СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дисграфия у школьника, как мы с ней «боремся».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит сведения о том, как понять, есть ли у ребенка дисграфия; основные направления по предупреждению нарушений письма у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Дисграфия у школьника, как мы с ней «боремся».»

Дисграфия у школьника,

КАК мы с ней «боремся».

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Обычно "нелепые" ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина таких ошибок - недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью - это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии. Дисграфия - частичное, специфическое нарушение процесса письма.






Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?


Заглянем к школьнику в тетрадь. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:

1.    Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
2.    Пропуск букв.
3.    Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
4.    Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
5.    Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
6.    Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).



7.    Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).

И, наконец, «неаккуратность»  в тетради:

8.    Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
9.    «Съезжает» со строчек к концу предложения.
10.    Часто не делает пробелов между словами.
11.     Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Коррекция недостатков письма у специалистов (учителя-логопеда, психолога) требует постоянных систематических занятий. Целесообразнее предупреждать нарушения письма на уроке, чем их потом преодолевать.


Основные направления по данной работе в начальной школе.

I. Предупреждение ошибок письма на уровне буквы.

1. В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Дети должны чётко усвоить понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”. Для осуществления этой цели проводятся графические диктанты. При работе на уроке письма обучающимся предлагается игра-соревнование “Внимательные глазки”: Посмотрите внимательно на карточки, на них есть как правильные буквы, так и их зеркальные двойники. Задание: убрать неправильные буквы, а правильные вспомнить и назвать города, которые начинаются с данных букв.

2. Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, в какую сторону написана буква, где расположены её элементы, и в каком количестве. Определение букв “на ощупь”- вызываются дети сразу по несколько человек, необходимо с закрытыми глазами по картонному контуру определить букву, придумать с этой буквой слово.

3. Определение букв, написанных в разном положении, игра “Полубуковка” или “Сломалась буква”.

4. Создание ассоциативных связей. Игра “На что похожа эта буква?”

5. Систематическое придумывание детьми слова на данную букву в определённой позиции: начало, середина, конец слова.

6. Нахождение букв в геометрических фигурах. Игра “Внимательные глазки”. Постройте из палочек на столе все буквы, какие изображены на рисунке.

II. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

  1. Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции.

  2. Составление схем слогов с использованием цветных фишек.

  3. Проведение с детьми игры “Живые буквы”. Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару так, чтобы получился слог (любой или заданный только по опорному гласному звуку, либо по опорному согласному, либо слог называется сразу полностью). В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука.

  4. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, от конца и т.д.

Данные упражнения должны быть систематическими, но непродолжительными, проводить их можно и в дальнейшем уже на уроках русского языка.

III. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

1. Традиционные упражнения, широко представленные в Азбуке: деление слова на слоги; выделение ударного слога; составление звуковой схемы к слову и придумывание слова к схеме.

2. Придумывание слов к данному слову:

  • по ритмическому рисунку (ра-ра-ра ___начинается игра, ре-ре-ре___много снега во дворе);

  • по опорным признакам (белое, тёплое, парное…..);

  • на обобщающее понятие (Какое слово “лишнее” и почему?- зима, весна, среда; добавь нужное слово- стол, шкаф,….; назови одним словом – автобус, трамвай, троллейбус );

  • к заданным схемам с буквами, обозначающими гласные звуки:

  • родственных слов (зима, зимушка, зимовать, зимовье….);

  • синонимов, антонимов, омонимов (проиллюстрировать свои примеры рисунками).

3. Занимательные упражнения со словами:

  • игра “Слово рассыпалось” (ы, з, б, у– зубы) и “Наборщики”;

  • игра “Буква потерялась”: ду..- ….(дуб, душ, дух…); д.м– …(дом, дым, дам);

  • игра “Кто быстрее, кто больше?” (из букв предложенного слова придумать другие слова)

с – сахар,
и – ирис
р. – рак
о – озеро
п. – пыль

  • чтение слов в обратном порядке;

  • придумывание “лесенок” слов на данную букву в определённой позиции:

в начало, в середину или в конце слова:

  • разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов.

Данный вид упражнений позволяет рассматривать слово не только как лексическую, грамматическую единицу речи, но и развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и речь.

IV. Предупреждение ошибок на уровне словосочетания.

1. Сочетания существительных с прилагательными, глаголами, числительными:

  • подбор как можно большего количества слов к предлагаемому существительному. Яблоко (какое?) – сочное, красное, целое, ароматное, печёное, червивое. (Что можно сделать с яблоком?) – сорвать, купить, помыть, откусить, уронить, нарисовать, сварить.

  • изменение слов таким образом, чтобы получилось верное словосочетание, игра “Помоги Незнайке”длинная вечер(длинный), чёрный крылья (чёрные); кофта – красн___ , син___; пальто- красн__, син____ и т.д.;

  • согласование числительных с существительными типа: один цыплёнок, два цыплёнка, пять цыплят;

При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки”. Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определённым количеством предметов; при этом дети проговаривают вслух: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов”, или “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона”

V. Предупреждение ошибок на уровне предложения.

1. Составление предложений по интонационным схемам, и наоборот.

2. Составление предложений детьми, в которых:

  • переставлены слова: У Юли красивая кукла. Красивая кукла у Юли.

  • пропущены предлоги: Мы гуляли лесу.

  • пропущены имена существительные, прилагательные, наречия, глаголы: Летом листья зелёные, а осенью____. Скажу я слово высоко, а ты ответишь___________. Скажу я слово далеко, а ты ответишь____. Папа___ машину

3.Выделение границ предложений в тексте. Сначала дети хлопками выделяют конец смысловой фразы. Затем расставляют точки в предложениях, записанных на доске и карточках (текст написан слитно). И, наконец, детям даётся задание соединить части разорванных предложений. В завершении работы над предложением дети работают над деформированным текстом.

VI. Предупреждение ошибок на уровне текста.

1. Чтение деформированных текстов, где имена существительные заменены картинками.

2. Составление связного рассказа из двух текстов, прочитанных (записанных) вперемежку, либо составление двух текстов из смешанных фраз.

3. Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.

4. Составление рассказов по серии картинок, по одной картине, по заданному началу или концу рассказа, по опорным сигналам.

5. Определение порядка следования предложений, расположенных в нарушенной последовательности.

6. Чтение теста с конца.

Формируя у обучающихся умение полно и грамматически правильно выражать свою мысль, мы тем самым подводим их к работе над своей связной речью, умением писать изложения и сочинения в среднем звене школы.





И ещё несколько советов. Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны учителей и родителей в преодолении дисграфии, помогут учителю-логопеду в работе над устранением дисграфических ошибок на письме.

1.    Если обучающийся пропускает буквы  – Упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Школьник простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

2.    Если обучающийся не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

3.    Если обучающийся делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Обучающийся закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина… Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете. После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова. Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нарисовать корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4.    Если обучающийся плохо запоминает правила русского языка  – Упражнение «Шифровка».

Так мы играем на групповых логопедических занятиях. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование  ШИ-ЖИ. Весь текст записки шифруется, кроме этих   букв ШИ или ЖИ. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5.    Если обучающийся не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».

Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить. Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется.

Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в классе.

Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Конечно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп работы, требуют индивидуального подхода в обучении. Им необходима специальная система занятий. Знание причин трудностей, умение их выделить, своевременная помощь в школе и дома позволяет не осложнять и без того не лёгкий процесс формирования навыка грамотного письма, оградить ученика от дополнительных трудностей. И только совместно разобравшись в истинных причинах затруднений, мы, взрослые, сможем помочь ребёнку их преодолеть.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!