СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для самоподготовки к экзамену ГИА (ОГЭ)в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для самоподготовки к экзамену по обществознанию в 9 классе, теория ГИА (ОГЭ). Тема "Человек и общество".

Просмотр содержимого документа
«Для самоподготовки к экзамену ГИА (ОГЭ)в 9 классе»

9 класс

тема: Человек и общество

Надо знать:

1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей

1.2 Взаимодействие общества и природы

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

1.4 Биологическое и социальное в человеке

1.5 Личность. Особенности подросткового возраста

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные

отношения. Общение

1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Теория:

  1. Общество – в широком смысле слова- все человечество в прошлом, настоящем и будущем. В узком смысле слова - группа людей с общими интересами.

Также существуют следующие определения:

Общество - динамическая саморазвивающаяся система, состоит из сфер.

Общество - обобсобившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира

  1. Сферы – социальная , экономическая, политическая, духовная. Все сферы взаимосвязаны, постоянно находятся в развитии.

  2. Общество и природа тесно взаимосвязаны.

  3. Глобальные проблемы - современности —носят глобальный характер , появились во второй половине XX века, могут быть решены совместными усилиями стран. Проблемы: Экологическая, Демографическая, Терроризм, Экономический разрыв стран «Севера» и «Юга», Угроза нехватки продовольствия, Сырьевое и энергетическое истощение, Угроза третьей мировой войны

  4. Типология обществ: традиционное, индустриальное, информационное. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество – «восточное», наиболее древнее, основа экономики – сельское хозяйство, опора на традиции. Индустриальное – «западное», индустрия: фабрики и заводы, права и свободы людей. Информационное (постиндустриальное) общество отличается от индустриального тем, что в экономике основной продукт – в сфере услуг и информации. Развиты СМИ, информационные технологии.

  5. Различать: человек, индивид, личность , индивидуальность.

    1. Человек – биологический вид, результат биологической эволюции с присущими ему чертами

    2. Индивид -конкретный единичный человек с присущими только ему чертами (Индивидуальностью) , результат социальной эволюции

    3. Личность – субъект сознательной деятельности, результат культурной эволюции

  6. Уметь выделять социальные (присущие только человеку-личности, главная социальная потребность – общение) и биологические (присущие человеку как биологическому организму). Биологические потребности – органические, первичные.

  7. Деятельность - Присущий только человеку способ преобразования окружающего мира и способ существования. Выделяют виды деятельности: труд , познание, творчество, игра, общение. Важным вопросом является свобода и ответственность личности в деятельности. Личность не свободна в своих действиях , будучи постоянно сдерживаема законом, понятиями морали и нравственности, чувством долга и пр.

  8. В структуру деятельности входит: цель , способы(технология), средства (техника) , результат, субъект , объект.

  9. Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами.

            Типы межличностных взаимодействий:

- между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища)

- между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)

- между четырьмя и более людьми (певец и его слушатели)

            Формальные межличностные отношения:

- переговоры о приеме на работу;

- беседа директора с родителями ученика

- отношения между должностными лицами в служебное время

- назначение деловой встречи по телефону

            Неформальные межличностные отношения:

- вечеринка друзей;

- поездка с приятелями на пикник;

- туристический поход;

- знакомство с соседом

- беседа с приятелем по телефону.

Межличностные отношения можно оха­рактеризовать как взаимодействие, взаимопо­нимание и взаимовосприятие людей.

Межличностные отношения возможны как среди больших групп людей (нации, классы, сословия), так и среди малых групп людей (семья, коллектив, группа).

Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, друж­ба, любовь). В межличностных отношениях иногда воз­никают конфликты.

Конфликт — столкновение противополож­ных целей, интересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение — консенсус.

Компромисс — согла­сие, взаимное соглашение по какому-либо воп­росу.

Причины межличностных конфликтов:

- неумение сдержать гнев, раздражение, ревность, злость, обиду и т.п.

- негативные чувства: зависть, корысть и т.п.

- возрастные

- из-за различных представлений по принципиальным вопросам

- из-за различных ценностных ориентаций в современной жизни

-из-за невоспитанности, бестактности, взаимного неуважения
- по «эффекту заражения» (от одного к другому)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!