СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дифференцированное обучение как средство повышения качества знаний урока на уроках биологии» (из опыта работы)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Дифференцированное обучение как средство повышения качества знаний урока на уроках биологии» (из опыта работы)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Савинская средняя школа» Палласовского муниципального района Волгоградской области





«Дифференцированное обучение как средство повышения качества знаний урока на уроках биологии»

(из опыта работы)

Подготовила: Сарипова А.К.

























с. Савинка -2023г.

Ценность дифференцированного обучения состоит в том, что я могу организовать работу по формированию ключевых компетенций:

  • предметных (усвоение темы);

  • метапредметных (умений находить необходимый материал в учебных и справочных изданиях, отбирать его из большого количества информации);

  • информационно-коммуникативных технологий (использование компьютера, интернета);

  • коммуникативных компетенций (умение работать в группе на общий результат, умение слушать и понимать других, взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми);

  • жизненных навыков, необходимых учащимся в реальной жизни вне школы (самостоятельное осуществление разных видов работы; осознанность цели работы и ответственность за результат).

В силу неравномерности развития личностных качеств и других качеств появляются отличники, хорошисты и отстающие. Поэтому при изучении тем по биологии я организую уровень дифференциацию учащихся на всех этапах урока: при предъявлении нового материала, закрепление и повторение, при контроле знаний, умений, навыков. Например, при изучении темы «Дыхание» можно предложить учащимся вопросы и задания для самостоятельной работы, учитывая способности детей.

Основные методы обучения биологии: лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, работа с микроскопом, просмотр экранных пособий, практическая работа, методы моделирования, построения мысленных моделей, исследование и т. д..

Дифференциация учебных заданий для обучащихся разного уровня обученности.

1.Работа с книгой.

Подготовьте ответы на вопросы:

1. Сколько времени вы бы могли прожить без пищи? Без воды? Можете ли вы даже непродолжительное время обойтись без кислорода? Вспомните, какую роль в жизнедеятельности клетки играет кислород. Уточните свои ответы, обратившись к материалу параграфа «Что такое дыхание?» (первый абзац)

2. Найдите на стр.77 учебника ответы на вопрос Что называется дыханием? Назовите этапы, из которых состоит процесс дыхания у человека. Можно ли считать правильным утверждение: Дыхание – это процесс газообмена, который происходит в легких? Ответ поясните. Дополните утверждение нужными сведениями.

3. Во втором абзаце статьи «Что такое дыхание» (стр.77 учебника) найдите утверждение: Газы легко проникают сквозь клеточные мембраны. Объясните, какое значение имеет способность клеточных мембран пропускать газы, каким образом могут снабжаться кислородом клетки, расположенные близко к поверхности тела, другие клетки и ткани.

2.Ребятам с пониженным уровнем обученности новый материал можно предложить с заполнение таблицы «Органы дыхания», используя учебник.

На рис. 49 учебника найдите органы, по которым воздух из окружающей среды поступает в лёгкие. Назовите их.

Заполните самостоятельно две первых графы таблицы «Органы дыхания». Нужный материал найдите в учебнике, а третью графу заполняем с учителем.

Органы дыхания

Название органа

Функция

Соответствие строения органа выполняемой функции




3. Вставить пропущенные слова для учащихся низкого уровня обучения:

Дышать нужно через ……, а не через ……

В носовой полости температура воздуха …, носовая полость выстлана…, покрыта многочисленными …, которые задерживают …

Клетки носовой полости выделяют …, которая задерживает частички … и микробов …

Ученики, которые испытывают затруднения в работе, это школьники с низким уровнем обученности, выполняют все задания под руководством учителя.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

1.Усложнение материала, например, в задании для учащихся обязательного уровня обученности используются задачи на моногибридное скрещивание, а для повышенного уровня на дигибридное скрещивание, и перекомбинацию генетического материала;

2.Увеличение объёма изучаемого материала (увеличение количества пунктов заданий, самостоятельная работа по углубленному изучению, использование презентаций по определенной теме).

3.Выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (сравнить строение тела круглых и плоских червей, сравнить строение органов дыхания земноводных и птиц)

Примеры:

1. В чем сущность дыхания? Их каких этапов состоит этот процесс у человека?

2. Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости:

А) носовая гортань

Б) трахея

В) гортань

Г) носоглотка

3. Почему в выдыхаемом воздухе количество углекислого газа увеличивается, а количество азота остается неизменным?

4. Как образуется звук в гортани? От чего зависит его сила и высота? Какие органы участвуют в формировании членораздельной речи?

5. В чем проявляется связь строения и функции органов дыхания?

6. Почему обычно пища не попадает в гортань?


При проверке знаний по данной теме также можно предложить учащимся вопросы и задания обязательного уровня (среднее звено учащихся), повышенного уровня (сильные учащиеся), а учащимся низкого уровня обучения можно предложить составить план ответа на вопрос.

4.Примеры вопросов и заданий для самостоятельной работы.

1. Сколько времени вы бы могли прожить без пищи? Без воды? Можете ли вы даже непродолжительное время обойтись без кислорода? Вспомните, какую роль в жизнедеятельности клетки играет кислород. Уточните свои ответы, обратившись к материалу статьи «Что такое дыхание?» (первый абзац)

2. Найдите на стр.77 учебника ответы на вопрос Что называется дыханием? Назовите этапы, из которых состоит процесс дыхания у человека. Можно ли считать правильным утверждение: Дыхание – это процесс газообмена, который происходит в легких? Ответ поясните. Дополните утверждение нужными сведениями.

3. Во втором абзаце статьи «Что такое дыхание» (стр.77 учебника) найдите утверждение: Газы легко проникают сквозь клеточные мембраны. Объясните, какое значение имеет способность клеточных мембран пропускать газы, каким образом могут снабжаться кислородом клетки, расположенные близко к поверхности тела, другие клетки и ткани.

4. Расположите в правильной последовательности, перечисленные ниже процессы:

а) поступление воздуха в легкие

б) удаление воздуха из легких

в) перенос кровью углекислого газа от тканей к легким

г) перенос кровью кислорода от легких к тканям

д.) диффузия кислорода в капилляры, расположенные в легких

е) поступление кислорода в тканевую жидкость

ж) поступление кислорода в клетки тела

з) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость

и) окисление органических веществ с освобождением энергии

к) поступление углекислого газа в капилляры, расположенные в тканях

Подчеркните название процессов, которые выполняют органы дыхания. Объясните, почему дыхательная и кровеносная система так тесно взаимосвязаны друг с другом.

Карточки для учащихся разного уровня обученности.

Примеры вопросов и задания обязательного уровня

Обозначьте с помощью стрелок изменения состава воздуха в органах дыхания.

Направьте стрелку: вниз, если процент содержания газа в выдыхаемом воздухе уменьшится,

вверх, если процент содержания газа в выдыхаемом воздухе увеличится; горизонтально, если процент содержания газа в выдыхаемом воздухе практически не изменится.

О …., СО ……N ….

Какую роль в организме человека играет кислород?

В чем заключается основная функция дыхательной системы, какими органами она образована?

В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности этого органа?

Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?

Почему нельзя громко кричать, особенно мальчикам в 13-16 лет?



Примеры вопросов и заданий повышенного уровня

1. В чем сущность дыхания? Из каких этапов состоит этот процесс у человека?

2. Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости:

А) носовая полость; Б) трахея ;В) гортань; Г) носоглотка; Д) бронхи

3. Почему в выдыхаемом воздухе количество углекислого газа увеличивается, а количество азота остается неизменным?

4. Как образуется звук в гортани? От чего зависят его сила и высота? Какие органы участвуют в формировании членораздельной речи?

5. Какие особенности строения органов дыхания обеспечивают большую поверхность и быстроту соприкосновения воздуха с кровью?

6. В чем проявляется связь строения и функций органов дыхания?

7. Почему обычно пища не попадает в гортань?


Дополнительная информация

Масса легкого- 1200 грамм

Число легочных пузырьков – 850 000 000

Длина капилляров в альвеолах – 13 000 м.

Рост легких с возрастом происходит за счет увеличения количества и объема легочных пузырьков.

У новорожденных диаметр легочного пузырька 0,07мм.

У взрослых - до 0,2мм.

Поверхность легких у новорожденных 6 м , к 17 годам она достигает 90 м .

Объем легких к 12 годам увеличивается в 10 раз, а к 17- в 20 раз.

Голосовые связки могут совершать от 80 до 10.000 колебаний в секунду



Дополнительная часть содержит задания со свободным ответом повышенной сложности.

Например:

-Почему в венах кровь движется медленней, чем в артериях, но быстрее, чем в капиллярах?

-Почему пульс обычно измеряют, прижимая пальцем сосуд, расположенный на поверхности лучевой кости, немного выше ладони?

Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, кроссвордов, занимательных биологических тестов

Приведу примеры дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий:
Пример 1. Даны элементы цепи питания в неправильном порядке: «травянистая растительность», «орёл», «жаба», «уж», «саранча», «микроорганизмы»
Задание для 1-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей.
Задание для 2-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей, а также определить консументы различных порядков, продуценты, редуценты.
Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Придумать свои несколько вариантов.

Пример 2:

Дана задача: Каков был генотип родителей, если во втором поколении расщепление по двум признакам шло в соотношении 2:4:4:6

Задание для 1-й группы. Решите задачу.

Задание для 2-й группы. Решите задачу. Определите фенотипы родителей и полученных гибридов 1-го поколения.

Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Определите фенотипы и генотипы родителей и 2-х поколений гибридов.

Примеры дифференцированных заданий по объему учебного материала.
Пример 1. Основное задание: Опишите строение цветка клевера, ромашки, яблони.
Дополнительное задание: Подумайте, какие виды насекомых приспособлены к опылению этих цветков, в чём это выражается?
Пример 2. Основное задание: Определите с помощью гербария виды растений.
Дополнительное задание: Приведите примеры растений тех же видов, определяя род и семейство.

Все учащиеся должны овладеть обязательным базовым уровнем (чтобы иметь удовлетворительную оценку, желающие, способные, интересующиеся предметом ученики могут превзойти этот уровень). Индивидуализация усвоения базового курса может осуществляться путем разного темпа изучения материала, используя вопросы и задания разного уровня сложности и трудности, ориентация учащихся на разные виды деятельности, дозированной помощи со стороны учителя. Можно использовать мини исследовательскую работу (изменение состава воздуха в классе). Для выполнения заданий разной степени сложности создаются мобильные группы учащихся, что также способствует индивидуализации обучения. Если ученик выполнил задание на уровне минимальных требований, он заслуживает удовлетворительной отметки. Если же задание выполнено на уровне, превышающем требования к обязательной общеобразовательной подготовке, то знания его оцениваются хорошей или отличной отметкой.

Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Провожу биологический турнир по опережающему заданию «Многообразие кишечнополостных животных» для выяснения подробного изучения типа Кишечнополостных.

Биологический турнир

I группа

Дать характеристику представителей «Гидроидных»

II группа

Охарактеризовать представителей «Сцифоидных»

III группа

Дать характеристику «Коралловых»

Вывод: инструктивные карточки помогают учащимся самостоятельно выполнить задания, успешно усвоить данную тему, вызывает интерес к предмету, повышает качество знаний.

При дифференциации домашнего задания использую:

- Подготовка материала параграфа по вопросам.

- Предлагаю составить по теме план-конспект.

- Для учащихся с низким уровнем обученности предлагаю схему ответа для выполнения домашнего задания.

- Работа по заполнению таблиц.

- Подготовка сообщений, рефератов, презентаций.

Таким образом, задания имеют дифференцированный характер и требуют ответ как на обязательном уровне, так и на повышненом.

Уровневая дифференциация обучения предусматривает:

- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которую обязан достичь учащийся;

- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;

- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;

- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должен быть открытой (ученик знает, что с него требуют);

- наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

Особенностями методики преподавания являются: наличие учебно-методического комплекса, банк зданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня.

Стадия рефлексии.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы, методы

Вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения. Дать творческие, исследовательские или практические задания.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно – следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам; дискуссии, и т.д.

Вывод:

Моя роль на уроках: контролировать и направлять ход, порядок работы, отвечать на вопросы, регулировать споры, в случае необходимости оказывать помощь отдельным учащимся или группе в целом.

При дифференцированном обучении действует новая психологическая установка для учащихся: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного». В результате реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Повышать уровень Я – концепции: сильнее утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех. Имеется тематическая картотека дидактического материала по базовым уровням: для учащихся обязательного уровня, повышенного уровня и учащихся с низким уровнем обучения (материал содержится в кабинете биологии).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!