Деление многозначного числа на однозначное число с остатком уголком. (3 класс).
Тип урока: "Открытие" нового знания.
Цели урока:
рассмотреть случаи деления многозначного числа на однозначное число с остатком уголком;
отработать изученные приёмы устных и письменных вычеслений, решать задания на повторение;
развивать такие операции как анализ, обобщение, сравнение, классификация.
воспитывать у учащихся любовь к математике, чувство товарищества.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (1-2 мин.)
"Вы талантливые дети. Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению... "
Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности. (5-6 мин.)
Форма работы — фронтальная. На доске в столбик записаны выражения:
28 : 3 =
39 : 4 =
48 : 7 =
81 : 2 =
583 : 5 =
Что общего во всех этих выражениях? (Все выражения на даление, делитель однозначное число)
Какое выражение «лишнее»? Почем? (Последнее делимое трехзначное число)
Найдем значения этих выражений? (Доходим до последнего выражения)
Каким ещё общим признаком объединены эти выражения? ( Все выражения на деление с остатком)
Переходим к следующему выражению. Найдите его значение. (Затруднение!!!)
III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (1-2 мин.)
(Мы не можем решить)
(Устно сложно сосчитать.)
Тогда цель нашего урока (Научиться письменно решать примеры такого вида)
IV. Построение проекта выхода из затруднения, формулирование темы урока. (8-10 мин.)
Форма работы — групповая.
Мы взрослеем. Пора от лёгких примеров переходить к более сложным. Вам сложно решить устно, а какой способ мы уже знаем? (Деление уголком)
Предлагаю вам поработать в группах. Решите этот пример, пользуясь этим способом.
(Дети работают в группах)
583/5=116 (остаток 3)
Назовите, пожалуйста, свой ответ.
(Представители групп выходят к доске и вывешивают решение).
Что такое 3? Можем ли мы с вами разделить 3 на 5? (нет)
Что же такое 3? (Остаток)
Видите, ребята, мы думали, что это выражение «лишнее», а оно не такое уж и «лишнее». Напомните, что объединяет эти примеры? (Все примеры на деление с остатком, а последний на деление с остатком уголком)
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Чем мы сегодня будем на уроке заниматься? (Деление многозначного числа на однозначное с остатком уголком).
Я вновь хочу обратиться к нашему примеру. А вы уверены, что решили его правильно? (Да)
Докажите. (Дети в группах выполняют проверку )
Проверка: 1) 3 5
2) 116*5=580
3) 580+3=583
Мой вам совет: чтобы убедиться, что пример решен правильно, не ленитесь, сделайте проверку. Ребята, мы с вами делили до этого урока многозначное число на однозначное без остатка. Сегодня на уроке мы познакомились с делением многозначного числа на однозначное с остатком. Есть ли отличие в решении?
(Остаток всегда должен быть меньше делителя)
IV. Первичное закрепление (4-5 мин.)
Форма работы — фронтальная.
Раз вы поняли, как решать такие примеры, тогда решаем. Кто желает работать у доски.
357/2 = 178 (остаток 1) Проверка: 1) 1 2
2) 178*2=356
3) 356+1=357
464/3=154 (остаток 2) Проверка: 1) 2 3
2) 154*3=462
3) 462+2=464
365/3=121 (остаток 2) Проверка: 1) 2 3
2) 121*3=363
3) 363+2=365
527/3=175 (остаток 2) Проверка: 1) 2 3
2) 175*3=525
3) 525+2=527
(Решение примеров у доски с комментированием, кроме двух, все дети работают в тетрадях).
Физкультминутка (2-3 мин.)
1. Подвигайте глазами вверх-вниз, влево-вправо, потом зажмуриться, считая до 10. Откройте глаза и посмотрите вдаль.
2. Сидя, поставим руки на пояс, посмотреть голову вправо и посмотреть на локоть, посмотреть наоборот.
3. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 минут.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)
Форма работы — индивидуальная
Мы с вами потренировались? (Да)
Цель дальнейшей нашей работы? (Проверить свои знания, решив примеры самостоятельно.
Найдите значение примеров: 964:5
633:4,
не забывайте про проверку.
(Дети самостоятельно решают примеры).
Вы выполнили работу? А теперь, что нужно сделать, проверить. А для чего нужно проверить работу?
(Чтобы выяснить, правильно мы её выполнили или допустили ошибки)
(Сверим своё решение с этолоном для самопроверки)
Проверьте свои работы по эталону, он лежит у вас на столе . (Дети сверяют решение с эталоном для самопроверки)
Эталон для самопроверки
964/5=192 (остаток 4) Проверка: 1) 4 5
2) 192*5=960
3) 960+4=964
633/4=158 (остаток 1) Проверка: 1) 1 4
2) 158*4=632
3) 632+1=633
Поставьте себе на полях «+», вы молодцы!
У кого в решении допущена ошибка? Где вы допустили ошибку? Почему вы ошиблись? (Дети называют место и причины ошибок)
Давайте вспомним правила, которые помогают вам их исправить.
(Дети вспоминают правила, на которые допустили ошибки).
А теперь, что вы будете делать? (Исправлять свои ошибки). Дети исправляют ошибки.
VIII. Включение в систему знаний и повторение. (4-5 мин)
А вы любите решать уравнения? (Да.)
Я предлагаю вам составить и решить уравнения. (1 уравнение)
(Дети работают в тетрадях самостоятельно).
а) Какое число надо вычесть из числа 607, чтобы получить 284?
607-х=284
б) Какое число надо увеличить на 364, чтобы получилось 512?
х+364=512
в) Какое число надо уменьшить на 357, чтобы получилось 555?
х-357=555
Поменяйтесь тетрадью с соседом и проверь его работу, оцените её, поставив отметку на полях. Чья работа оценена на «5» Молодцы!
У кого 4? 3? Не огорчайтесь, потренируйтесь дома, приложите старания, и у вас всё получится.
Вы все были в цирке. Любите фокусы. Оказывается, фокусы бывают не только в цирке, но и в математике. Не верите?
У вас на столах лежат листы. Задумайте любое число и запишите его на листочке. Прибавьте к нему 25, прибавьте ещё 125, вычтите 37, вычтите то число, которое вы задумали. Результат умножите на 50, полученное число разделить на 10. Если вы всё действительно выполнили верно, то у вас получилось 565.
Ну, что, убедились. Вот такая интересная наука математика.
А если у кого не получилось, не переживайте, вы этот фокус можете проделать самостоятельно. («Фокус» выдаёт учитель).
IX. Рефлексия деятельности.
Итог урока.
Наш урок подходит к концу.
Чем был интересен урок?
Какую цель мы ставили в начале урока?
Достигли мы её? Было ли вам трудно на уроке? Вы преодолели трудности?
Что вам помогло преодолеть трудность?
Вы довольны своей работы?
А кто словесно попробует оценить свою работу? А класс? А я довольна вами всеми. Но особенно меня порадовали...
(Учитель оценивает работу отдельных учащихся на уроке).
А д/з будет такое: придумать и решить 4 своих выражения на деление многозначного числа на однозначное число с остатком уголком и в учебнике стр. 94 №5.
Благодарю за урок.