СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры и упражнения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллгеи предлагаю вашему вниманию дидактические материалы и упражнения для логопедов 

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры и упражнения»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ И НА ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ УСВОЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ОПЫТА

Ребенок развивается в процессе общения со взрослыми. В ос­нове этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребенка. Сотруд­ничество заключается в том, что не только взрослый стремит­ся передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить. Способы усвоения общественного опыта весьма разнообразны, сюда можно отнести: совместные действия взрослого и ребен­ка, употребление выразительных жестов, особенно указатель­ного («жестовая инструкция»), подражание действиям взрос­лого, действия по образцу. Нормально развивающиеся дети овладевают этими способами постепенно, без специального обу­чения, и уже в дошкольном возрасте основными методами для них становится показ (подражание действиям взрослого), об­разец и словесная инструкция.

Детям с отклонениями в развитии свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает. В результате дети, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, как правило, не владеют способами усвоения общественного опы­та. Они не умеют действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию и образцу.

В связи с этим первой задачей в коррекционной работе с про­блемным ребенком является формирование эмоционально­го контакта со взрослыми, направляя его на сотрудничество с ними, а также обучение ребенка способам усвоения обществен­ного опыта.

18

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ИНСТРУКЦИИ

Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождать­ся приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый дол­жен ласково прикоснуться к каждому малышу, погладить его, взять за руку и т. п.

Нормально развивающийся ребенок очень рано совершает действия по словесной инструкции, но первые инструкции да­ются в привычной для малыша ситуации и чаще всего сопровож­даются соответствующими действиями или жестами взрослого. Например, когда ребенка кормят, его сажают на удобное место, повязывают салфетку, ставят перед ним его посуду, т. е. созда­ют привычную ситуацию. Затем взрослый берет ложку и гово­рит: «Ешь» — и кормит ребенка. Для него слово при этом не вы­деляется из ситуации, а воспринимается как одна из частей его составляющих. Если сказать малышу «Ешь» в другой ситуации, слово становится непонятным. Такое понимание речи называет­ся ситуативным. Ситуативная речь не может руководить действи­ями ребенка, и на данном этапе развития речи ребенок не будет действовать по словесной инструкции вне привычной ситуации.

У детей с отклонениями в развитии ситуативное понимание речи сохраняется долго, иногда без специальной коррекцион­ной работы — до конца дошкольного возраста.

Задача предлагаемых в данном разделе игр и упражнений состоит в том, чтобы выделить элементарную инструкцию из ситуации, сделать слово руководством к действию. Речевая ин­струкция при этом должна состоять из одного слова, обозначаю­щего действие, которое побуждает ребенка к выполнению зада­ния. Важно понять, что цель действия - предмет, с которым манипулирует ребенок; свойства и перемещения этого предмета в пространстве на данном этапе не определяются словом, а рас­крываются с помощью жестов, действий взрослого с предмета­ми и т. д. Например, взрослый дает ребенку шарик, говорит: «Кати» - и показывает жестом на воротца.

Ладушки

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым. Ход игры (проводится индивидуально или с небольшой груп­пой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково

19

берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2-3 раза.

Иди ко мне

Цель. Та же.

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько ша­гов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел». Игра повторяется.

Возьми шарик

Ц е л ь . Та же.

Оборудование. Три воздушных шара.

Ход игры. Педагог надувает шар, завязывает его и протя­гивает ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удо­вольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», ожив­ленно хлопает в ладоши.

Хоровод с куклой

Цель. Продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Оборудование. Кукла средних размеров.

Ход игры (проводится с подгруппой из 2-3 детей). Педа­гог приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Педагог просит по очереди подер­жать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Педагог ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию (например, «Веселая дудочка» М. Красева).

Вариант. Игра проводится с мишкой.

Догонялки

Ц е л ь . Та же.

Ход игры (проводится с подгруппой из 2-3 детей). К де­тям приходит кукла, знакомая им по прошлой игре, и говорит, что хочет играть в догонялки. Взрослый побуждает детей убе­гать от куклы, прятаться за ширму, а кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!»

Вариант. Игра проводится с мишкой.

20

Пришел Петрушка

Ц е л ь . Та же.

Оборудование. Петрушка, погремушки.

Ход игры (проводится с подгруппой детей). Педагог при­носит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гре­мит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вме­сте с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Идите ко мне бегите ко мне

Цель. Обратить внимание детей на значение глаголов «иди» и «беги», учить их слушать и понимать речевую инструкцию.

Оборудование. Кукла.

Ход игры.

1-й вариант. Игра с куклой. Дети сидят на стульях, сто­ящих полукругом перед столом педагога. Педагог ставит куклу на стол. Она здоровается с детьми. Педагог предлагает кукле поиграть с ним. Правой рукой берет куклу, ставит на правый край стола, левую руку располагает у левого края и манит ею, говоря: «Иди ко мне». Когда кукла приблизится, обнимает, хвалит ее. Затем он берет куклу в левую руку, а правой манит и говорит: «Беги ко мне». Кукла снова идет, но педагог оста­навливает ее и говорит: «Слушай внимательно, я сказала беги». Кукла бежит, педагог хвалит ее. Игрушка снова переходит в пра­вую руку и на сигнал «беги!» выполняет действие безошибочно. Перейдя в левую руку, кукла вновь пытается бежать по слову «иди», педагог останавливает ее: «Слушай внимательно, я ска­зала иди». Кукла правильно выполняет инструкцию.

2-й вариант. Игра с детьми.

Взрослый располагает малышей около одной из стен комна­ты, а сам отходит к противоположной стене и говорит: «Бегите ко мне», манит их руками. Если дети бегут, обнимает их, хвалит. Ес­ли же они идут, он останавливает их, повторяет инструкцию, по­буждая каждого бежать. Потом он отходит к другой стене, и игра повторяется. В третий раз инструкция меняется(« идите ко мне »).

Возьми, положи, брось

Цель. Обратить внимание на значение глаголов «возьми», «положи», «брось», учить слушать и понимать речевую инст­рукцию.

Оборудование. Два мяча, корзина.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Педагог кладет на стол два мяча и говорит: «Возьмите мячи». Двое детей берут мячи, третий, опоздавший, остается без мяча. Затем одному ребенку

21

говорит: «Положи мяч» - и указывает на стол, другому с той же инструкцией указывает на корзину, помогая малышам выпол­нить задание. Дети садятся на стулья. Педагог вновь говорит: «Возьмите мячи», стараясь помочь тому, кто первый раз остал­ся без мяча. Теперь он говорит: «Брось мяч», одному ребенку указывая на корзинку, а другому - вкладывая мяч в руки.

Возьми, кати

Цель. Продолжать учить детей слушать и действовать по ре­чевой инструкции, дифференцировать глаголы «возьми», «кати».

Оборудование. Воротца, шарик, машина, мяч.

Ход игры. Перед ребенком на стол ставят трое воротцев. Перед первыми ставится машина, перед вторыми - шарик, перед третьими - мяч. Педагог указывает жестом на машину и гово­рит ребенку: «Кати», помогая ему выполнить задание, затем то же говорит, показывая на шарик. Указывая на мяч, просит: «Возьми». Игра повторяется, а действия по тем же инструкци­ям варьируются. Например, показывая на машину, педагог говорит: «Возьми», на шарик - «Кати» и т. д., т. е. необходимо избегать ориентировки на порядок действий.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание является одним из основных условий, обеспечи­вающих успешное усвоение проблемным ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может на­учиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Поэтому наряду с играми, обеспечивающими эмоциональный контакт ребенка со взрослым и воспитывающими умение подражать, выполнять инструкцию или действовать по образцу, необходимо с самого начала проводить игры и упражнения, способствующие фор­мированию внимания.

В начальный период обучения внимание у проблемного ре­бенка непроизвольно и весьма кратковременно. Непроизволь­ное внимание привлекается новым, ярким предметом, движе­нием, звуком. На одном предмете, действии внимание ребенка сосредоточивается не более двух минут. Это не означает, что ребенок не может сидеть дольше, смотреть на взрослого или слушать его. Но при этом он плохо усваивает материал. Для того чтобы дети занимались продуктивнее, необходимо разви­вать их внимание, которое постепенно станет более длительным.

22

У проблемного ребенка могут появиться элементы произволь­ного внимания, позволяющие ему сосредоточиться не только на новом, ярком объекте, но и на том, что необходимо усвоить. Развитие внимания тесно связано с развитием запоминания, поэтому в последующих дидактических играх ставится задача и на запоминание. Для формирования устойчивого внимания, способного обслуживать ту или иную деятельность, необходи­мо вводить такие задания, которые требуют внимательного рас­смотрения предмета (игрушки), его свойств, положения в про­странстве, т.к. эти действия нужны ребенку для ориентировки в окружающем мире.

Ку-ку

Цель. Формировать внимание, учить ожидать появления предмета в одном и том же месте, понимать, что предмет, ко­торый спрятан, не исчезает, а лишь оказывается вне поля зрения.

Оборудование. Достаточно крупная или яркая игрушка, ширма.

Ход игры. Педагог сажает детей полукругом напротив шир­мы, а сам садится за нее. Медленно из-за ширмы появляется игрушка (матрешка, новая кукла) и говорит: «Ку-ку». Педа­гог вместе с детьми радуется появлению игрушки, затем опус­кает ее за ширму. Игрушка показывается из-за ширмы 3—4 раза, обязательно в одном и том же месте, чтобы дети поняли, в ка­ком месте надо ожидать ее появления.

При повторении игры можно взять другую игрушку.











г



р




I




р


Р


л

ч

23

Покорми птичку (кукольный театр)

Цель. Продолжать формировать не только зрительное, но и слуховое внимание детей.

Оборудование. Игрушка птичка, тарелочка из куколь­ного сервиза.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом перед сто­лом педагога. На столе ничего нет. Затем слышится писк резино­вой игрушки. Педагог прислушивается, спрашивает у детей: «Кто там? Слышите, пищит. Давайте еще послушаем». С писком по­является птичка. «Это птичка! Вот она!» - радостно восклицает педагог. Птичка прыгает по столу, здоровается с детьми, потом снова пищит. «Птичка просит есть», — говорит педагог, достает тарелочку, ставит перед игрушкой. «Птичка ест, клюет!» - гово­рит он восхищенно. Затем птичка благодарит детей и улетает.

На прогулке (кукольный театр)

Цель. Продолжать активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание детей, научить следить за движущимися предметами, понимать несложный сюжет, формировать поло­жительное эмоциональное отношение к игрушкам и действи­ям с ними.

Оборудование. Макет дома для куклы (сборно-разбор­ный дом или постройка из настольного строителя, кукла, соба­ка, небольшая ширма или экран).

24



Ход игры. Дети сидят полукругом у стола педагога. На сто­ле за ширмой дом для куклы, за ним спрятана кукла. Педагог снимает ширму, показывает дом и говорит, что там живет кук­ла Катя. Раздается: «Ав-ав». Педагог прислушивается, спраши­вает у детей: «Кто там?» - и передвигает к домику собаку, она


лает. Из дома появляется кукла Катя и спрашивает у детей: « Кто меня зовет?» Дети отвечают. Катя оглядывается, видит соба­ку, радуется, гладит ее, вместе с ней гуляет и уводит в дом.

Найди свою игрушку

Ц е л ь . Та же, учить внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом опознать свою игрушку среди других, продолжать развивать эмоциональное отношение к игрушкам.

Оборудование. Сюжетные игрушки разного назначения, имеющие различные свойства (цвет, форму, величину), по од­ной на каждого ребенка.

При первом проведении игры у всех детей должны быть иг­рушки, разные по своему назначению (машина, кукла, мишка, коляска, мячик). В дальнейшем они могут быть одинаковыми, но должны отличаться по отдельным признакам (например, две машины: одна большая, другая маленькая; две куклы: одна в красном, другая в желтом платье и т. п.).

Ход игры (проводится с подгруппой из 4-6 детей). Педа­гог раздает игрушки, записывает, кому какую дал, и помогает каждому начать играть с той игрушкой, которая ему досталась. Через некоторое время педагог собирает все игрушки, накры­вает их салфеткой и предлагает детям найти свои игрушки. Они по одному подходят к столу, ищут. Педагог либо одобряет дей­ствия ребенка: «Верно, у тебя была машина», либо говорит, что это не его игрушка, и спрашивает: «Чья она?». Затем помогает ребенку вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбира­ют игрушки, играют с ними. Вновь педагог предупреждает, что скоро соберет игрушки и их надо будет опять искать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. Игра повторяется.

Найди свое место

Ц е л ь. Та же, учить ориентироваться в пространстве, созда­вать эмоциональное отношение к игре и игрушке.

Оборудование. Игрушки по числу детей (разные по пред­метному назначению или по величине, цвету), бубен или барабан.

Ход игры (проводится вначале небольшими подгруппами из 4-6 детей, по мере усвоения - со всей группой). Участники игры рассаживаются на стулья, стоящие посреди комнаты. Каж­дому ребенку педагог дает какую-либо игрушку (куклу, мишку, собачку, кошку, погремушку, птичку, лошадку и др.) и показы­вает, как играть с ней (например, куклу и мишку можно укачи­вать, с собачкой и кошкой выполнять имитационные звуки «мяу», «ав-ав», птичку покормить с ладошки и т. п.). По сигналу

25

барабана дети должны положить игрушки на стулья и побегать по комнате под звуки барабана (бубна). Когда звучание прекра­тится, им надо быстро прибежать к своим стульям и сесть. Что­бы найти свое место, ребенок должен опознать свою игрушку. Педагог следит за правильным выполнением действий, при необходимости помогает детям.

По мере усвоения игры во время бега детей можно перело­жить игрушки на другие стулья.

Будь внимательный!

Цель. Продолжать развивать зрительное внимание и запо­минание.

Оборудование. Шкафчик, выполненный из небольших по размеру коробок (выдвижные ящички), мелкие игрушки (бирюльки, элементы мозаики или пуговицы и др.), ширма.

Шкафчик состоит из трех коробок, которые образуют 3 ящичка: два - внизу, один - наверху, в дальнейшем количе­ство ящичков увеличивается до 4-9, а расположение их варьи­руется.

26



Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом у стола педагога, педагог ставит на стол шкафчик, рассматривает его, открывает ящички. Достает мелкую игрушку, показывает ее и говорит: «Я ее спрячу, а вы запомните, в какой ящик я ее по-

дожила». Все действия педагог выполняет медленно. Затем закрывает шкафчик ширмой и 10 раз отстукивает ладонью по столу. После этого снимает ширму и предлагает кому-либо по­казать, в каком ящичке спрятана игрушка.

Игра повторяется 2-3 раза. В дальнейшем число ударов по столу (отсрочка действия) увеличивается до 15—20 раз, увели­чивается и количество ящичков, меняется их расположение.

Не зевай!

Цель . Развивать элементы произвольного внимания, про­должать создавать у детей положительное эмоциональное со­стояние в общении со взрослым.

Оборудование. Яркие цветные платочки.

Ход игры. Дети сидят на стульях, поставленных в ряд. Пе­дагог встает перед ними, в руках у него платочки. Приплясы­вая, помахивая платочками, зовет к себе детей, предлагая по­плясать вместе. Каждого ребенка педагог поочередно называет по имени. Ребенок, услышав свое имя, должен встать, подойти к педагогу, получить платочек и присоединиться к пляске. По окончании игры педагог хвалит всех детей.

Мишка спрятался

Цель. Продолжать развивать зрительное внимание и запо­минание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы.

Оборудование. Игрушка мишка.

Ход игры. Педагог показывает детям мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно помочь найти место, где спрятаться. Педагог ведет детей вдоль одной из стен комнаты, останавливается около отдельных предметов: «Вот шкаф, он большой, мишка наверх не залезет. Это полка, в ней много книг, мишке будет тесно». Наконец находится подходящее место -обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Педагог сажает туда игрушку, отводит детей в противополож­ный конец комнаты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши, и педагог спрашивает, кто может найти мишку (или предлагает это сделать одному из детей). Если ребенок затрудняется вы­полнить задание, он помогает вспомнить, куда они шли, чтобы спрятать мишку, просит снова пройти этот путь.

При повторном проведении игры мишку прячут в другое место и комнату обходят по другой стороне. Можно так лее сме­нить и игрушку.

Когда дети научатся быстро находить предметы, располо­женные на уровне их роста, можно усложнить задание -

27

спрятать предмет на высоте выше или ниже уровня глаз. В этом случае следует обратить внимание детей, что мишка хочет высоко (низко) спрятаться, чтобы его было труднее найти. Во время поиска игрушки педагог предлагает им по­смотреть вверх (вниз).

Куда девался мяч (кукольный театр)

Цель. Та же, следить за передвижением предмета в про­странстве; учить понимать несложный сюжет, продолжать раз­вивать эмоциональное отношение к игре с игрушками.

Оборудование. Игрушечная кошка, мяч, две корзинки.

Ход игры. Детей рассаживают полукругом у стола педа­гога. По обеим сторонам стола на пол ставят две корзины. Пе­дагог достает мяч, кладет его на стол. Затем достает кошку, она как бы прыгает на стол снизу, смотрит на мяч, подбегает к нему и толкает его лапой, катя по столу. Нечаянно сталкивая мяч со стола в одну из корзин, останавливается, оглядывается, ищет мяч, просит детей помочь. Педагог предлагает кому-либо най­ти мяч.



28



Игра повторяется 2-3 раза. При этом не следует поочередно сталкивать мяч то в одну, то в другую корзину, а надо сначала два раза в одну, затем один раз в другую или наоборот, для того чтобы дети при поиске мяча не ориентировались на очеред­ность, а внимательно следили за его перемещением по столу.

РАЗВИТИЕ ПОАРАЖАНИЯ

Подражание - один из основных способов усвоения обще­ственного опыта маленьким ребенком. Таким путем он усваи­вает бытовые навыки и овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воз­действия со стороны взрослого. Научить проблемного ребенка подражать - одна из важнейших задач начального этапа обу­чения, так как без специального обучения подражание разви­вается чрезвычайно медленно, что сказывается на усвоении необходимых ему практических умений.

Подражание — это повторение движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребенка. Взрослый показывает, а ребенок повторяет. Поэтому в мето­дике действия по подражанию называют также действиями по показу.

Детям легче подражать движениям, чем подражать действи­ям с предметами. Однако даже для трехлетнего нормально раз­вивающегося ребенка подражание движениям представляет еще значительные трудности. Малыш не может достаточно точ­но воспроизвести направление движения и его размах. Тем бо­лее ему трудно воспроизвести действие с предметом, которое часто состоит из нескольких последовательных этапов. Напри­мер, чтобы накормить куклу, нужно взять ложку и держать ее за черенок, поднести к тарелке, затем к лицу куклы и т. д. Ребе­нок не сможет проследить за очередностью операций в этом сложном действии, если оно выполняется взрослым быстро и без выделения каждого этапа. Поэтому показ должен проводиться медленно, с фиксированием того или иного момента и обозна­чаться словом.

Если проблемный ребенок не подражает движению или дей­ствию с предметом, взрослый должен взять его руки в свои и совместно произвести нужное действие, а затем предложить это повторить самостоятельно по подражанию.

Птички

Цель. Учить детей подражать действиям взрослого, разви­вать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

Ход игры. Взрослый приглашает всех детей подойти к нему: «Делайте, как я. Полетим, как птички», - говорит он и подни­мает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увле­кая за собой детей. Они повторяют движения. Тем, кто не выпол­няет нужных движений, взрослый поднимает их руки, помогает

29

ими действовать. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) «Делайте так». (Стучит рукой по полу.) Дети подражают. Игра повторяется 2-3 раза.

Прятки

Цель. Та же.

Ход игры. Детей рассаживают на стулья по кругу. Педа­гог садится рядом с ними. «Сейчас я спрячусь. Вот так, — гово­рит он и присаживается за спинкой стула. - Спрячьтесь, как я». Дети повторяют движения. Педагог, выглядывая из-за стула, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторя­ется 2-3 раза.

Прокати мяч

Цель. Учить детей подражать действиям взрослого с пред­метом.

Оборудование. Мячи, воротца.

Ход игры. Педагог садится у одного края стола, ребенок у другого. Между собой и ребенком он ставит воротца, берет мяч

и говорит: «Делай, как я», прокатывает его через воротца к ре­бенку. Тот должен прокатить мяч обратно. Затем сажает детей парами и они катают мяч друг к другу.

Покатай мишку (куклу, зайку)

Цель. Та же, знакомить детей с функциональным назна­чением игрушки машины и способом действия с ней.

Оборудование. Игрушечные машины с кузовом, неболь­шие по размеру мишки.

Ход игры. На столе у педагога мишки. Машины стоят на полу. Педагог говорит, что мишки хотят покататься на маши­нах, подходит к ним, берет одну за веревочку и везет. Потом сажает в нее мишку, катает, просит детей покатать других ми­шек так, как это делает он. Дети подражают действиям педаго­га. Он следит, чтобы они везли машины за веревочку, при не­обходимости вновь показывает, помогает рассадить игрушки по машинам.


Спрячь матрешку

Цель. Продолжать учить детей подражать действиям взрос­лого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Оборудование. Двухместные матрешки по количеству детей.

Ход игры. Педагог раздает детям матрешки (закрытые), трясет свою матрешку и говорит: «Там что-то есть. Посмотрим, что там. Делайте так». (Открывает матрешку.) Дети повторя­ют движения. Педагог радостно восклицает: «Вот!» - подни­мает маленькую матрешку и ставит ее на стол. Дети достают своих матрешечек. Педагог продолжает действовать с игруш­кой: «Спрячем матрешек вот так. (Медленно вкладывает ма­ленькую фигурку, побуждая детей сделать то же. Затем соеди­няет обе половинки большой фигурки). Нет матрешки!» Дети повторяют действия. Игра проводится 2-3 раза.

Зеркало

Цель. Та же.

Ход игры. Педагог показывает перед зеркалом несложные движения, обращая внимание детей, как зеркало точно воспро­изводит эти движения. Затем ставит детей в круг и говорит: «Делайте, как я». Показывает медленно простые движения (хлопает руками перед собой, над головой, ставит руки на пояс и приседает и т. п.). Дети повторяют. Тех, кто затрудняется выполнить движения, педагог приглашает в круг и помогает им. Когда движения повторяются удачно, педагог хвалит де­тей: «Молодцы, вы мое зеркало».

Обезьянка

Цель. Учить детей подражать мелким движениям.

О б о р у д о в а н и е . Игрушка обезьянка.

Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит, что у него есть обезьянка, показывает игрушку, рассказывает, как обезьянки любят подражать. Одной рукой взрослый делает дви­жения, а другой повторяет их у обезьянки (поднимает руку, опускает, машет кистью, стучит рукой по столу). Потом пред­лагает детям стать «обезьянками» и повторять за ним движе­ния руками. Игрушечная обезьянка хвалит малышей.

Кукла пляшет

Ц е л ь . Та же.

Оборудование. Куклы по количеству детей.

Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог с куклой в ру­ках входит в комнату. Кукла здоровается с детьми, говорит, что хочет для них поплясать. Педагог ставит куклу на стол и дела-


30

31

ет ею несколько движений (поворачивает, хлопает в ладоши, наклоняет в стороны). Затем достает остальных кукол, раздает их детям и предлагает с ними поплясать. «Моя кукла научит всех кукол плясать, - говорит педагог. - Делайте, как я». Дети повторяют движения с куклой. При необходимости педагог по­могает малышам действовать игрушкой. Кукла в руках педа­гога хвалит всех участников пляски.

Веселый Петрушка

Цель. Та же.

Оборудование. Петрушка (бибабо), погремушки по коли­честву детей.

Ход игры. Педагог приглашает детей в круг и радостно со­общает, что к ним в гости пришел веселый Петрушка. Появля­ется Петрушка с погремушкой, он встряхивает ею, просит раз­дать всем детям такие же погремушки. После этого он говорит: «Смотрите на меня, делайте, как я», - поднимает погремушку над головой, гремит ею, стучит ручкой погремушки о пол, вста­ет, прячет за спинку и т. п. Дети подражают. Петрушка хвалит детей, прощается с ними и уходит, обещая прийти еще раз. Куклы пришли в гости Ц е л ь. Та же.

Оборудование. Две куклы, кукольная мебель (стол и два стула), кукольная посуда (две тарелки и ложки).

Ход игры. В гости к детям приходят две куклы. Они здоро­ваются с детьми, называют свои имена. Педагог предлагает угос­тить кукол. Ставит на свой стол игрушечную мебель, сажает ку­кол, перед ними ставит посуду и кормит одну из них. «Маша ест, а Галя нет,-объясняет педагог. -Кто будет кормить Галю?» При­глашает одного ребенка, дает ему ложку и медленно показыва­ет действия так, чтобы они были видны всем детям: «Сначала возьмем ложку. Вот так. (Показывает.) Теперь наберем каши. Вот так. (Показывает.) Поднесем ко рту куклы. Где у куклы рот? (По­казывает, медленно наклоняет игрушку.) Ешь, кукла». Ребенок повторяет все действия за педагогом. Затем вызывает поочеред­но еще 2-3 детей. После этого куклы благодарят детей и уходят. Сделай целое (занятие)

Цель. Учить подражать действиям педагога, знакомить со свойствами глины (пластилина), развивать мелкие движения рук. Оборудование. Комки глины (пластилина), небольшие квадратные листы газетной бумаги по количеству детей, под-носики по два на каждого ребенка.

32

Ход занятия. Педагог показывает бумагу: «Посмотрите, у меня один большой лист бумаги. (Раздает каждому по тако­му же листу.) У вас такие же листы. Сейчас будто много ма­леньких листочков. (Отрывает кусочки и кладет их на подно-сики, берет глину.) Это большой кусок глины. (Раздает такие же детям. Щепотью отрывает маленькие кусочки глины и кла­дет их на подносики. Предлагает детям повторить действия.) Теперь у меня будет один большой кусок глины. (Сминает все кусочки.) Сделайте один кусок глины». Дети подражают дей­ствиям педагога. По просьбе педагога они пытаются соединить кусочки бумаги. Педагог говорит: «Если порвешь бумагу, сде­лать целое нельзя. А глина лепится».

УСВОЕНИЕ ЛЕЙСТВИЙ ПО ОБРАЗЦУ

К важным способам усвоения общественного опыта относят действия по образцу, но они принципиально отличаются от действий по подражанию, так как производить действия по об­разцу ребенку гораздо труднее. Образец создается взрослым, при этом ребенок не видит самого процесса выполнения пред­мета или действия, а воспринимает уже готовый результат. На­пример, если взрослый перед ребенком поднимает руку вверх, то малыш видит, как снизу вверх движется рука, и может по­вторить движения. Если взрослый появляется перед ребенком с уже поднятой рукой, то ребенку труднее выполнить задание. Такие же сложности возникают у детей при действии с предме­тами по образцу. Они должны сначала произвести анализ пред­ставленного образца, т. е. разложить мысленно целое на части (например, построить дом, состоящий из двух частей: кубика и треугольной призмы), определить, какая из деталей строи­тельного материала находится внизу, наверху, догадаться, как это сделать. Поэтому на первых этапах действий по образцу ребенок должен делать только то, что выполнял по подража­нию. В случае, если малыш не может выполнить задание по образцу, нужно вновь перейти к подражанию.

Действия по образцу не следует путать с выбором по образцу, который связан с определенным уровнем развития восприятия. В данном разделе не приводятся игры на выполнение действий с предметами по типу «Дай такой», «Покажи такой» и т. п.

Зеркало

Цель. Учить выполнять движения по образцу. Оборудование. Ширма.

2 Катаева

Ход игры. Педагог ставит детей полукругом около шир­мы, сам встает за ширму. Приняв определенное положение рук (например, поднимает одну вверх, а другую в сторону), выходит из-за ширмы и говорит: «Зеркало, зеркало, сделай так, как я». Дети выполняют задание. Педагог хвалит тех, кто сделал пра­вильно, а тем, кто не сумел, показывает движение и просит выполнить по подражанию.

Игра повторяется, но педагог за ширмой принимает другое положение рук (например, одну ставит на пояс, другую вытя­гивает вперед и т. д.).

Обезьянка

Ц е л ь . Та же.

Ход игры. Проводится так же, как и по подражанию, толь­ко смена положения рук производится за ширмой.

Домики для матрешек

Цель. Учить анализировать элементарный образец из двух частей, действовать по образцу.

Оборудование. Строительный материал - кубы и тре­угольные призмы двух размеров (большие и маленькие) по ко­личеству детей, по две матрешки на ребенка (большая и ма­ленькая), экран.

Ход игры. В гости к детям приходят матрешки. Малыши играют с ними, водят их гулять. Педагог говорит: «Ой, скоро пойдет дождь - надо построить домики, чтобы матрешки мог­ли спрятаться». Раздает детям строительный материал, и они по подражанию строят большие домики. Затем педагог строит маленький домик, закрывая экраном процесс выполнения, по­том показывает постройку и предлагает построить такие же до­мики для маленьких матрешек. Тем, кто затрудняется в выпол­нении задания, помогает проанализировать образец, жестом показывая на разные части постройки, или предлагает действо­вать по подражанию.

Сделай целое (занятие) Цель. Та же.

Оборудование. Глина, клеенки, тарелки по числу детей, экран.

Ход занятия. Педагог раздает детям глину. Показывает свой комок и говорит: «У меня большой целый кусок глины и у вас такие же». Закрывается экраном, отщипывает мелкие ку-34

сочки, показывает детям и предлагает сделать такие же. Дети выполняют задание. Тем, кто затрудняется, педагог показыва­ет, побуждая подражать. Затем за экраном взрослый соединяет кусочки глины и показывает большой комок: «У меня целый кусок глины. Сделайте такой же». Дети выполняют действие по образцу. При необходимости применяется показ.

Ловкий мишка

Ц е л ь . Та же.

Оборудование. Мишки по количеству детей, экран.

Ход игры. Педагог раздает детям мишек и говорит: «По­смотрим, чей мишка самый ловкий. Мой будет показывать, а ва­ши должны сделать так же ». За экраном сажает мишку на стол, снимает экран, и дети видят сидящую игрушку. «Чей мишка

ловкий?» - спрашивает педагог и предлагает так же посадить своих мишек. За экраном меняет позу игрушки (кладет его, ставит, поднимает ему лапы) и вновь просит детей сделать по образцу нужное действие с игрушкой. В случае необходимости помогает детям, прибегает к показу.

Сделай гриб (занятие)

Цель. Продолжать учить детей воспроизводить образец из двух частей.

Оборудование. Заготовки из картона (отдельно шляпки и ножки) по числу детей.

Ход занятия. Педагог рассаживает детей вокруг маленького стола, на нем зеленый лист бумаги. «Тут лужайка, на ней сейчас вырастет много грибов»,- говорит он и раздает\

2* 35



детям заготовки. За экраном складывает из своих заготовок гриб, помещает его на лужайке и предлагает детям сделать

ТЭ.КИ6 JK6.

Стул для матрешки

Ц е л ь . Та же.

Оборудование. Маленькие матрешки, из строительного набора кубики и кирпичики одного цвета по количеству детей

Ход игры. К детям приходят маленькие матрешки, по под­ражанию действиям педагога гуляют, пляшут, прыгают По­том педагог говорит: «Матрешки устали, хотят посидеть Им нужны стульчики». За экраном из строительного материала со­ставляет стул для своей матрешки, снимает экран и показыва­ет детям, предлагая сделать такие же. Затем дети усаживают матрешек на стулья.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ

В процессе действий с предметами у детей с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно свя­зано с физиологическим и психическим развитием ребенка.

Первыми появляются хватательные движения. Ребенок хва­тает подвешенные над кроваткой предметы и постепенно учит­ся действовать целенаправленно, правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учиты­вать в своих действиях форму, величину предметов. Таким об­разом, у него развиваются восприятие и зрительно-двигатель­ная координация. Одновременно развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук (малень­кие предметы ребенок хватает одной рукой, большие - двумя руками), тип хватания - кулаком, щепотью (тремя пальцами), указательным и большим пальцами вместе (указательный тип хватания). Дифференцируется движение пальцев (ребенок учит­ся хорошо расставлять пальцы, сжимать вместе, выделять один, два пальца). При нормальном развитии к концу первого - на­чалу второго года жизни ребенок овладевает всеми перечислен­ными движениями.

В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, т. е. такие действия, при которых нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (ба­шенки, матрешки, пирамидки и т. д.). Играя сними, ребенок совершенствует ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук.

У детей с отклонениями в развитии хватание без специально­го воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физио­логической незрелостью ведет к несформированности ручных

37

умений. С такими дошкольниками необходима длительная систематическая коррекционная работа по развитию зритель­но-двигательной координации рук, чтобы подготовить детей к обучению в школе (к письму), выполнению трудовых зада­ний, а в будущем получить доступную профессиональную под­готовку. Дидактические игры способствуют развитию ручной моторики.

Переложи игрушки

Цель. Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносики, высокий сосуд, желательно прозрачный.

Ход игры. Дети сидят за столами, перед каждым сосуд, справа от него на небольшом Подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога.


РАЗВИТИЕ ХВАТАНИЯ

Поймай мяч

Цель. Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (спра­ва, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную коорди­нацию, действуя обеими руками.

Оборудование. Надувной мяч яркого цвета, веревка, лес­ка для подвешивания мяча.

Ход игры. Ребенок сидит на стуле, над ним опускают мяч, привязанный к веревке, конец которой держит взрослый. Ве­ревка перекинута через леску. Мяч постепенно опускают и про­сят малыша поймать его, не вставая со стула. Если он пытает­ся поймать мяч одной рукой, взрослый показывает, как это делать, при необходимости сам распределяет пальцы его рук. Мяч появляется слева и справа на таком расстоянии, чтобы ребенок мог схватить его двумя руками.

Попляшем с погремушками

Цель. Учить хватать маленькие предметы одной рукой, учи­тывая их величину й форму; определять расстояние от себя до игрушки, направление движения в пространстве; учить проч­но захватывать погремушку во время пляски, длительно удер­живая ее в руке, подражать действиям педагога.

Оборудование. Погремушки, разные по величине и фор­ме, по количеству детей.

Ход игры. Дети сидят полукругом за столами на таком расстоянии, чтобы можно было рукой достать погремушку. Взрослый поочередно передвигает погремушки по леске и просит того или иного ребенка поймать ее. Когда все дети получат погремушки, их ставят в круг и показывают, как держать погремушку за рукоятку, поднять ее вверх. Затем дети по подражанию действиям педагога пляшут с погре­мушками.

38

Педагог показывает пальцы рук, сложенные щепотью, бе­рет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей на то, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать так же.

При необходимости педагог индивидуально показывает, как сложить пальцы и брать предметы. После того как дети собе­рут предметы правой рукой, их высыпают на поднос, который переставляют к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.

Прокати шарики

Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Оборудование. Желоб для скатывания, цветные шари­ки в коробке, корзина.

Ход игры. Педагог показывает, как брать шарики щепотью и класть их на верхний конец желоба. Обращает внимание на то, что шарик катится по желобу в корзину. Натем дети по одному повторяют действия педагога. Остальные следят, как катится шарик. Каждый ребенок прокатывает 2-3 шарика.

39

Прокати шарики через воротца

Цель. Та же.

Ход игры. Педагог садится у одного края стола, ребенок напротив у другого. Между собой и ребенком он ставит ворот­ца. Педагог берет один шарик и прокатывает его через воротца к ребенку. Тот ловит и тем же движением возвращает обратно. Затем можно пригласить двух детей и предложить им катать шарики вместе, обращая их внимание на то, что шарик надо брать щепотью.

РАЗВИТИЕ СООТНОСЯЩИХ ДЕЙСТВИЙ

Посадим грибы*

Цель. Учить совмещать предмет с отверстием (соотнося­щие действия); действовать целенаправленно, последователь­но: слева направо, не пропуская отверстия; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.

Оборудование. Столик (или коробка) с отверстиями, гри­бы (диаметр ножки гриба соответствует диаметру отверстия).

Ход игры. Педагог берет гриб одной рукой и показывает, как вставлять его в отверстие. При этом другой рукой придер­живает столик. Затем дети действуют по подражанию. Если

они затрудняются, то используются совместные действия пе­дагога и ребенка.

Цветная горка

Цел ь . Развивать внимание, целенаправленные действия, учить, соотносить отверстие шарика со стержнем.

Оборудование. Цветная (однотонная) горка, небольшие подносики по количеству детей.

1 Это могут быть елочки, или другие предметы

40

Ход игры. Педагог снимает все шарики со стержней и про-сит детей выполнить те же действия. Педагог берет в руки один шарик, рассматривает его и обращает внимание на отверстие. Дети находят отверстие в своих шариках. Педагог указывает на стержень и говорит: «Я сейчас надену шарик на эту палоч­ку», и выполняет действие. Затем он просит малышей надеть нее шарики на палочки. Дети выполняют действия по подра­жанию. При нанизывании педагог следит за тем, чтобы ребе­нок действовал обеими руками: одной рукой придерживал гор­ку за основание, а другой (ведущей) брал и нанизывал шарики. Если он затрудняется совместить шарик со стержнем (зритель­ные или моторные нарушения), педагог помогает ему, приме­няя совместные действия или жесты.

Пирамидки (занятие)

Цель. Учить соотносить отверстия колец со стержнем, раз­вивая зрительно-двигательную координацию при действии дву­мя руками; формировать целенаправленность действий и ус­тойчивость внимания.

Оборудование. Пирамидки разной величины и формы.

Ход занятия.

1-й вариант. Детям раздают пирамидки из 4-5 колец с колпачками. Педагог разбирает свою пирамидку и предла-

гает детям сделать то же. Затем обращает внимание на ды­рочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень. Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание пирамидки, другой (ведущей) берут колечки. Коль­ца нанизываются в любом порядке. При затруднениях педа­гог помогает, используя совместные действия и указательный жест. При повторении игры положение рук меняется: ребенок придерживает стержень ведущей рукой, а другой нанизыва­ет кольца.

41

2-й вариант. Детям дают две пирамидки: одна - с тол­стым, а другая - с тонким стержнем. Кольца обеих пирамидок снимают и перемешивают. Дети должны правильно соотнести отверстия колец с нужным стержнем. Педагог учит произво­дить выбор путем проб, каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня.

3-й вариант. Материал изменяется. Детям предлагают пирамидки с составными кольцами разной величины.

Закрой коробки

Цель. Учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук; формировать целенаправ­ленное внимание; учить действовать путем проб; обращать вни­мание на свойства предметов (форму, величину), объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения действий.

1-й вариант. Ребенку предлагают закрывать коробки раз­ные по форме (выбор из двух).



Оборудование. По две коробки с плотно прикрывающи­мися крышками (круглой и квадратной) на каждого ребенка

Ход игры. Педагог раздает каждому по две коробки и сни­мает крышки со своих коробок, просит детей сделать так же. Затем кладет крышки так, чтобы они не лежали рядом со свои­ми коробками. Педагог помогает детям сделать правильный выбор: обводит по контуру крышки и отверстия коробок, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, педагог говорит: «Правильно, ты закрыл круглую коробку круг­лой крышкой» и т. д.

При повторном проведении игры количество коробок увели­чивают до трех, а в последующие годы обучения до четырех -пяти. В дальнейшем в игру вводят новые формы - овальную, прямоугольную, треугольную.

42

2-й вариант. Ребенку предлагают закрывать коробки раз-■ой величины.

Оборудование. По две коробки одинаковой формы, но разной величины с плотно прикрывающимися крышками на каждого ребенка.

Ход игры. Проводится так же, как и в первом варианте.

Покатай матрешек

Цель. Упражнять в соотносящих действиях; продолжать развивать совместные движения обеих рук; формировать вни­мание и целенаправленные действия; создавать положительное отношение к сюжетным игрушкам.

Оборудование. Грузовая машина, матрешки (двухмест­ные) на каждого ребенка.

Ход игры. Каждому ребенку дают по четыре половинки матрешки. Педагог складывает свою матрешку, показывает ее детям, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем сажает матрешку в машину, катает ее, подвозит машину к столам детей и спрашивает: «А ваши матрешки хотят пока­таться?» Предлагает детям собрать своих матрешек и пока­тать их. Дети собирают матрешек и играют с ними, сажают их в машину. Педагог катает их, а затем прощается с детьми и увозит машину.

ПОДРАЖАНИЕ ДВИЖЕНИЯМ РУК

Поезд

Цель. Действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.

Ход игры. Педагог сжимает руки в кулак, ставит их на стол и говорит: «Слушайте, поезд пошел». Начинает медлен­но постукивать по столу, сопровождая каждый удар словом «тук», и предлагает детям выполнить вместе с ним те же движения - «вагончики поехали». Постепенно он ускоряет темп постукивания и приговаривания, побуждая детей делать то же.

Теневой театр

При складывании пальцев рук определенным образом на, стене можно получить изображения разных животных - зай­чика, гуся и т. д.

Оборудование. Экран, настольная лампа (источник света).

43

Зайчики

Цель. Развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положитель­ное эмоциональное отношение к игре.

Ход игры. Педагог складывает пальцы руки, получая на экране изображение зайчика: мизинец и безымянный палец за­гибаются и придерживаются большим пальцем - «мордочка», а два других пальца поднимаются вверх - «ушки», кисть руки чуть-чуть наклоняется вперед. Зайчик прыгает на экране. «Это мама-зайчиха своих зайчат ищет. Где они?» - говорит педагог и предлагает детям сделать зайчат. Каждому ребенку он помо­гает правильно сложить пальцы. После этого дети поднимают , руки, приближая их к экрану, зайчата прыгают вокруг зайчи-1 хи. Педагог поощряет эмоциональные проявления детей.

Игра повторяется. Дети изображают зайчиков то одной, то другой рукой.

Гуси

Цель . Продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.

Ход игры. Педагог говорит, что сегодня в гости к детям придут не зайчики, а гуси. Он сжимает четыре пальца вместе, а большой прижимает к ним снизу, резко сгибая кисть вниз (рис. на с. 43). «Га-га-га, где мои гусята?» - говорит он и помо­гает детям сделать гусят одной рукой. Гусята гуляют с мамой, она зовет их: «Гуси, гуси!» Дети отвечают: «Га-га-га». - «Есть хотите?» - продолжает педагог. Дети отвечают: «Да-да-да».

В дальнейшем игру можно усложнить. Каждый ребенок вы­водит на прогулку двух гусят, т. е. двумя руками выполняет фигурки гусят. Гуси могут идти рядом, за мамой. I

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ

Игра на детском пианино (рояле)

Цель. Развивать мелкие движения пальцев каждой руки; учить действовать по подражанию взрослому; продолжать вы­зывать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, желание сотрудничать со взрослым.

Оборудование. Детское пианино (рояль), нарядная кукла.

Ход игры. Педагог ставит на стол детское пианино, предла­гает вспомнить музыкальные занятия. Затем показывает кук­лу и просит сыграть ей песенку. Сначала он играет сам простую, знакомую детям мелодию, напевая ее без слов («ля-ля-ля»), побуждает детей подпевать. После этого дети с помощью педа­гога ударяют по клавишам пианино указательным пальцем правой руки, затем другими пальцами, подпевая («ля-ля-ля»).

В дальнейшем они играют для мишки или другой игрушки I двумя руками, ударяя по клавишам пальцами обеих рук.

Мозаика

Цель. Учить хватанию щепотью, познакомить с указатель­ным типом хватания; развивать внимание, подражание, уме­ние анализировать и воспроизводить несложный образец.

Оборудование. Набор мозаики (формы шестигранные) на каждого ребенка, мелкие сюжетные игрушки (матрешки, зай­чики, куколки и др.).

Ход игры. Педагог показывает детям доску для мозаики, об­ращает внимание на отверстия. Берет один элемент мозаики, подходит к каждому и дает рассмотреть шляпку и штырек («как грибочек»). Педагог показывает, как вставлять форму в отвер­стие доски, затем раздает детям наборы и предлагает вставить элементы в отверстия. Во время работы подходит к каждому и показывает, как брать форму щепотью.

На последующих занятиях дети выкладывают дорожку для матрешки (она по ней гуляет), домик для зайки, цветочек для куклы и т. п.

После того, как дети научатся выполнять эти задания по подражанию, они действуют по образцу.

Поезд

Цел ь . Продолжать развивать движения пальцев, хвата­ние щепотью и указательный тип хватания; развивать коор­динацию при выполнении одновременных одинаковых дейст-ний обеими руками; формировать целенаправленность действий

и эмоциональное отношение к игре; учить подражать действи­ям педагога.

Оборудование. Элементы пластмассового конструктора.

Ход игры. Педагог предлагает детям построить поезд, раз­дает элементы цепочки из конструктора. Количество элементов увеличивается по мере усвоения игры (сначала 4—5 элементов,

затем 10-15). Педагог говорит, что красный элемент - это па­ровоз, а желтые - вагончики, и соединяет элементы в цепочку. Фиксируя свои действия на каждом моменте, он сначала пока­зывает, что делает одна рука, затем - обе руки. Дети подражают педагогу. Когда все поезда будут готовы, он говорит: «Поехали на прогулку» - и передвигает свой поезд по столу, приговари­вая «чу-чу». Дети повторяют.

Заборчик

Цель. Продолжать учить правильно брать отдельные пред­меты и группы мелких предметов; развивать координацию обе­их рук; формировать целенаправленность действий, эмоцио­нальное отношение к игре, подражание действиям взрослого.

Оборудование. Готовые маленькие домики из конструк­торов «Построй поселок» и «Конус», маленькие игрушечные котята.

Ход игры . Педагог раздает детям домики и говорит, что в них живут маленькие котята, а вокруг их дома нужно постро­ить забор, чтобы в дом не забежала собака. Сам строит забор по­следовательно, соединяя элементы конструктора. Затем раздает элементы конструктора, и дети также строят заборы. Взрослый оказывает им необходимую помощь. Когда постройка законче­на, педагог берет одного котенка и обыгрывает постройку (вво­дит котенка во двор, тот как бы осматривает дом и т. п.). После этого он раздает детям котят и они начинают играть.

Гирлянды для елки

Цель. Развивать соотносящие действия, координацию дей­ствий обеих рук, эмоциональное отношение к результату сво­ей деятельности.

Оборудование. Цветная проволока, катушки (пластмас­совые), окрашенные в яркие цвета.

Ход игры. Дети сидят вокруг стола. Педагог показывает красивые цветные катушки и говорит, что они будут делать гирлянды для елки. Он надевает первые две катушки, медлен­но показывая детям, как это надо делать. Затем они по очере­ди подходят к педагогу и надевают по две катушки. Гирлянда обязательно вешается на елку.

Бусы для куклы

Цел ь . Та же.

Оборудование. Крупные бусы, цветная проволока, леска.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей на кукол, сидящих в игровом уголке и говорит, что они хотят устроить праздник. Для этого куклам нужны украшения - бусы. Педа­гог раздает детям бусинки, цветную проволоку и показывает, как одной рукой надо взять бусинку, а другой проволоку, най­ти отверстие в бусинке и продеть через него проволоку. Помо­гает каждому ребенку надеть первую бусинку. Затем дети ра­ботают самостоятельно. Концы проволоки соединяет педагог. После этого бусы надевают на кукол и мишек. Дети берут за руки кукол и мишек и пляшут с ними.

■ \ Помоги Незнайке

Цель. Учить детей застегивать пуговицы; продолжать развивать мелкие движения рук; формировать положительное эмоциональное отношение к игре и целенаправленность дейст= вий с предметами.


46

47

Оборудование. На каждого ребенка картонный лист (раз­мером в половину тетрадного) с изображением Незнайки. На некотором расстоянии от Незнайки прикреплена крупная пуговица. Кроме того, 4 лепестка из плотной цветной материи с пришитой матерчатой петлей или прорезанной в лепестке.

По мере усвоения игры к картонке пришивают 2-4 пугови­цы; увеличивается и количество лепестков.

Ход игры. Педагог показывает Незнайку и говорит, что он хочет собрать из лепестков цветок, но сам не умеет, надо ему помочь. Затем объясняет детям, как, последовательно надевая петли лепестков на пуговицы и распределяя их вокруг пугови­цы, составить красивый цветок. Незнайка радуется ему и бла-

Ход игры. К детям приходят куклы и просят помочь им раздеться, так как они не умеют расстегивать пуговицы. Педа­гог помогает расстегивать пуговицы на пальто, на кофте. Кук­лы радуются, благодарят. Затем дети кормят кукол.

Аналогично проводятся игры: «Оденем куклу (мишку) на прогулку» (дети уже застегивают пуговицы); «Уложим куклу спать» (расстегивают более мелкие пуговицы на другой одеж­де кукол: халатиках, сарафанах, кофточках или жилетках); «Кукла встала» (застегивают мелкие пуговицы).

Сделай целую игрушку (занятие)

Цель. Продолжать учить детей застегивать пуговицы, раз­вивая мелкие движения рук; формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей.

Оборудование. Вырезанные из картона и обтянутые тка­нью части тела мишки (зайки, Чебурашки, котенка), целая фигурка мишки, выполненная из этих же частей (части соеди­няются между собой с помощью пуговиц и петель).


годарит. Педагог раздает всем детям картонки и лепестки, и они самостоятельно присоединяют лепестки к пуговицам. Но вначале он каждому ребенку показывает еще раз, как надеть на пуговицу петлю. В дальнейшем при необходимости педагог прибегает к совместным действиям. По окончании игры все Незнайки благодарят детей.

Куклы пришли с прогулки

Цель. Учить детей расстегивать пуговицы; продолжать раз­вивать мелкие движения рук; формировать интерес к овладе­нию предметно-игровыми действиями.

Оборудование. Кукла, одетая для прогулки (пальто и коф­та на пуговицах), на каждого ребенка, кукольная посуда.

Ход занятия. Педагог показывает фигурку мишки, рас­сматривает его с детьми, обращая внимание на отдельные час­ти: голову, туловище, лапы, уши на голове. Уточняет, что го­лова располагается вверху, туловище внизу, лапы по бокам. Потом педагог показывает, как сделать такого же мишку, со­ставляя его из отдельных частей. Сначала все части правильно располагает на столе, затем застегивает все пуговицы, соеди­няя между собой все части, чтобы они не распадались. Педагог предлагает детям сделать таких же мишек и раздает каждому комплект частей. Дети постепенно раскладываю^ части, со­ставляя из них целое под контролем педагога, затем Застегива­ют пуговицы. Потом они играют с мишками.

По аналогии дети составляют из частей фигурки бурашки и других игрушек.


48

49

Дорожка для зайчика

Цель. Учить продевать тесьму в отверстие по подражанию действиям педагога; продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; создавать эмоционально по­ложительное отношение к выполнению задания; формировать зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги.

Оборудование. По количеству детей листы плотного кар­тона с изображением домика (внизу прикреплена тесьма, око­ло домика отверстие), картонные фигурки зайчат. Для второго варианта игры в картонных листах делаются три отверстия с тем, чтобы дорожка шла под прямым углом.

Ход игры. Педагог раздает листы картона и просит детей показать домики. «В этих домиках живут зайчики, — говорит он и показывает фигурки. - Они хотят попасть домой, но нет до­рожек. Помогите сделать для них дорожки». Педагог объясня­ет, как сделать дорожку, продевая кончик тесьмы в отверстие: «Вот и получилась дорожка к домику». Ведет своего зайчика по дорожке к домику. Дети выполняют задание по подража­нию. При затруднениях педагог помогает им.

Дождь идет

Цель. Продолжать учить продевать тесьму в отверстие сна­чала по подражанию, потом по образцу; развивать мелкие дви­жения, целенаправленность действий; соблюдать направление движений по диагонали (несмотря на прерывистость линии); продолжать создавать эмоционально положительное отноше­ние к игровому заданию и результату своих действий.

Оборудование. На каждого ребенка лист картона с изоб­ражением травки и грибка (на листах сверху закреплены три тесь­мы, от каждой из них вниз по диагонали листа сделано по пять

отверстий, в которые продевается тесьма - «дождик»); все три линии должны быть параллельны, фигурки зайчат из картона.

Ход игры. Педагог берет свой лист картона и показывает, как по травке гуляет зайка. «Ой, пошел дождь», - говорит он, переворачивает лист и показывает детям, как протянуть тесь­му, чтобы получился дождик. При этом обращает внимание на то, что дождик идет сверху вниз по диагонали - и каждая тесь­ма протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Затем педагог раздает детям листы картона и они с его помощью выполняют задание. После этого педагог переворачивает лист и говорит: «Опять дождик пошел, прячьте скорее своих зай­чат». Раздает фигурки зайчиков. Дети прячут их под грибки.

По такому же принципу проводится игра «Проводи цыпленка к курочке» (зайчонка к зайчихе, щенка к собаке и т. д.). В каж­дом случае можно менять количество прорезей и направление в расположении тесьмы: по вертикали, горизонтали, диагонали.

Коврик для мамы (занятие)

Цель. Продолжать развивать мелкие движения пальцев, целенаправленность действий в работе с бумагой; учить ценить результаты своего труда, понимать, что своей работой можно принести радость близким людям.

Оборудование. Заготовки из плотной цветной бумаги (ли­
сты квадратной или прямоугольной формы с прорезями: в трех
рядах по три прорези), по три полоски бумаги контрастных по
оттенку и фону цветов на каждого ребенка, клей, кисточки,
тряпочки. /

Ход занятия. Педагог говорит детям, что они будут де­лать подарки для мам (к Новому году, к 8 Марта и др.). Пока­зывает, как продевать полостей бумаги в прорези заготовки, чтобы получить красивый коврик. Затем педагог раздает детям















50

51

заготовки и по одной полоске бумаги, помогает каждому про­деть полоску в крайнюю прорезь, напоминает, что полоску нуж­но просовывать то вверх, то вниз. Потом раздает по второй по­лоске и обращает внимание детей на то, что видимые части полосок должны чередоваться: там, где первая была внизу, вто­рая должна быть наверху и т. д. Когда все полоски будут пра­вильно продеты, педагог показывает, как подклеить концы бу­маги с обратной стороны коврика, а для этого раздает детям клей, кисточки и тряпочки. В канун праздника дети торже­ственно дарят коврики родителям.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ


РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ РУК

Кто ловкий?

Цель. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Оборудование. Две картонные коробки, бирюльки или шарики диаметром 2-3 см, сачок для аквариума.

Ход игры. Педагог показывает детям бирюльки или ша­рики в коробке (вначале не более трех предметов) и говорит, что их можно одной рукой переложить сачком в другую короб­ку. Показывает, как это сделать. Потом предлагает всем детям стать ловкими и выполнить те же действия. Каждый ребенок берет сачок ведущей рукой (правой или левой).

Поймай рыбку

Ц е л ь . Та же, развивать положительное отношение к игре.

Оборудование. Материалы из игры «Поймай рыбку», пластмассовые рыбки, аквариум, сачки. ,

52



Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая. Пойманных сачком рыбок дети переносят в аквариум. Педагог показывает все действия.

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов воспри­ятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное разви­тие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сен­сорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощу­пать его еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать тр, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометри­ческих форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эта­лоны должны быть усвоены ребенком.

В процессе восприятия он постепенно накапливает зритель­ные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, ко­торые ребенок воспринимает, были соединены - обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы пред­метов, сделать их более четкими, стойкими. Если образы вос­приятия закреплены в слове, их можно вызвать в представле­нии ребенка даже тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответству­ющее слово-название.

53

Сенсорное развитие ребенка с отклонениями в развитии значительно отстает по срокам формирования и проходит чрез­вычайно неравномерно - ребенок может выполнить сложное задание и не выполнить простое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в привычном задании, оперируя усвоенным материалом, он действует спо­собом зрительного соотнесения, а столкнувшись с незнакомым заданием, сразу же переходит к хаотичным действиям. Дети не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки -пробами и примериванием. Этому их надо учить специально.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ

В процессе действий с предметами ребенок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определять фор­му зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических дейст­виях, требующих опору на форму предметов. Ребенок может еще не выделять форму зрительно и тем более не знать ее на­звания. Способом ориентировки в задании являются пробы, которым и нужно научить проблемного ребенка.

В дальнейшем он определяет форму зрительно. Сначала де­лает это недостаточно точно, проверяя с помощью другого спо­соба - примеривания.

Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение определять форму предмета и соот­носить ее с формами других предметов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ВЫЛЕЛЕНИЕ ФОРМЫ

Поймай игрушку

Цель. Учить практически различать форму - перераспре­делять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках; заранее готовить руку в соответ­ствии с формой предмета.

Оборудование. К веревке подвешиваются игрушки или сеточки с игрушками.

Ход игры. Педагог заранее подвешивает игрушки и рас­сматривает их с детьми, вызывая радостное отношение к ним. За­тем он вызывает детей по одному и предлагает каждому поймать 2-3 игрушки. Если ребенок достал игрушку, но не смог удер­жать ее в руке, педагог предлагает поймать еще раз и помогает распределить пальцы на предмете. Во время повторного прове­дения игры побуждает детей заранее готовить руку, чтобы пра­вильно взять и удержать предмет. Его форма не называется.

Спрячь игрушку (картинку)

Цель. Учить соотносить форму предметов с помощью проб.

Оборудование. Коробки с крышками разных форм (круг­лые, квадратные, многоугольные), мелкие игрушки или кар­тинки.

Ход игры. Педагог раскладывает на столе вперемежку 2 ко­робки и крышки к ним. Показывает детям маленькую игрушку или картинку, которую можно положить в коробку, и говорит, что нужно спрятать игрушку, а потом найти ее. Вызывает двух детей; один прячет игрушку и закрывает коробки крышками, а другой ищет. Педагог учит детей подбирать крышки путем проб (подходит, не подходит). При повторном проведении игры пары коробок меняются, а количество их увеличивается до 3—6.

Чей домик?

Цель. Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Оборудование. Четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (треугольная, круглая, шес­тиугольная, квадратная), объемные геометрические формы (шар, куб, шестигранная и треугольная призмы), по размеру подходящие к соответствующей прорези.


54

55

Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, напри­мер, с круглым отверстием. Кладет около нее шар и куб, гово­рит детям, что сейчас они узнают, чей это домик и что в нем должно находиться: шарик или кубик. Педагог вызывает ре­бенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отвер­стию. Другому ребенку он предлагает уже другое сочетание форм, например, шар и призму, формы которых не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок меняется, увеличивается их количество. Надо помнить, что при выпол­нении задания результат должен быть закреплен словом педа­гога: «Ты правильно подобрал форму, здесь должен находить­ся шарик (кубик)».

Найди окошко

Ц е л ь . Та же.

Оборудование. Коробки из плотного материала, в каж­дой из которых по две прорези разной формы (например, круг­лая и квадратная, квадратная и треугольная, круглая и оваль­ная и т. д.), объемные геометрические формы.

Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая, но ребенок соотносит каждую форму не с одной, а с двумя про­резями, что усложняет задание, выполнение которого требует большей организации деятельности, большего числа проб.

Что катится, что не катится

Цель. Сделать форму предмета значимой для ребенка; учить опираться на нее в деятельности.

Оборудование. Воротца, шарик и кубик из одного мате­риала и одного цвета.

Ход игры. Педагог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим прокатить через воротца до ленточки два предмета: одному - кубик, друго-

му - шарик; Затем дети обмениваются предметами». Естествен­но, они начинают понимать, что шар катится, а кубик нет. После этого детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить через воротца. Те, кто понял зависимость результа­та от формы предмета, выбирают шар. Педагог, заканчивая игру, говорит: «Шар катится, а кубик не катится».

Сделай картинку (по типу доски Э. Сегена) — занятие

Цель . Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометричес­ких форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и при-меривания.

1-й вариант.

Оборудование. Две доски (на каждой по 2-3 прорези): на первой - прорези для выкладывания мяча, домика из двух частей (квадрата и треугольника), на второй - для выкладыва­ния неваляшки из двух частей (круга и овала), вагончика из трех частей (прямоугольника и двух кругов); деревянные фи­гурки, по форме соответствующие прорезям.

Ход занятия. Педагог кладет перед ребенком первую дос­ку (в прорези вставлены нужные формы) и спрашивает, что на ней нарисовано, помогает ребенку узнать предметы. Потом вынимает формы, перемешивает их и просит ребенка снова со­ставить из них картинки, побуждая его в случае затруднения примерить форму к прорези. Вторая доска дается без клеток. Ребенку нужно сначала вложить все фигурки на места, а по­том рассказать, что у него получилось.

2-й вариант.

Оборудование. Доски с прорезями для выкладывания форм, одинаковых по цвету, но разных по конфигурации, с изображением мяча, воздушного шара (из двух полуовалов), двухэтажного дома (из двух прямоугольников); фигурки (два


56

57


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!