Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;
2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;
2. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.
4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
1. Актуализировать знания о склонениях имен существительных.
2. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный момент. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. - Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Учебник, тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники. Запишите сегодняшнее число и классная работа. Комментирует запись (называю ученика).Подчеркните орфограммы. | Проверяют своё рабочее место. Записывают число, классная работа, подчёркивают орфограммы | Личностные, регулятивные |
2. | Актуализация знаний. | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует работу по уточнению и конкретизации знаний об определении склонения им. сущ., Предлагает составить 2 предложения из карточек разного цвета. Определить склонение и падеж имён существительных. -На стене карточки. Составьте два предложения, сначала из слов ,записанных на карточках жёлтого цвета, а потом - из синего. Голодно стало в лесу. Пёстрый дятел спешит к ели. Определите склонение и падеж имён существительных, подчеркните орфограммы. Проверка. -О каком времени года идёи речь? Как догадались? -Чем мы можем помочь зимующим птицам? Оцените свою работу на этом этапе. | Проговаривают полученные знания об имени существительном. Выполняют задание в тетради. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания. Голодно стало в лесу. Пёстрый дятел спешит к ели. Сущ. – в лесу (2 скл., П.п.), дятел (2 скл., И.п), к ели (3 скл, Д.п.) Орфограммы – голодно –без.гл., лесу – без.гл., дятел –непров. без.гл., спешит – без.гл., ели – без.оконч. -О зиме. -Подкармливать, развешивать кормушки. Оценивают свою работу в листах самооценки. | Предметные Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
3. | Самоопределение к деятельности. | -Соедините карточки так, чтобы можно было из них составить словосочетания. Запиши словосочетания, изменяя окончания имён существительных. плыть учиться институт река шапка по с в без дочь встретился выйти Предметные Регулятивные, познавательные, Проверим работу. -Какие словосочетания у вас получились? - Объясните написание падежных окончаний имён существительных. -Сформулируйте тему. Какие цели вы поставите перед собой? -Оцените себя на этом этапе. | Работают в паре. Составляют словосочетания, изменяя окончания имён существительных. Под руководством учителя формулируют тему и цели урока. Читают получившиеся словосочетания. -Плыть по реке (1 скл. Д.п.), встретиться с дочерью (3 скл., Т.п., выйти без шапки (1 скл., Р.п), учиться в институте (2 скл. П.п) - Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Цель: научиться правильно писать безударные окончания существительных во всех падежах | Коммуникативные Регулятивные (Целеполагание, прогнозирование, самооценка) |
4. | Работа по теме урока. | Организует работу по формулированию правила написания безударных падежных окончаний существительных. -Вспомним алгоритм для определения безударного окончания существительного. 1.Определить падеж. 2.Опрелить склонение. 3.Вспоминаем окончание или подставляем слово с ударным окончанием того же типа склонения и в том же падеже. Работа по учебнику. -Выполните упр. 241 самостоятельно. Проверка. Назовите орфограммы в корне слов. Назовите существительные с безударным окончанием. Объясните его написание. Оцените себя. | Вспоминают алгоритм для определения безударного окончания существительного. 1.Определить падеж. 2.Опрелить склонение. 3.Вспоминаем окончание или подставляем слово с ударным окончанием того же типа склонения и в том же падеже. В корне –зимой, зелёная, зелень, живая. Безуд. окончание – в шапочке, шарфике, о морозе. Оценивают свою работу в листах самооценки. | Предметные Регулятивные |
5. | Физкультминутка. | -Встаньте все. Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопайте в ладоши, если ко 2-му – руки вверх, если к 3-му- руки в стороны. (Зима, мороз, метель, вьюга, снегирь, шуба, капель) -Какое слово было лишнее? Почему? (Капель – относится к весенней теме, а все остальные слова - к зимней.) | Определяют склонение и выполняют соответствующее движение руками. | Предметные Регулятивные |
6. | Закрепление изученного материала. | Организовывает работу по группам. -Зима приготовила вам интересное задание. Задания для групп на снежинках. Давайте вспомним правила групповой работы. (Дружно работать, выслушивать каждого) - Сегодня мы будем исправлять ошибки, то есть поработаем корректорами. (человек, работает в издательстве и исправляет ошибки) Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки? Он спрятался около еле.
- Какие ошибки нашли? (по цепочке проверяем). Поднимите руки, кто с ними согласен. - На какую орфограмму эти ошибки? (На правописание безударных окончаний существительных) Оцените свою работу на этом этапе урока. | Организуются в группы. Советуются, исправляют ошибки. Доказывают правильность выполнения. Снегом- ом, -Т.п.2 скл. В берлоге – П.п., 1 скл. На вершине – П.п.1 скл. В шубке - П.п.1 скл. Около ели – Р.п.3 скл. - На правописание безударных окончаний существительных. Оценивают свою работу в листах самооценки | Коммуникативные Регулятивные |
7. | Творческая работа. | - Ребята, я для вас приготовила карточки, а Зима решила над вами пошутить. Что не так в этих карточках? Восстановите текст, вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Работаем в паре. Зимний _________похож на ________. Мягкий ________ покрыл __________ пушистым __________. Стройная ___________ укрылась мягким ________. Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________. На _________ сосны суетится _______. Как прекрасен зимний _________! -Кто закончил? Продолжите. - Подчеркните безударные падежные окончания (Два ученика читают). -В каких словах есть падежные безударные окончания? (снегом, на ветке, на вершине). - Подчеркните. Во время работы учащихся, звучит музыка. (Садовский. Сонет « Зима») | Работают в паре. Обсуждая, вставляют пропущенные имена существительные. Кто справится раньше, продолжит этот текст дальше. Называют имена существительные с безударными окончаниями. (снегом, на ветке, на вершине) | Коммуникативные Регулятивные |
8. | Контроль и самопроверка знаний | -Теперь проведём экспресс- опрос , проверим ваши знания по правописанию безударных падежных окончаний. Всего три вопроса. 1. Укажи ошибку в окончании. А) на качалке; Б) для кормушке; 2. Где неправильно определили падеж существительного? А) о доме – П.п Б) без страха – В.п . 3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания? А) из тетрад_, о морков_, около березк_; Б) к дяд_, на кроват_, у дорог_. Проверим: 1.Б 2.Б 3.А | Отвечают на вопросы теста. Проверяют результат. | Предметные Регулятивные |
9. | Домашнее задание. | Упр. 242. Списать, указать падеж имён существительных в первом предложении. Дополнительно творческое задание: составить текст на тему «Берегите лес от пожара». Задание можно выбрать и выполнить частично, за творческую работу дополнительный балл. | Записывают задание в дневник. | Регулятивные, личностные, предметные |
10. | Рефлексия. | Добились ли вы поставленной цели? Закончи фразы: Посчитайте. Сколько баллов вы набрали за урок. Максимальный балл -25(30, если успели под *)23-25б.- 5 От 22- до18б.- 4 От-17б. и ниже- 3 Выделить дополнительно активных детей на уроке. | Дети объясняют. Что им было интересно, что вызвало затруднение, чему они научились на уроке. Подсчитывают свои баллы и выставляют себе оценку. | Предметные Регулятивные, познавательные, Личностные |