СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по русскому языку " Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для отработки навыков пунктуации я подобрала небольшие тексты, доступные пятиклассникам по содержанию и имеющие следующие пунктограммы:

  1. - тире между подлежащим и сказуемым;
  2. - знаки препинания при однородных членах;
  3. - знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них;
  4. - знаки препинания при обращении;
  5. -знаки препинания в предложениях с прямой речью;
  6. - знаки препинания в сложном предложении.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку " Синтаксис и пунктуация" (5 класс)»



МБОУ средняя общеобразовательная школа

пос. Сараны Горнозаводского района Пермского края


















Дидактический материал по русскому языку

«Синтаксис и пунктуация»

(5 класс)







Составила:

учитель русского языка и литературы

Морилова Лидия Владимировна










2015 год




Пояснительная записка


Навыки пунктуации относятся к числу сложнейших и требуют не­прерывной целенаправленной работы над их формированием.

В пятом классе изучается довольно много пунктуационных пра­вил, дети с трудом их усваивают. Необходима регулярная, последо­вательная работа по развитию интонационного слуха и по формиро­ванию пунктуационной зоркости учащихся, под которой подразуме­вается умение видеть в предложении имеющиеся в нем пунктограммы и узнавать среди них изученные, находить место пропуска пунк­тограммы.

Хотелось бы отрабатывать навыки постановки знаков препинания

на материале связных текстов.

Поэтому я подобрала небольшие тексты, доступные пятиклассникам по содержанию и имеющие следующие пунктограммы:

  1. - тире между подлежащим и сказуемым;

  2. - знаки препинания при однородных членах;

  3. - знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них;

  4. - знаки препинания при обращении;

  5. -знаки препинания в предложениях с прямой речью;

  6. - знаки препинания в сложном предложении.

Как работать с этим дидактическим материалом?

Предложить упражнения:

  1. списать, расставив знаки препинания;

  2. обозначить графически условия постановки знаков препинания;

  3. составить схемы;

  4. устно объяснить постановку знаков препинания;

  5. выписать предложения с определенной пунктограммой;

  6. найти в тексте предложения, соответствующие схемам.


Тексты

1. Вчера в нашем зоопарке были малыши. Здесь они впервые увидели необыкновенных птиц эму колибри лебедя какаду. Долго стояли де­ти перед клетками удивительных животных кенгуру шимпанзе и по­ни. Один мальчик не удержался и крикнул мама купи мне такую ма­ленькую лошадку! Дети покатались на ласковом добром пони.


2.Май месяц цветов и песен. Всюду цветы в траве на кустах и на де­ревьях. Стрекочут кузнечики в блестящих лучах солнца делают сложные виражи стрекозы. В кустах сирени и смородины выводит свои трели соловей. Поют зяблики чижи щеглы дрозды. Везде радо­стная и кипучая жизнь. Мы слышим как кукует кукушка.

3.Калина невысокий ветвистый кустарник. Она растет всюду по бе­регам рек озер в хвойных местах. Во время цветения стоит калина в белом кружевном наряде а осенью её украшают гроздья красных плодов.



Калина хорошее украшение сада и дома. Бабушка говорит лекарство из калины быстро останавливает кровотечение. Народ сложил о калине песни и сказки.

4. В лесу мы решили собирать только белые грибы подосиновики и подберезовики. Мы спустились по отлогому склону холма и нас об­ступили берёзки. Вокруг берёз разрослись целые семьи боровиков здесь они располагались плотно друг к другу. Грибы мы срезали тшательно очишали от земли. Мы устали сели под деревьями выло­жили нашу добычу. Миша сказал какой удачный у нас грибной по­ход.

5.Гаснет багровый луч солнца морозные сумерки опускаются над тайгой. Громко потрескивает лёд на речке замерли тёмно-зелёные ели. Соболь бесстрашно выходит на охоту. Снег так похрустывает что белки в дуплах прислушиваются к прыжкам их врага. Вдруг раз­дается щелчок выстрела и на снег падает рябчик. Охотник не успе­вает опомниться как пронёсся соболь и схватил подбитую птицу.

Вот разбойник усмехнулся он.

6.Дикорастущие плоды и ягоды содержат немало витаминов. Плоды рябины ежевики шиповника богаты каротином. Недостаток его в ор­ганизме снижает зрение человека задерживает рост. Витамин К со­держится в плодах кустарников чёрной смородины ежевики рябины и шиповника. Этот витамин помогает заживлению ран и ускоряет свёртывание крови. Витамин С есть в ягодах землянике голубике

клюкве и облепихе. Люди цените эти растения и заготавливайте их

плоды на зиму.


  1. Леса это зелёный наряд планеты. Сколько здесь растет грибов и ягод! Человек получает в лесу огромный заряд бодрости и здоровья. Но туристы нередко ломают молодые деревца рубят их ветви делают надрез на коре. Это приносит растениям непоправимый вред. Люди берегите лес

а не губите его!

  1. В лесу стоит тишина и утренние звезды ещё отражаются в зеркале реки. Но вот пролетает над деревьями ветерок и раздаются первые робкие голоса птиц. Над лесом медленно поднимается огромное солнце и весь горизонт окрашивается нежным румянцем. В живом мире природы все в этот миг пробуждается и приветствует солнце. Друзья мои очень советую вам полюбоваться ранней утренней за­рей.

  2. У каждого живого существа есть в природе свои друзья и враги. Пингвины живут на полюсе где лежат вечные льды. Эти животные не боятся людей но очень пугаются самолета. Они в панике бегут когда над ними пролетает крылатая машина. Почему это происхо­дит? Их враг поморник. Это крупная антарктическая чайка нападает сверху. Вот пингвины и бегут от самолета потому что он напомина­ет им поморника.







10.Пожаловала в наши края осень. Задули сильные ветры и поли­лись частые дожди. С растений осыпались созревшие семена. Спря­тала осень семена в сырую землю а дожди их обильно полили. Ско­ро наступят заморозки но семена не погибнут. Придёт весной тепло

и семена дадут новые всходы говорит бабушка.

11.Лес огромное царство. Сколько в нем растений животных птиц и насекомых! Для человека лес источник разнообразной помощи ис­точник радости покоя. Чудесен сказочен русский лес зимой. По вершинам деревьев перелетают клесты возятся в сучьях шустрые синицы. Постучал молоточком перепорхнул с макушки на макушку неутомимый дятел. На пухлых сугробах написаны заячьи и лисьи следы.

12. Тайга самый огромный на земле лес. Сосны кедры пихты и ели. Сыро сумрачно глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Дрогнет за­детая кем-то ветка распрямится примятая кем-то трава. И опять ти­шина и безлюдье. Тропа выбита звериными лапами и копытами. Че­ловеку трудно идти звериной тропой. Ноги тонут во мху скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду еловые ла­пы бьют по лицу. Самый большой лес на земле тайга.


13.Жаворонок коричневая птица с темными пестринками и крапин­ками. Такая окраска помогает ему прятаться от врагов когда он са­дится на землю. А живет жаворонок только на земле здесь он нахо­дит себе пищу и устраивает гнездо. Если ты увидишь гнездо жаво­ронка уходи скорее не беспокой птицу. За это уже следующей вес­ной целый выводок жаворонков будет охранять поля от вредителей и радовать людей своими звонкими песнями.

14. Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой. Толь­ко мы пошли к лесу вдруг набежала тучка и из неё посыпался круп­ный дождь. Дождевые капли падали на землю тяжело шлёпались о листья. Они повисали на траве на ветвях кустов и деревьев и в каж­дой капле отражалось играло солнце. Погляди Юра как красиво ска­зала мама. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. В воздухе пахло цветами мёдом и земляникой.

15.В ноябре снег одел пушистым нарядом лес и наступила зима. Гу­ляет в поле вьюга и в лесу всё тонет под белым покровом . Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Прячутся в норку ежи укрываются от мороза белки в зимние гнёзда. Птицы часто погиба­ют от холода и голода. Ребята сделайте для птиц кормушки. Птицы наши друзья. Помогите им!

16.Поздней осенью дни наступают пасмурные но тихие. В такую по­году надеваю куртку беру ружьё и отправляюсь на охоту. Иду по уз­кой тропинке и любуюсь молодыми деревцами берёзками дубками осинками. Вдруг вижу как белка перепрыгивает с ели на ель. Скоро пушистые хлопья укроют землю она заснёт и не проснётся до весны. Поздняя осень хорошее время для охоты.




1 7. Однажды закатил я ежа в кепку принёс домой и назвал Фомкой.

В комнате зверёк развернулся громко забарабанил ножками по полу. Вскоре гость нашёл за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенке любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь кот гу­лял а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выскочил на середину комнаты а из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул за шкаф и я подумал теперь тебе Барин спокойной жизни не будет.

18. Однажды .Ваня принес нам выкопанную с корнем берёзу. Это подарок сказал он. Мы поставили её в светлой и тёплой комнате у окна. Через день ветки берёзы поднялись она повеселела и даже ли­стья у неё зашумели. Как-то ночью пришёл первый заморозок и бе­рёзы в саду пожелтели листья осыпались с них. И наша берёзка ско­ро облетела комнатная теплота не спасла её. Лесничий сказал это закон природы.


19. Резкий ветер зашумел тростником бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. Дождь пойдет проговорила Нина. Зашуршал ка­мыш и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал бежим ребята. Но вот ветер утих появи­лось солнце. Редкие капли дождя повисали в траве и в них отража­лось солнце.

20.Открывается занавес и на манеж выходит слон. Он как будто го­ворит нам добро пожаловать в цирк!

Акробаты фокусники жонглёры сменяют друг друга на арене. Вот появляются клоуны и весь зал смеётся. Мне нравится здесь всё воз­душные гимнасты дрессированные звери силачи с огромными гиря­ми. Цирковое представление чудесное зрелище.

А вы ребята любите цирк?

21.Бегут журчат радуются весне говорливые ручейки. В природе оживает всё земля деревья птицы. Я слышу пение птиц и тоже ра­дуюсь. Они посвистывают себе на деревьях а я кричу им с приходом

весны вас неутомимые певцы!

Весна праздничное время года.

22.Байкал необыкновенное озеро. Оно влечёт манит и завораживает нас. Мне нравится здесь всё красота природы туманные озёрные да­ли величавое спокойствие. Тихо плещутся прозрачные волны и плавно кружатся в вышине чайки. Когда я тоскую я прихожу сюда.

Люблю тебя Байкал всем сердцем мысленно говорю озеру.

23.Май это месяц цветов. Я отправляюсь в лес и любуюсь там лан­дышами. Они растут везде на полянках на склонах оврагов. Я схожу с тропинки присаживаюсь раздвигаю руками траву и передо мной появляются чудесные белые цветы. Какая красота зачарованно шеп­чу я.

А вам ребята нравятся ландыши?





24.Когда падает снег вся природа чудесно преображается. Лёгкие снежинки медленно опускаются на землю и устилают её пушистым ковром. Сказочным становится всё вокруг деревья скамей­ки дома. Друзья играют в снежки а я им кричу ребята с первым снегом вас!

Зима лучшее время года.


25.С юга стремительно надвигалась чёрно-сизая туча. Идите сюда крикнула Галина Николаевна и все побежали к ней под густую ель. Вдруг ударил раскат грома молнии полосовали небо. Ли­вень быстро прошёл и над тайгой выкатилась огромная луна. Таня вдруг вскрикнула ребята что это? На чёрной туче всё ярче проступала радуга. Ночная радуга это чудо природы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!