III. Проблемная ситуация | Выбранные ученики проговаривают решение. (Для решения первого выражения мы находим сумму в скобках и делим результат на число. Для решения второго выражения каждое слагаемое умножаем на 3, а полученные результаты складываем). | (40+8):6, (10+4)*3, (30+27):3 - Перед вами на доске три числовых выражения. Решите их в тетради. (У третьего выбранного ученика возникает затруднение с решением). - Почему мы не смогли справиться с третьим выражением? (Нам не известен способ решения таких выражений) |
IV. Открытие нового способа действия | Мы думаем, что таких выражений в математике очень много) (Учащиеся могут предложить использовать калькулятор) (Тогда нам нужно открыть новый способ, который поможет нам решать данные выражения) Некоторые учащиеся проводят аналогию с умножением суммы на число и предлагают использовать подобный алгоритм для решения выражения. Можно вычислить сумму и разделить её на число. Или каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить. | - Как вы думаете, таких выражений в математике несколько или мы часто будем с ними сталкиваться? - Как же тогда быть? - Ребята, но мы же не всегда имеет возможность воспользоваться этим прибором, так что этот способ нам не подходит. Совместной беседой приходим к выводу, что нужно разделить слагаемые в скобках на 3, а результаты потом сложить. - Ребята, мы сейчас открыли способ деления суммы на число, создадим помощник - алгоритм, который мы будем использовать в дальнейшем. Групповая работа Детям выдаётся на группу лист а4, маркер и две карточки с выражениями: (6+20):2, (30+12):7. Свои рассуждения учащиеся фиксируют на бумаге: Оцениваем выражение и выбираем один из способов действия: 1. Вычислить сумму. 2. Разделить полученный результат на число. 1. Разделить первое слагаемое на число. 2. Разделить второе слагаемое на число. 3. Полученные результаты сложить. - Итак ребята, как же разделить сумму на число? (Далее происходит оценка графических моделей. Работа каждой группы помещается на доску. Учащиеся воспроизводят условия того или иного алгоритма. Оценивают, у кого точно представлено правило, а у кого есть недочёты. |
Физкультминутка | Выполняют движения. | Для улучшения мозгового кровообращения: исходное положение - сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз, темп медленный. Гимнастика для глаз: Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль, считая до 5. Повторить 4 - 5 раз. |
V. Первичное закрепление | Вторая запись. Первая запись неверная, так как там не разделили на число 3 первое слагаемое, а вторая запись верная, там разделили слагаемые на число и сложили результаты. | Задание - ловушка: (9+6):3=9+6:9 или (9+6):3=9:3+6:3 - Ребята, скажите какая из этих двух записей верная? - Докажите, почему вы так считаете? Работа по карточкам Учащиеся работают по карточкам, записывая слова в тетрадь, с устным проговариванием своих действий. (36 + 27):9 = 63:9 = 7 (40 + 16):7 = 56:7 =8 (30 + 18):3 = 10 + 6 = 16 (40 + 12):4 = 10 + 3 = 13 |