СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал включает выступление на МО учителей русского языка и литературы, Показаны примеры дидактических игр на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности на уроках русского языка.»

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности



    Самой распространённой активной формой обучения, применяемой в классно- урочной и внеурочной деятельности, является дидактическая игра.

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице Делу время - потехе час, рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени.

Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов. Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование педагогического значения игры. «»...уже давно обнаружено, - пишет Л. С. Выготский, - что игра не представляет собой чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.

П.М.Баев  в своей книге «Играем на уроках русского языка» даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

  1. игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

  2. правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

  3. игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

  4. игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

  5. в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый   стремится  как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Как же превратить урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:

1.     соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2.     доступность для учащихся данного возраста;

3.     умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие виды уроков:

1.     ролевые игры на уроке (инсценирование);

2.     игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок – КВН, урок-аукцион);

3.     игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4.     использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5.     различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Эти виды работы описаны в книге Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой».

   Чаще всего игровые формы проведения уроков используются в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Наша задача - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 6 часов русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм.  Только игра поможет сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными.

 В 5-8  классах я провожу языковые игры, которые уместны на разминках, зачётах, на этапе актуализации и закреплении полученных ранее знаний. Они повышают мотивацию обучения школьников, позволяют сделать уроки живыми, интересными, познавательными.

Игра «Слабое звено»


Схема самой игры взята из известной телевизионной передачи. К доске выходят пять учеников. Каждому из них по цепочке задается три вопроса. Ученик, ответивший на наименьшее количество вопросов, садится. Начинается второй тур. И так продолжается игра, пока не остается двое, которые и разыгрывают первое место. Сама игра длится не более пяти минут. Количество участников может варьироваться. Бывало, играл весь класс целиком. В этой ситуации, чтобы не затягивать время, садились не по одному, а сразу по несколько проигравших учеников. Победителю и финалисту можно поставить положительные оценки. Проигравшим оценки не ставятся. Данную игру можно давать на разных этапах урока. Особенно она эффективна в конце, когда дети утомлены и их работоспособность снижается.
В игре важен характер вопросов. Они должны быть разнообразны, неожиданны. Это обостряет игру, позволяя не самым сильным ученикам добиваться побед.
У меня много примеров, когда победителями становились безнадежные троечники.
Пример игры см. в приложении №1.

Игра «У кого больше очков»


Эта игра рассчитана на целый урок. Может вполне использоваться как самостоятельная работа. Детям предлагается самостоятельно выбрать себе вопросы на 1, 2 и 3 балла. В случае правильного ответа ученики получают соответствующий балл. Если ответ неверный, получают ноль баллов. Вопросы задаются по цепочке. За урок в классе из двадцати пяти учеников каждому учитель успевает задать по 5 вопросов. Перед детьми заранее рисуется балловая шкала. 11-15 баллов – «5», 7 – 10 баллов – «4», 3 – 6 баллов – «3», ниже 3 баллов – «2». Чтобы обеспечить соответствующую для самостоятельной работы дисциплину, достаточно снимать баллы за подсказки. Вопросы на 1 балл – примитивные, на 2 балла – средние, на 3 балла – трудные.



Игра «Лишнее слово»


Эта традиционная игра хороша применительно к любой теме русского языка. Использовать ее можно абсолютно на любом этапе урока. Я чаще всего ее даю в середине урока, когда необходимо переключить внимание детей, дать им отдохнуть после письменного упражнения.
Сама игра рассчитана на пять минут. Детям предлагается несколько слов ( от 3 до 5 ), они должны выбрать лишнее и записать его. Из десяти заданий отличную оценку вполне можно ставить за 8 – 10 правильных ответов.



Игра «Тест»


Тесты – явление в школе модное и постоянно прогрессирующее. За последние годы тест занял твердую позицию среди других заданий, которые предлагаются детям. Я не пытаюсь изменить саму суть теста, единственно, стараюсь максимально приблизить его к устной форме. Дети на слух воспринимают задание и ставят перед определенным номером только буквы ( а, б, в, г). Данный вид работы удобен, так как позволяет очень быстро получить результаты проверки. Его можно использовать на любом этапе урока как закрепление изученного материала.



Игра «Вставить букву»


Эта игра носит скорее разминочный характер. Рассчитана она на две – три минуты. Детям учитель предлагает слова, в которых они должны определить гласную а или о, и или е. Данный вид работы позволяет закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова, а также правописание других корней с чередованием (раст – рос, лаг – лож, Бер – бир, касс – кос, зар – зор и т.д.) и правописание окончаний глаголов и имен существительных.
Эта игра может даваться в начале урока как разминка и проводиться только устно, когда дети тут же дают ответы, а может проводиться как небольшая проверочная работа, когда дети по номерам выписывают буквы, соответствующие определенным словам.



Игра «Определи количество запятых»


Эта игра особенно эффективна при изучении темы «Синтаксис». Суть ее такова: учитель зачитывает предложение, а дети определяют количество запятых и либо устно отвечают, либо записывают в тетрадь соответственно номеру прочитанного предложения. Данный вид устной работы рассчитан на пять – семь минут и зависит от количества предложений, запланированных учителем.


Хочется подчеркнуть, что все вышеперечисленные виды устной работы вполне действенны и их можно использовать при оценке знаний ребенком. По сути своей они мало чем отличаются от письменных уражнений, но игровая ситуация вокруг данных заданий и практически полное отсутствие письма вселяет в детей уверенность в собственные силы.
В конце концов, если ученик неуспешен в письменных формах работы, это еще не значит, что у него возникнут проблемы в устных. Кроме того, здесь присутствует элемент везения, случайности. Данные задания подчас напоминают спортивную борьбу, в которую все дети разных возрастов с удовольствием включаются и играют. Играют, забывая, что это русский язык, что с ним у них большие проблемы, что будь на месте устных заданий письменные, сидели бы они и скучали, потому как давно утратили веру в собственные силы.
На мой взгляд, главная роль устной работы на уроке русского языка - сближение самого предмета и ребенка. Изначально между русским языком и ребенком, особенно неблагополучным по тем или иным причинам, стоит преграда – письмо, и далеко не все могут легко и беспрепятственно ее преодолеть. Устные упражнения, построенные в виде игры, - реальная возможность протянуть ребенку руку помощи, подружить его с этим страшным русским языком. Снятие страха, напряжения, комплекса неуспеха, который через тетрадки, через диктанты и прочие письменные упражнения охватывает ученика, - вот та задача, о который должен задумываться всякий учитель, идущий на урок. Иначе на месте страха вырастет ненависть к русскому языку, а сам предмет превратится в свод ужасающих немыслимых для нормального человека канонов, которые почему-то надо знать.
Игра – самое приятное занятие для ребенка. Игра вызывает в его психике только положительные эмоции. И если эти положительные эмоции будут тесно переплетены с правилами русского языка, то в глазах ребенка и сам предмет заиграет яркими, светлыми красками, столь важными для полноценной работы на уроке.



Игра «Слабое звено» по теме «Причастие», 7 класс.

Тур 1
1.Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)
2.Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)
3.У действительных причастий суффикс –ущ- или –ом -? ( -ущ-)
4.Сколько времен у действительных причастий? ( два)
5.Сколько Н пишется в кратких причастиях? (одна)
6.Причастие «разбитая» действительное или страдательное? (страдательное)
7.Сколько Н в «прожаренная рыба»? (две)
8. Сколько Н в «посаженый отец» ? (одна)
9. Сколько Н в «балованный малыш»? ( две )
10. Сколько Н в «названный в честь героя»? (две)
11. Сколько Н в «домотканая ткань»? (одна)
12. Может ли быть в причастии суффикс - ец - ? (нет)
13.К какому времени относится причастие с суффиксом - ш - ? (прошедшему)
14.Сколько может быть лиц у причастия? ( ноль)
15.Сколько может быть падежей у причастия? (шесть)

Тур 2
1.От какого спряжения образовано причастие «гонящий»? (второго)
2.От какого спряжения образовано причастие «ноющий»? ( первого)
3.Сколько Н в «желанный ребенок»? (две)
4.Сколько Н в «тучи рассеяны ветром»? (одна)
5.Сколько Н в «рассеянная девочка»? (две)
6.НЕ пишется слитно или раздельно в «не знающий усталости турист»? (раздельно)
7. НЕ пишется слитно или раздельно в «трава еще не покошена»? (раздельно)
8. НЕ пишется слитно или раздельно в «неподсудное дело»? (слитно)
9. Сколько родов у кратких причастий? (три)
10.Какие причастия могут быть краткими? (страдательные)
11.В каком числе краткие причастия не изменяются по родам? (во мн.ч.)
12.Причастие «поющий» может быть кратким? (нет)

Тур 3
1. НЕ пишется слитно или раздельно в «совсем немытое стекло»? (слитно)
2. НЕ пишется слитно или раздельно в «далеко не мытое стекло»? (раздельно)
3. НЕ пишется слитно или раздельно в «совершенно некошеный луг»? (слитно)
4. Сколько Н в «линованная тетрадь»? (две)
5. Сколько Н в «недоваренный картофель»? (две)
6. Сколько Н в «срезанная ветка»? (две)
7.Чем является в предложении краткое причастие? (сказуемым)
8.Может ли быть у причастия суффикс – я - ? (да)
9.Может ли быть у причастия суффикс – ывающ - ? (нет)

Финал
1. Сколько Н в «золоченый перстень»? (одна)
2. Сколько Н в «посеребренное колечко»? (две)
1. У действительных причастий суффикс –вш- или –т- ? (-вш-)
2.У страдательных причастий суффикс –ящ- или –енн- ? (-енн-)
1. Может ли в причастном обороте быть пять слов? (да)
2.Всегда ли одиночное причастие выделяется запятыми? (нет)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!