СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы для подготовки учащихся к ОГЭ при изучении темы "Сложное предложение" 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы предназначены для учителей, работающих в 9 клкассе, перед коорыми стоит слодная задача: изучить программный материал и подготовить учащихся к ОГЭ. Предложенные тексты позволяют как отработать орфографию и пунктуацию, так и закрепить изучаемый материал и подготовить учащихся к решению тестовых заданий.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы для подготовки учащихся к ОГЭ при изучении темы "Сложное предложение" 9 класс»

Дидактические материалы для подготовки к ОГЭ при изучении темы «Сложное предложение»

9 класс

Автор-составитель: Емельяненко Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №3»

муниципального образования город Ноябрьск

Текст 1. Может быть использован при повторении по теме «Сложное предложение»

Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

(1) Дом рас..охся от старости. (2)А может быть и от...того что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сос..н все лето тянуло жаром. (3)Иногда дул ветер но он не прон..кал даже в открытые окна мезонина. (4)Он только шумел в вершинах сос..н и проносил над ними в..р..ницы кучевых обл..ков.

(5)Чайковскому нравился этот деревян..ый дом. (6)В комнатах слабо пахло скип..даром и белыми гв..здиками. (7)Они в из..билии цвели на поляне перед крыльцом. (8)Рас..трепан..ые высохшие они даже не были п..хожи на цветы а напом..нали клоч..я пуха пр..липшего к стебелькам.

(9)Единствен..ое что раздр..жало к..мп..зитора, – это скр..пучие п..л..вицы. (10)Что..бы пройти от двери к роялю надо было п..р..ступить через пять шатких п..л..виц. (11)Со ст..р..ны это выгл..дело должно быть забавно когда пож..лой к..мп..зитор проб..рался к роялю пр..глядываясь к половицам пр..щуреными глазами.

(12)Если уд..валось пройти так что..бы ни одна из них не скрипнула Чайковский садился за рояль и усм..хался. (13)Не..пр..ятное осталось поз..ди, а сейчас начнется уд..вительное и веселое: рас..охшийся дом запоет от первых же звуков р..яля. (14)На любую клавишу отзовутся т..нчайшим р..з..нансом сухие стр…пила зап..ют двери и ст..рушка люстра пот..рявшая половину своих хруст..лей п..хожих на дубовые листья. (15)Самая простая музыкальная тема раз..грывалась этим домом как с..мфония. (16) «Пр..крас..ная орк..стровка!» – думал Чайковский восх..щаясь п..вучестью дерева. (17)С не..которых пор Чайковскому начало к..зат..ся что дом уже с утра ждет когда к..мп..зитор сядет за р..ял и скучает без звуков.


1. Из предложений 9 – 12 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 5 – 9 выпишите слово, правописание приставки ПРИ- в котором объясняется значением «приближение», «присоединение».

3. Замените словосочетание дубовые листья, построенное на основе согласования, на синонимичное со связью управление.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении 13.

5. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

6. Среди предложений 12-17 укажите сложноподчиненные.

7. Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Пожалуй,(1) больше всего ему помогали леса,(2) лесной дом,(3) где он гостил этим летом,(4) просеки,(5) заросли,(6) заброшенные дороги,(7) в колеях которых,(8) налитых дождем,(9) отражался в сумерках серп месяца,(10) этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты,(11) и он был уверен,(12) что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии.

8. Среди предложений 12 – 17 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.


Текст 2 при изучении темы «Сложноподчиненные предложения»

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1) Из всех людей когда..либо встречавш..хся с Чехо­вым не было кажет..ся ни одного кто вспом..ная о нем не отмет..л бы в нем этой глубоко народной чер­ты — лютой не..нависти к самовозвеличению и чванст­ву. 2) Нельзя было поверить, что тот перед кем благ..г..­веет вся страна может до такой степени не..ощущать своей славы.

3) Впрочем мало сказать что он не..ощущал ее. 4)Он словно задачу перед собой поставил не выпяч..вать ни перед кем своего «я», не угнетать ни­..кого своими заслугами не извл..кать из своего даро­вания ни..каких пр..в..легий.

5)Одно лишь условие поставил он той б..бл..отеке которой жертвовал тысячи книг «Пожалуйста ни..ко­му не говорите о моем участии в б..бл..отечных де­лах».

6)Всем памят..н ра…каз Станиславского как на р..­п..тиц..и своего «Вишневого сада» Чехов, не..смотря на просьбы актеров, отказался занять подобающее ему место за реж..с..ерским столом а спрят..лся в зритель­ном зале в задних рядах в..потемках так что тот кто разглядел бы его там не поверил бы что это автор пье…ы.

(По К. И. Чуковскому)

  1. Озаглавьте текст.

  2. подчеркните грамматические основы предложений

  3. укажите с помощью скобок главные и придаточные предложения, составьте их схемы.

  4. определите вид придаточных предложений.

  5. из предложений 1 абзаца выпишите сложное слово.

  6. укажите предложения с вводными словами.

  7. Среди предложений 1-4 укажите то, которое имеет обособленное определение и обстоятельство.

  8. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

  9. Замените словосочетание «за режиссёрским столом» (предложение 6), построенное на основе согласования, на синонимичное со связью управление.


Текст № 3 при изучении темы «Сложноподчинённое предложение»

Владимир Гиляровский

(1)Н..что к..нечно не может дать такого точного ощущения прошлого как встреча с живым его св..дет..лем. (2)Особенно с таким своеобразным и т..лантл..вым св..дет..лем каким был Владимир Алексеевич Гиляровский — человек не..укр..тимой энергии и не..укр..тимой добр..ты.

(3)Гиляровский прои..х..дил из искон..о русской семьи отл..­чавшейся строгими прав..лами и узаконен..ым из п..к..ления в п..к..ление не..торопливым бытом. (4)Естествен..о что в такой семье р..ждались и р..сли люди цельные крепкие ф..зически силь­ные. (5)Гиляровский л..мал пальцами рубли и ле..ко ра..гибал под­ковы. (6)Однажды он пр..ехал на побывку к отцу и ж..лая пока..зать свою силу зав..зал узлом к..чергу. (7)Глубокий старик отец не на шутку ра…ердился на сына за то что тот портит домаш­ние вещи и тут же в сердцах разв..зал к..чергу.

(8)В жизн.. Гиляровского было много случаев ..делавших его в нашей памяти почти л..г..ндарным.

(9)Естествен..о что человек такого размаха и своеобразия как Гиляровский не..мог ок..зат..ся вне передовых людей и писат..лей своего времени. (10)С Гиляровским дружили Чехов Бунин Куприн Шаляпин многие актёры художники и лите­раторы. (11)Но п..жалуй Гиляровский мог г..рдит..ся ещ.. больше тем что был широко известен и любим среди московской бедн..ты.


  1. вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  2. Обозначьте главное и придаточное предложения, определите вид придаточных.

  3. Из предложения 3-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

4) Из предложений 3-7 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

5) Замените словосочетание московской бедноты (пр. 11), построенное на основе связи согласование, на омонимичное словосочетание со связью управление.

6) Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но, (1) пожалуй,(2) Гиляровский мог гордиться ещё больше тем,(3) что был широко известен и любим среди московской бедноты.

7) Укажите номера предложений с обособленными определениями.

8) Выпишите грамматическую основу предложения 11.

9) Укажите количество грамматических основ в предложении 7.

10) Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.





Текст 4 при повторении по теме «Сложное предложение»

(9)Однажды у кого-то в руках я случайно увидел «Графа Монте-Кристо» и пока хозяин книги то ли отвлекся то ли вышел начал читать. (10)С первых же страниц я так был захвачен сюжетом что потом стал судорожно искать у кого бы найти эту книгу взять домой и прочитать. (11)Ни у кого из наших знакомых ее не оказалось но кто-то посоветовал мне пойти в читальный зал. (12)Я тогда даже и не подозревал что есть такое учреждение.

(15)Моему увлечению чтением способствовали мама и отец которые сами любили читать. (16)Они не раз дарили мне книги на день рождения. (17)Хотя родители и ругали меня постоянно что я читаю, лежа в постели но я уже не мог отвыкнуть от этого. (18)И по сей день у меня сохранилась привычка читать перед сном.

(19)Я очень полюбил книги Паустовского особенно мне нравились его повести о художниках. (20)Прочитав о жизни Гогена я потом увидел его картины в Эрмитаже когда уже во времена хрущевской «оттепели» произведения импрессионистов впервые после долгих лет были там выставлены.

(22)Потом я открыл для себя Александра Грина а когда во времена «оттепели» стало издаваться все больше настоящей литературы появилась возможность читать Есенина Бунина...

(23)Во многом способствовала моему увлечению книгами и жена моего дяди Пети Любовь Федоровна которую в семье все звали Люсей. (24)Тетю Люсю я запомнил всегда читающей. (25)Мне казалось что она знает о литературе все. (26)Видимо это у нее было наследственное: ее отец когда-то был владельцем букинистического магазина. (27)На меня ее знания о книгах производили большое впечатление: о чем бы я ее ни спрашивал какую бы книгу ни называл оказывалось что она ее или прочитала или знает о ней и я брал много книг у нее. (28)При этом она строго следила за тем что я выбираю в ее домашней библиотеке, и говорила назидательно Нет это тебе еще рано читать возьми лучше эту книгу .

(По Ю. Сенкевичу)

Задания.

1. Поставьте знаки препинания, укажите главное и придаточное, вид придаточного.

2. укажите количество грамматических основ в предложении 27.

3. Из предложений 27-28 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

4. Из предложений 19-20 выпишите слово, в суффиксе которого написание Н определяется правилом: В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н.

5. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

6. замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ, построенное на основе связи управление, на синонимичное со связью согласование.

7. Среди предложений 17-20 найдите предложения с обособленным обстоятельством.

8. Среди предложений 23-27 найдите предложения с вводным словом.

9. Среди предложений 23-27 найдите бессоюзное сложное предложение.


Текст 5 при изучении темы «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»

1) Счас..лив тот н..род который в трудные и опас..ные м..нуты судьбы умеет найти надёжное руководство чтобы ввер..ть ему свою судьбу.

2) В 1812 году народ наш..л Кутузова. 3) Всем было извес..но что Кутузов любимый уч..ник Суворова что он од..рён сп..койной храбр..стью доходящ..й до г..р..изма. 4) Помн..ли о бл..стательном поведении его при штурме Измаила и о тяж.лых ранениях получе…ых им в разное время. 5) С..лдаты любили его звали дедушкой и твёрдо вер..ли в его вое…ый ген..й.

6) И вот когда разнеслась весть о гиб..ли См..ленска когда французская шести..сот..тыс..чная армия не..уд..ржимо стр..милась к древней русской ст..лице взоры всех с надеждой обр..тились на великого полководца. 7) И как н.. пр..т..в..действовало пр..вит..льство пр..шлось всё..таки ему уступить обществе..ому мнению и назначить Кутузова главно..к..мандующим русской армии потому что только он мог ост..новить Наполеона.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  2. Составьте схемы СПП с несколькими придаточными, определите вид подчинения.

  3. Выпишите грамматическую основу предложения 5.

  4. Из предложений 1-2 выпишите слова с непроизносимыми согласными в корне.

  5. Укажите номера предложений с однородным подчинением придаточных.

  6. Замените словосочетание французская армия, построенное на основе согласования, на синонимичное словосочетание со связью управление.

  7. Из предложений 4-5 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

  8. Из предложений 1-2 выпишите слова с непроверяемыми безударными гласными.


Текст 6 при повторении темы «Сложное предложение»

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...

1) Лиза с трудом задыхаясь и раскачиваясь продви­галась вперед цепенея от ледяной воды и не спус­кая глаз с двух сосенок на островке. 2) Но не грязь не холод не дышащая под ногами почва были ей страшны. 3) Страшным было одиночество мертвая ти­шина нависшая над болотом. 4) Лиза ощущала почти животный ужас и ужас этот не только не пропадал а с каждым шагом скапливался в ней и она дрожала бес­помощно и жалко боясь оглянуться сделать лишнее движение.

5) Идти труднее стало топь до колен добралась но те­перь приближался берег и Лиза уже отчетливо видела пень с которого старшина в болото сиганул.

6) Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. 7) Это было так неожиданно так близко от нее что Лиза не успев вскрикнуть рванулась в сторону. 8) Всего на шаг в сторону а ноги сразу потеряли опору повисли где-то в зыбкой пустоте и топь мягкими ти­сками сдавила бедра. 9) Пытаясь во что бы то ни стало удержаться выбраться на тропу Лиза всей тяжестью навалилась на шест. 10) Сухая жердина звонко хрустну­ла и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь...

(По Б. Л. Васильеву)

  1. Поставьте пропущенные знаки препинания.

  2. Составьте схему первого предложения.

  3. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями предложения, связанными сочинительной связью.

Идти стало труднее, (1) топь до колен до бралась, (2) но теперь приближался берег, (3) и Лиза уже ясно видела пень, (4) с которого старшина в болото сиганул.

  1. Замените разговорное слово «сиганул» стилистически нейтральным синонимом.

  2. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

  3. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.


Текст 7 при повторении в конце года.

1) Выйдя на край села Мария увид..ла то что ещё совсем не..давно было её родным хут..ром. 2) У поднож..я холма прост..ралось ч..рное п..п..лище на котором в..дны были остатки п..крытых коп..тью глино..битных стен да кое..где выс..лись уст..явшие во время пожара печные трубы. 3) В не..скольких местах ещё дымились старые деревья.

4) Утро было тихое безветре…ое дым подн..мался в..верх и не..заметно к..леблясь и..чезал в безобл..чном небе. 5) На п..п..лище не..осталось н.. одного уц..левшего дома н.. одного живого дерева. 6) Всё было ч..рным мёртвым безмолвным. 7) Только за хут..ром в стороне освещ..н..ые ни..ким солнцем зеленели кладбищ..нские акац..и р..стущие у м..гил ум..рших хут..рян.

8) С..низу от п..п..лища т..нулся едкий зап..х дыма и гари. 9) Вороны далеко обл..тали это гиблое место. 10) С тр..вожным карканьем они ш..рахались в сторону т..нулись к лесу. 11) Лиш.. не..большая стая ос..ротевших д..машних голубей кружила в небе то опускаясь ниже и пугливо разглядывая п..п..лище где ещё совсем не..давно были их голубятни то взмывая в..верх тщетно ища пр..станища в холодноватой небесной син..ве.

12) Маленькая бе..ащитная в своём од..ночестве ст..яла Мария на пологом склоне холма смотрела на сож..ён..ый хут..р в котором выр..сла и ей к..залось что прошлого не..было что ей только пр..виделись и её бли..кие и бе…аботное её детство и девич..ство а было и всегда будет только это ч..рное п..п..лище.


1. Вставьте пропущенные буквы ( при необходимости используйте орфографический словарь) и знаки препинания.

2. Среди предложений 4-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите его номер.

3. Среди предложений 4-7 найдите предложения с однородными членами. Напишите их номера.

4. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «печные трубы» (пред­ло­же­ние 2), по­стро­ен­ное на ос­но­ве со­гла­со­ва­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

5. Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 2. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

6. Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 7.

7. Среди пред­ло­же­ний 8 – 12 най­ди­те слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

8. Из предложения 12 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!