Игра-путешествие «Государственные символы страны моей»
ЦЕЛЬ: в процессе проведения мероприятия формировать у учащихся осмысление нашей государственной символики, её общечеловеческой и государственной ценности; гражданского долга и значимости своего участия в преобразованиях в стране; формирование качества гражданина-патриота своего государства;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: содействовать воспитанию у учащихся уважительного отношения к символам своего государства; национального самосознания и патриотических чувств посредством ценностного отношения к своим корням, национальному менталитету, культуре, историческим традициям;
РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для зарождения желания служить Отечеству, стать надёжным защитником Родины, сознательно стремиться к достижению целей, поставленных белорусским обществом и государством.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ: коллективно-групповая.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок-экскурсия.
ПРИЁМЫ: лекция с элементами беседа и демонстрацией слайдов.
ОФОРМЛЕНИЕ:
• плакат «Символы Республики Беларусь»;
• тексты викторин;
• мультимедийная установка;
• презентация;
• запись государственного гимна в сопровождении презентации.
Ход кураторского часа.
Слайд 2
Куратор: Кожны народ здаўна абараняў і ахоўваў Радзіму—тэрыторыю свайго развіцця і пражывання, нацыянальную культуру, свой уклад жыцця, якія сфарміраваны вопытам пакаленняў, норавы, звычаі. Кожны народ ганарыўся і ганарыцца сваёй гісторыяй, услаўляў і ўслаўляе гераічных і працавітых продкаў.
Адінствам народа служылі агульнапрынятыя сімвалы ў адзенні, ўпрыгожваннях, прыладах праца,хатніх пабудовах.
У эпоху феадалізма ўжо лічылася паказчыкамі, што кожнаму восьмаму гораду, кожнай дзяржаве патрэбна меть герб і сцяг. І цяпер держаўныя герб і сцяг з’яўляюцца агульнапрынятымі атрыбутамі дзяржаўнасці, шырока выкарыстоўваюцца як у паўсяденным жыцці грамадства , так і ў дыпламатычных і другіх адносінах паміж дзяржавамі.Яны -важнны элемент грамадзян.
Давайце перад тым як здейснім падарожжа па гісторыі нашай нацыянальнай сімволікі пагутарым аб паняццях, з якімі сення нам давядзецца працаваць.
Слайд 3.
Методика «Мы думали, а оказалось...»
На слайд выводится перечень терминов, написанных в его левой части. В правой части – только заглавие – Оказалось. Учащимся предлагаются листы бумаги разделенные на две колонки, в левой колонке продублированы термины, правая глава пуста и озаглавлена «Мы думали». Затем ребята раздают заполняют листки бумаги и предлагают ответы на те или иные термины. После чего учащимся предлагается обсудить значение терминов. С детьми проводится беседа по значению тех или иных терминов. (Почему вы думаете, что данный ответ верный? Вы уверены в этом? Откуда вы знаете этот термин?) А затем выводим на слайде правильное значение термином и учащиеся самостоятельно могут оценить правильность ответов на заданные вопросы, например:
Слайд 4 – 5
У сучасных демакратычных дзяржавах грамадяне могуть выказвать любыя меркаванні па тым ці іншым праблемам нацыянальнага жыцця.Не прынята здзквацца з дзяржаўнай сімволікі. Дзеянні ,якія зневажаюць Дзяржаўны герб і сцяг, успрымаюцца ў грамадстыве з прызрэннем і кваліфікуюцца законам звычайна як злачынства.
У наш час цяжка ўявіць дзяржаву без герба і сцяга, без гімна—гэтых абавязковых дзяржаўных сімвалаў.
Розная гісторыя наролаў і дзяржаў абумоўлівае і розную сімволіку. На гербах і сцягах можна ўбачыць грозных ільвоў і драпежных арлоў, кароны і крыжы, сонца, месяц і зоркі, нават лісток дрэва.
Адны сімвалы жывуць стагоддзі, другія мяняюцца.Вось, напрыклад, герб “Пагоня” быў дзяржаўным сімвалам Полацкага княства, пазней стаў Дзяржаўным гербам ВКЛ. “Пагоня” выконвала ролю дзяржаўнага сімвала Рэспублікі Беларусь у 1991-1995 гадах.
Слайд 6.
14 мая 1995 г. в Республике Беларусь состоялся первый в ее истории референдум, инициированный Президентом. На одобрение граждан страны выносились четыре вопроса, среди которых был и следующий: «Поддерживаете ли Вы предложение о введении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?».
На этот вопрос положительно ответили 75,1% принявших участие в референдуме, поддержав таким образом новую символику.
По результатам референдума Президент Республики Беларусь 7 июня 1995г. Подписал два указа6 №213 «Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь» и №214 «Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь».
14 ноября 1995г. в ознаменование принятия республиканским референдумом символики Президент Республики Беларусь указом « О некоторых мерах по обеспечению статуса государственной символики» объявил второе воскресенье мая – Днём Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь.
Слайд 7.
Учащиеся читают стихотворение «Герб нашей державы»
Герб державы белорусской.
Излучает он чудесный свет.
У него - высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет
Благородней нашего герба
Не гривастый лев и не орел,
И не рыцарь, вскинувший клинок,
Утреннего солнца ореол,
Из колосьев и цветов венок.
Гармонично сочетает герб,
Воедино сопрегает он
Солнце и колосья, свет и хлеб,
Человеком чтимый испокон
Хлеб-основа...А для красоты-
Медоносный клевер, васильки.
Не из них ли - хороши цветы-
Вьют у нас купальские венки!
В ярких, выразительных тонах
Колоски, цветы родных полей.
В толстых геральдических тонах-
Нет герба красивей м светлей.
И как этот герб, ни года в год,-
Взор лаская, душу веселя,-
Пусть цветет, чтоб в счастье жил народ,
Наша белорусская земля!
Бронислав Спринчан
А што адлюстравана на Дзяржаўным гербе РБ?
*пяціканцовая зорка;
* контуры меж Беларусі;
*узыходзячае сонца;
*залатыя сонечныя прамяні;
*частка зямнога шара;
*каласкі жыта;
*ружовыя кветкі канюшыны;
*блакітныя кветкі лёну;
*вянок з жыта і кветак, які абвіты чырвона—зялёнай стужкай;
*на стужцы надпіс “Рэспубліка Беларусь”.
Каждая деталь имеет важное значение и дает зримые, наглядн ые и в то же время важные сведения о нашей стране и нашем народе. Первое, на что обратит внимание каждый, — это зеленый контур территории Республики Беларусь, как она запечатлена на географической карте. Зеленый контур — в золотых лучах восходящего солнца. Контур страны находится в середине герба, образованного венком из колосьев, переплетенных с одной стороны розовыми цветками льна.
Венок (из роз, пальмовых листьев, лавра и т.п.) издревле использовался народами как награда победителю и олицетворял победу. Венок, образований из пучка жита, с древних времен имел священный смысл для всех славянских народов. Славяне верили, что пучок или сноп хлебных колосьев — лучший способ обращения к божественным силам с просьбой о даровании нового урожая и процветания. В прежнее время «дожиночный сноп» почитался чудодейственным и священным, он украшал главный угол хаты — отпугивал злые силы.
Клевер — это символ связи с созидательным миром животных: лошадью, коровой, овцой, для которых он — лучший корм. Древние люди справедливо считали, что человек — часть всего мира живых существ, способный сохранить себе жизнь и обеспечить процветание только при условии сохранения и процветания остального животного мира.
Лен — это хлопок Севера, прекрасный материал для одежды. Лен — символ преобразующей мощи труда, знак добра и достатка.
Ниже контура границ Республики Беларусь помещен земной шар с восходящим над ним солнцем и золотыми лучами.
Земной шар — это знак того, что Республика Беларусь воспринимает все народы земли как равноправных друзей и партнеров. Единение Земли и Солнца — главный знак жизни.
Из элементов герба обращает на себя внимание красная звезда.
Пятиконечная звезда — символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов.
Герб обвит красно-зеленой лентой, на которой внизу сделана надпись золотого цвета — «Рэспублiка Беларусь».
Таким образом, герб нашей страны раскрывает себя как яркая и запоминающаяся книга о белорусском народе.
В гербе запечатлены основные национальные и духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, миролюбие.
Герб Республики Беларусь символизирует державную волю народа, он используется всеми государственными органами страны, а также украшает правительственные учреждения, кроме того, все важнейшие документы и печати содержат изображения Государственного герба.
Слайд 8.
Учащиеся читают стихотворение «Наш флаг»
О,Беларусь, мая шыпшына,
зялёны ліст, чырвоны цвет!
У.Дубоўка.
Ливнем вымытые нивы,
Осенённые рассветом,-
Сочетается счастливо
Цвет зеленый с красным цветом.
Полыхание восхода,
Всходы—полосою узкой,-
Соткала сама природа
Флаг державы Белорусской.
Разве довод мой не весок:
На весеннем кругозоре –
И заря, и перелесок,
И берёзы белокорье-
Розовы узор и млечный-
Красок радостная спевка-
Как орнамент извечный
Красно—белый возле древка!
И к тому же у Дубовки
Цвет червонный, лист зелёный-
Образ яркий и глубокий,
Вещим сердцем окрылённый.
Дорогого мне поэта
Мог ли я не вспоминать, если
Два его любимых цвета
На полотнище воскресли
И в светающей Отчизне,
Осенив родные дали,
Символами вечной жизни
На ветру затрепетали!
Бронислав Спринчан
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально размещенных цветных полос: верхней — красного цвета в 2/3 и нижней — зеленого в 1/3 ширины флага. У древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом фоне, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.
Слайд 9.
Государственный флаг выражает существенно важные сведения о нашей стране. Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый.
Красный цвет служит знаком Солнца, символизирует кровные узы, братство. Он означает высокое предназначение в судьбе и победу.
Зеленый цвет — это цвет природы, цвет полей и лесов, которые издавна занимали основную часть территории нашей страны. Зеленый цвет — цвет добра, роста, развития, благополучия и мира.
Наконец, белый цвет — это прежде всего цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. И эти качества в своей душе должен свято хранить настоящий сын белорусской земли.
Флаг Республики Беларусь имеет еще одну важную характерную черту — это народный узор, орнамент.
Слайд 10
На государственном флаге Республики Беларусь запечатлена часть (фрагмент) наиболее древнего и типичного орнамента. Работа была выполнена в 1917 году простой крестьянкой Матреной Маркевич из деревни Костелище Сенненского уезда. Он означает трудолюбие и трудовое мастерство, как предпосылку всякой счастливой судьбы. В центре орнамента ромб с толстыми «крючками», означающими вечность и движение. Ромбы поменьше — это тоже заклинания — «хлебы», то есть пища, которую нужно по-нимать, как пищу для духа и тела.
Скажыце, калі ласка, а дзе вы бачылі выявы герба і сцяга РБ?
*на будынках органаў дзяржаўнай улады;
*дзяржауных дакументах;
*на грашовых адзнаках;
*дзяржауных иячатках;
*форме ваенаслужачых;
*ордэнах і медалях;
*адзенні касманаўтаў;
*касцюмах спартсменаў;
Дзяржаўная сімволіка—гэта гісторыя нашай краіны, сувязь мінулага і сучаснага.
Слайды 11-24
Зямля мая, родная Беларусь! Усё ў цябе дзівоснае, усё поўніцца высокім сэнсам, і лёс, твой—у тваіх уласных руках, у мудрасці і мужнасці тваіх грамадзян, у іх адказнасці, салідарнасці і згурткаванасці перад агульнымі цяжкасцямі гістарычнага шляху.
1—вучань. Жаворонки в выси голубой, Слайд 11
А вокруг—широкие раздолы,
Лошадей веду на водопой Слайд 12
Мимо созревающего поля.
2—вучань. Задержался взгляд на васильке— Слайд 13
Синем угольке во ржи озимой—
И запели о родном цветке Слайд 14
Строки Богдановича Максима.
3—вучань. Пас коней и слушал соловья, Слайд 15
И хоть рос во времени суровом,
Всё ж овеяна душа моя
Нежно—нежно клевером медовым.
4—вучань. День зажинок, обнажив стерню, Слайд 16
Пятки щекотал, а не кололся.
С давней той поры в себе храню Слайд 17
Солнцем озарённые колосья.
5—вучань. Наплывает ласково в глаза— Слайд 18
Память в прошлом трепетно увязла—
В молодых руках отца—коса, Слайд 19
На плече у мамы перевясла.
6—вучань. И за дымкой невозвратных дней Слайд 20
Накануне каждой косовицы
Вижу лики близких мне людей, Слайд 21
Добрые улыбчивые лица.
7—вучань. А услышу слово о гербе Слайд 22
В несмолкаемом многоголосье,
В поле зренья сами по себе Слайд 23
Возникают солнце и колосья.
8—вучань. Золотятся спелые хлеба... Слайд 24
Возродимся, счастье улыбнётся...
Лучше нет, пожалуй, для герба
Ничего, чем колоски и солнце!
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Колькі б мы не казалі пра палітычныя платформы і праграмы, самыя важныя прынцыпы росквіту беларускай зямлі закладзены ў сімволіцьі яе дзяржэѵнасці, якая принята народам і замацавана ў Дзяржаўным флагу РБ—гэта Незалежнасць, Свабода, Веды, Праца, Адкрытасць усім сябрам і партнёрам, Салідарнасць, Вернасць сваім абавязкам.
Ідзём мы вернаю дарогай,
Ірдзяцца зоры нашых дзён,
Бо нам прастору, волі многа,
I ўсё шырэе даль—разлога,
Усё дужэе наш разгон
Гэтак успрымаў народны пясняр Беларусі Якуб Колас гістарычны поступ беларускай зямлі. Няхай вечна лунаюць над ёю слаўныя сімвалы нашай суверэннасці і свабоды!
Слайд 28
(гучыць гімн Рэспублікі Беларусь)
Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь
Словы М. Клімковіча, У. Карызны
Музыка Н. Сакалоўскага
1 .Мы, беларусы—мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.
Прыпеў
Слаўся, зямлі нашай светлае імя
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці—Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
2.Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!
Прыпеў
3. Дружба народаў—сіла народаў—
Наш запаветны, сонечны шлях.
Г орда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны—радасці сцяг!
Прыпеў
13