СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добро и зло (презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

К данной презентации имеется сценарий (предыдущая публикация)

Просмотр содержимого документа
«Добро и зло (презентация)»

Добро и зло  ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ .  ​ Автор :Клевалова Алеся Петровна  Учитель начальных классов  МАОУ Селятинская СОШ №2 Наро-Фоминский г.о. Москва 2023

Добро и зло 

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ .  ​

Автор :Клевалова Алеся Петровна 

Учитель начальных классов 

МАОУ Селятинская СОШ №2 Наро-Фоминский г.о.

Москва 2023

Цель: дать представление о нравственных понятиях религиозной культуры: «духовный мир», «ангелы» «добро» и «зло», показать их противоположность.

Задачи:

  Обучающие: - познакомить с понятиями «добро» и «зло», « Мир невидимый  », «Ангел Хранитель », «гордость»;

- способствовать формированию представления об изучаемых понятиях с позиций православия;

-  учить подбирать и систематизировать информацию;

-раскрыть христианские добродетели : добро и зло показать значимость христианских добродетелей ;

- ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и православных традиций; 

-учить оценивать свои и чужие поступки.

Развивающие:-развивать умения анализа базовых понятий христианской этики ;

- развивать представление о нравственности, личный нравственный опыт;

- развивать умение анализировать свои поступки;

Воспитательные:- воспитывать  уважительное отношение друг к другу и доброжелательность.

-воспитывать на примерах использования добра и зла используя поэзию, изобразительное искусство ,литературу.

Образовательные результаты учебного занятия:

Метапредметные результаты освоения:

- развивать связную речь, умение работать в группе, обогащать словарный запас;

- формировать умение анализировать художественный текст.

Предметные результаты освоения:

- способствовать осознанию, что библейские заповеди указывают человеку, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость;

- научиться определять качества добродетельного человека и способы их приобретения и развития.

Средства :  компьютер, экран, презентация, карточки для работы в парах с понятиями и их определениями.

Ход урока Этапы   урока 1.Организационный  - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга. Начнем наш урок. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  Учитель : -Ребята, кто мне может сказать, какого человека мы называем послушным? (Ответы детей) Учитель: -Сегодня на уроке мы  продолжаем знакомиться с православной культурой. (Слайд №4)  Учитель: - Посмотрите внимательно на слайд. Опишите, что происходит на 1-ой картинке  на 2-ой и на 3-ей ? (Ответы детей) Учитель: -Как можно одним словом назвать события, происходящие на картинках? (Ответы детей) Учитель : -Правильно! Сегодня мы обсуждаем тему -  добро и зло, как христианская культура определяет эти понятия. -Как вы думаете, может ли человек отличить добро от зла? (Ответы детей) Учитель: Ребята,у вас на партах карточки с прилагательными , вы сейчас работаете в паре , подберите прилагательные, которыми можно описать доброго и злого человека. (Ответы детей) Учитель : -С каким человеком, вам комфортнее было бы находиться? -Объясните почему? (Ответы детей)

Ход урока

Этапы   урока

1.Организационный 

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга. Начнем наш урок.

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности 

Учитель :

-Ребята, кто мне может сказать, какого человека мы называем послушным?

(Ответы детей)

Учитель:

-Сегодня на уроке мы  продолжаем знакомиться с православной культурой.

(Слайд №4) 

Учитель:

- Посмотрите внимательно на слайд. Опишите, что происходит на 1-ой картинке  на 2-ой и на 3-ей ?

(Ответы детей)

Учитель:

-Как можно одним словом назвать события, происходящие на картинках?

(Ответы детей)

Учитель :

-Правильно! Сегодня мы обсуждаем тему -  добро и зло, как христианская культура определяет эти понятия.

-Как вы думаете, может ли человек отличить добро от зла?

(Ответы детей)

Учитель:

Ребята,у вас на партах карточки с прилагательными , вы сейчас работаете в паре ,

подберите прилагательные, которыми можно описать доброго и злого человека.

(Ответы детей)

Учитель :

-С каким человеком, вам комфортнее было бы находиться?

-Объясните почему?

(Ответы детей)

Опишите, что происходит на 1-ой картинке  на 2-ой и на 3-ей ?

Опишите, что происходит на 1-ой картинке  на 2-ой и на 3-ей ?

Работа в парах с рисунком и карточками со словами. любовь доброта печаль высокомерие гнев сострадание верность забота жадность гордыня прощение дружба одиночество уважение злость обиды честность зависть дружелюбие равнодушие бескорыстность
  • Работа в парах с рисунком и карточками со словами.

любовь

доброта

печаль

высокомерие

гнев

сострадание

верность

забота

жадность

гордыня

прощение

дружба

одиночество

уважение

злость

обиды

честность

зависть

дружелюбие

равнодушие

бескорыстность

Учитель: -Рассмотрите еще раз внимательно картинки со словами . -Все справились с заданием ? Правильно подобрали слова ?  К белому  волку пишем слова обозначающие добро, к черному волку –слова, обозначающие зло.    ( Ответы детей ) Учитель:   - Добро - высшая нравственная ценность. Всё полезное, хорошее, всё, что помогает человеку в природе, идёт им на пользу, называется добром.- А что такое зло? И существует ли оно?- Зло – всё плохое, вредное, дурное, обман, всё, что относится к беде и несчастью.- К сожалению, мы часто сталкиваемся со злом…вспомним притчу .  «Притча о двух волках».   Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… -Ребята ,кто из вас помнит притчу ? -Давайте вместе еще раз прочитаем притчу ! 

Учитель: -Рассмотрите еще раз внимательно картинки со словами .

-Все справились с заданием ? Правильно подобрали слова ? 

К белому  волку пишем слова обозначающие добро, к черному волку –слова, обозначающие зло.    ( Ответы детей )

Учитель:   - Добро - высшая нравственная ценность. Всё полезное, хорошее, всё, что помогает человеку в природе, идёт им на пользу, называется добром.- А что такое зло? И существует ли оно?- Зло – всё плохое, вредное, дурное, обман, всё, что относится к беде и несчастью.- К сожалению, мы часто сталкиваемся со злом…вспомним притчу .

«Притча о двух волках». 

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

-Ребята ,кто из вас помнит притчу ?

-Давайте вместе еще раз прочитаем притчу ! 

Учитель: - Ребята, что за волки борются в каждом человеке? - А как вы понимаете слова индейца «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?      (  Ответы детей ) - Цель урока: познакомиться с  понятиями «добро» и «зло», показать их противоположность Учитель : -В православии  Добро – исполнение воли Божией, зовущей человека к совершенству.  -Зло (в православии синоним слову зло - грех) – это уклонение от добра, забвение Бога. Поэтому, если мы совершаем добро, живём по воле Божией, мы кормим белого Волка. А если совершаем зло, грешим, то кормим чёрного Волка. Усвоение новых знаний. Вывод:   добро  – это то, что способствует росту души  человека, помогает другим людям, радует Бога.
  • Учитель:
  • - Ребята, что за волки борются в каждом человеке?
  • - А как вы понимаете слова индейца «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?
  •      (  Ответы детей )
  • - Цель урока: познакомиться с  понятиями «добро» и «зло», показать их противоположность
  • Учитель :
  • -В православии  Добро – исполнение воли Божией, зовущей человека к совершенству. 
  • -Зло (в православии синоним слову зло - грех) – это уклонение от добра, забвение Бога.
  • Поэтому, если мы совершаем добро, живём по воле Божией, мы кормим белого Волка.
  • А если совершаем зло, грешим, то кормим чёрного Волка.
  • Усвоение новых знаний.
  • Вывод:   добро  – это то, что способствует росту души 
  • человека, помогает другим людям, радует Бога.
Вывод:  зло  – это то, что удаляет человека от этих добрых целей, толкает к дурным поступкам, соблазняет к совершению греха, губит душу.

Вывод:  зло  – это то, что удаляет человека от этих добрых целей, толкает к дурным поступкам, соблазняет к совершению греха, губит душу.

Учитель :- Молодцы ,разобрались с этими понятиями и с качествами добрых и злых людей . Учитель :-Работа с учебником- (стр.14) -Найдите, пожалуйста, в учебнике, как описываются добро и зло. (Ответы детей) Учитель: -Кроме того мира, который видит человек, Бог создал мир ,в котором живут существа невидимые .Они называются ангелами. -Ребята, кто знает, кто такие ангелы? (Ответы детей) Учитель : _Бог сотворил всех ангелов добрыми  и дал им свободу - любить  Его или нет.  Один из самых главных ангелов Денница (имя значит –утренняя звезда) не захотел любит Бога , стал гордым . Он начал спорить с Богом  и превратился в темного злого духа - сатану – противника Бога. Он увлек за собой некоторых ангелов . За непослушание ангелы были лишены Божьей любви , стали злыми бесами – врагами всего доброго.

Учитель :- Молодцы ,разобрались с этими понятиями и с качествами добрых и злых людей .

Учитель :-Работа с учебником- (стр.14)

-Найдите, пожалуйста, в учебнике, как описываются добро и зло.

(Ответы детей)

Учитель:

-Кроме того мира, который видит человек, Бог создал мир ,в котором живут существа невидимые .Они называются ангелами.

-Ребята, кто знает, кто такие ангелы?

(Ответы детей)

Учитель :

_Бог сотворил всех ангелов добрыми  и дал им свободу - любить  Его или нет. 

Один из самых главных ангелов Денница (имя значит –утренняя звезда) не захотел любит Бога , стал гордым . Он начал спорить с Богом  и превратился в темного злого духа - сатану – противника Бога. Он увлек за собой некоторых ангелов . За непослушание ангелы были лишены Божьей любви , стали злыми бесами – врагами всего доброго.

Один из высших ангелов –Архангел Михаил выступил против Денницы . Вместе с добрыми ангелами он сражался с сатаной и его бесами. Бог даровал Воинству Небесную победу . А злые духи были низвержены с Неба. Ненависть к Богу царила среди темных духов. Они так утвердились в злобе, что не могли быть добрыми . Диявол завидовал людям, которых любил Бог. Чтобы и человек стал злым и темным он старался хитростью расположить его к недобрым мыслям и делам. Узнать о том ,как зло вошло в мир видимый рассказывает Библия. Эта фотография , автор: неизвестен, лицензия: CC BY-SA .
  • Один из высших ангелов –Архангел Михаил выступил против Денницы . Вместе с добрыми ангелами он сражался с сатаной и его бесами. Бог даровал Воинству Небесную победу . А злые духи были низвержены с Неба.
  • Ненависть к Богу царила среди темных духов. Они так утвердились в злобе, что не могли быть добрыми .
  • Диявол завидовал людям, которых любил Бог. Чтобы и человек стал злым и темным он старался хитростью расположить его к недобрым мыслям и делам.
  • Узнать о том ,как зло вошло в мир видимый рассказывает Библия.

Эта фотография , автор: неизвестен, лицензия: CC BY-SA .

Учитель: -Может ли человек отличить добро от зла?  -Мальчик помог перейти дорогу дедушке – -Девочка уступила место в автобусе женщине – -Донорство – - Мальчик покормил бездомного котенка – - Мальчик ударил девочку портфелем –  -Миша толкнул Ваню на лед-    -Мальчик ударил бездомную собаку-   - Юноша нагрубил пожилому человеку –   -Воровство – 

Учитель: -Может ли человек отличить добро от зла? 

-Мальчик помог перейти дорогу дедушке –

-Девочка уступила место в автобусе женщине –

-Донорство –

-

Мальчик покормил бездомного котенка –

- Мальчик ударил девочку портфелем – 

-Миша толкнул Ваню на лед-   

-Мальчик ударил бездомную собаку-  

- Юноша нагрубил пожилому человеку –  

-Воровство – 

-Мальчик помог перейти дорогу дедушке –добро -Девочка уступила место в автобусе женщине –добро -Донорство –добро  Мальчик покормил бездомного котенка –добро - Мальчик ударил девочку портфелем – зло -Миша толкнул Ваню на лед-  зло  -Мальчик ударил бездомную собаку-  зло  - Юноша нагрубил пожилому человеку –  зло -Воровство –  зло  Учитель: Проверим свои ответы !  Молодцы,справились с заданием . 
  • -Мальчик помог перейти дорогу дедушке –добро
  • -Девочка уступила место в автобусе женщине –добро
  • -Донорство –добро 
  • Мальчик покормил бездомного котенка –добро
  • - Мальчик ударил девочку портфелем – зло
  • -Миша толкнул Ваню на лед-  зло 
  • -Мальчик ударил бездомную собаку-  зло 
  • - Юноша нагрубил пожилому человеку –  зло
  • -Воровство –  зло 
  • Учитель: Проверим свои ответы !  Молодцы,справились с заданием . 
Учитель:-Вспомните ребята , какие вы совершаете поступки –добрые или злые ?  (Ответы детей) Учитель:-Как вы считаете , как нужно правильно поступать ? (Ответы детей)  Учитель :- Добрые поступки делают людей счастливыми ,мир вокруг нас кажется лучше ,если мы будем внимательнее к бабушкам и дедушкам и вовремя приходить на помощь ближним. Православная культура помогает человеку отличить добро от зла. Христиане верят, что Бог дает каждому человеку в помощь Ангела Хранителя. Он помогает каждому в добрых делах .Ангел –Хранитель невидим для человека. Он всегда находится рядом . Христиане почитают Ангела Хранителя в день прославления всех Небесных сил.
  • Учитель:-Вспомните ребята , какие вы совершаете поступки –добрые или злые ? 
  • (Ответы детей)
  • Учитель:-Как вы считаете , как нужно правильно поступать ?
  • (Ответы детей) 
  • Учитель :- Добрые поступки делают людей счастливыми ,мир вокруг нас кажется лучше ,если мы будем внимательнее к бабушкам и дедушкам и вовремя приходить на помощь ближним. Православная культура помогает человеку отличить добро от зла.
  • Христиане верят, что Бог дает каждому человеку в помощь Ангела Хранителя. Он помогает каждому в добрых делах .Ангел –Хранитель невидим для человека. Он всегда находится рядом . Христиане почитают Ангела Хранителя в день прославления всех Небесных сил.
Учитель:       Работа с учебником (стр.15) -Ребята, прочитайте стихотворение  Колыбельная  -Почему поэт называет Ангела Хранителя добрым ? (Ответы детей)-Потому что он Божий . Учитель :-А почему называет Божиим ? (Ответы детей)-Добрым его создал Бог. Учитель:  Вывод : - Ангел Хранитель отводит беду и несчастье ! Учитель :

Учитель:       Работа с учебником (стр.15)

-Ребята, прочитайте стихотворение  Колыбельная 

-Почему поэт называет Ангела Хранителя добрым ?

(Ответы детей)-Потому что он Божий .

Учитель :-А почему называет Божиим ?

(Ответы детей)-Добрым его создал Бог.

Учитель:  Вывод : - Ангел Хранитель отводит беду и несчастье !

Учитель : "Уклонись от зла и сотвори благо " -Прочитайте поговорку и священный текст -как вы понимаете смысл ? 

(Ответы детей)

Учитель : Вывод -Христианский смысл поговорки - доброделание ! Преподобный Моисей Оптинский сказал: "Ты думаешь добро-то делать легко ?Всякое доброе дело трудно !"

(работа с учебником стр.15 –  Обсуждаем-размышляем )

Учитель :Прочитайте слова ,в священном тексте, как бы ответили христиане –хорошо это или плохо ? 

Объясни ответ ? 

(Ответы детей)

Учитель:-Как вы понимаете – «Человек –это звучит гордо»

(Ответы детей)

Учитель:-Гордость в христианской культуре –обозначение страсти об источнике и проявлении которой рассказано в священных текстах.Подробнее с этим понятием мы познакомимся на следующих занятиях.

Закрепление изученного:    Учитель : -С какими понятиями познакомились ? Что нового узнали на уроке ?(Ответы детей) Учитель :  Подведение итогов -Мы сегодня на уроке узнали , что христианская культура определяет добро и зло.  Познакомились с невидимыми Ангелами - Хранителями  . Изучая православную культуру мы духовно обогащаемся! Каждый человек для себя выбирает  каким ему быть ! Сила, дарованная Богом , помогает отличить добро от зла. В поговорке 

Закрепление изученного: 

  Учитель :

-С какими понятиями познакомились ? Что нового узнали на уроке ?(Ответы детей)

Учитель :  Подведение итогов -Мы сегодня на уроке узнали , что христианская культура определяет добро и зло.  Познакомились с невидимыми Ангелами - Хранителями  .

Изучая православную культуру мы духовно обогащаемся! Каждый человек для себя выбирает 

каким ему быть ! Сила, дарованная Богом , помогает отличить добро от зла. В поговорке "Уклонись от зла и сотвори добро !" Совет для всех нас !

Домашнее задание : ​

(изобразить красками «доброе  и   злое» ) ​

сочинить тексты к рисункам.

Использованные пособия :​

1.Л.Л.Шевченко «Основы православной культуры» 4 класс учебник для учащихся начальных классов.​

2.Л.Л.Шевченко «Основы православной культуры» методическое пособие для учителя 4 –й класс. ​


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!