды Презентации «Тест»

  1. Подведение итогов работы в группах. Оценивание.

- А где эти знания пригодятся вам в жизни?

См. Слайд № 19 (Презентация 1)

9. Домашнее задание.

Нарисовать плакат на тему «Сбережём полезные ископаемые!»

Устно подготовить сообщение по теме урока (дифференцированное задание)




Приложение 1

Групповая форма работы

В моем классе двадцать четыре ученика. И часто я разбиваю класс на равные по количеству группы. Мы разворачиваем столы, и ребята сидят лицом друг другу. В группах выполняется определенное задание по определенным правилам и должен получиться общий групповой результат. Поэтому очень важно, чтобы группы получились равными по силам, и чтобы детям приятно было работать вместе. Я делаю это следующим образом: приглашаю к доске четырёх самых сильных учеников, объявляю им, что они капитаны и им необходимо набрать команду. Далее я приглашаю к доске еще 4 человека, равных по силам и предлагаю первому капитану выбрать себе одного члена команды. Остальных разбирают другие капитаны. Потом приглашаю следующую группу, и набор команды продолжается. Ребятам кажется, что я приглашаю к доске произвольно, нет никаких обид, что кого-то отнесли к слабым ученикам, а команды получаются практически равными и отношения в группе будут дружескими, так как когда подбирают команды, то для ребят, в первую очередь важно, чтобы рядом был друг.

Разбивать на такие группы удобно для проведения уроков обобщения. Обязательным условием всегда ставлю, что все на уроке отвечают по очереди и каждый раз новый член команды. Таким образом, ребята, желая быть лучшими, зная, что они могут за урок ответить только на одно задание вынуждены рационально распределить силы своей команды. Если получилось так, что слабому ученику достался сложный вопрос, на который он не знает ответа, ему помогает вся команда готовить выступление. Обычно, такими группами мы работаем не один урок и даже не один день, а можем проработать неделю. Таким образом, ученики осознают основные характеристики групповой работы:

- целенаправленность (построение замысла и предвидение результата работы);

- распределенность;

- согласованность.

Учащиеся понимают, что на любом уроке необходимо осознавать цель своей учебной деятельности. Такая работа приводит к тому, что ученик постепенно становится субъектом учебной деятельности. Это, в свою очередь, способствует успешной самореализации учащихся, положительной самооценке, что важно для учебной мотивации.


Приложение 2

 Мой край родной!

Там воздух чистый

Бежит шумящим ветерком

По ниве зрелой, золотистой

С манящим синим васильком.

Там утром степь

С росой сребристой

И бесконечна, и вольна.

Лежит как бы ковёр пушистый

Травы душистой вся полна.

«Так ты откуда? – спросят люди,-

Где твои заветные края?»

Скажу им тихо, как о чуде,

Что Дон широкий – Родина моя.


Приложение 3

Загадки на тему: «Полезные ископаемые»


  1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.(Гранит)

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.(Мел)

3. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.(Песок)

4. На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички.(Природный газ)

5 . Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу.(Глина)

6.Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он – удобрение.(Известняк)

7.Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.(Каменный уголь)





Литература:

  1. Мошнина Р.Ш. Окружающий мир. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ, АСТ-АСТРЕЛЬ, 2001

  2. Нагорный Б. Твой край родной. Занимательное краеведение в вопросах и ответах.- Ростов н/Д.: Ростовское книжное издательство, 1988.

3. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина, Издательство «Астрель»

  1. Петрушенко С.А Окружающий мир. Тесты 3-4 кл. Легион, 2009Мошнина Р.Ш. Окружающий мир. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ, АСТ-АСТРЕЛЬ, 2001

  2. Современная мультимедиа - энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008

  3. Сухаревская Е.Ю. Окружающий мир 1-4 кл. Справочные материалы. Легион, 2010



















9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!