СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

§ 1. Что такое общество?

  1. Составьте небольшой рассказ на одну из тем.

«Античное общество» или «Я оказался в античном обществе».

«Средневековое общество» или «Я оказался в средневековом обществе»

«Современное общество» или «Я живу в современном обществе»

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по обществознанию»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Пановская средняя школа














Дидактический материал

по обществознанию для 6 класса









Подготовил:

Макаров Н.А.,

учитель истории, обществознания, права






















Паново, 2018-2019 уч. год

Глава 1

ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

§ 1. Что такое общество?

  1. Составьте небольшой рассказ на одну из тем.

«Античное общество» или «Я оказался в античном обществе».

«Средневековое общество» или «Я оказался в средневековом обществе»

«Современное общество» или «Я живу в современном обществе»

  1. К какой из сфер жизни общества относятся:

А) показ нового фильма в кинотеатре;

Б) покупка продуктов в магазине;

В) сборка новых автомобилей на заводе;

Г) набор в армию;

Д) выпечка хлеба в пекарне;

Е) выборы президента;

Ж) прием больных в поликлинике;

З) обучение студентов в университете.

3. Общество можно представить в виде различных образов. Посмотрите на некоторые из них. А как бы вы изобразили общество?

часы муравейник

человеческий организм




4. Вставьте в предложения подходящие по смыслу понятия: страна, государство, общество

А) ______________ Германия располагается в центре Европы.

Б) Первые ___________ возникли на Древнем Востоке.

В) __________ строго следит за исполнением законов.

Г) __________ можно разделить на экономическую, политическую, духовную и социальную сферу.

5. Дайте определение понятиям: государство, страна, общество.

6. Соотнесите названия сфер общества и выполняемые ими роли.

Сферы общества

Роль в обществе

А) политическая

1. Охватывает взаимоотношения групп в обществе, оказывает помощь наименее защищенным группам граждан

Б) экономическая

2. Связана с образованием, наукой, культурой, религией

В) социальная

3. Обеспечивает порядок в обществе, издает законы и следит за их исполнением

Г) духовная

4. Включает производство, распределение необходимых обществу товаров и услуг


7. Слова, относящиеся к различным сферам общества, перемешались. Распределите их в соответствующие сферы

Завод, политическая партия, музей, туристическая фирма, армия, правительство, театр, обувной комбинат, школа, налоговая служба, мебельная фабрика, больница, парк культуры.


§ 2. Происхождение и развитие человека

1. Продолжите фразы.

Человек за весь период существования, в отличие от животных, _____________________

Со временем духовное развитие людей___________________________________________

Технические изобретения помогали человеку______________________________________



  1. Исправьте ошибки в тексте.

Человек, как и большинство других живых существ на Земле, прошел гигантский путь в своем развитии. Правда, современные люди внешне похожи на древнейших людей, хотя живут совсем по-другому. Из Австралии, которая является прародиной человека, люди расселились по всему миру. Постепенно они научились изготавливать орудия труда и использовать огонь. 300 тыс. лет тому назад у них возникли религии и искусство. Со временем человек изменялся все медленнее, за последние 10 тыс. лет развитие человеческого общества почти остановились.


  1. Продолжите список отличий человека от животных:

А) человек изготавливает орудия труда;

Б) человек создает произведения искусства;

В)

Г)

Д)

Е)

4. Приведите примеры проявления биологических и социальных свойств человека.



  1. Нарисуйте несколько изобретений человека, которые сыграли важную роль в его развитии.




§ 3. Исторические ступени развития общества

1. Перед вами «Исторические ступени развития общества».

2. В книге Э. Д. Эрвильи «Приключение доисторического мальчика» описываются странствия девятилетнего Крека, который не сумел сберечь огонь, пока племя охотилось. Сначала его приговорили к смерти, но потом, когда огонь вновь удалось разжечь, наказание смягчили, изгнав мальчика из племени.

  • Подумайте над ситуациями и ответьте на вопросы.

А) Когда старейшины племени судили Крека и его младшего брата, один из них сказал: «Огонь умер. Виновники тоже должны умереть. Всем остальным да будет их судьба уроком».

  • Почему огонь играл большую роль в жизни первобытных людей?

Б) Когда решили судьбу Крека, старейшина племени сказал: «Кто хоть однажды изменил своему долгу, тот и позднее сможет изменить ему. Никто не может больше доверять Креку. Он должен быть изгнан».

  • Какие отношения существовали между членами племени?

  • Считаете ли вы их необходимыми?

В) Когда Крек покидал племя, он думал6 «Много опасностей таит лес, и что может сделать один человек, как бы храбр и находчив он ни был?»

  • Мог ли первобытный человек выжить в одиночку? Почему?


  1. В XX в. в Центральной Австралии ученые открыли племя охотников и собирателей биндибу. В раннем возрасте девочки и мальчики этого племени начинают помогать родителям и учатся всему, что умеют делать взрослые. Девятилетний мальчик, будущий охотник, может часами ждать, когда рядом опустится птица, чтобы поразить ее метательной палицей.

Составьте рассказ о том, что должны знать и уметь дети в первобытном племени. Как они этому учатся?


  1. Выберите верное окончание предложения.

  1. Земледелие появилось примерно:

А) 50-40 тыс. лет тому назад;

Б) 12-10 тыс. лет тому назад;

В) 3-2 тыс. лет тому назад.

2. Земледелие появилось6

А) раньше огородничества;

Б) одновременно с огородничеством;

В) позже огородничества.

3. Первые земледельцы и скотоводы появились в:

А) Азии;

Б) Африке;

В) Европе.

4. Развитие земледелия и скотоводства способствовало:

А) уменьшению численности населения;

Б) сохранению постоянной численности населения;

В) увеличению численности населению.


  1. Используя знания по обществознанию и истории Древнего мира, решите кроссворд.



  1. Название территории, где появилось земледелие.

  2. Растение, которое одним из первых стал выращивать человек.

  3. Палка с сучком или прикрепленным наконечником, которая использовалась для рыхления земли.

  4. Изображения богов и духов, сделанные из дерева, глины или камня.

  5. Подношения богам или духам.

  6. Процесс изготовления нитей.

  7. Опытные и уважаемые люди, управляющие племенем.

  8. Объединение нескольких родовых общин, живущих в одной местности.

  9. Материал, из которого делали посуду.

  10. Ручное костное или деревянное орудие для скашивания хлеба.

Дайте определение термина, который получился под номером 11 в вертикальном столбце:__________________________________________________________________


  1. В наши дни в различных частях мира живут первобытные племена (Аляска, Южная Америка, Австралия, Африка)

А) Почему эти племена остаются на стадии первобытного общества?

Б) Как вы думаете, каково их значение в современном мире?


  1. Заполните таблицу.

Что полезного принес технический прогресс людям?

Какие опасности для человека несет прогресс?





§ 4. Современное общество

  1. Продолжите фразы.

А) Мне нравится в современном обществе____________________________________

________________________________________________________________________.

Б) Меня тревожит в современном обществе___________________________________

________________________________________________________________________.


  1. Поспорили два друга. Один говорит: «Техника помогает человеку жить легко и интересно. Самолеты и поезда переносят людей в любую точку света. Кухонные комбайны освобождают хозяек от домашней работы. Телевизор рассказывает и показывает, что происходит в мире».

А другой возражает: «Да, это так. Но компьютеры для многих заменяют живое общение с другими людьми. Отходы производства загрязняют почву, воздух и воду. В океан сбрасываются тонны вредных веществ. А имеющееся ядерное оружие может уничтожить Землю несколько раз».

Подумайте, кто прав в этом споре о техническом развитии. Почему? Или у вас есть свое мнение об этом?


3. В фантастическом фильме «Отроки во Вселенной» (реж. Р. Викторов) несколько подростков полетели на космическом корабле исследовать созвездие Кассиопеи.

В XX в. человечество начало осваивать космос. 4 октября 1957 г. стартовал первый советский искусственный спутник Земли. Советский Союз стал пионером освоения космического пространства. 12 апреля 1961 г. советский летчик – космонавт Ю.А. Гагарин стал первым в истории человеком, совершившим полет в космос. Неплохо изучена ближайшая планета-спутник Земля – Луна. Вначале ученые СССР и США исследовали Луну с помощью телескопов, а также космических аппаратов без человека, облетевших Луну и совершивших на ней посадку. В 1969 г. американские астронавты высадились на Луне, собрали образцы почвы, сфотографировали ее поверхность. Исследования космоса не прекращаются.

Предположите, каких успехов может добиться человек в XXI в., изучая космос. Нарисуйте две иллюстрации к своему рассказу.


  1. Перечислите, какими техническими достижениями вы уже умеете пользоваться. Как вам помогает техника?

Техника

Как помогает в жизни




  1. Представьте, что вы – фотограф и вам необходимо сделать фоторепортаж о современном обществе. Какие фотографии вы бы сделали, чтобы показать основные характерные черты современного общества (нарисуйте или опишите сюжеты)?

  2. Перед вами факты, характеризующие глобальные проблемы человечества в начале XXI.

А) В 2007 г. численность населения Земли достигло 6, 6 млрд. человек.

Б) К началу XXI в. на планете уже уничтожено более 200 видов животных и растений (например, сумчатый волк).

В) На конференции по проблемам голода в 2002 г. было объявлено, что каждые четыре секунды в мире от голода или недоедания умирает один человек.

Г) За историю развития человеческой цивилизации на планете было вырублено более 2/3 всех лесов.

Д) К концу XX в. на Земле насчитывалось 40 млн больных СПИДом. Наркомания ежегодно уносит миллионы жизней.

Е) Ядерное оружие появляется все у большего числа стран. Оно есть у США, России, Франции, Великобритании, Китая, Индии, Пакистана, Северной Кореи.

Почему эти проблемы являются общими для всех и представляют угрозу существования людей?


  1. Заполните схему, указав достижения научно0технического прогресса.


  1. В книге Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» джин попадает в Россию XX в. Он пробует сделать для своего друга мальчика Вольки телефон, но аппарат не работает, потому что джин не знает его внутреннего устройства.

Придумайте еще несколько ситуаций, в которые может попасть отставший от прогресса джин.




§ 5. Человечество как сумма поколений

    1. Прочитайте начало фантастического рассказа и придумайте его продолжение.

« Было 10 часов вечера. Мама что-то готовила на кухне. Папа смотрел телевизор. Старший брат с товарищами по институту обсуждали свои дела. А восьмилетнего Петю отправили спать, сказа, что он еще маленький. Засыпая, Петя думал: «Вот бы проснуться завтра большим, я бы тогда…» А утром Петя увидел собственное отражение в зеркале ванной и не поверил своим словам. На его смотрел мужчина лет 30 с бородкой и усиками…»


2. Объясните смысл поговорок.

А) Старость – не радость.

Б) Смолоду наживай, а под старость проживай.

В) Старый хочет спать, а молодой – играть.

Г) Молодость плечами крепка, а старость – головой.

3. Продолжите фразы.

А) Моя бабушка (мой дедушка) научила (научил) меня_____________________________.

Б) Мой папа (моя мама) научил (научила) меня___________________________________.

4. Составьте генеалогическое древо своей семьи.

5. Соотнеси термины и их определения.

А. Материальная культура

1. Группа людей примерно одного возраста и жизненного опыта.

Б. Нематериальная культура

2. Общее количество умерших, ныне живущих и будущих поколений людей

В. Человечество

3. Часть культуры, созданная прошлыми поколениями и передающаяся следующим поколениям как особо единое

Г. Поколение

4. Все созданное человеческими руками

Д. Культурное наследие

5. Сумма правил, норм поведения, законов, знаний, обычаев, традиций


  1. Во все времена родители пытались давать детям полезные советы, передавать накопленный опыт.

Прочитайте выдержки из «Поучения» киевского князя Владимира Мономаха (XII в.)

«Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем…

Всего же более убогих не забывайте, но, сколько можете, по силам кормите и подавайте милостыню сироте…не давайте сильным губить человека…

Если же вам придется крест целовать (т.е., если клянетесь в чем-то), на чем можете стоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей.

Старых чтите, как отца, а молодых – как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте…

Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда…

Больного навестите, покойного проводите, ибо все мы смертны. Не пройдите мимо человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

Жен своих любите, но не давайте им власти над собой».

А) Какие советы можно считать важными и полезными сегодня?

Б) Является ли «Поучение» Владимира Мономаха культурным наследием?



§ 6. Человек, общество, природа

1. Составьте памятку «Основные правила отношения человека к природе».

2. Спорят два шестиклассника. Один заявляет, что ребенок ничего не может сделать для охраны окружающей среды, это задача для серьезных организаций и взрослых людей. Другой возражает, что каждый, даже ребенок, в деле защиты природы может сделать что-то полезное.

Кого вы поддерживаете в споре и почему?

3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Американские и английские ученые провели совместные исследования под названием «Стихийные бедствия: дело рук Бога или Человека?» Вывод был таким: главной причиной стихийных бедствий в современном мире является вмешательство человека. Землетрясения, наводнения, засуха – все эти губительные события в большинстве случаев связаны, так или иначе, с деятельностью человека. Именно поэтому в конце XX в. стал широко применяться термин «рукотворные катастрофы».

А) О каких воздействиях – человека на природу или природы на человека – говорится в тексте?

Б) Приведите примеры «рукотворных катастроф»

В) Можно ли избежать подобных катастроф и какими способами?


Глава 2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

§ 7. Что такое экономика?

1. Большинство людей в обществе одновременно выступают в роли производителей и потребителей.

Подумайте и приведите примеры конкретных ситуаций, в которых человек является производителем и потребителем

2. Соотнеси понятия и их определения

А. Экономика

1. Сумма всех расходов на организацию выпуска товара, включая стоимость сырья, материалов и заработную плату работников

Б. Производство

2. Хозяйства страны; рационально организованная экономическая деятельность людей, направленная на создание товаров и услуг, удовлетворяющих потребности населения.

В. Потребитель

3. Процесс создания разных видов экономических продуктов (товаров и услуг), предназначенных для продажи

Г. Производитель

4. Человек, предприятие, общество в целом – тот, кто приобретает и использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей

Д. Затраты производства

5. Человек, предприятие (фирма), изготавливающие товары и предоставляющие услуги



§ 8. Рынок

1. Рассмотрите изображения

Рынок в Древней Руси Современный рынок

А) Подумайте, какие различия существуют между рынками древности и современными рынками.

Б) А какие общие черты можно назвать?

2. Решите кроссворд.

  1. Финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определенную плату вложения и дает кредиты.

  2. Обмен товарами и услугами в процессе купли-продажи.

  3. Система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг; место купли продажи.

  4. Денежные средства, размещаемые в банки в целях хранения и получения доходов.

  5. Средство измерения величины стоимости товара, осуществления платежей, расчетов.


3. Работа с текстом

«В Древней Греции каждый город чеканил свою монету, поэтому люди, которые хотели торговать с другими городами и странами, должны были обращаться к менялам. За свои услуги менялы брали плату и получали прибыль, такую, что могли давать деньги взаймы. Заемщик должен был возвратить долг в определенный срок и оплатить проценты. Это стало началом отношений, которые с эпохи Средневековья, со времени появления первых банков, называются банковскими. Термины «банк» и «банкир» происходят от итальянского слова banco, означающего «скамья», «прилавок», за которым производили свои операции менялы. Люди, имеющие свободные деньги и желающие получить доход, также обращались к банкирам. Банкиры находили подходящее дело, в которое можно было вложить деньги и получить прибыль».

А) Какова была роль менял в древнем мире и в Средние века?

Б) Какую роль играют банки в экономической жизни современного общества?

4. Древнегреческий ученый Пифагор говорил: «Законодатель! Не пиши законов торговле: она не терпит их, как океан, носящий корабли».

Как вы думаете, нужны ли четкие законы, регулирующие торговлю, и почему?


§ 9. Что такое предпринимательство и бизнес.

1. Подходят или нет к термину «предпринимательство» следующие поговорки? Почему?

А) Работа не волк, а лес не убежит.

Б) Поленился – и хлеба лишился.

В) Под лежачий камень вода не течет.


2. Заполните таблицу «Что такое предпринимательство и бизнес».

Составьте 5-6 вопросов по теме. Подчеркните 2-3 самых важных.

Символ бизнеса

Ответьте на подчеркнутые вопросы






3. Составьте портрет предпринимателя:

А) Черты характера;

Б) Дом, имущество;

В) Как проводит свободное время;

Г) Что нравится;

Д) Что не нравится;

Е) Какие обязанности на работе.

Подумайте, связаны ли между собой характер, бизнес, интересы предпринимателя.

4. Выпишите в один столбик правила, которые будут полезны для развития фирмы, а во второй – правила, которые могут фирме навредить. Объясните свой выбор.

  • Четкий план работы;

  • Увольнение работников за любую ошибку в работе;

  • Риск ради получения большой прибыли;

  • Организация хорошего отдыха для сотрудников фирмы;

  • Установление низких цен на продукцию фирмы;

  • Строгая дисциплина на работе.

Дополните перечень правил своими вариантами.















§ 10. Домашнее хозяйство.

1. Заполните схему «Семейный бюджет»


2. Спорят два школьника. Один говорит, что планирование семейного бюджета его не касается и не интересует. Эти занимаются родители. А другой считает, что школьники должны быть в курсе доходов и расходов семьи.

Кого и почему вы поддерживаете в этом споре?

3. В конце XX в. в тайге было обнаружено небольшое поселение. Там жили отец (уже очень старый человек) и его пожилая дочь Агафья. Они вели полностью изолированное хозяйство.

А) Подумайте, что и как им приходилось делать, чтобы обеспечить себя всем необходимым для жизни. Заполните схему «Характерные черты отдельного хозяйства».

Б) Как ваша семья связана с экономической жизнью общества? Приведите конкретные примеры и заполните схему «Семья в современном обществе»


  1. Во все времена у разных народов девочек учили вести домашнее хозяйство

Подумайте, какие главные правила необходимо соблюдать, чтобы хозяйство семьи было успешным.

1)

2)

3)

4)

5)

6)




§ 11. Экономическая деятельность подростков

1. Определите черты характера и личности, которые воспитывает экономическая деятельность, и выпишите их.

Легкомыслие, честность, смелость, ответственность, рассеянность, лень, организованность, трудолюбие, уверенность в себе, хвастовство, серьезность.


2. Прочитайте текст о трудовом воспитании детей в средневековом ремесленном цехе. Ответьте на вопросы.

«Ребенка отдавали учеником к мастеру. За обучение надо было платить. Ученик жил в доме мастера и первоначально выполнял обязанности слуги. По уставам цехов мастер должен был заботиться о своих учениках, кормить их. За непослушание учеников следовало строго наказывать. В одном из уставов было написано: «Тело может пострадать, чтобы душа была в лучшем состоянии». Ученик никуда не мог уходить из дома мастера. Обучение ремеслу было длительным. Подросший и способный ученик мог стать подмастерьем».

А) С какими трудностями сталкивался ребенок, находясь в обучении?

Б) Какие цели были у родителей, которые отдавали детей в ученики к мастеру?

В) Есть ли полезные стороны у такой системы трудового воспитания


3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

В Англии XIX в. на фабриках широко применялся детский труд. В 1893 г. вышел закон о запрете труда для детей до 11 лет. Но этот закон не соблюдался. Фабриканты говорили, что работа помогает развивать детей физически. После шести часов работы дети шли в школу на уроки. Но часто они так уставали, что засыпали за партами. Многие не усваивали школьную программу.

С распространением печатной продукции появилась новая профессия – продавец газет. Дети вставали в 4-5 часов утра, работали на улице до вечера. Продолжительность рабочей недели у них часто достигала 60 часов.

А) что вы узнали из текста?

Б) какие выводы можно сделать о работе детей в XIX в.?

В) Как изменилось отношение к детскому труду в современном обществе?


4. Перечислите работы, доступные подросткам сегодня в нашей стране.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

5. Составьте правила работы для подростков. Можно воспользоваться «Списком помощи», но обязательно добавить свой материал.

1. Обязательно получи согласие родителей на работу.

2. Занимайтесь работой в летнее и каникулярное время.

3. Не опаздывай на работу и не пропускай без причины.


6. Спорят два друга. Один говорит, что работа мешает подростку нормально учиться.

Заработанные деньги дают ощущение независимости от взрослых и приводят к непослушанию. Другой утверждает, что работа делает подростка собранным, помогает ценить чужой труд и продуманно относиться к денежным тратам.

Кого бы вы поддержали в этом споре и почему? Или у вас есть другое мнение?


§ 12. труд с точки зрения закона

1. Объясните смысл пословиц

А) Лентяй да шалопай – два родных брата.

Б) Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

В) Труд человека кормит, а лень портит.

О каком отношении к труду говорит народная мудрость?

2. Впишите подходящие по смыслу понятия

А) Человек или организация, предлагающие работу -__________________________.

Б) Документ, в котором официально обозначены условия труда и оплаты -___________.

В) Человек, который согласен выполнять какую-либо работу за определенное вознаграждение - ____________________.


3. Заполните таблицу

Ситуация

Закон нарушен или нет

Почему?

Саша, 13 лет, устроился работать почтальоном на весь год



Маша, 15 лет, договорилась в устной форме о работе летом по раздаче рекламы



Олег, 14 лет, заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день



Нина, 16 лет, устроилась летом по трудовому договору на работу по четыре часа в день с двумя выходными в неделю




4. отметьте верные утверждения.

Утверждение

Верно или нет

А. Право на труд закреплено не только в российских законах, но и в международных документах


Б. Безработными называют нетрудоспособных граждан, которые из-за болезни или возрасту не могут устроиться на работу


В. По общему правилу закон разрешает трудоустройство с 18 лет


Г. В трудовом договоре указывается характер работы, заработная плата и другие важные условия


Д. по соглашению сторон трудовой договор, может быть, расторгнут в любое время.


Е. Минимальная продолжительность ежегодного отпуска составляет 15 календарных дней


Ж. Подростков можно привлекать к работам в ночное время и к вредным работам только с их согласия


З. По достижении пенсионного возраста граждане получают право на пенсию



ПОЛИТИКА И ПРАВО

§ 14. Государство и граждане

  1. Выберите правильный ответ.

  1. Первые государства образовались:

А) 30 тыс. лет назад; Б) пять тыс. лет назад; В) тысячу лет назад.

2. Первые государства появились в: А) Африке; Б) Антарктиде;

В) Австралии.

3. Демократия – это:

А) власть одного человека; Б) власть немногих людей; В) власть народа.

4. Республика существовала в: А) Древнем Египте; Б) Древнем Междуречье;

В) Древнем Риме.

5. Государства-полисы были в:

А) Индии; Б) Греции; В) Риме.

6. Мировое сообщество – это:

А) единство жителей Земли; Б) единство жителей государства;

В) единство государства, входящих в НАТО.

2. Выпишите признаки государства:

А) Суверенитет; Б) Единство вкусов и взглядов; В) Армия, полиция; Г) Личное знакомство всех жителей государства;

Д) Гражданство; Ж) Единая территория; З) законы; И) налоги.


3.Учащиеся Англии попросили российского шестиклассника рассказать о государстве, в котором он живет. Из-за плохого знания английского языка рассказ получился коротким и не совсем понятным:

«Наше государство заботится о своих гражданах. Во главе государства стоит президент. Но его и другие власти выбирают люди, которые живут в стране. Наше государство самостоятельное и независимое. Граждане государства заботятся о нем»

Что вы можете пояснить в этом тексте или добавить?


4. Прочитайте два отрывка, рассказывающие об организации власти в древних государствах.

«Египтяне верили, что правители государства ведут свое происхождение от могущественного бога солнца Ра и сами являются божествами. Они считали, что фараоны могут общаться с богами как с равными и через них боги сообщают людям свою волю. Поэтому приказания фараонов исполнялись беспрекословно. Подданные фараонов должны были падать ниц и целовать землю под его ногами».

« В народном собрании могли участвовать все афинские граждане, в том числе и бедняки. На собрании решались важнейшие дела в государстве, принимались новые законы. Здесь же сроком на один год выбирали и должностных лиц полиса. Все без исключения граждане были равны перед законом».

А. Охарактеризуйте, одним словом государственную власть в Древне Египте и Древних Афинах.

Б. Придумайте эмблемы-символы власти в Древнем Египте и Древних Афинах.


5. Многие сказки начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Прочитайте отрывки из сказок и найдите в них признаки государства.

КОРОЛЕВСКИЙ БАРАН (английская народная сказка)

«Жил-был король, и было у него три дочери. Однажды король ушел на войну. Когда он с победой вернулся домой, то устроил большой пир. На пиру король стал спрашивать дочерей, что им снилось прошлой ночью. Самая младшая ответила: «Вы, отец, подозвали меня к себе и омывали мне руки розовой водой». Разъяренный король закричал: «Эта девица думает, что я – ее слуга, а я – король!» он вызвал охрану и приказал: «Уведите мою дочь в лес и убейте ее». Охрана была в ужасе, но обещала в точности выполнить приказ короля».

СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА (французская сказка)

«Когда у короля родилась дочь, злая фея предсказала, что она уколется веретеном и умрет. Добрая фея сумела смягчить предсказание: после укола о веретено принцесса должна была не умереть, а заснуть на сто лет. Однако король попытался уберечь принцессу от предсказанного несчастья. Для этого особым приказом он запретил всем подданным под страхом смерти прясть и хранить в доме веретена и прялки».

6. Известна фраза французского короля Людовика XIV: «Государство – это я», которая обозначает его неограниченную власть в стране. А как вы понимаете фразу: «Государство – это мы»?


7. Перечислите и изобразите государственные символы Российской Федерации.


8. Практическая работа. Проведите опрос среди своих товарищей, знакомых взрослых и родственников. Пусть они ответят на вопрос: «Что значит быть гражданином?» Запишите их мнения и подчеркните те, с которыми вы согласны.


9. В законе «О гражданстве Российской Федерации» прописаны правила, в соответствии с которыми человек получает российское гражданство.

Приведите 2-3 примера на каждое правило (реальных или выдуманных) и заполните таблицу «Основания приобретения российского гражданства».

По рождению

В результате приема в гражданство

Когда оба или единственный родитель имеют гражданство России независимо от места рождения ребенка

Когда один из родителей – гражданин России, другой – гражданин иностранного государства, но при этом ребенок родился на территории России.

Родители ребенка, находящегося на территории России, неизвестны и не объявляются в течение шести месяцев с момента его обнаружения.

По личному желанию человека, которому исполнилось 18 лет и который в течение пяти лет живет в России.








§ 17. Право на службе человека

  1. Объясните, почему слова «право», «правда», «правильно» являются родственными.

  2. Подумайте и сформулируйте пять причин, по которым необходимо соблюдать законы, и проанализируйте последствия их несоблюдения

  3. Объясните смысл пословиц и поговорок.

А)Не бойся закона, бойся судьи.

Б) Хоть бы все законы пропали, лишь бы люди правдой жили.

В) Дураку закон не писан.

Г) где закон, там и обида.


  1. Укажите, какие из перечисленных правил являются нормами законов:

А) при входе в помещение надо поздороваться с присутствующими;

Б) надо заботиться о престарелых родителях;

В) необходимо получить образование;

Г) нельзя принимать на работу подростков младше 14 лет;

Д) нельзя вступать в брак людям моложе 18 лет;

Е) нельзя обманывать друзей;

Ж) в 18 лет молодые люди должны быть призваны в армию;

З) нельзя грубо разговаривать с окружающими.


  1. Прочитайте отрывки из законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. До н. э.) и законы Древнерусского государства (Русская правда, XI в.).

Что можно сказать о государстве и обществе, проанализировав эти документы? Составьте небольшие рассказы-рассуждения о Древнем Вавилоне и Древней Руси (на основании законов)

Законы Хаммурапи

Русская правда

  • Если человек скрыл беглого раба и не выдал его, он должен быть казнен

  • Если человек совершил ограбление и был пойман, он должен быть убит

  • Если человек не может выплатить долг, то он должен отдать в рабство на 3 года жену, сына или дочь

  • Если человек ударил по щеке высшего по положению, то его надо ударить плетью 60 раз

  • Если лекарь сделал человеку операцию и убил его, то ему надо отрубить руку

  • Если убьют управителя, а крестьяне деревни, на территории которой обнаружено тело, не найдут убийцу, то штраф за убийцу будут со всей деревни

  • Если убьют управителя в доме или около лошадей, то виновника надо убить как собаку

  • За убийство княжеского старосты штраф 80 гривен

  • За убийство свободного общинника штраф 40 гривен

  • За убийство холопа (раба0 штраф 5 гривен


§ 18. Конституция – Основной закон страны

  1. Определите, какие характеристики Конституции РФ 1993 г. верны, а какие – нет.

А) Существует сводная часть, где говорится об отношении российских граждан к государству

Б) В Конституции перечисляются все правила поведения российских граждан

В) В Конституции говорится об устройстве и полномочиях органов власти в стране

Г) Конституция принята после всенародного обсуждения путем голосования граждан России

Д) Конституция содержит положения об основных правах и обязанностях граждан России

Ж) В Конституцию включены различные законы

З) Все законы, принимаемые в государстве, не должны противоречить Конституции

Е) Никто в государстве не имеет права нарушать Конституцию

И) Конституция всю власть в государстве отдает Президенту


  1. В начале XX в. Самое маленькое в мире государство, существовавшее на одном из островов, называлось Таволару. В нем проживало 180 человек.

Как вы считаете, нужна ли жителям этого государства конституция или она необходима только большим государствам? Объясните свое мнение.

  1. Заполните схему «Государственные власти в Российской Федерации (по конституции РФ)», используя следующие понятия: Президент, Федеральное Собрание, Верховный суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, министерства.



  1. Поспорили два ученика. Один заявляет: «Конституцию должны писать люди, которые специально изучали законы, а остальные граждане не должны ее обсуждать и вносить свои предложения. И принимать Конституцию они тоже не должны». Другой возражает: «Нет, обсуждать и принимать Конституцию обязаны все люди, являющиеся гражданами государства».

Чье мнение вы поддерживаете и почему?





§ 19. Право и правопорядок


  1. Составьте небольшой словарь по теме «Сохранение правопорядка и законности» (в него должны войти пять слов с определениями).


  1. Соедините в пары выражения, которые указывают на обязанности участкового инспектора и их выполнение.

    • Охрана общественного порядка

    • Запретил громкие крики и грубую ругань компании подростков на улице.

    • Оказание помощи гражданам в осуществлении их законных прав и интересов.

    • Обнаружил угнанную машину.

    • Предотвратил попытку неизвестного мужчины вырвать сумку из рук девушки.

    • Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан.

    • Раскрытие преступлений

    • Потребовал, чтобы покупателю на рынке на рынке заменили некачественный товар.


§ 20. Как защититься от несправедливости

  1. Продолжите список действий, которые могут вам навредить:

А) открывать дверь незнакомым людям;

Б) оставлять свои вещи без присмотра;

В) Дать покататься на своем велосипеде малознакомому человеку;

Г)

Д)

Е)

Ж)

З)

2. В какой суд может обратиться человек в следующих ситуациях

А) Гражданин М. взял у друга на время автомобиль. Машина попала в аварию и получила серьезные повреждения. М. отказался ее ремонтировать и возмещать ущерб.

Б) Директор мебельного комбината заключил договор о поставке древесины с формой «Лестрой». Но фирма не выполнила своих обязательств, и комбинат несет убытки.

В) В городе был принят закон, запрещающий рабочим увольняться с большого металлургического завода.


3. Богиней правосудия в Древней Греции считали Фемиду. Её изображали с повязкой на глазах, весами и мечом в руках. Объясните, что олицетворяют эти символы.

Весы –

Меч –

Повязка на глазах –

Придумайте и нарисуйте символ современного правосудия. Объясните, что он означает.


4. Как может защитить свои права ребенок в современном обществе?


5. Прочитайте текст с описанием суда у древних германцев. Ответьте на вопросы

«Судьи у древних германцев выбирались из богатых и знатных людей, т.е. из «лучших». Заподозренный в убийстве должен был очиститься от подозрений. Для этого надо было найти 72 человека, которые подтвердят его невиновность и произнесут без ошибок клятву. Если так сделать не получится, то придется пройти испытание по Божескому суду. Опустить руку в кипящую воду и вытащить кольцо. Если рука заживает за наделю, то Бог указывает на невиновность подозреваемого. Если рука не заживает, то человек должен отдать свое имущество. А в случае нехватки имущества он должен выполнить старинный обряд: собрать землю из углов своего дома и бросить через плечо на ближайшего родственника. После этого родственник должен помочь в выплате долга».

А) Подумайте, что в древнегерманском суде вам кажется справедливым, а что – нет.

Б) Какой суд сегодня можно назвать справедливым?


ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

§ 21. Наука и образование


  1. Сейчас при изучении различных предметов в школе ученики пользуются учебниками. Подумайте и запишите, какие трудности могут возникнуть при работе с учебниками и каким образом вы можете их решить.

Трудности

Возможное решение




  1. Соотнеси названия общественных наук и их определения.

А. Экономика

1. Наука о рождаемости, смертности и перемещении населения

Б. Социология

2. Наука о происхождении и развитии человека

В. Политология

3. Наука о внутреннем мире человека и его поведении

Г. Демография

4. наука об организации производства и хозяйственной деятельности людей в целом

Д. Культурологи

5. Наука об устройстве и развитии общества

Е. Антропология

6. наука об устройстве государства, деятельности властей и политических партий

Ж. Психология

7. Наука о духовном развитии людей и общества


3. Как вы думаете, с какими проблемами и трудностями может столкнуться необразованный человек в современном обществе?


4. Объясните смысл пословиц.

А) Неграмотный – будто слепой.

Б) Корень ученья горек, да плод сладок.


5. Выпишите в два столбика утверждения: первый, утверждения обозначающие причины, побуждающие человека к обучению, а во второй – последствия обучения.

  • Необходимость читать документы и деловые бумаги

  • Собственная независимая позиция в жизни

  • Возможность узнавать новые необходимые сведения

  • Уважение окружающих

  • Использование опыта, накопленного другими людьми

  • Понимание происходящих событий

  • Возможность найти хорошую и интересную работу


6. «Все науки порождены здравым смыслом, любознательностью, наблюдательностью, размышлениями».

Р. Оппенгеймер, американский физик

Сделайте сообщение о деятельности какого-либо ученого. Укажите черты личности, которыми, по вашему мнению, должен обладать ученый.

7. В Российском государстве книгопечатание появилось в XVI в. первая датированная книга была напечатана в 1564 г. в типографии Ивана Федорова и называлась «Апостол2. она вышла в количестве 2 тыс. экземпляров. В 1901 г. было решено создать памятник Ивану Федорову. Скульпторы из России, Германии, Франции, Болгарии предложили проекты памятника. Побелил проект С.М. Волнухина, и в 1909 г. памятник И. Федорову был торжественно открыт в Москве.

Попробуйте создать собственный проект памятника, посвященный книге, ее роли в развитии человечества.


§ 22. Мораль


  1. Поговорки и пословицы складывались на основе жизненных наблюдений. Они отражают человеческий опыт. Попробуйте подобрать примеры из жизни к следующим пословицам.

А) Доброму Бог помогает.

Б) За добро добром платят.

В) Добрый человек в добре проживет век.

Г) Тому тяжело, кто помнит зло.


2. Продолжите фразы

А) Всеобщее осуждение окружающих вызывает_____________________

Б) Человека в обществе будут уважать за_________________________


3. Какие последствия могут иметь для человека следующие поступки?

А) Катя доверила подруге важный секрет, а подруга Маша рассказала о нем всему классу.

Б) Максим обещал помочь однокласснику Игорю по математике, но вечером сел смотреть футбольный матч и забыл зайти к товарищу объяснить задачи. На следующий день Игорь получил по контрольной работе двойку.

В) Ребята собрались в лес. Саша заявил, что он прекрасно умеет разводить костер и готовить еду в походных условиях. Но оказалось, что Саша сказал неправду – хорошего пикника у ребят не получилось.

4. Во многих сказках добро побеждает зло. Золушка выходит замуж за принца, а ее злые сестры и мачеха остаются ни с чем. Добрая Герда побеждает злую Снежную Королеву и освобождает от ее чар Кая.

Продолжите этот список (в него можно включить известные вам мифы и легенды).

  1. Заполните таблицу «Мораль и право».

Мораль и право

Общие черты

Отличия







§ 23. Идеал и ценности


  1. Как вы понимаете выражение: «У каждого времени свои герои»? Кого можно назвать героем нашего времени (реального человека или героя)?

  2. Выпишите положения, которые являются ценными (важными) для вас в жизни.

    • Хорошая учеба

    • Домашнее животное

    • Верные друзья

    • Спортивные успехи

    • Понимание родителей

    • Уважение в классе

    • Спортивные успехи

    • Хорошее отношение учителей

    • Деньги на карманные расходы

    • Посещение театров и музеев

    • Чтение

    • Хорошая (модная) одежда


3. Спорят два ученика. Один убеждает: «У каждого должен быть идеал, чтобы к нему стремится». А другой возражает: «Без идеала жить лучше и проще».

Чье мнение вам кажется верным?


4. Для многих ребят 10-17 лет идеалом становится современные певцы или артисты. Ребята создают Фан-клубы (т.е. клубы фанатов). Они подражают кумирам в одежде, в манере говорить, в поведении. Хотя на концерты, пытаются достать автограф и караулят своего героя у подъезда.

Подумайте и ответьте на вопросы

А) Что привлекает подростков в их кумирах?

Б) Что может дать юным фанатам их увлечение?

В) чем движение фанатов может быть опасно для них самих и для окружающих?


5. Выпишите, что вы никогда не сможете простить человеку, с которым дружите или кого уважаете. Объясните почему. Дополните список.

Хамство, предательство, жадность, слабость характера, грубость, подлость.


Выпишите, что вы себе никогда не позволите в общении с человеком, которого любите и кем дорожите. Объясните почему. Добавьте свои варианты.

Неприятно выглядеть, говорить неправду, повысить голос, нагрубить, обмануть.


6. Важнейшая ценность для любого человека – это жизнь. Но порой люди ею рискуют.

Прочитайте тексты и определите, во имя каких ценностей люди рисковали жизнью.


А) В 1941 г. на фронт уходили тысячи добровольцев, чтобы сражаться с фашистскими войсками, напавшими на нашу страну;


Б) Во время эпидемии тифа врач помогал больным, хотя знал, что эта болезнь заразна и опасна;


В) два друга - альпиниста в горах попали под камнепад. Один серьезно пострадал, а второй спас его, рискуя собственной жизнью.


Г) Предложите вашу ситуацию.


7. Прочитайте отрывок из письма в редакцию и заполните рабочий лист.

Мой сын растет совершенно эгоистичным, черствым человеком. Я много работаю, чтобы у него было приличное образование, модные вещи, компьютер и многое другое. А ему даже посуду за собой помыть лень! А недавно мы крупно поругались. У бабушки был день рождения, а мой 15-летний ребенок заявил, что не сможет к ней приехать, потому что с трудом достал билет на концерт своей любимой группы! Мои аргументы на него не подействовали!


А) Как вы считаете, речь в отрывке идет о конфликте ценностей или о чем-то еще?

Б) Надо ли пытаться понять чужие ценности?

В) Возможен ли компромисс между различными ценностями?






РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ


§ 24. Ребенок в семье


  1. Заполните таблицу


Возраст

Чему учится ребенок

От рождения до 3 лет


От 3 до 6 лет


От 6 до 11 лет



  1. В детстве у каждого ребенка есть собственный мир, своя «волшебная страна». Вспомните и попробуйте изобразить, как эта «страна» выглядит.


  1. Объясните пословицы


А) Дети – благодать Божья.

Б) Детки – радость, умей и научить

В) Умел дитя родить, умей и научить.

Г) Растут детки, как грибки.


  1. В Древней Руси не было принято точно определять возраст, достигнув которого человек должен считаться взрослым. Для признания зрелости человек должен был обзавестись семьей и собственным хозяйством.


Объясните, почему это позволяло стать взрослым. Считаете ли вы такие правила справедливыми?


  1. Запишите отличия ребенка от взрослого.


  1. Прочитайте выдержки из «Декларации прав ребенка», которая была принята Организацией Объединенных Наций в 1959 г.


« Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Ему должно принадлежать право на здоровье рост и развитие

Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен расти в атмосфере любви и понимания. Он должен расти в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».


А) С какой целью был принят этот документ?

Б) Приведите 2-3 примера использования в жизни положения Декларации.

В) Представьте, что создана специальная детская комиссия для написания дополнительных статей Декларации, и вы стали ее участником. Продумайте и напишите свои предложения.


  1. Какие сложности и проблемы существуют у детей в современном мире?


  1. В древнегреческом городе-государстве Спарте детей воспитывали по особой системе. До семи лет мальчик оставался в семье, а потом его отдавали в отряд, где он жил и учился вместе со своими сверстниками. Руководил отрядом мальчик, проявивший большую смелость в драках. Ребята бегали полуголые и необутые, спали на земле на самодельных подстилках. Кормили их мало, и они вынуждены были сами добывать пищу. За любые провинности следовали жестокие наказания, но мальчики должны были переносить их без жалоб и слез. Появилось даже специальное понятие «спартанское воспитание», т.е. суровое.


А) Как вы думаете, нужна ли суровость в воспитании?



§ 25. Взаимоотношения детей и родителей



  1. Работа с текстом.

Российская императрица Екатерина II после рождения внука Александра (будущего императора Александра I) сама занялась воспитанием. Она даже написала специальную «Бабушкину азбуку». Вот некоторые правила из этой книги:

«Мальчик должен закаляться с детства, спать под легким одеялом.

Он должен иметь разных домашних животных и лично за ними ухаживать.

Если мальчик капризничает из-за болезни, его надо успокоить и оказать врачебную помощь.

Если мальчик капризничает из-за упрямства, желая, что либо получить слезами, ему надо спокойно объяснить его неправду и ничего не давать».

А) Какие черты характера императрица Екатерина II хотела воспитать у Александра?

Б) Какие методы воспитания она использовала?

В) Как вы считаете, какие методы воспитания больше всего влияют на ребенка?


  1. Что является самым важным в отношениях родителей и детей?


  1. Перечислите причины конфликтов между родителями и детьми?


  1. Часто на подростка оказывают влияние не только родители, но и сверстники.

Попробуйте разобраться, в решении, каких вопросов вы больше доверяете родителям, а в каких вопросах больше прислушиваетесь к мнению сверстников.


  1. Решите задачи.


    • К вам на день рождения собрались друзья. Ваши родители:

А) должны сесть за стол и праздновать вместе со всеми;

Б) должны находиться в соседней комнате;

В) могут пойти на прогулку или в кино.

  • Вас пригласили в гости ваш друг. А родители зовут вместе с ними на день рождения бабушки. Вы должны:


А) поздравить бабушку по телефону и пойти к другу;

Б) извиниться перед другом и поехать к бабушке;

В) договориться с другом, что зайдете к нему попозже или в другой раз.


  1. Выберите варианты, которые кажутся вам верными.


А) Надо всегда пытаться объяснять родителям свои вкусы и взгляды;

Б) не надо слушать родительских советов, потому что они жили в другое время;

В) У родителей большой жизненный опыт, поэтому к их советам стоит прислушиваться;

Г) У родителей нет времени, чтобы разбирать проблемы детей, поэтому лучше советоваться с друзьями;

Д) Можно посоветоваться и с родителями, и с друзьями. Возможно, их мнения совпадают;

Ж) Родители уже забыли, что они были детьми, и не поймут детских проблем.


  1. Случается, что даже в дружных семьях возникают сложные ситуации между родителями и детьми. Это всегда неприятно, но надо учиться находить причину недоразумений и, что еще важнее, правильно их разрешать.

Попробуйте найти выход из конфликтных ситуаций.


А) Катя без разрешения родителей принесла домой щенка. Мама не разрешила его оставить, а Кате очень хотелось…

Б) Костя получил в четверти тройку по русскому языку. Родители расстроились и решили не покупать сыну новые компьютерные игры.

В) Мама попросила Аню купить после школы хлеб. Но Аня забыла зайти в булочную, и за ужином выяснилось, что семья осталась без хлеба.

Г) Миша обещал вернуться от друга в 8 вечера, он пришел домой на час позже. Мама расстроилась и рассердилась, поэтому не разрешила сыну пойти на день рождения к этому другу.


  1. Психологи считают, что конфликты бывают во всех семьях, и главное – научиться быстро их разрешать.

Вам предстоит составить рецепт разрешения семейных конфликтов. Вы можете взять некоторые правила из «Списка помощи» (те из них, которые считаете полезными). Если надо, прибавьте к ним свои собственные правила и расположите их в рецепте от самых важных до незначительных.

Список помощи:

А) Внимательно выслушать мнение всех спорящих.

Б) Успокоиться, чтобы раздражение не мешало решению конфликта.

В) Никого не слушать из-за конфликта.

Г) Попытаться найти из сложившегося положения выход, который устраивает всех.

Д) Пошутить, чтобы разрядить обстановку.

Е) Настаивать на своем решении до конца.

Ж) уметь признать свои ошибки и принести извинения в случае своей неправоты.

З) Уметь простить того, кто искренне сожалеет о своем поступке и просит за него извинения.




§ 26. Ребенок в школе


  1. Выберите верное окончание предложения.

  1. В первобытном обществе детей:

А) никто ничему не обучал;

Б) учили читать и писать;

В) обучали всем необходимым навыкам опытные члены племени;

  1. Самые первые школы возникли:

А) в Древнем Египте, Китае, Греции;

Б) в Римской империи;

В) в Древней Руси.


  1. В первых школах обучались:

А) только мальчики;

Б) только девочки;

В) все дети.


  1. В Средние века обучали в школах:

А) всех детей;

Б) только детей знати;

В) крестьянских детей.


  1. Ученики стремятся получать хорошие оценки в школе, но задумайтесь, почему они это делают. Подумайте, почему ученики стремятся хорошо учиться и к каким результатам может привести хорошая учеба.


  1. Используя знания по обществознанию и истории, ответь на вопросы:


  1. Древнеегипетский знак, передававший согласные буквы, сочетания букв или целые слова.

  2. Государство Древнего Востока, где появились одни из первых школ.

  3. Наука, которая учит искусству красноречия.

  4. Религиозные учреждения, способствовавшие распространению грамотности в Средние века.

  5. Занятие, которому больше всего уделялось времени в спартанских школах.

  6. Наука, изучавшаяся в школах Древнего Рима.

  7. Материал, который использовали для письма в Средние века.

  8. Древнеегипетский материал, заменявший бумагу.


  1. Прочитайте отрывки из повести Э.Д Эрвильи «Приключения доисторического мальчика», в которых рассказывается об обучении в первобытном обществе.

«Старейший сказал Креку: «Сегодня вместе с братьями и со мной ты пойдешь вдоль Белых Холмов. Мы запасемся большими кремнями, они часто попадаются у подножия береговых утесов. Я открою тебе секрет, как их обтесывать»

Старик вышел из пещеры. За ним шла целая орда мальчиков-дикарей. Самый старший из них – Гель. Старейший научил его вырезать из раковины острием кремневого осколка смертоносные крючки. При помощи самодельного гарпуна с зазубренным костяным наконечником Гель поражал даже громадных лососей

Мальчики шли тихо, ступая легко и неслышно. Недаром старик постоянно твердил детям, что им надо привыкнуть двигаться бесшумно и осторожно, чтобы на охоте в лесу не спугнуть дичь, не попасть в когти диким зверем, не угодить в засаду к злым людям

Старейший всю дорогу шепотом и знаками объяснял детям, как узнавать росшие по берегу водяные растения. В зимнее время их мясистыми корнями можно наполнить желудок».

Какие особенности обучения вы нашли в первобытном обществе?


  1. Про обучение существует много пословиц и поговорок, сложившихся в старые времена. Объясните, какие из них подходят для современной школы, а какие устарели и почему.

А) Азбука наука, а ребятам мука.

Б) Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

В) Без палки нет учения.

Г) Повторение – мать учения.

Д) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Ж) кто много знает, с того много и спрашивают.


  1. Прочитайте сведения о средневековых университетах.

«После начального обучения, которое проводилось в «малых школах» и давало в основном знание латинского языка, чтения, можно было продолжить обучение в университете. Первые университеты появились в XII в. Они распространились по всей Европе. Учились в них долго. Сначала надо было закончить подготовительный факультет – 6 лет, а потом еще учиться на высшем факультете 5-6 лет. Обучение было платным. Письменных заданий не давали. Чтобы студенты лучше запоминали правила, их произносили в форме стихов. Слово «студент» по-латыни означает «занимающийся». Преподаватели читали лекции в помещении, но если студентов было слишком много, то профессор говорил из окна, а студенты слушали его на улице».

А) Подумайте, кто мог обучаться в средневековых университетах и почему.

Б) С какими трудностями была связана учеба?


  1. Существует множество разных школ. Попробуйте представить идеальную школу – «Школу радости». Решите, что в существующей школе для этого можно оставить, что изменить и добавить.


ОСТАВИТЬ…………………………………………………………………………..

ИЗМЕНИТЬ………………………………………………………………………….

УБРАТЬ………………………………………………………………………………

ВВЕСТИ………………………………………………………………………………

  1. Прочитайте проблемы и ответьте на вопросы:

  1. Ребенок исправляет в дневнике двойку;

  2. Родители пытаются заставить ребенка делать дома уроки;

  3. Ребенок не понимает объяснений учителя;

  4. Ребенок прогуливает школу;

  5. Ребенок дерется с одноклассниками;

  6. Ребенок занимается посторонним делом на уроке;

  7. Ребенок совершает какое-либо правонарушение.


А) Связаны ли между собой эти проблемы? Если «да», то как.

Б) Изучите по выбору одну из проблем и подумайте, какие причины могли к ней привести и как ее можно решить.


  1. В современной школе большую роль играет компьютер. Существуют компьютерные классы, специальные обучающие программы. Даже экзамены уже принимают на компьютере.

Как вы думаете, может ли компьютер полностью заменить учителя?


  1. Вы, возможно, смотрели телевизионные сериалы о школе, учениках и различных школьных проблемах. Попробуйте написать сценарий одной из серий.


Название сериала:

Действующие лица:

Сюжет:




§ 27. Друзья и ровесники


  1. Про друзей и дружбу существует огромное количество пословиц и поговорок. Объясните смысл некоторых из них.

А) Старый друг лучше новых двух.

Б) Друг познается в беде.

В) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.


Продолжите перечень пословиц о дружбе:


  1. Продолжите фразы.

А) Настоящий друг – это…

Б) В дружбе главное…

В) В дружбе недопустимо…






  1. Многие известные люди высказывали свои мысли о дружбе и друзьях. Прочитайте некоторые мнения и подумайте над ними.


Высказывания

Согласны или нет

Пример из вашей жизни или из книг, фильмов

Никакие житейские радости не будут нам приятны, если мы пользуемся ими одни, не деля их с друзьями.

Эразм Роттердамский, нидерландский писатель, ученый



Настоящая дружба не знает зависти

Ф. Ларошфуко, французский писатель



Дружбу видят лишь там, где она пользу сулит.

Овидий, древнеримский поэт




  1. Попытайтесь найти выход из ситуаций.

А) Петя и Сережа дружили с 1 класса. Но в 5 классе пришел новый ученик Глеб. Оказалось, что он живет в одном доме с Сережей, тоже собирает марки. Глеб и Сережа стали общаться. Петя обиделся.


Б) Маша и Настя считались в классе лучшими подругами. Но однажды, когда Маша заболела, Настя ей не позвонила и не пришла навестить. После выздоровления Маша перестала с Настей разговаривать.


В) Дима и Саша решили сделать светомузыку у Саши дома. Но мальчики что-то перепутали и сломали музыкальный центр. Когда вернулись Сашины родители, они запретили сыну общаться с Димой.


5. Вы хотите получше узнать своих товарищей по классу, двору или лагерю. Составьте вопросы для «Анкеты товарищей» (6-8 вопросов), которые помогут собрать нужные сведения.


  1. Спорят два человека. Один заявляет, что другу надо прощать все ошибки и заступаться за него в любой ситуации. Кто еще поддержит человека, если не друзья?

А другой возражает: «Не за все можно простить даже близкого друга. И есть случаи, когда его не стоит поддерживать».


Кого вы поддерживаете в этой споре? Обоснуйте свой ответ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!