СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневник проектной деятельности как средство формирования исследовательской и проектной культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В практику работы образовательных организаций активно вводится проектная деятельность. Дневник проектной деятельности предназначен для обучающихся 8-11 классов.Представляет собой систему рабочих листов. Помогает обучающимся реализовать себя в разных направлениях.

Просмотр содержимого документа
«Дневник проектной деятельности как средство формирования исследовательской и проектной культуры.»



ДНЕВНИК ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ

Современное общество хочет видеть выпускников общеобразовательных учреждений адаптированными к условиям нашего времени. Поэтому необходимо внедрять в учебный процесс новые современные технологии, например метод проектов. Данный метод поможет научить современного человека нестандартно и творчески мыслить.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования одним из результатов обучения в основной школе является сформированность у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации, презентации результатов исследования.

В наше время перед образованием стоит новая задача: "не научить" на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Современный педагог должен ориентировать учащихся на развитие способности приобретать эти знания и формировать умения использовать полученные знания на практике. Здесь на помощь педагогу приходит проектная деятельность.

Сегодня в практику работы образовательных организаций активно вводится проектная деятельность как особая форма учебной работы, направленная на формирование у обучающихся метапредметных результатов. В ФЭЛ № 29 г. Пензы есть предмет в 10 кл. "проектная деятельность" и все учащиеся согласно своему профилю готовят и защищают свой проект.

Реализация данного проекта имеет большую практическую значимость, т. к. позволит школьникам в системе овладеть проектной деятельностью.

Цель исследования: развитие компетенций учащихся XXI века через использование "Дневника проектной деятельности".

Задачи: создать и внедрить в учебный процесс "Дневник проектной деятельности"; популяризировать опыт внедрения проектов в образовательный процесс; использовать "Дневник проектной деятельности" в образовательном процессе на уроках и во внеурочном пространстве с целью повышения качества образования и формирования предметных, личностных и метапредметных компетентностей учащихся; мотивировать учащихся к поиску новых знаний.

Внедрение метода проекта в предметы любого направления (гуманитарного, естественнонаучного, физико-математического, информационного, технологического..) будут способствовать: повышению качества образования и качества обученности учащихся; формированию предметных, метапредметных, а также личностных компетентностей учащихся и созданию условий, положительно влияющих на развитие этих компетентностей; созданию положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла; созданию условий, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся; развитию у учащихся навыки анализа, критичности мышления...

Работа ориентирована на социальные и профессиональные интересы самих участников проекта. Работа над проектом предполагает во-первых,- получение, прежде всего, практического результата; во-вторых,- проект, являясь результатом коллективных усилий учащихся, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого; в третьих, -урок становится более живым, движимым, мобильным, наглядным, а также позволяет реализовать современные принципы обучения; в-четвёртых, -при работе над проектом происходит расширение теоретических знаний. С проектами школьники выступают на конференциях разного уровня: школьных, районных, городских, областных, всероссийских, международных. "Дневник проектной деятельности" будет помогать совершенствоваться учащимся в проектной деятельности. Он является алгоритмом при подготовке проектов. Проектная деятельность связана с работой в команде и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров.

Дневник проектной деятельности предназначен для учащихся 8-11, которые занимаются проектной деятельностью. Он представляет собой систему рабочих листов, которые показывают систему на каждом этапе работы над проектом с учётом возрастных особенностей учащихся. Для учащихся "Дневник" – это организатор работы по разрешению проблемы, обеспечивающий сбор, хранение, анализ информации. Для учителя – это средство получения обратной связи. Целесообразно вести "Дневник" учащимися, которые занимаются проектной деятельностью. При работе с дневником ребята смогут самостоятельно размышлять над способами решения проблемы, характеристикой продукта. На рабочем листе №1 фиксируется название проекта, указываются автор(ы), координатор проекта, даты начала и завершения работы над проектом. Если проект носит групповой характер, то указывается весь состав группы, который работал над проектом. На рабочем листе №2 даётся небольшое напутствие учащимся, которые приступают к работе над проектом. Рабочие листы № 3- 5 вводят учащихся в основы проектной деятельности, которые содержат требования к учебным проектам, классификацию проектов, этапы проектной деятельности (алгоритм работы над научной проблемой), методы исследования, продукты проектной деятельности. На рабочем листе № 6 формулируется проблема, идея проекта (как преодолеть проблему и достигнуть цели), цели и задачи, а также актуальность проекта. Проектный замысел как правило, описывается кратко, в свободной форме, в виде небольшого текста. Эта работа может быть выполнена учащимся самостоятельно или с помощью учителя. На рабочих листах № 7-8 указывается возраст учащихся, на которых рассчитан проект и этапы работы над проектом. Рабочие листы № 10-11 помогают разделить учащихся на проектные группы (социологов, аналитиков, экспертов.....), а также расписать поэтапно программу действий над проектом. Рабочие листы № 12-14 предназначены для оформления социологического опроса, построения графиков и диаграмм, а также анализа социологических опросов. На 15 листе можно зафиксировать трудности при работе над проектом, порассуждать над предполагаемом продукте проекта, а также рассмотреть форму презентации проекта. Рабочие листы № 16-19 предназначены для координатора проекта, экспертного заключения по проекту; также дан оценочный лист с возможностью комментариев координатора по этапам работы над проектом. Оценка уровня выполнения проекта и рекомендации по доработке дают возможность учащимся доработать свой проект. Лист 20 предназначен для фиксирования достижений по данному проекту: название конкурса, дата, уровень, результат). Рабочие листы №21-22 представляют собой примерную структуру письменного отчета по проекту и примерный план выступления на защите проекта. Рабочие листы №23-24 -это листы самоконтроля (РЕФЛЕКСИЯ), где учащиеся сами смогут попробовать оценить свою работу над проектом. Презентацию продукта невозможно оценить с помощью дневника, но наличие такого листа в дневнике (лист 25) необходимо для подготовки учащихся к презентации. Рабочий лист №26 даёт возможность проанализировать успехи, достигнутые в ходе этой работы, а также познакомит со словарём юного исследователя. Остальные листы предназначены для различных заметок.

Работа с "Дневником проектной деятельности" помогает учащимся реализовывать себя в разных направлениях и поможет в дальнейшем с выбором профессии. "Дневник" помогает организовывать учебный процесс; повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения в настоящее время проектной технологии.





Список использованной литературы

1.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.Метод проектов- технология компетентностно- ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов/ Под ред. проф. Когана Е.Я.- Самара: Издательство "Учебная литература",2006.

2.Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2001.

3.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003

4.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!