Конспект группового логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в предложениях»
Цели:
учить детей дифференцировать звуки [С]-[Ш] в предложениях;
развивать фонематический слух учащихся;
развивать навыки звукового, слогового, языкового анализа и синтеза;
развивать навык составления собственного связного речевого высказывания.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ.
Логопед просит детей встать ровно окало своих мест.
- На свое место сядет тот, кто вспомнит слова, которые начинаются на звук [с] и на звук [ш].
- Сегодня на занятии мы будем учиться различать эти звуки.
Логопед выставляет иллюстрацию на доску.
- Посмотрите внимательно на картинку. Кто здесь изображен? (Алиса и Шляпник)
- Что делают герои этого занятия? Придумайте предложения по этой картинке. (Алиса пришла к Шляпнику пить чай. Шляпник наливает чай Алисе.)
- Назовите слово, в которых есть звук [с]. (Алиса)
- Назовите слово, в которых есть звук [ш]. (Шляпник, пришла)
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП
- Алиса и шляпник очень любят играть. Сегодня они приготовили для вас много интересных заданий.
Логопед выставляет на доску карточки с изображением различных предметов и животных.
Логопед вызывает к доске по одному ученику.
- Разделим карточки на два столбика. В первый столбик картинки со звуком [с] для Алисы, во второй столбик картинки со звуком [ш] для Шляпника. Придумаем предложение с каждой картинкой.
Физкультминутка.
- Я буду читать текст, если вы услышите слово со звуком [с], присядьте, если со звуком [ш], хлопните в ладоши, а если в слове есть оба эти звука, то подпрыгните.
Текст: Миша и Соня пошли в лес собирать ягоду. Шел сильный дождь. Миша надел куртку с капюшоном, а Соня взяла с собой зонт. Когда дети пошли домой, зашумел ветер, дождь закончился, выглянуло яркое солнышко.
Логопед выставляет на доску схемы для составления предложений.
- Посмотрите, какие схемы приготовили для нас Алиса и Шляпник.
- Придумайте предложения по схемам. Назовите слова, в которых есть звук [с], слова в которых есть звук [ш].
-Посмотрим на схему №1.
Кто здесь изображен? (Мышка, кошка)
- Что делает мышка? (Убегает от кошки)
- Куда убегает мышка? (В кусты)
- Кто полностью назовет предложение? (Мышка убежала от кошки в кусты.)
- Назовите слова, в которых есть звук [c] (кусты)
- Назовите слова, в которых есть звук [ш] (мышка, кошка)
-Посмотрим на схему №2. Кто здесь изображен? (Мишка)
- Что еще изображено на картинке? (сосна, шишка)
- Что упало с сосны? (шишка)
- На кого упала шишка? (на мишку)
- Кто полностью назовет предложение? (С сосны упала шишка на мишку.)
- Назовите слова, в которых есть звук [c] (сосна)
- Назовите слова, в которых есть звук [ш] (мишка, шишка)
Посмотрим на схему №3.
- Кто здесь изображен? (девочка)
- Эту девочку зовут Маша.
- Что еще изображено на картинке? (стакан, стол)
- Что сделала Маша? (поставила стакан на стол)
- Кто полностью назовет предложение? (Маша поставила стакан на стол.)
- Назовите слова, в которых есть звук [c] (стакан, стол)
- Назовите слова, в которых есть звук [ш] (Маша)
Посмотрим на схему №4.
- Кто здесь изображен? (мальчик)
- Этого мальчика зовут Степа.
- Что еще изображено на картинке? (шуба, шкаф)
- Что сделала Степа? (повесил шубу в шкаф)
- Кто полностью назовет предложение? (Степа повесил шубу в шкаф.)
- Назовите слова, в которых есть звук [c] (Степа)
- Назовите слова, в которых есть звук [ш] (шуба, шкаф)
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.
- Давайте повеселим наших гостей Алису и Шляпника и придумаем интересные предложения про
Карточки для домашнего задания "Дифференциация звуков С - Ш"
1. «Слушай, не зевай и показывай букву: С или Ш»
С - Ш 1
сом, мишка, сосна, кошка, камыш, песок, Луша, лиса, сосиска, кошелёк, посадка, шуметь.
2. «Запомни, повтори»
са-ша | иш-иш-ис |
шо-со | сы-ши-ши |
ус-уш | со-шо-со |
3. Проговаривать, различая звуки С – Ш /3-5 раз/
шапка – сайка | салют – шалун | шалфей - салфетка |
писать – решать | сапёр – шахтёр | кусок - пушок |
лошадка – посадка | салат – шалаш | мешок – лесок |
сутки – шутки | пляшу – плясун | суметь - шуметь |
4. Составить предложение со словом «шахтёр», «салфетка».
1. «Слушай, не зевай и показывай букву: С или Ш»
С - Ш 2
Соня, пусто, шумный, душно, пошли, посолить, кашка, колбаса, последний, высокий, плюшки, колос, скакать.
2. «Запомни, повтори»
ус-уш-ус | сно-сно-шно |
яш-яс-яс | исп-ишп-исп |
3. Проговаривать, различая звуки С – Ш /3-5 раз/
шутки – сутки | нас – наш | кумыс - камыш |
суметь – шуметь | башня – басня | сытый - шитый |
крыса – крыша | каска – кашка | шайка - сайка |
шила – сила | паста – пашня | шалить – солить |
| мишка – миска – шумно | |
| песок – мешок - лесок | |
4. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»
- мешать суп лож/ш/кой
1. Проговаривать
С – Ш 3
большая собака | пшённый суп | сладкие плюшки |
большая салфетка | высокая башня | школьный сад |
вкусная каша | спелые вишни | синий кувшин |
2. «Добавь слог СА или ША»
Ма … | колба … | ко … |
Ли … | кры … | поло … |
Гру… | лап … | Алё … |
3. «от 1 до 6 (10) и обратно» - светлая шляпа, большой кусок
4. придумай предложения со словами:
- пшенный суп
- сладкие плюшки.
1. «Запомни, повтори»
С – Ш 4
сто-сто-што | ис-иш-ис | шо-со-шо |
су-су-шу | шта-шта-ста | са-ша-са |
2. Проговаривать, различая звуки С и Ш:
Саша | шест | шерсть | шелест | Сашенька | солнышко |
суша | шесть | шалость | слушать | старший | стёклышко |
сушка | свыше | спешка | слышать | страшно | шоссе |
3. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»
- сушить дедушкины сапоги
4. «Запомни, повтори»
Саша – шелест – слушать
спешка – страшно – шесть
сушка – стёклышко - шоссе
1. Проговаривать, различая звуки С и Ш:
С – Ш 5
смешок | спешу | спешить | усмешка | пушистый | трусишка |
смешинка | сушить | стишок | успешно | послушный | старушка |
скошу | смешить | смешно | сынишка | душистый | машинист |
2. «1 10» - смешной малыш, вкусная сушка
3. «Путаница» - составить из слов предложения:
сушить, Маша, сарафан, балкон, на – Маша сушит сарафан на балконе.
играть, котёнок, Паша, пушистый, с - …
школа, утро, Соня, спешить, в - …
босоножки, купить, Сашенька, бабушка, красивый - …
машина, шоссе, нестись, по - …
4. Выучить
Саша стих писал смешной. Стих повешен на шесток.
Дождик хлынул проливной. Сушит Саша свой стишок.
1. - Послушай рассказ.
С – Ш
Тише едешь – дальше будешь
Шофёр ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.
Вдруг шофёр видит: по краю дорожки плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку, а на ней, поверх таких мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь!».
Неожиданно мотор заглох. Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь – дальше будешь!». /Ткаченко Т.А./
2. - Послушай рассказ ещё раз и назови слова-действия.
3. Пересказать рассказ.
- Как ты понимаешь пословицу «Тише едешь – дальше будешь»?