СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированное обучение на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированное обучение на уроках истории»

Дифференциация обучения истории на уроках разных типов

Школа является образовательным учреждением, поэтому ведущей и системообразующей деятельностью школы является образовательная деятельность. Одной из основных задач обучения является воспитание образованного человека гуманными методами, в гуманных формах. Ключевыми проблемами являются: как обеспечить успешность каждого ученика в обучении; как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

Наверное, одно из основных противоречий в современной школе заключается в том, что, с одной  стороны, процесс знаний носит индивидуальный характер, с другой – обучение организуется в массовом масштабе. В этой связи одна из задач заключается в гармоничном сочетании форм массового обучения и индивидуального усвоения знаний.

Один из возможных  путей разрешения данного противоречия – дифференциация обучения, который следует рассматривать как одно из направлений гуманнизации современного процесса обучения, как часть дидактического и развивающего комплекса педагогики сотрудничества и технологии личностно ориентированного обучения.

1.         Дифференциация учебных заданий

 Главная проблема школьного образования в современной России — потеря интереса к чтению. В 21 веке  при обучении истории (а также и остальным учебным предметам) мы должны руководствоваться принципами, суть которых «идти в системе образования не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, учить его с учётом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать»

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение - это:

«1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых».

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Реализация дифференцированного подхода предполагает формирование гомогенных типологических групп школьников. В дидактике и предметных методиках предлагается более 20 критериев деления учащихся на группы. Одни ученые предлагают объединять учащихся по успеваемости, устойчивости интереса и уровню познавательной самостоятельности, другие исходят из устойчивости восприятия, уровня развития памяти, типа мышления, соотношения наглядно-образного и словесно-логического компонентов мышления, уровня выполнения мыслительных операций, акцентуации характера, темпераменту и др.);, третьи называют следующие признаки: успеваемость по предмету, темп работы, информированность по предмету; способности, взаимоотношения учащихся и т.д.

Процесс дифференциации обучения должен учитывать особенности индивида, его психологические и личностные характеристики. В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации. Внешняя дифференциация - учащиеся специально объединяются в учебные группы. Внутренняя дифференциация – это организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. Остановимся на внутренней дифференциации. Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении. Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности.

Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:

- по уровню умственного развития (уровню достижений);

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).

2.         Разноуровневая дифференциация

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

По результатам диагностирования класс делится по уровням:

1-ая группа – ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

2-ая группа – учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд "слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии особого подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. Задания в группах выполняются самостоятельно.

На уроках истории возможно использование заданий по степени углубления в текст и контекст с дифференциацией на слабых, средних и сильных учеников. Это могут быть такие задания, как:

1. Беседа внутри малой группы (работа в группе создаёт особо благоприятные условия для проявления личностных качеств).

2. Письменный ответ на вопрос (еще М. А. Рыбникова говорила о том, что «письменная работа во всех ее видах – метод усвоения пройденного, материал для работы мысли, для роста сознания ученика». Не может же ученик механически подытоживать достижения, сделанные в ряде предыдущих уроков, - нет, именно здесь-то он и растет, работая с пером в руках. Письменные ответы помогают ученику чувствовать себя уверенным при ответе (т. к. на первых уроках им разрешается даже читать ответы).

3. Индивидуальная самостоятельная работа (Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество с учащимися. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса. Например, работа с карточками. Кроме того, задания написание реферата по истории создания произведения,  сопоставление различных режиссерских постановок произведения и т.д.; также сюда можно отнести задания, учитывающие различные таланты учащихся: кто умеет рисовать – нарисовать главные эпизоды из произведения и придумать к ним обложку; кто хорошо владеет компьютером – сделать презентацию о биографии писателя или поэта, презентацию-рекламу к изучаемому произведению; усидчивым учащимся – составить кроссворд по изучаемому произведению);

4. Задания различного уровня сложности (усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности необходимой при выполнении задания. Например, пересказ фрагмента – анализ фрагмента, ответить на вопросы к произведению по плану – самостоятельно составить вопросы и ответить на них).

Эффективность занятий по литературе во многом зависит от тех требований, которые мы предъявляем ученику. Можно отметить следующие разноуровневые задания по степени углубления в текст и контекст:

Уровень «3»

1). Задания репродуктивного характера.

- рассказать о историческом документе по материалам учебника;

- выписать определения исторических терминов;

- пересказать наиболее интересные эпизоды;

2). Эмоции читателя выполняют роль «разведчика», прокладывающего пути к сложным интеллектуальным действиям.

- определить и обосновать собственное отношение к историческому событию;

- объяснить заголовок и придумать свой (а это уже творческое задание).

 Уровень «4» - задания этого уровня направлены на развитие умений:

- выявить проблемы, поставленные в исторических источниках;

- определять авторскую позицию, позицию исторических героев и собственные позиции;

- связывать изображенную эпоху со временем создания произведения;

 

Уровень «5» - наиболее сложный:

Учащиеся вместе с учителем пытаются найти в тексте:

- художественную форму произведения;

- сопоставить произведения разных видов искусств;

- сопоставить разные точки зрения на одну историческую эпоху(период);

- написать сочинение на заданные темы, творческую работу.

3.         Дифференциация по личностно-психологическим типам (темперамент, характер, тип мышления)

Темперамент – это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими особенностями его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. Темперамент составляет основу развития характера.

Учет этих особенностей позволяет создавать благоприятные условия для школьников на уроках литературы. Учитель средней школы может определить названные особенности, опираясь на анкетирование, беседы с учениками, их родителями, школьным психологом.

Известно четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Холерик обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью, сильно подвижной выразительной мимикой, жесты его порывисты, он вспыльчив, суетлив, нетерпелив. Если ярко выраженный холерик сидит за партой, он всегда готов вскочить; если выполняет интересную или важную для него работу, он – весь внимание, все его мысли, эмоции, движения сконцентрированы на ней. Но потом ребенок испытывает упадок сил и, пока не восстановит их, организовать его очень трудно.

В связи с вышесказанным необходимо отметить, что задания на уроках литературы для холериков должны быть интересными и привлекающими  для них, создающими «ситуацию успеха».

Сангвиник говорит громко, быстро, отчетливо, сопровождает речь выразительными жестами и мимикой, он весел, энергичен, деловит. Сидит за партой обычно непринужденно. Необходимо постоянно поддерживать интерес сангвиников. Если им скучно, они начинают играть с ручками, карандашами и т.д. или заниматься посторонними делами.

Поскольку сангвиники уверенны в себе, их речь громкая и сопровождается выразительной мимикой, то целесообразно задавать им выразительное чтение отрывка художественного произведения или целого стихотворения, либо выразительное чтения наизусть.

Речь флегматика спокойна, равномерна, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики; флегматик спокоен, рассудителен, молчалив, медлителен. За партой сидит спокойно, непринужденно, не вертится, даже когда прозвенит звонок встает как бы нехотя, не сразу.

Флегматики несколько неуверенно чувствуют себя в новых, необычных ситуациях, поэтому предпочитают, чтобы необходимый речевой материал был заранее подготовлен. Кроме того, им больше нравится работать письменно с книгой.

Меланхолик обладает слабой неритмичной речью, иногда снижающейся до шепота, стеснителен, застенчив, малоактивен, робок, необщителен. Голова часто опущена, подбородок втянут. Внешне ребенок спокоен, его можно принять за флегматика. Однако беседы с родителями, близкими помогут узнать, что он сильно переживает из-за неудач: впадает в уныние, плачет, плохо спит и т.д.

Работая в группе, их самочувствие при выполнении заданий, зависит от того, кто подобран им в партеры.

Кроме того, по типологическим особенностям и самооценки учащихся можно разделить на два типа: экстраверты и интроверты. Экстраверты – обычно холерики и сангвиники; интроверты – флегматики и меланхолики.

Экстраверты, особенно холерики, не любят письменных видов работ, избегают их, часто не доделывают, не пользуются черновиками. В связи с этим, будет правильнее задавать таким детям устные задания: различные инсценировки, устные пересказы, чтение наизусть.

Интроверты же больше любят работать с книгой, выполнять письменную работу. Стремятся не только набросать план устного высказывания, но и полностью его записать. Целесообразными заданиями для интровертов становятся: письменные ответы на вопросы, самостоятельное написание вопросов к тексту произведения, сочинения, рефераты.

 

 Построение урока истории с дифференциацией по уровню исторического развития учащихся

 Урок-практикум

Особенности экономического и политического развития русских земель

в период феодальной раздробленности. 10 класс

Задания 1 уровня (предполагается репродуктивное усвоение знаний изучаемой темы, необходима помощь учителя):

а) охарактеризовать географическое положение княжества (или двух, в зависимости от темпов усвоения учебного материала), природно-климатические условия;

б) охарактеризовать экономическое развитие княжества;

в) охарактеризовать особенности политического устройства, необходимые сведения заносятся в таблицу.

Задания 2 уровня: (учащиеся владеют навыками сравнения, анализа исторических фактов, явлений, умеют формулировать выводы; возможна помощь учителя):

а) изучить и сравнить географическое положение, природно-климатические условия 2-х любых княжеств по выбору, сделать вывод о преимуществах княжества, земли;

б) сравнить экономическое развитие 2-х любых княжеств по выбору (напр. Галицко-Волынское княжество и Новгородская земля), сделать вывод об уровне развития хозяйства, о преобладающих видах деятельности, назвать причины быстрого экономического развития или отставания;

в) сравнить особенности политического устройства выбранных княжеств.

Задания 3 уровня: (учащиеся владеют навыками сравнения, анализа исторических фактов, явлений, выявляют причинно-следственные связи, умеют самостоятельно формулировать выводы):

а) сравнить экономическое развитие 2-х любых княжеств по выбору, сделать вывод;

б) сравнить политическое устройство 2-х любых княжеств по выбору, сделать вывод (напр. Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля), назвать причины установления в Новгороде такой формы правления как аристократическая (боярская) республика.

в) в чем особенности периода политической раздробленности на Руси и в Западной Европе, в чем сходство?

Таким образом, мы показали на практике как возможно применять задания с дифференциацией по уровню исторического развития на уроке. Такие задания способствуют развитию познавательного интереса, развитию способностей; создают для учащихся с низкими способностями ситуацию комфортности, придают уверенность в своих силах; для учащихся со средними способностями дают возможность видеть образец лучших ответов и пытаться создавать свои; увеличивают объем изучаемого материала, высвобождают время для закрепления ранее изученного.

Применение данной формы организации учебного процесса на уроках истории вызывает положительные эмоции, благотворно влияет на учебную мотивацию и отношение к учебной работе; содействует формированию и сохранению неповторимой индивидуальной личности каждого обучающегося, ведь для достижения цели у каждого есть возможность выбора.

Индивидуальные и групповые задания дифференцируют виды деятельности учащихся на всех этапах урока, углубляют знания и закрепляют учебный материал на практике.

Таким образом, благодаря технологии дифференцированного обучения учитель может эффективно проверить знания своих учеников и сберечь при этом время.

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!