СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический сценарий урока "География, астрономия, рисование на координатной плоскости"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический сценарий урока "География, астономия, рисование на координатной плоскости" очень нравиться детям. Урок проходит на "УРА".

Просмотр содержимого документа
«Дидактический сценарий урока "География, астрономия, рисование на координатной плоскости"»

Тема урока: "География, астрономия, рисование

на координатной плоскости".

Тип урока: урок закрепления.

Метод: эвристический.

Цели урока: входе самостоятельной, индивидуальной и групповой деятельности ученик знает:

1) что называют координатной плоскостью;

  1. с помощью скольких чисел можно определить положение точки на плоскости;

  2. как записывают координаты точки;

  3. как найти абсциссу и ординату точки;

  4. как построить точку по ее координатам;

ученик умеет:

  1. применять полученные знания при решении задач максимума;

  2. применять полученные знания при решении задач, связанных с другими науками (география, астрономия, рисование);

  3. логически мыслить, анализировать, обобщать, абстрагировать, конкретизировать, систематизировать.


Задачи урока:

  1. развивать у учащихся коммуникативность и организационные способности;

  2. формировать у учащихся ЗУН, самодиагностику и самоанализ, взаимианализ;

  3. развивать у учащихся фантазию, мастерство и творчество;

  4. развивать у учащихся чувства значимости математики, гармонии и прекрасного.


Этапы проведения урока:

  1. Организационный момент (1 минута);

  2. Устный счет (3 минуты);

  3. Брейн-ринг «География и координатная плоскость» (6 минут);

  4. Задание-игра «Астрономия на координатной плоскости» (17 минут);

  5. Физкультминутка (4 минуты);

6. Конкурс рисунков (11 минут);

7. Домашнее задание (2 минуты);

8. Рефлексия (1 минута).

ХОД УРОКА:


1.Учитель концентрирует внимание учащихся для готовности к учебной

деятельности.

2. Вступительное слово учителя:

Ребятам предлагается самим расшифровать тему нашего урока. Для этого на

доске весит плакат: «Расшифруйте слово».

Каждая группа (по 3-4 человека) получает такой плакат и карточку с заданием.


1 группа

Расшифруйте слово по координатам:

(4;5),(-2;-4),(-5;2),(3;-5),(-3;4),(0;-8),(2;5),(-5;0),(3;-2).


Ответ: «география».


2 группа

Расшифруйте слово по координатам:

(0;-8),(-2;1),(1;0),(-3;4),(-5;2),(1;-4),(3;2),(-2;5),(-2;-2),(0;-5).


Ответ: «астрономия».


3 группа

Расшифруйте слово по координатам:

(-3;4),(0;6),(-2;1),(3;2),(-5;-2),(0;-8),(1;-4),(-5;0),(-2;-4).


Ответ: «рисование».


4 группа

Расшифруйте слово по координатам:

(4;3),(-5;2),(3;2),(-3;4),(1;-2),(-2;-2),(1;-4),(0;-8),(1;0),(1;-4),(-5;2),(2;1).


Ответ: « координатной».


5 группа

Расшифруйте слово по координатам:

(-4;3),(3;-4),(3;2),(4;0),(4;3),(-5;2),(4;0),(-5;5),(0;6).

Ответ: «плоскости».


Таким образом, ученики сами называют тему урока. И с помощью, наводящих

вопросов учителя определяют цели урока.

(География, астрономия, рисование на координатной плоскости)

Ученики открывают тетрадь, записывают дату, « классная работа», «тема урока».

Наводящие вопросы:

  • Как вы думаете, какие цели у нас с вами на этом уроке?

  • Предмет география? Что можно узнать с помощью темы «Координатная плоскость» на уроке «география»? (долготу и широту)

  • Предмет астрономия? Что можно начертить с помощью темы «Координатная плоскость» на уроке «астрономия»? (созвездия)

  • Предмет рисование? Что можно делать с помощью темы «Координатная плоскость» на уроке «рисование»? (рисовать)

Так вот этим мы и займемся.

3. Брейн-ринг «География и координатная плоскость».

Все группы получают одинаковые задания на карточке. В течении 4 минут с помощью атласа «Начальный курс географии, 6-7 класс», страница 8-9, ученики отвечают на вопросы и записывают под №1 их в тетрадь.



Брейн-ринг «География и координатная плоскость»


1

Определите широту и долготу столицы Индии города Дели.

2

Определите широту и долготу столицы Мексики города Мехико.

3

Определите широту и долготу столицы нашей республики.

4

Какой город находиться на 48º с.ш. и 8º в.д.?

5

Какой город находиться на 35º ю.ш. и 59º з.д.?

6

Какой город находиться на 36º с.ш. и 140º в.д.?


Ответы:


1

28º с.ш. и 77º в.д.

2

18º с.ш. и 99º з.д.

3

54º с.ш. и 28º в.д.

4

Париж

5

Буэнос-Айрес

6

Токио

Учитель читает вопросы по порядку для 1-ой группы 1-ый вопрос, для 2-ой группы –

2-ой вопрос и т.д. Если группа отвечает не верно, право ответа переходит к следующей группе. Побеждает группа, которая ни разу не ошиблась.

4. Задание-игра «Астрономия на координатной плоскости».

Работа с заданием-игрой «Астрономия на координатной плоскости» позволяет учащимся закрепить полученные знания и навыки; проявить творчество при изучении данного раздела; избежать трудностей при изучении темы «Функция» (построение графиков функций).

Слово учителя: Астрономия - это наука, которая изучает строение и развитие космических тел. Созвездие – это определенная часть небесной сферы вместе со всеми звездами, которые находятся в ней.

  • Какие созвездия вы знаете?

  • Кто знает легенду о созвездиях Большой и Малой Медведице?

  • Кто знает легенду о созвездиях Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса, Кита.

  • Если нет, то хотите узнать?

А.Учитель рассказывает ученикам легенду о созвездиях Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса, Кита.

Легенда 1

В незапамятные времена у царя эфиопов Цефея была красавица-жена – царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать своей красотой в присутствии нереид – жительниц моря. Обидевшись, завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище – Кита. Чтобы откупиться от Кита, опустошавшего страну, Цефей вынужден был по совету оракула отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Ее приковали к прибрежной скале. Каждую минуту Андромеда ожидала, что из морской пучины вынырнет Кит и проглотит ее.

В это время герой древней Греции Персей совершал один из своих подвигов: он проник на уединенный остров на краю света, где обитали три страшные женщины – горгоны с клубками змей на голове вместо волос. Взгляд Горгоны превращал в камень все живое. Воспользовавшись сном горгон, Персей отсек голову одной из них по имени Медуза. Из ее тела выпорхнул крылатый конь Пегас. Две другие горгоны, проснувшись, хотели броситься на Персея, но он вскочил на крылатого Пегаса и, держа в руках драгоценную добычу – голову Медузы, полетел домой.

Пролетая над Эфиопией, Персей заметил прикованную к скале Андромеду. К ней уже направлялся Кит, вынырнувший из морской пучины. Персей вступил в смертельный бой с чудовищем. Одолеть кита удалось лишь после того, как на него упал леденящий взгляд мертвой головы Медузы. Кит окаменел, превратившись в небольшой остров. Персей расковал Андромеду, привел ее к Цефею, а впоследствии женился на ней.

Главных героев этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились названия созвездий Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса, Кита.


Каждая группа получает карточку с заданием. Вид всех созвездий изображен с Северного полюса.




1 группа

Нарисуйте по данным координатам точек на координатной плоскости созвездие Цефей

1) (5;0), (3;-1), (1;2), (-5;6), (-3;– 1), (1; -4), (3;-1),

2) (1;-4), (3;-3).


Ответ:


2 группа

Нарисуйте по данным координатам точек на координатной плоскости созвездие Кассиопея (– 5;5), (– 2;1), (1;2), (2;-2), (5; 0)


Ответ:


3 группа

Нарисуйте по данным координатам точек на координатной плоскости созвездие Андромеда

  1. (-3;5), (-5;3), (-1;0), (3;-2), (5;– 2),
  2. 2) (-1;0), (0;2), (0;3).




Ответ:


4 группа

Нарисуйте по данным координатам точек на координатной плоскости созвездие Персей

1) (4;5), (2;4), (0;2), (-2;1), (-3;– 2), (-3;-4), (-2;-6),

2) (2;-2), (0;2).

Ответ:



5 группа

Нарисуйте по данным точкам на координатной плоскости созвездие

Пегас

1) (1;6), (-1;5), (-4;6), (-5;2), (-1;1), (1;-1), (3;-2), (5;-1),

2) (-1;1), (-1;5), (1;4).

Ответ:


Ученики каждой группы строят созвездие в тетради, а затем совместно на плакате (координатная плоскость), подготовленным учителем. Построение всех групп вывешивается на доске. И затем из атласа «Вселенная, 5 класс» страница 2-3 проверяется сходство.

Таким образом, ученики сами проверяют правильность своего построения (происходит самопроверка) и рассматривают все созвездия про которые шла речь в легенде1.

Б.Учитель рассказывает ученикам легенду о созвездиях Большая Медведица и Малая Медведица.

Легенда 2

..У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой

и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в

жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини

Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить

Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто

в Большую медведицу, ее любимую собаку – в Малую

Медведицу и взял их на небо.


Все группы на карточке получают одинаковое задание.



Задание. Восстановить порядок записи координат точек, по которым построены созвездия Большая Медведица и Малая Медведица (начинать с координаты отмеченной красным цветом).




Большая Медведица

(большой ковш)

















Малая Медведица

(маленький

ковш)

Ответ: Большая Медведица (0;-6), (0;-3), (1;-2), (2;0), (2;5), (5;4), (5;1), (2;0), Малая Медведица (-1;6), (-2,5;5), (-3,5;3), (-4; 1,5), (-6;2), (-6;-1), (-4;-0,7), (-4;1,5).Каждая группа получает решенное соседней группы (по кругу) и от учителя правильный вариант ответов. Происходит взаимопроверка.

5. Физкультминутка.

6. Конкурс рисунков.

Каждой группе предлагается карточка с набором координат точек, которые надо построить на координатной плоскости и соединить последовательно отрезками. В результате у каждой группы должно получиться какое-либо животное.


1 группа

Нарисуйте по данным координатам точек на координатной плоскости рисунок и назовите его.

1) (-5;5), (-5;6), (-4;7), (-3;7), (-2;5), (-2; 3), (0;3), (1;5), (2;5),(3;3), (4;3), (4;-5), (2;-5),(3; -4),(3;0), (-1;0), (-1;-5), (-3;-5),(-2;-4),(-2;0), (-4;3),(-4;5), (-5;5);

2) (-4;6).



2 группа

Нарисуйте по данным координатам точек на координатной плоскости рисунок и назовите его.

  1. (4;5), (4;6), (3;6), (3;7), (2;7), (2; 6), (1;6), (1;7), (0;7),(0;6), (-1;6), (-1;7),

(-2;7), (-2;5), (-3; 5), (-3;4), (-5;4), (-5;2), (-4;2), (-4;-2), (-3;-2),(-3;-6), (-2;-6),

(-2;-4), (-1;-4), (-1;-3), (2;-3), (2;-4), (3;-4), (3;-6), (4;-6), (4;-1), (5;-1),(5;-3),

(6;-3), (6;0), (-1;0), (-1;1), (-2;1), (-2;4), (-1;4), (-1;5), (4;5);

2)(-3;3).



3 группа

Нарисуйте по данным координатам точек на координатной плоскости рисунок и назовите его.

  1. (-3;4), (-5;5), (-4;7), (-2;6), (-1;7), (1; 7), (2;6), (3;4), (4;4),(5;3),

(3;2), (4;-2), (4;-3), (3;-4), (4; -5), (4;-6), (3;-7), (3;-6), (2;-5), (0;-6),

(0;-5),(1;-4), (2;-4), (2;-2),(1;0),(-1;2),(-3;3),(-5;5),

  1. (0;3),(1;3),(2;0),(0;3),

3) (-2;5).


4 группа

Нарисуйте по данным координатам точек на координатной плоскости рисунок и назовите его.

  1. (-2;6), (-1;7), (-4;7), (-3;6), (-5;4), (-4; 4), (-3;3), (-3;0), (1;-2),(2;-2),

(2;-5), (1;-6), (4;-6), (3;-5), (3; -2), (4;2), (5;2), (3;3), (5;3), (3;4),

(5;4),(4;5), (4;6), (3;7),(1;6),(1;4),(2;2),(-1;2),(-2;3),(-1;5),(-2;6),(-3;6);

  1. (0;1),(1;1),(2;-1),(-1;0), (0;1); 3) (-3;5).

5 группа

Нарисуйте по данным координатам точек на координатной плоскости рисунок и назовите его.

  1. (1;-6), (1;-2), (-2;0), (1;2), (1;5), (0; 7), (-1;5), (-3;5), (-4;7),(-5;5),

(-5;2), (-2;0), (-5;-2), (-5;-6), (1; -6), (3;-4), (3;-3), (5;-2), (4;-1), (2;-2),

(2;-4),(1;-5), (0;-5);

  1. (0;-3),(0;-6);

  2. (-2;-2),(-2;-6);

  3. (-4;-3),(-4;-6);

  4. (-5;-5),(-4;-5);

  5. (-5;5),(-3;5);

  6. (-1;5),(1;5);

  7. (-1;3),(-1;4),(0;4),(0;3), (-1;3);

  8. (-3;3),(-3;4),(-4;4),(-4;3), (-3;3);

  9. (-2;2),(-2;3);

11) (-2,5;1),(-1,5;1).


Все рисунки учитель вывешивает на доске, рядом вывешивает оригинал. Ученики сами выбирают лучший рисунок.


В течение всего урока учитель следит за работой каждого ученика в группе, и после конкурса рисунков выставляет оценки за урок. Максимальный балл за урок - 7 баллов. Учитель заостряет внимание на том, что ученики, которые хотят более высокий балл могут его заработать на следующем уроке на самостоятельной работе (будет вначале урока на 20-25 минут).




  1. Домашнее задание.

    1. В течении года Солнце проходит по тринадцати созвездиям, двенадцать из них называют зодиакальными. Нарисуйте на координатной плоскости свое зодиакальное созвездие.

    2. Проявите творчество и фантазию (вначале урока сделаем конкурс собственных рисунков), на листе в клетку нарисуйте свой рисунок и ниже запишите координаты точек, по которым сделано построение.

На повторение номера из сборника:

3) № 784(в, д).

4) № 805.

5) № 787.



Шкала оценивания домашнего задания:



Номер задания

Цена задания

Сумма

Балл

№ 1

4

4

1-3

№ 2

8

12

4-6

№ 3

10

22

7

№ 4

12

34

8-9

№5

16

50

10



  1. Рефлексия.


Вопросы к рефлексии:

--Как прошел урок? Понравился ли?

--Что узнали нового? Кто в вашей группе был лидером?

--Кто помог вам? Как?

Выходя из кабинета ученики ставят традиционный значок "улыбка" (вверх, вниз, прямо) на доске, что обозначает - понравился им урок или нет.










Цефей и Кассиопея



Посейдон


















































Горгона

Медуза





Зевс























































6 класс

Учитель математики: Пушкарева А.Н.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!