СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход в обучении младших школьников.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учителей. 

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в обучении младших школьников.»

Дифференцированный подход в обучении младших школьников.

Дифференцированный подход в обучении младших школьников.

        «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».   В.А.Сухомлинский

«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». В.А.Сухомлинский

 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ

В основу дифференциации положена теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития.  Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения:   ● внутрипредметная – автор Гузик Н.П.   ● уровневая на основе обязательных результатов – автор Фирсов В.В.   ● культурно-воспитывающая по интересам детей – автор Закатова И.В.  ● уровневая дифференциация знаний учащихся – автор Караев Ж. А.   Но все данные технологии преследуют одну задачу, это дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, развитие познавательных интересов и личностных качеств.

В основу дифференциации положена теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития.

Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения:

внутрипредметная – автор Гузик Н.П.

уровневая на основе обязательных результатов – автор Фирсов В.В.

культурно-воспитывающая по интересам детей – автор Закатова И.В.

уровневая дифференциация знаний учащихся – автор Караев Ж. А.

Но все данные технологии преследуют одну задачу, это дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, развитие познавательных интересов и личностных качеств.

   ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ в переводе с латинского « difference »  означает разделение, расслоение целого на части   ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ (дифференцированный подход в обучении) Это форма организации учебного процесса, при которой учитель работая с группой обучающихся, учитывает их особенности Это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей    ЦЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ - ОБУЧЕНИЕ КАЖДОГО НА УРОВНЕ ЕГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ, СПОСОБНОСТЕЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ в переводе с латинского « difference » означает разделение, расслоение целого на части

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

(дифференцированный подход в обучении)

Это форма организации учебного процесса, при которой учитель работая с группой обучающихся, учитывает их особенности

Это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей

ЦЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ - ОБУЧЕНИЕ КАЖДОГО НА УРОВНЕ ЕГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ, СПОСОБНОСТЕЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ

 Задачи    ● создание условий для реализации творческих способностей детей ● предоставление каждому возможности работать в присущем ему темпе ● повышение уровня Я-концепции (ситуация успеха, повышение самооценки у учащегося) ● повышение уровня мотивации ● развитие всех учащихся при их разных  возможностях ● сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка

Задачи

создание условий для реализации творческих способностей детей

предоставление каждому возможности работать в присущем ему темпе

повышение уровня Я-концепции

(ситуация успеха, повышение самооценки у учащегося)

повышение уровня мотивации

развитие всех учащихся при их разных возможностях

сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка

Дифференцированный подход к обучению на уроках это:   ❋ положительные эмоции  ❋ комфорт  ❋ защищённость   ❋  интерес к учёбе   ❋  повышение самооценки учащихся   ❋  снижение барьеров страха   ❋  доверие к педагогу  ❋ доброжелательные отношения в классном коллективе .

Дифференцированный подход к обучению на уроках это: положительные эмоции комфорт защищённость интерес к учёбе повышение самооценки учащихся снижение барьеров страха доверие к педагогу доброжелательные отношения в классном коллективе .

Положительные аспекты уровневой дифференциации ● Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.  ● Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. ● Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.  ● Повышается уровень мотивации ученья .

Положительные аспекты уровневой дифференциации

Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.

Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Повышается уровень мотивации ученья .

Отрицательные аспекты уровневой дифференциации ● Деление детей по уровню развития негуманно. ● Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.  ● Понижается уровень Я-концепции: в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости. ● Понижается уровень мотивации учения

Отрицательные аспекты уровневой дифференциации

Деление детей по уровню развития негуманно.

Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.

Понижается уровень Я-концепции: в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.

Понижается уровень мотивации учения

Краткая характеристика групп Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание правил в применении их к написанию слов, самостоятельно могут сделать задания в один–два шага, выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения упражнения.  Учащиеся  второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий.  Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания. .

Краткая характеристика групп

Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание правил в применении их к написанию слов, самостоятельно могут сделать задания в один–два шага, выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения упражнения.

Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий.

Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания. .

  Учебный материал можно дифференцировать не только по уровню обученности учащихся, но и по уровням: творчество трудности объем

Учебный материал можно дифференцировать не только по уровню обученности учащихся, но и по уровням:

творчество

трудности

объем

 1. Дифференциация по уровню творчества. Пример 1. Дана задача:  «В вазе лежало 4 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»  Задание для 1-й группы / низкий уровень сложности/.  Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом. Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/. Решите двумя способами. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.

1. Дифференциация по уровню творчества.

Пример 1.

Дана задача: «В вазе лежало 4 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»

Задание для 1-й группы / низкий уровень сложности/.

Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.

Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.

Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.

Решите двумя способами.

Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.

   2. Дифференциация по уровню трудности.  Предполагает различные виды усложнения заданий для более подготовленных детей: увеличение количества действий, выполнение обратного задания, использовани условных символов и др.  ПРИМЕР    Подбери к каждому слову проверочные слова. Напиши слова парами. Вставь пропущенные буквы. Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/. Задание для 2-й – 3-й группы  / средний - высокий уровень / Гряды – гряда, … - тр…ва, д…ревья, … - р…ды, … - гн…здо, … - п…ро,…зм…я,…цв…ты,… - гр…за,… - пл…ды,… - др…зды,… - св…ча,… -  Х…трец,посп…вает,бр…венчатый,выт…рпеть,м…сной,т…нуть,разл…лась,гр…знуля,г…рчица,сл…зинка,ш…повник.

2. Дифференциация по уровню трудности. Предполагает различные виды усложнения заданий для более подготовленных детей: увеличение количества действий, выполнение обратного задания, использовани условных символов и др. ПРИМЕР

Подбери к каждому слову проверочные слова. Напиши слова парами. Вставь пропущенные буквы.

Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.

Задание для 2-й – 3-й группы

/ средний - высокий уровень /

Гряды – гряда, … - тр…ва, д…ревья, … - р…ды, … - гн…здо, … - п…ро,…зм…я,…цв…ты,… - гр…за,… - пл…ды,… - др…зды,… - св…ча,… -

Х…трец,посп…вает,бр…венчатый,выт…рпеть,м…сной,т…нуть,разл…лась,гр…знуля,г…рчица,сл…зинка,ш…повник.

  3. Дифференциация по объёму учебного  материала предполагает выполнение   учащимися как основного, так и дополнительного  материала.    Основное задание: «Найдите значения выражений » ./Для всех./ Дополнительное задание: 15 – 7 12 - 6 13 – 8 16 - 9 14 – 9 11 -8 «Найдите сумму ответов в каждом столбике» + дополнительные задания из учебника + дополнительные задания на карточках + дополнительные задания в тетрадях + творчество и грамотность учителя!!!

3. Дифференциация по объёму учебного материала предполагает выполнение учащимися как основного, так и дополнительного материала.

Основное задание: «Найдите значения выражений » ./Для всех./

Дополнительное задание:

15 – 7 12 - 6

13 – 8 16 - 9 14 – 9 11 -8

«Найдите сумму ответов в каждом столбике»

+ дополнительные задания из учебника

+ дополнительные задания на карточках

+ дополнительные задания в тетрадях

+ творчество и грамотность учителя!!!

Применение дифференцированного обучения помогает учителю достичь следующих целей: Для первой группы:  ● Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными особенностями; ● Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях; ● Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Применение дифференцированного обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для первой группы:

Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными особенностями;

Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;

Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы: ● Развивать устойчивый интерес к предмету; ● Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия; ● Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала; ● Сформировать умения самостоятельно работать над заданием; ● Развивать интеллектуальные умения учащихся ;   Для третьей группы: ● Развивать обобщенный интерес к предмету.

Для второй группы:

Развивать устойчивый интерес к предмету;

Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия;

Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;

Сформировать умения самостоятельно работать над заданием;

Развивать интеллектуальные умения учащихся ;

Для третьей группы:

  • Развивать обобщенный интерес к предмету.

Д.И. Писарев говорил :    Человек , действительно уважающий личность , должен уважать её в своём ребёнке, начиная с той минуты , когда ребёнок почувствовал своё я …  Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше , достигать больших успехов.  Успешность процесса учения зависит от многих факторов , среди которых важную роль играет обучение соответствующее возможностям и способностям ребёнка , т.е. дифференцированное обучение.

Д.И. Писарев говорил :

Человек , действительно уважающий личность , должен уважать её в своём ребёнке, начиная с той минуты , когда ребёнок почувствовал своё я … Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше , достигать больших успехов. Успешность процесса учения зависит от многих факторов , среди которых важную роль играет обучение соответствующее возможностям и способностям ребёнка , т.е. дифференцированное обучение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!