СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Декоративно-прикладное искусство Воронежского края

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие о мастерах декоративно-прикладного искусства Воронежского края можно использовать на уроках по изо в 5 классе, если в рабочую программу по изо введен краеведческий компонент

Просмотр содержимого документа
«Декоративно-прикладное искусство Воронежского края»

Художественная керамика. Художественная металлообработка. Художественные изделия из камня. Художественная обработка дерева. Воронежские шали и платки. Узорное ткачество. Вышивка и кружево. Народный костюм. Художественное плетение из лозы и соломки. Народные игрушки. продолжить
  • Художественная керамика.
  • Художественная металлообработка.
  • Художественные изделия из камня.
  • Художественная обработка дерева.
  • Воронежские шали и платки.
  • Узорное ткачество.
  • Вышивка и кружево.
  • Народный костюм.
  • Художественное плетение из лозы и соломки.
  • Народные игрушки.

продолжить

Основоположниками искусства керамики были гончары. В 17 веке в Воронеже  существовала целая гончарная слобода. В 16-17 веках широкое распространение в Воронежском крае получила разноцветная глазуровка изделий. В Воронеже предприимчивые братья Иван и Семен Кудряшовы имели кафельный завод, на котором производились поливные и неполивные изразцы. В конце 19 века сыновья одного из заводчиков Поповых организовали в селе Ендовище (Семилукский район) производство облагороженной русской керамической посуды из местной глины. Возрождению гжельской и скопинской керамики способствовала мастерица Н.И.  Бессарабова (род.в 1895г. В Воронеже). В середине 1960 года была открыта керамическая фабрика в поселке Рамонь. В селе Карачун Рамонского района жил и работал народный мастер Василий Иванович Лямзин. О его свистульках в виде собачек, барашков, оленей написано немало статей. Развитие местной глиняной игрушки в 1990-х годах продолжается в работах  Галины Ивановны Арефьевой. Мастер из Острогожска Любовь Алексеевна Усова возродила традиционную  здешнюю игрушку.

Основоположниками искусства керамики были гончары. В 17 веке в Воронеже

существовала целая гончарная слобода. В 16-17 веках широкое распространение

в Воронежском крае получила разноцветная глазуровка изделий. В Воронеже

предприимчивые братья Иван и Семен Кудряшовы имели кафельный завод, на

котором производились поливные и неполивные изразцы.

В конце 19 века сыновья одного из заводчиков Поповых организовали в селе

Ендовище (Семилукский район) производство облагороженной русской

керамической посуды из местной глины.

Возрождению гжельской и скопинской керамики способствовала мастерица Н.И.

Бессарабова (род.в 1895г. В Воронеже).

В середине 1960 года была открыта керамическая фабрика в поселке Рамонь.

В селе Карачун Рамонского района жил и работал народный мастер Василий

Иванович Лямзин. О его свистульках в виде собачек, барашков, оленей написано

немало статей.

Развитие местной глиняной игрушки в 1990-х годах продолжается в работах

Галины Ивановны Арефьевой.

Мастер из Острогожска Любовь Алексеевна Усова возродила традиционную

здешнюю игрушку.

Керамическая посуда новохоперских мастеров 19 – начало  20 века Конь и олень В.И. Лямзина. 1989 год Кукла. Село Карачун.

Керамическая посуда

новохоперских

мастеров 19 – начало

20 века

Конь и олень В.И.

Лямзина. 1989 год

Кукла. Село Карачун.

Керамика Л.А. Усовой. Город Острогожск. Глиняные игрушки Г.И. Арефьевой.

Керамика Л.А. Усовой.

Город Острогожск.

Глиняные игрушки Г.И.

Арефьевой.

Искусство ковки и чеканки известно на Руси с 12-13 века. Деревенские кузнецы

ковали серпы и косы, плуги, топоры. Техника художественной ковки, начиная

с самых далеких веков и до настоящего времени, почти не изменилась.

Для Воронежской области своеобразными музеями-заповедниками,

сохранившими многие элементы декоративной отделки зданий конца

XIX - начала XX века, являются города Борисоглебск и Новохопёрск . Большой

вклад в развитие кузнечного дела внесли мастера производственного обучения

Иван Федорович Кузовлев и Иван Михайлович Садиков. Уже стали настоящими

мастерами ковки их ученики - Александр Попов и Александр Кондратьев.

Металлические козырьки, балконные решётки, ограды, выполненные ими,

восхищают своей красотой. Были и в провинции свои мастера по литью колоко-

лов, без которых не могла обойтись ни одна церковь. В конце XIX века в Вороне-

же колокола отливались на местных литейных заводах.

И вот спустя почти век на воронежской земле основан колокольный завод,

на котором удалось собрать лучших литейщиков и художников.

Основал это уникальное литейное производство более десяти лет назад

молодой воронежский инженер Валерий Анисимов, потомственный хоперский

казак.

Фрагмент кованой Решетки. Борисоглебск. Занятие чеканкой ведет  И.И.Иванников Современные кованые  изделия. Мастера А. Попов, А. Кондратьев.

Фрагмент кованой

Решетки. Борисоглебск.

Занятие чеканкой ведет

И.И.Иванников

Современные кованые

изделия. Мастера А. Попов,

А. Кондратьев.

Камень широко применялся на Руси в 10-12 веке для возведения и украшения  архитектурных сооружений. Народный камнерезный промысел 19 – начала 20  века сложился на основе обработки мягкого камня. Далеко  разнеслась слава о  знаменитом павловском розовом граните. Открыл залежи этого удивительного камня у города Павловска, кинулся на берегах Дона, Николай Степанович Тарачков. Ныне Павловский горно-обогатительный комбинат - крупнейшее предприятие в России. Первая линия его введена в строй в 1976 года.  Пока этот промысел в области представляет только один человек - кандидат биологических наук Александр Иванович Фомичев, проживающий в городе Борисоглебске. Его коллекция поделочных камней продолжает пополняться прекрасными  экспонатами - декоративными и редкими минералами и горными породами,  а также изделиями из них. Сбором коллекции Александр Иванович занимается  в течение 15 лет.

Камень широко применялся на Руси в 10-12 веке для возведения и украшения

архитектурных сооружений. Народный камнерезный промысел 19 – начала 20

века сложился на основе обработки мягкого камня. Далеко разнеслась слава о

знаменитом павловском розовом граните. Открыл залежи этого удивительного

камня у города Павловска, кинулся на берегах Дона, Николай Степанович

Тарачков. Ныне Павловский горно-обогатительный комбинат - крупнейшее

предприятие в России. Первая линия его введена в строй в 1976 года.

Пока этот промысел в области представляет только один человек -

кандидат биологических наук Александр Иванович Фомичев, проживающий

в городе Борисоглебске.

Его коллекция поделочных камней продолжает пополняться прекрасными

экспонатами - декоративными и редкими минералами и горными породами,

а также изделиями из них. Сбором коллекции Александр Иванович занимается

в течение 15 лет.

Ювелирные вставки из поделочных камней, Изготовленные А.И. Фомичевым. А.И. Фомичев за Обработкой камня.

Ювелирные вставки из поделочных камней,

Изготовленные А.И. Фомичевым.

А.И. Фомичев за

Обработкой камня.

Художественная обработка дерева – наиболее древний вид декоративного искус-

ства. Роспись деревянных изделий носила различный характер. Деревянные

игрушки были подлинными произведениями искусства. Традиции изготовления

птиц есть и в Воронежской области. Изготавливаются птицы из корабельной сосны,

из комлевой ее части. Из дерева изготавливали вещи, имеющие не только утили-

тарное, но и художественное значение.

В селе Клеповка Бутурлиновского района делали игрушки, а также резные солонки,

донца, поставцы, резали орнамент для карниза домов. В городе Павловске жили

мастера, делавшие и расписавшие блюда, шкатулки, ковши для воды. Борисоглебск

Был богат художественной резьбой для оформления жилища.

В городах Борисоглебске и Новохопёрске сохранился ряд деревянных зданий, не

имеющих обшивки. Такой приём создавал контраст тяжёлой бревенчатой стены и

лёгкой декоративной отдел­ки в виде кружевной резьбы. Резьба по дереву и в наше

время находит своих талантливых последователей. Поистине уникальны

деревянные оклады икон масте­ра Виталия Владимировича Пасенко из поселка

Анна Воронежской области.

Можно назвать немало и других имён, например, мастера из села Нижний Карачан

Грибановского района Вячеслава Васильевича Кортунова, бондаря в третьем

поколении. Его изделия из дуба - ковши, жбаны, бочки, приборы для вина и кваса

пользуются огромным спросом, заказы на них поступают со всей страны.

В.В. Кортунов Жилой дом с элементами пропильной резьбы. Конец 19 века. Город Борисоглебск. Деревянная скульптура В. Шляпкина.

В.В. Кортунов

Жилой дом с элементами

пропильной резьбы.

Конец 19 века.

Город Борисоглебск.

Деревянная

скульптура

В. Шляпкина.

Платки и шали вырабатывались и в Воронежской губернии. Около полутора веков назад шали крепостных ткачих воронежской помещицы Веры Андреевны  Елисеевой своими художественными и техническими качествами не только подняли на высшую ступень авторитет русского народного искусства в самой  России, но и снискали мировую славу. Представители английского королевского  двора почитали за честь приобрести именно воронежскую шаль у Веры Елисеевой. В Воронежской области в основном вязанием пуховых платков  занимаются женщины Новохопёрского, Поворинского, Борисоглебского,  Терновского районов. Хочется привести слова из известной песни «Оренбургский пуховый платок», который так близок платкам воронежским .    В этот снежный неласковый вечер,  Когда тёмная мгла вдоль дорог,  Ты накинь, дорогая, на плечи  Оренбургский пуховый платок.  Я его вечерами вязала  Для тебя, моя добрая мать.  Я готова тебе, дорогая,  Не платок, даже сердце отдать.

Платки и шали вырабатывались и в Воронежской губернии. Около полутора

веков назад шали крепостных ткачих воронежской помещицы Веры Андреевны

Елисеевой своими художественными и техническими качествами не только

подняли на высшую ступень авторитет русского народного искусства в самой

России, но и снискали мировую славу. Представители английского королевского

двора почитали за честь приобрести именно воронежскую шаль у Веры

Елисеевой. В Воронежской области в основном вязанием пуховых платков

занимаются женщины Новохопёрского, Поворинского, Борисоглебского,

Терновского районов.

Хочется привести слова из известной песни «Оренбургский пуховый платок»,

который так близок платкам воронежским .

В этот снежный неласковый вечер,

Когда тёмная мгла вдоль дорог,

Ты накинь, дорогая, на плечи

Оренбургский пуховый платок.

Я его вечерами вязала

Для тебя, моя добрая мать.

Я готова тебе, дорогая,

Не платок, даже сердце отдать.

Прочесывание серого  пуха гребнем. Р.И. Перфильева. Новохоперский район, 1990-е г. Прядение серого пуха. Т.И. Дергунова. Город Борисоглебск, 2000 год. Платок 40-е г. 20 в. Грибановский район

Прочесывание серого

пуха гребнем.

Р.И. Перфильева.

Новохоперский район,

1990-е г.

Прядение серого пуха.

Т.И. Дергунова.

Город Борисоглебск,

2000 год.

Платок 40-е г. 20 в.

Грибановский район

Узорное ткачество – это не только одежда, но и предметы домашнего обихода

и праздничного оформления интерьера. В Воронежском крае народное ткачество

существовало с давних времён, и в течение многих веков оно передавалось из

поколения в поколение.

Изделия узорного ткачества мастеров Павловского, Коротоякского, Новохопёр-

ского, Богучарского уездов завоевали в Воронежской губернии большое призна-

ние в конце XIX века. Изготовлением ковров занимались женщины после окончания

полевых работ с сентября по май. Ткали их из овечьей шерсти на ткацких станках,

на которых работали одновременно до трёх человек. Шерсть получали от своих

овец или покупали. Женщины пряли шерсть, а затем красили её.

В 1970 году за доблестны труд была награждена орденом Ленина известная в селе

Елань-Колено ткачиха Ольга Дмитриевна Губанова (1926-2000). Славились своим

мастерством тогда В.П. Седых, Е.П. Чернова А.И. Рыбак, а также художник Виктор

Андреевич Звонарёв. Он создал и утвердил на художественном совете в Воронеже

сотни рисунков.

Большую славу снискали ковры - «розы» - народного мастера Map ии Ивановны

Гладневой, - жительницы Хохольского p айона Воронежской области. Ее ученики

Татьяна Васильевна Бегина и Мария Митрофановна Новичихина продолжили

традиции ковроткачества в Хохольском доме ремесел.

Ковер «Розы». О.Д. Губанова, 1947 г. Село Елань-Колено,  Новохоперский район. За ткацким станом. О.Д. Губанова-ткачиха.

Ковер «Розы». О.Д. Губанова, 1947 г.

Село Елань-Колено,

Новохоперский район.

За ткацким станом.

О.Д. Губанова-ткачиха.

Вышивка - широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства,

когда узор и изображение выполняются вручную или посредством вышивальной

машины.

Кружево - это узорная сетчатая ткань, представляющая собой произведение

декоративно-прикладного искусства. Кружевоплетение появилось в России гораздо

позднее вышивки. В XVII веке было распространено кружевоплетение из золотых и

серебряных нитей. Такое кружево украшало одежду знатных горожан.

Большинство старинных вышивок выполнялись на холсте. Самым распространен-

ным элементом вышивки оказался знак солнца – геометрический ромб, который

у древних славян считался кругом.

Символическое изображение

узоров Воронежского края (слева

направо): геометрический

треугольник означал целинную

землю, а у воронежцев позднее –

оборонительные сооружения из

кольев-столбов с заострёнными концами;

геометрический ромб - знак пресветлого, лучезарного солнца, крючки и палочки, выпускаемые по

сторонам ромба, условно понимались как лучи солнца; семиконечной звездочкой изображались счастливое

число семь и семидневная неделя; восьмиконечная звезда символизировала большую семью; квадрат,

пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине, означал поле, которое хлебопашец засеял

семенами; сдвоенный крест («болгарский») обозначал семью, а точнее, жену и мужа; «горящий крест»

обозначал усопшего человека и могилу.

Конец полотенца. Начало 20 века. Грибановский район. Салфетки. 1960-е г. Город Борисоглебск. Вышивка. Середина 19 века. Острогожский раойн.

Конец полотенца.

Начало 20 века.

Грибановский район.

Салфетки. 1960-е г.

Город Борисоглебск.

Вышивка. Середина 19 века.

Острогожский раойн.

Традиционный русский народный костюм, особенно женский костюм на территории

России был достаточно разнообразен. Этнографы выделяют четыре комплекса

женской одежды:

с понёвой;

с сарафаном;

с юбкой-андараком (андарак - женская поясная одежда типа юбки)

юбкой-кубельком (кубелёк - женская горничная одежда типа несшитого

распашного впереди платья из крашеного холста).

Мужской костюм, общеславянский в своей основе, был более и менее

единообразен на всём пространстве, заселённом русским народом. Составляла

его туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная

или плетёная из лыка o 6 y вь.

Воронежские крестьяне носили: женщины - понёвный тип одежды, девушки – сара-

фанный. Понёвный комплекс предназначался только для замужней женщины.

Понёва - это юбка состоящая из трех полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной

ткани, стянутая на талии узким пояском - гаешником.

В Воронежской губернии самой распространённой была понёва с чёрными клетка-

ми - «черноглазка», изредка встречались понёвы с бледно-синими клетками –

«синеглазки». Размер клеток указывал, много или мало земли имеют крестьяне в

селе. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлял-

ся

Костюм жениха. Конец 19 века. Воронежская губерния. Женский праздничный Костюм. Начало 20 века. Костюм пожилой женщины Женщины. Начало 20 века. Воронежская губерния.

Костюм жениха.

Конец 19 века.

Воронежская губерния.

Женский праздничный

Костюм.

Начало 20 века.

Костюм пожилой женщины

Женщины. Начало 20 века.

Воронежская губерния.

Плетение было прародителем макроме, ткачества. И главную роль сыграла иво-

вая лоза.

Тонкой, ажурной, словно кружево, чистой работой отличаются изделия из ивового

прута мастера Николая Алексеевича Феклисова из города Борисоглебска

Воронежской области. Известные мастера лозоп-летения живут в Новохопёрске

  • В.В. Давыденко, Станислав Болковой, в Поворино - Иван Бобылёв.

Распространенным материалом наряду с лозой считалась соломка. Пластические

свойства соломы весьма ограничены, в конструировании из неё малых скульп-

тур возникают значительные трудности из-за её хрупкости при деформировании,

видоизменении природной структуры.

Правда, «сопротивляемость» её в работе как раз и позволяет мастеру проявить

творчески свои темперамент и целеустремлённость, создать свой авторский

стиль. Таковой, бесспорно, имеется у Ольги Вячеславовны Ожерельевой,

преподавателя Борисоглебского государственного педагогического института.

Соломенные скульптуры невольно напоминают стихотворные строки:

В поле колосья вовсю золотятся,

А из соломки лошадки родятся.

Люлька родится, и птица родится...

Если её оживит Мастерица.

«Золотая рыбка» О.В. Ожерельева. Город Борисоглебск, 1990 г. Изделия из лозы Корзина для белья. Новохоперский район. Н.А. Феклистов за работой. Борисоглебск. 2000 год.

«Золотая рыбка»

О.В. Ожерельева.

Город Борисоглебск,

1990 г.

Изделия из лозы

Корзина для белья.

Новохоперский район.

Н.А. Феклистов за работой.

Борисоглебск. 2000 год.

Народная игрушка – это не только предмет детской забавы, но и подлинного,

своеобразного искусства, обладающего своей спецификой.

Мастера-игрушечники при создании образа народной игрушки особое значение

придавали форме, цвету, орнаментальному украшению.

Пекарские пряники

На воронежской земле пряники повсеместно на протяжении сотен лет были

излюбленным угощением для людей всех возрастов. Особую радость они доста-

вляли детям. Эти маленькие художественные произведения народные мастера,

жившие в разных сёлах Воронежской губернии, создавали настолько своеобраз-

ными по форме и цвету, что по манере исполнения нетрудно было отличить

пряник, сделанный, к примеру, в Бутурлиновке, от пряника, сделанного в Ново-

Хопёрске.

«Вырубленные» пряники – барыни, коники, рыбы, звезды – выпекают не только в

Воронеже, но и в Бутурлиновке.

Куклы из золы

Выполнялись Пелагеей Ильиничной Щербининой из села Шубное Острогожского

района Воронежской области. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в

виде шара, полученного из просеянной, а затем смоченной и спрессованной золы.

Голову обёртывали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой.

Плотное, толстое туловище сворачивали из ткани и набивали отходами, получен-

ными при обработке конопли. Затем шили юбку, собирая её на завязке под при-

креплёнными «грудями».

Тряпичные куклы из Богучара

Эти куклы вызывают искренний восторг у маленьких и взроет почитателей

народной игрушки. Они во многом сходны со свои аналогами, создававшимися на

рубеже XIX - XX веков. Богучарские куклы не предназначены для детских забав

или совершения ритуалов, а скорее являются сувенирами, имеют яркую

«этнографическою окраску». Эти поделки получили известность далеко за преде-

лами Воронежской области.

Родоначальницей их стала Валентина Яковлевна Горбачёва. Создавать

самобытные куклы В.Я. Горбачёвой помогает ее сестра, доцент Воронежской

академии искусств Галина Яковлевна Сысоева.Коллекцию, которая стала

потом музеем, сестры создавали в течение 30 лет. Одежда кукол воспроизводит

народный костюм разных уездов Воронежской губернии. Богучарские мастерицы

творят в лучших традициях тряпичной набивной куклы: используется простей-

шая конструкция народной игрушки, применяется подручный материал, строго

выдерживаются этнографические особенности народного костюма.

Глиняные игрушки

Глиняные игрушки в прошлом были широко распространены на территории

Воронежской области.

Одним из последних известных игрушечников был Василий Иванович Лямзин,

его игрушки и свистульки в виде оленей, баранов, коров охотно покупали

зарубежные гости.

К счастью, в наши дни игрушечное дело помаленьку возрождается.

Многих жителей и гостей города Воронежа привлекают глиняные свистульки

Алексея Ивановича Плотникова. По профессии он юрист, а по призванию

является истинным художником.

Свои игрушки Плотников изготавливает в домашних условиях. Глину он доводит

до порошкообразного состояния и заливает водой. Камни и песок легко оседают

на дно: происходит очищение материала от инородной массы. Обжиг изделий

осуществляет в муфельной печи. Для росписи игрушек он изготавливает

специальные краски на латексной основе с добавлением анилиновых

красителей, получая таким образом красно-малиновые, голубые, зелёные,

жёлтые цвета. Обращается мастер и к термочернению с последующей

обработкой изделий в кислой среде (квасе или щах). Развитие воронежской

глиняной игрушки продолжается по двум направлениям. Одно из них – воплоще-

ние фантазии автора на заданную тему, ему следует Галина Ивановна Арефьева.

Другое направление в воронежском игрушечном промысле - следование народным

традициям. Оно характерно для мастера из Острогожска Любови Алексеевны

Усовой. Её глиняные свистульки типичны для нашей местности. Изображены

животные, обитающие в крае, коровы, бараны, кони.

Воронежские матрешки

В городе Борисоглебске эти деревянные куклы делает художница Анна

Курышникова. Её матрёшки не предназначены для детских игр, они сувенирные,

изготавливаются из липы, доставленной из Подмосковья. Затем куклы расписыва-

ются по сырой заготовке специальными красками, лакируются масляными лаками .

Сувениры из дерева. А. Курышникова. 1999 год. Пряник. Город Бутурлиновка. Богучарская кукла. 1998 год.

Сувениры из дерева.

А. Курышникова.

1999 год.

Пряник.

Город

Бутурлиновка.

Богучарская кукла.

1998 год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!