План –конспект группового логопедического занятия
с обучающимися 3 класса
с нарушениями письменной речи, обусловленными ФФН (акустическая дисграфия)
Учитель-логопед: Золотарева Г.Г., МБОУ г. Иркутска СОШ №24
Тема: Дифференциация согласных ш-ж в словах, словосочетаниях и предложениях»
Цель: Учить различать согласные звуки и буквы Ш-Ж в словах, словосочетаниях и предложениях
Задачи:
Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, словосочетаниях и предложениях.
Развивать пространственную ориентировку, расширять поле зрения, вырабатывать быстроту зрительных реакций, развивать память.
Работать над развитием правильности и осознанности чтения.
Учить работать в группе.
Оборудование: буквы Ш и Ж (запись на доске), карточки с деформированными словами, таблицы с буквами, словами, индивидуальные карточки с текстом.
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие.
Упражнения с су джок мячами, рисование двумя руками
II. Графический диктант.
- Первое задание – это графический диктант.
2 клетки вправо, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево, 10 вниз, 2 влево, 6 вниз, 2 влево, 6 вверх, 2 влево, 6 вниз, 2 влево, 7 вверх, 1 влево, 4 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 6 вправо, 10 вверх.
- Кто у вас получился? (Жираф)
- Назовите 1-й звук в слове жираф.
- Дайте характеристику этого звука. (Согласный, шипящий, твердый, звонкий, парный).
- Назовите парный звук для звука Ж.
- Дайте характеристику звука Ш.
- Чем похожи эти звуки, чем отличаются?
- Сравните буквы Ш и Ж (запись на доске).
- Из каких элементов состоит каждая буква?
- Вы догадались, над какой темой будем работать?
III. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы с вами будем работать над темой: “Дифференциация парных согласных Ш-Ж”. Будем учиться различать звуки Ш, Ж на слух и при произношении, и буквы Ш,Ж при письме и чтении.
IV. Дифференциация Ж-Ш в словах
(На доске карточки с написанными слогами в неправильном порядке ШИ МА НА, ЗО ЖЕ ЛЕ, НА ШИ ТИ, Е ВОТ НО ЖИ, ЦА ЖИ ЛУ)
Дети отгадывают слова, правильное слово размещают на доске в таблице, соответственно инструкции учителя:
- Поставь свое слово в правый верхний угол, левый нижний, в центр и т.д.
После того, как все слова будут размещены в таблице, просим учащихся запомнить расположение слов.
Ребята, вспомните правила написания сочетаний Жи-ши
- Напишите слова по памяти в своей таблице. (У каждого ребенка на столе карточка с пустой таблицей).
Приложение 1, табл.2.
2. Дешифровщик
- Ребята, сейчас вам нужно будет расшифровать слова, записанные при помощи чисел. Каждое число обозначает какую-нибудь букву. Расшифруйте слова
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
А | К | Л | М | О | Ж | С | Ш | Р | Ф | Т | У | Е | И |
3 12 8 1 - ______________ 7 1 8 1 - ________________________
7 1 6 1 - ___________________ 3 12 6 1 - _______________________
4 1 6 13 11 - ________________ 2 5 8 2 1 - _____________________
6 14 9 1 10 - ________________ 4 1 8 13 11 - ____________________
- Кто внимательный? Назовите слова, которые отличаются только одним звуком Ж или Ш.
Дети называют слова и объясняют значение каждого слова.
- Ребята, обратите внимание, что при изменении всего одной буквы или звука слово приобретает совсем иное значение.
Соедините эти слова парами. Букву Ш подчеркните одной чертой, букву Ж двумя.
V. Дифференциация Ж-Ш в словосочетаниях.
На доске записаны слова в 2 столбика.
шерстяной | шапка |
кожаная | шкаф |
пушистый | картошка |
домашнее | жилет |
жареная | животное |
книжный | снежок |
- Прочитайте слова из первого столбика, на какие вопросы они отвечают? К какой части речи они относятся?
- Прочитайте слова из второго столбика, задайте к ним вопросы. К какой части речи они относятся?
- Соедините слова из первого и второго столбиков так, чтобы получилось словосочетание. В одном из слов должна быть буква Ж, а в другом Ш.
Дети по одному выходят к доске и составляют словосочетания. После хором их читают.
После прочтения закрываем имена существительные, дети записывают словосочетания по памяти.
- Подчеркните буквы Ш и Ж. Выделите орфограмму (написание жи-ши)
VI. Физминутка.
Упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», работа с межполушарными дорожками (пройдите пальчиками обеих рук одновременно только по желтым дорожкам, только по красным и т.д)
II. Работа с текстом.
На столе у ребят лежат карточки с текстом:
Где же приятель?
Медве…онок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед ним сидела боль…ая лягу…ка. Она только очнулась от зимней спячки. Медве…онок протянул к ней пу…истую лапу. Лягу…ка сделала в сторону боль…ой пры…ок. Ми…ка принял это за игру. Он то…е сделал скачок. Так они добрались до лу…и. Лягу…ка прыгнула в воду. Медве…онок сунул лапу в воду, отдернул, потряс ею. Он с удивлением посмотрел куда девался его новый приятель.
- Ребята, перед вами текст, но некоторые буквы в нем потерялись
- Вставьте пропущенные буквы Ш или Ж.
- Назовите слова со звуком Ш, а теперь со звуком Ж.
- Букву Ж обведите кружком, букву Ш зачеркните.
- Прочитайте получившийся рассказ.
- А теперь попробуйте пересказать его по плану.
План
1. Кого встретил медвежонок?
2. Как медвежонок стал играть с лягушкой.
3. Куда исчезла лягушка?
VIII. Итог
- Какие звуки и буквы мы сегодня учились различать?
- Чем отличаются эти звуки?
-Спасибо за работу!
Приложение 1
Таблица 1. Таблица 2.
Б | Ш | Б | Я | Ф | Л | У | П |
К | Я | Ц | Ь | О | Ж | О | К |
Ч | А | Ш | О | М | С | З | Г |
Ш | Х | Е | Т | Н | Я | Б | Е |
А | Э | Д | У | П | Р | Ё | Д |
В | Я | Ы | Н | С | Л | О | В |
Ю | Щ | Г | И | И | С | Н | Ч |
Д | Л | С | З | М | Ш | К | П |
______ _______ ______ ______ _______ |
Рисунок 1.
Рисунок 2.