9 класс
тема: Человек и общество
Надо знать:
1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей
1.2 Взаимодействие общества и природы
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
1.4 Биологическое и социальное в человеке
1.5 Личность. Особенности подросткового возраста
1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные
отношения. Общение
1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Теория:
Общество – в широком смысле слова- все человечество в прошлом, настоящем и будущем. В узком смысле слова - группа людей с общими интересами.
Также существуют следующие определения:
Общество - динамическая саморазвивающаяся система, состоит из сфер.
Общество - обобсобившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира
Сферы – социальная , экономическая, политическая, духовная. Все сферы взаимосвязаны, постоянно находятся в развитии.
Общество и природа тесно взаимосвязаны.
Глобальные проблемы - современности —носят глобальный характер , появились во второй половине XX века, могут быть решены совместными усилиями стран. Проблемы: Экологическая, Демографическая, Терроризм, Экономический разрыв стран «Севера» и «Юга», Угроза нехватки продовольствия, Сырьевое и энергетическое истощение, Угроза третьей мировой войны
Типология обществ: традиционное, индустриальное, информационное. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество – «восточное», наиболее древнее, основа экономики – сельское хозяйство, опора на традиции. Индустриальное – «западное», индустрия: фабрики и заводы, права и свободы людей. Информационное (постиндустриальное) общество отличается от индустриального тем, что в экономике основной продукт – в сфере услуг и информации. Развиты СМИ, информационные технологии.
Различать: человек, индивид, личность , индивидуальность.
Человек – биологический вид, результат биологической эволюции с присущими ему чертами
Индивид -конкретный единичный человек с присущими только ему чертами (Индивидуальностью) , результат социальной эволюции
Личность – субъект сознательной деятельности, результат культурной эволюции
Уметь выделять социальные (присущие только человеку-личности, главная социальная потребность – общение) и биологические (присущие человеку как биологическому организму). Биологические потребности – органические, первичные.
Деятельность - Присущий только человеку способ преобразования окружающего мира и способ существования. Выделяют виды деятельности: труд , познание, творчество, игра, общение. Важным вопросом является свобода и ответственность личности в деятельности. Личность не свободна в своих действиях , будучи постоянно сдерживаема законом, понятиями морали и нравственности, чувством долга и пр.
В структуру деятельности входит: цель , способы(технология), средства (техника) , результат, субъект , объект.
Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
Типы межличностных взаимодействий:
- между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища)
- между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)
- между четырьмя и более людьми (певец и его слушатели)
Формальные межличностные отношения:
- переговоры о приеме на работу;
- беседа директора с родителями ученика
- отношения между должностными лицами в служебное время
- назначение деловой встречи по телефону
Неформальные межличностные отношения:
- вечеринка друзей;
- поездка с приятелями на пикник;
- туристический поход;
- знакомство с соседом
- беседа с приятелем по телефону.
Межличностные отношения можно охарактеризовать как взаимодействие, взаимопонимание и взаимовосприятие людей.
Межличностные отношения возможны как среди больших групп людей (нации, классы, сословия), так и среди малых групп людей (семья, коллектив, группа).
Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, дружба, любовь). В межличностных отношениях иногда возникают конфликты.
Конфликт — столкновение противоположных целей, интересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение — консенсус.
Компромисс — согласие, взаимное соглашение по какому-либо вопросу.
Причины межличностных конфликтов:
- неумение сдержать гнев, раздражение, ревность, злость, обиду и т.п.
- негативные чувства: зависть, корысть и т.п.
- возрастные
- из-за различных представлений по принципиальным вопросам
- из-за различных ценностных ориентаций в современной жизни
-из-за невоспитанности, бестактности, взаимного неуважения
- по «эффекту заражения» (от одного к другому)