СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок обобщения материала по русскому языку в 7 классе по теме «Действительные и страдательные причастия», проведённый в форме путешествия, позволяет наглядно, красочно, информативно, интерактивно повторить сведения о причастии как части речи, закрепить и совершенствовать умение учащихся образовывать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. А также показать навыки работы учащихся с компьютером, мультимедийным приложением и интерактивной доской.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"»

Тема: Действительные и страдательные причастия.

Тип урока: обобщение изученного материала

Вид урока: путешествие

Класс: 7

Цели урока:

- повторить сведения о причастии как части речи, уметь опознавать их в тексте и отличать от омонимичных прилагательных;

- закрепить и совершенствовать умение учащихся образовывать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;

- уметь употреблять учащимися в устной и письменной речи причастных форм и конструкций; обогатить синтаксический строй речи при написании творческих работ.

- показать навыки работы учащихся с компьютером и интерактивной доской.


Оборудование: интерактивная доска, слайдпрограмма «Действительные и страдательные причастия», интерактивное приложение «Причастие», компьютеры, мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта «Русский язык 6 класс» (электронное учебное издание) тема - Причастие, раздел – Образование действительных и страдательных причастий, миграционные карты карточки, сигнальные карточки.


Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд №1

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Слайд №2.

Сегодня я приглашаю всех вас совершить путешествие по государству Причастие, с посещением города Действительных и страдательных причастий.

Давайте запишем дату отправления в ваших тетрадях и пункт прибытия -Действительные и страдательные причастия. – запись на доске.

Но чтобы попасть в другое государство мы с вами должны пройти пограничный контроль. Слайд №3

При этом заполнить миграционную карту.

Миграционная карта №

Фамилия, имя __________________________________________

Тест

Центр ДП

Центр СП


ФП

Исследовательский центр

Дом творчества


К.№2

Итог

I

II

III

К.№1

I

II


III


I

II
















Знаете, ребята, что это такое?

(Это карта, которая выдается всегда при въезде в другую страну). Она будет сохраняться у вас на протяжении всего путешествия.

Запишем фамилию и имя.

А теперь нам необходимо определить номер карты, для этого вам предстоит вспомнить все сведения о причастии как части речи, выписав номера правильных ответов теста. Слайд №4

  • Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?

  1. Признаки существительного

  2. Признаки прилагательного

  3. Признаки глагола

  4. Признаки наречия

  • Какое слово в предложении является причастием?

Продолжаю прерванный мною рассказ

  1. Первое

  2. Второе

  3. Третье

  • Что обозначает причастие?

  1. Признак предмета (качество)

  2. Признак действия

  3. Признак признака

  4. Признак предмета по действию

  • Какое утверждение является правильным?

  1. Причастие изменяется по родам, числам и падежам, обладает краткой формой (для некоторых типов причастия), согласуется с именем существительным и выполняет роль определений или сказуемых.

2. Причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого, сочетаясь с подлежащим, как глагол.

- Какой номер у вас получился? Проверим. Слайд №5 (23241)

Отметьте в своей карте правильность выполнения задания:

правильно – 1 балл; 1 ошибка – 0,5; более – 0.

Слайд №6.

Итак, контроль пройден. Перед нами карта удивительного города, о котором мы уже имеем представление. Давайте внимательно посмотрим на неё.

Семь удивительных сооружений находятся в городе и все закрыты. Нам же предстоит открыть их и получить 7 золотых ключей.

А как вы думаете, какие задания нужно выполнить, чтобы получить ключи? Конечно, раз это город Действительных и страдательных причастий, то и задания будут направлены на отработку ваших знаний и умений по этой теме. Вы готовы к путешествию? Тогда вперед!

Переключение на интерактивное приложение «Причастие» (через гиперссылку на слайде№6).

SMART №1- Таможня

Так как город находится на границе, мы должны обязательно пройти таможенный досмотр багажа (а это ваши знания), чтобы получить разрешение на въезд. Готовы.

SMART №2

Ответственное задание. Отличите причастия от прилагательных, распределив слова по двум группам: Прилагательное и Причастие. При этом вы можете заработать дополнительные баллы-жетоны в путешествии.

Ледяной, заросший, летучий, цветущая, глубочайший, унесённый, висевший, худший, хороший, молотый, борющийся, стеклянный, называемый, обрабатываемый, пригожий.

(учащиеся на доске перемещают слова в группы) – 4 ученика.

Какие здесь встретились причастия?

(действительные и страдательные).

Чем они отличаются друг от друга?

Назовите ДП, СП. – 7 жетонов.

Переключение на слайды

Слайд №7. Вот мы и заработали 1 ключ.

Слайд №8. Наше путешествие продолжается.

Мы в Центре Действительных причастий.

- Какие суффиксы имеют ДП настоящего и прошедшего времени? Ответ-букву занесите в карту. Проверим.

Правильно – 1 балл; частично – 0,5; неправильно– 0.

Слайд №9.

- От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

Дремать -

Гадать -

Знать -

Как они образуются? - жетон

Проверим

Дремавший

Гадавший

Знавший




Дремлющий

Гадающий

Знающий


Выставляем баллы по числу правильно образованных форм.

Все правильно- 6 баллов и т.д.

Слайд №10. Работа в парах по карточке (на столе у каждого карточка.)

Найдите в данных словосочетаниях действительные причастия настоящего времени, выделите в них суффиксы, вставьте пропущенные буквы.


Знач..щийся в списках

Муч..мый жаждой

Трепещ..щий листок

Ожида..мая встреча

Завис..щий от природы

Ответ:

Значащийся в списках

Мучимый жаждой

Трепещущий листок

Ожидаемая встреча

Зависящий от природы

Выставим баллы в карте – правильно- 5 баллов и т.д.

Слайд №11. Мы получили 2 золотой ключ.


Слайд №12.Следующий объект – это Центр Страдательных причастий. Укажите СС со страд. причастиями. Буквы отметьте в карте.


a) разбросанные вещи;

b) сшитое пальто;

c) выращенные цветы;

d) улыбающийся клоун

e)вертящийся мячик

Проверим правильность выполнения. Ответ - abc.

Правильно - 3 балла.

Слайд №13.

Ответьте на вопрос: Какие суффиксы имеют СПНВ и СППВ.

Ответ: c а.

Правильно – 1 балл; частично – 0,5; неправильно– 0.

Как образуются Страдательные причастия? – жетон

Слайд №14. Посоревнуемся.

От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего и прошедшего времени (взаимопроверка)


Рисовать – рисуемый – рисованный

Видеть – видимый - виденный

Выставляем баллы по числу правильно образованных форм. Все правильно- 4 баллов и т.д.

Слайд №15. Образуйте все возможные формы причастий от данных глаголов .

Читать

ДПНВ – читающий

ДППВ – читавший

СПНВ – читаемый

СППВ – читанный

Сидеть

ДПНВ – сидящий

ДППВ – сидевший

Выучить

ДППВ – выучивший

СППВ – выученный

Выставляем баллы по числу правильно образованных форм.

Все правильно- 8 баллов

Слайд №16 Мы заработали 3 ключ и спешим в исследовательский центр.

Слайд №17.Вам предстоит провести исследования в области образования действительных и страдательных причастий. Для этого вам необходимо будет занять место за компьютером в соответствии с номером вашей пары.

Учащиеся под №1 выполняют задания 1 варианта, при этом ребята с номером 2 проверяют, оценивают и выставляют баллы в карту. Затем наоборот.

Но перед этим я предлагаю всем получить заряд бодрости, рассказав немного о себе. Я читаю стихотворение, а вы, если услышите ДП – хлопайте, СП – топайте.


Вы самые любимые,

При этом все ранимые.

Дарящие тепло,

Кричащие назло.

Поющие, творящие,

Но иногда молчащие.

Вы самые красивые

От всяких бед хранимые.

К заданью приступайте

Отлично выполняйте.

Слайд №18 (компьютер и блокнот)

Учащиеся занимают место за компьютером и выполняют задания раздела «Образование действительных и страдательных причастий» мультимедийного приложения «Русский язык 6 класс».

Так как скорость выполнения работы у каждого ученика разная, то успешно и быстро справившимся учащимся даётся дополнительное задание, которое проверяется после завершения работы за компьютером.

Карточка с дополнительным заданием:

Назовите фразеологизмы, в состав которых входят причастия прошедшего времени или образованные от них прилагательные.

1. Распределять между собой прибыль от предлагаемого, но ещё не осуществлённого дела.

2. Удручённый, печальный.

3. О чём-либо не имеющем никакого значения, не заслуживающем внимания.

4. День свободного доступа (с целью ознакомления с предприятием, учебным заведением), преимущественно для желающих поступить на работу, учёбу.


Слайд №19- 4-й ключ.

Слайд №20 – Пятый объект – планетарий. После работы с компьютером необходимо нашим глазкам отдохнуть. Расслабьтесь и погрузитесь в космическое пространство.

Слайд №21- Немного отдохнули и получили 5-й ключ.

Слайд №22. А сейчас мы с вами приближаемся к самой интересной достопримечательности города. Это Дом творчества. Вам предстоит выполнить достаточно непростое задание. Необходимо из предложенных словосочетаний

  1. Найти словосочетания с причастиями. – 1б

Если вы выполните следующие задания, то получите дополнительно 2,3 или 4б.

  1. Составьте с СС предложения. – 2б

  2. Составьте текст, используя данные словосочетания.- 3б

  3. Напишите стихотворение.- 4б.


(заслушиваются несколько работ по уровню сложности).

Слайд №23. Мы получили 7-й ключ и похвалу.

Слайд №24. Пока вы были в планетарии и совершали мысленно космическое путешествие. Для вас был составлен Гороскоп с использованием ДП и СП.

Заканчивается I четверть.

Оставшиеся два дня потребуют от вас максимум усилий и терпения.

Начатые вами дела потребуют завершения. Оценки, выставленные за четверть, многим принесут удовлетворение.

Полученные на уроках знания реализуйте в творческих работах, проектах.

Участвуйте в объявленных конкурсах.

В свободное время посетите выставки, концерты, обсудите увиденное.


Слайд №25 - Домашнее задание: составьте прогноз погоды, используя действительные и страдательные причастия.

Подведение итогов:

Слайд №26 – Мы получили 7 ключ и наше путешествие по городу Д и С причастий подходит к концу. И хотелось бы подвести итог нашего путешествия. Подсчитайте набранные баллы и жетоны, каждый из которых приравнивается к 1 баллу.


Если вы набрали 43 б. – «5»

40б. - «4»

35б. - «3»

30б. – «2»

Рефлексия: Завершая наше путешествие, мне хочется, чтобы мы проложили мостик доверия друг к другу. Слайд №27.

Во-первых, подарили улыбки радости друг другу и ответили на предложенные вопросы, выбрав для себя любой.



Слайд №28. Те, кто не ответил на ? поднимите карточку. Слайд №29















Слайд №30 . На этом наше путешествие по государству Причастие не заканчивается впереди ещё неизведанные города. Сдайте свои миграционные карты и творческие работы. Спасибо за урок.


7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!