Тема: Действительные и страдательные причастия.
Тип урока: обобщение изученного материала
Вид урока: путешествие
Класс: 7
Цели урока:
- повторить сведения о причастии как части речи, уметь опознавать их в тексте и отличать от омонимичных прилагательных;
- закрепить и совершенствовать умение учащихся образовывать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;
- уметь употреблять учащимися в устной и письменной речи причастных форм и конструкций; обогатить синтаксический строй речи при написании творческих работ.
- показать навыки работы учащихся с компьютером и интерактивной доской.
Оборудование: интерактивная доска, слайдпрограмма «Действительные и страдательные причастия», интерактивное приложение «Причастие», компьютеры, мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта «Русский язык 6 класс» (электронное учебное издание) тема - Причастие, раздел – Образование действительных и страдательных причастий, миграционные карты карточки, сигнальные карточки.
Ход урока
Организационный момент. Слайд №1
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Слайд №2.
Сегодня я приглашаю всех вас совершить путешествие по государству Причастие, с посещением города Действительных и страдательных причастий.
Давайте запишем дату отправления в ваших тетрадях и пункт прибытия -Действительные и страдательные причастия. – запись на доске.
Но чтобы попасть в другое государство мы с вами должны пройти пограничный контроль. Слайд №3
При этом заполнить миграционную карту.
Миграционная карта №
Фамилия, имя __________________________________________
Тест | Центр ДП | Центр СП | ФП | Исследовательский центр | Дом творчества К.№2 | Итог |
I | II | III К.№1 | I | II | III | I | II |
| | | | | | | | | | | |
Знаете, ребята, что это такое?
(Это карта, которая выдается всегда при въезде в другую страну). Она будет сохраняться у вас на протяжении всего путешествия.
Запишем фамилию и имя.
А теперь нам необходимо определить номер карты, для этого вам предстоит вспомнить все сведения о причастии как части речи, выписав номера правильных ответов теста. Слайд №4
Признаки существительного
Признаки прилагательного
Признаки глагола
Признаки наречия
Продолжаю прерванный мною рассказ
Первое
Второе
Третье
Признак предмета (качество)
Признак действия
Признак признака
Признак предмета по действию
Причастие изменяется по родам, числам и падежам, обладает краткой формой (для некоторых типов причастия), согласуется с именем существительным и выполняет роль определений или сказуемых.
2. Причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого, сочетаясь с подлежащим, как глагол.
- Какой номер у вас получился? Проверим. Слайд №5 (23241)
Отметьте в своей карте правильность выполнения задания:
правильно – 1 балл; 1 ошибка – 0,5; более – 0.
Слайд №6.
Итак, контроль пройден. Перед нами карта удивительного города, о котором мы уже имеем представление. Давайте внимательно посмотрим на неё.
Семь удивительных сооружений находятся в городе и все закрыты. Нам же предстоит открыть их и получить 7 золотых ключей.
А как вы думаете, какие задания нужно выполнить, чтобы получить ключи? Конечно, раз это город Действительных и страдательных причастий, то и задания будут направлены на отработку ваших знаний и умений по этой теме. Вы готовы к путешествию? Тогда вперед!
Переключение на интерактивное приложение «Причастие» (через гиперссылку на слайде№6).
SMART №1- Таможня
Так как город находится на границе, мы должны обязательно пройти таможенный досмотр багажа (а это ваши знания), чтобы получить разрешение на въезд. Готовы.
SMART №2
Ответственное задание. Отличите причастия от прилагательных, распределив слова по двум группам: Прилагательное и Причастие. При этом вы можете заработать дополнительные баллы-жетоны в путешествии.
Ледяной, заросший, летучий, цветущая, глубочайший, унесённый, висевший, худший, хороший, молотый, борющийся, стеклянный, называемый, обрабатываемый, пригожий.
(учащиеся на доске перемещают слова в группы) – 4 ученика.
Какие здесь встретились причастия?
(действительные и страдательные).
Чем они отличаются друг от друга?
Назовите ДП, СП. – 7 жетонов.
Переключение на слайды
Слайд №7. Вот мы и заработали 1 ключ.
Слайд №8. Наше путешествие продолжается.
Мы в Центре Действительных причастий.
- Какие суффиксы имеют ДП настоящего и прошедшего времени? Ответ-букву занесите в карту. Проверим.
Правильно – 1 балл; частично – 0,5; неправильно– 0.
Слайд №9.
- От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени.
Дремать -
Гадать -
Знать -
Как они образуются? - жетон
Проверим
Дремавший
Гадавший
Знавший
Дремлющий
Гадающий
Знающий
Выставляем баллы по числу правильно образованных форм.
Все правильно- 6 баллов и т.д.
Слайд №10. Работа в парах по карточке (на столе у каждого карточка.)
Найдите в данных словосочетаниях действительные причастия настоящего времени, выделите в них суффиксы, вставьте пропущенные буквы.
Знач..щийся в списках
Муч..мый жаждой
Трепещ..щий листок
Ожида..мая встреча
Завис..щий от природы
Ответ:
Значащийся в списках
Мучимый жаждой
Трепещущий листок
Ожидаемая встреча
Зависящий от природы
Выставим баллы в карте – правильно- 5 баллов и т.д.
Слайд №11. Мы получили 2 золотой ключ.
Слайд №12.Следующий объект – это Центр Страдательных причастий. Укажите СС со страд. причастиями. Буквы отметьте в карте.
a) разбросанные вещи;
b) сшитое пальто;
c) выращенные цветы;
d) улыбающийся клоун
e)вертящийся мячик
Проверим правильность выполнения. Ответ - abc.
Правильно - 3 балла.
Слайд №13.
Ответьте на вопрос: Какие суффиксы имеют СПНВ и СППВ.
Ответ: c а.
Правильно – 1 балл; частично – 0,5; неправильно– 0.
Как образуются Страдательные причастия? – жетон
Слайд №14. Посоревнуемся.
От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего и прошедшего времени (взаимопроверка)
Рисовать – рисуемый – рисованный
Видеть – видимый - виденный
Выставляем баллы по числу правильно образованных форм. Все правильно- 4 баллов и т.д.
Слайд №15. Образуйте все возможные формы причастий от данных глаголов .
Читать
ДПНВ – читающий
ДППВ – читавший
СПНВ – читаемый
СППВ – читанный
Сидеть
ДПНВ – сидящий
ДППВ – сидевший
Выучить
ДППВ – выучивший
СППВ – выученный
Выставляем баллы по числу правильно образованных форм.
Все правильно- 8 баллов
Слайд №16 Мы заработали 3 ключ и спешим в исследовательский центр.
Слайд №17.Вам предстоит провести исследования в области образования действительных и страдательных причастий. Для этого вам необходимо будет занять место за компьютером в соответствии с номером вашей пары.
Учащиеся под №1 выполняют задания 1 варианта, при этом ребята с номером 2 проверяют, оценивают и выставляют баллы в карту. Затем наоборот.
Но перед этим я предлагаю всем получить заряд бодрости, рассказав немного о себе. Я читаю стихотворение, а вы, если услышите ДП – хлопайте, СП – топайте.
Вы самые любимые,
При этом все ранимые.
Дарящие тепло,
Кричащие назло.
Поющие, творящие,
Но иногда молчащие.
Вы самые красивые
От всяких бед хранимые.
К заданью приступайте
Отлично выполняйте.
Слайд №18 (компьютер и блокнот)
Учащиеся занимают место за компьютером и выполняют задания раздела «Образование действительных и страдательных причастий» мультимедийного приложения «Русский язык 6 класс».
Так как скорость выполнения работы у каждого ученика разная, то успешно и быстро справившимся учащимся даётся дополнительное задание, которое проверяется после завершения работы за компьютером.
Карточка с дополнительным заданием:
Назовите фразеологизмы, в состав которых входят причастия прошедшего времени или образованные от них прилагательные.
1. Распределять между собой прибыль от предлагаемого, но ещё не осуществлённого дела.
2. Удручённый, печальный.
3. О чём-либо не имеющем никакого значения, не заслуживающем внимания.
4. День свободного доступа (с целью ознакомления с предприятием, учебным заведением), преимущественно для желающих поступить на работу, учёбу.
Слайд №19- 4-й ключ.
Слайд №20 – Пятый объект – планетарий. После работы с компьютером необходимо нашим глазкам отдохнуть. Расслабьтесь и погрузитесь в космическое пространство.
Слайд №21- Немного отдохнули и получили 5-й ключ.
Слайд №22. А сейчас мы с вами приближаемся к самой интересной достопримечательности города. Это Дом творчества. Вам предстоит выполнить достаточно непростое задание. Необходимо из предложенных словосочетаний
Найти словосочетания с причастиями. – 1б
Если вы выполните следующие задания, то получите дополнительно 2,3 или 4б.
Составьте с СС предложения. – 2б
Составьте текст, используя данные словосочетания.- 3б
Напишите стихотворение.- 4б.
(заслушиваются несколько работ по уровню сложности).
Слайд №23. Мы получили 7-й ключ и похвалу.
Слайд №24. Пока вы были в планетарии и совершали мысленно космическое путешествие. Для вас был составлен Гороскоп с использованием ДП и СП.
Заканчивается I четверть.
Оставшиеся два дня потребуют от вас максимум усилий и терпения.
Начатые вами дела потребуют завершения. Оценки, выставленные за четверть, многим принесут удовлетворение.
Полученные на уроках знания реализуйте в творческих работах, проектах.
Участвуйте в объявленных конкурсах.
В свободное время посетите выставки, концерты, обсудите увиденное.
Слайд №25 - Домашнее задание: составьте прогноз погоды, используя действительные и страдательные причастия.
Подведение итогов:
Слайд №26 – Мы получили 7 ключ и наше путешествие по городу Д и С причастий подходит к концу. И хотелось бы подвести итог нашего путешествия. Подсчитайте набранные баллы и жетоны, каждый из которых приравнивается к 1 баллу.
Если вы набрали 43 б. – «5»
40б. - «4»
35б. - «3»
30б. – «2»
Рефлексия: Завершая наше путешествие, мне хочется, чтобы мы проложили мостик доверия друг к другу. Слайд №27.
Во-первых, подарили улыбки радости друг другу и ответили на предложенные вопросы, выбрав для себя любой.
Слайд №28. Те, кто не ответил на ? поднимите карточку. Слайд №29
Слайд №30 . На этом наше путешествие по государству Причастие не заканчивается впереди ещё неизведанные города. Сдайте свои миграционные карты и творческие работы. Спасибо за урок.
7