СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по обществознанию 5-8 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Достоинство – это уважение человека к другим и, следовательно, к самому себе. Кант: «Уважение человека к закону человечности в своём собственном лице». Достоинство включает все положительные качества человека, их осознание в себе и признание их другими людьми. Уважение права каждого человека быть свободной, самостоятельной уникальной личностью – это и есть уважение достоинства другого человека.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по обществознанию 5-8 классы»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Пановская средняя школа













Дидактический материал по обществознанию, 5-8 классы









Подготовил: Макаров Н.А.,

учитель истории, обществознания, права
























Паново, 2019

      Достоинство – это уважение человека к другим и, следовательно, к самому себе. Кант: «Уважение человека к закону человечности в своём собственном лице». Достоинство включает все положительные качества человека, их осознание в себе и признание их другими людьми. Уважение права каждого человека быть свободной, самостоятельной уникальной личностью – это и есть уважение достоинства другого человека.

     Гражданство – это правовая связь человека и государства. Это – взаимная обусловленность прав и обязанностей.

    Гражданство – это принадлежность человека к определённому государству.

   Защита государством своих граждан:

  1. обеспечение порядка и безопасности граждан;

  2. таможня – препятствие ввозу опасных предметов и веществ;

  3. борьба с терроризмом;

  4. МЧС – помощь при стихийных бедствиях.

   Как стать гражданином России:

  1. по рождению – если оба родителя граждане России. Если один родитель – по договорённости между ними. Если родился на территории России -  по месту рождения.

  2. приобретаемое – а) с 18 лет; б) 5 лет жительства в России; 3) есть законные источники существования в России; 4) знание русского языка. Гражданин России не может быть лишён гражданства России не при каких обстоятельствах, но может выйти из него добровольно (с ограничениями по закону – если, например, ему нужно служить в армии).

Беженцы – лица, покинувшие свою страну по тем или иным обстоятельствам, которые не позволяют им нормально жить в данной стране.

Права и свободы человека:

  1. Гражданские права (личные права) – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свобода совести (вероисповедания).

  2. Политические права – право на участие в жизни государства: свобода избирать в органы государства и быть избранным, свобода слова и мысли, свобода информации и печати.

  3. Социальные права – право на жилище, на образование и здравоохранение, на социальное обеспечение.

  4. Экономические права – право на труд, право на владение собственностью, право на свободное предпринимательство, право на отдых.

  5. Культурные права – право на пользование духовными и материальными ценностями.

  Все эти права составляют правовой статус личности.

   Конвенция о правах ребёнка.

Принята ООН 20 ноября 1989 года. Содержит 54 статьи.

Права детей обеспечивают им:

  1. выживание

  2. развитие

  3. защиту

  4. активное участие в жизни общества.

   Кто представляет и защищает права подростков.

В первую очередь – родители. Если их нет – 1) до 14 лет – опекуны, 2) с 14 до 18 лет – попечители.

Уголовный кодекс РФ.

Виды преступлений:

  1. Против личности – убийство, насилие.

  2. Против общества и государства – терроризм.

  3. Экономические преступления – кража, взятка.

  4. Экологические преступления – загрязнение природы.

Обязанности граждан России:

  1. Соблюдение Конституции России и законов России

  2. Соблюдение прав и свобод граждан

  3. Уплата налогов

  4. Защита Отечества

  5. Охрана природы

  6. Охрана памятников истории и культуры.

    Свобода (свой, собственный) – способность человека к самостоятельной деятельности в соответствии со своими целями, планами, желаниями, стремлениями. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. В обществе границы свободы определяют законы государства и этические нормы.

   Принцип поведения – как человеку вести себя по отношению к другим людям и к природе с точки зрения моральных ценностей и идеалов.

   Отличия человека от животных: 1) социальность; 2) разумность; 3) целенаправленность деятельности, творчество.

 

   Мышление – способность познания мира и самого себя, способность осознания окружающей действительности.

Мышление: 1) осознание; 2) научение; 3) предвидение.

   Речь – передача результатов мышления с помощью звуков и письменных знаков.

 Виды речи – устная, письменная, внутренняя, мимика, жесты.

Самореализация человека – осуществление целей жизни человека.

   Ведущие деятельности: 1) дошкольный возраст – игра; 2) школа – учебная деятельность; 3) после школы – профессиональное самоопределение, трудовая деятельность.

  Нет человека без деятельности.

  Труд: 1) производство; 2) творчество – интеллектуальное, художественное; 2) политическая, общественная деятельность.

  Потребности – нужда в чём – либо, необходимом для жизнедеятельности.

Потребности: 1) первичные – физиологические (без которых невозможно физическое выживание); 2) вторичные – вес остальные. Также: 1) материальные; 2) нематериальные. Также: 1) биологические; 2) социальные; 3) духовные. Также: 1) разумные; 2) неразумные (ложные, вредные).

   Потребности зависят от ценностей – то, что для человека ценно и важно. Если ценно богатство, то главная потребность – деньги, материальные ценности. Ценностные ориентиры и потребности регулируют поведение человека. Ценность: богатство – потребность: деньги – деятельность: зарабатывание денег.

Способности — ординарные и неординарные

Способности — индивидуальные особенности личности, помогающие человеку успешно заниматься какой-либо деятельностью.

Способности возникают из задатков — природных особенностей человека.

Способность=задатки+обучение

Талант — выдающаяся способность; гений — исключительная способность.

«Талант попадает в цель, в которую никто не попадает, а гений попадает в цель, которую никто не видит».             А. Шопенгауэр.

«Гений — это то, чему нельзя научить и научиться».   И. Кант.

Характер и сила воли

Характер — особенности индивидуального поведения человека, отличающие его от других людей.

Характер=наследственность+среда+воспитание (в т.ч. самовоспитание).

Воля — сила, побуждающая человека к реализации его стремлений и желаний, задач, поставленных перед человеком.

Мораль и гуманизм

Мораль (mores – нравы, лат.) - правила поведения человека в обществе и определённые ценности, которыми руководствуется человек в своём поведении.

Ценности — моральные категории (добро и зло).

Моральные нормы — образец, идеал.

Человек и культура

Два значения слова «культура»:

1) культура — всё, созданное человеком, человечеством за его историю  (нейтральное значение);

2) культура — соответствие поведения человека определённым нормам, ценностям и идеалам (оценочное значение).

Знание: 1) чувственное -

а) ощущение — схватывание отдельных свойств предметов через органы чувств (цвет, запах, вкус);

б) восприятие — схватывание чувствами целостного образа предмета;

в) представление — схватывание предмета, не воспринимаемого непосредственно органами чувств, мысленный образ предмета.

2) рациональное: а) понятие — мысль, содержащая наиболее общие и существенные свойства предмета, определяющие его сущность и специфичность (отличие от других предметов);

б) два понятия составляют суждение (отрицательное или утвердительное);

в) два суждения составляют умозаключение, дающее новое знание.

Истина — соответствие знания действительности.

Критерии истины (по каким признакам можно судить, истинно данное суждение или нет, проверяемость истинности суждения): 1) объективная действительность; 2) практическая деятельность; 3) логическая доказательность; 4) мнение экспертного сообщества.

Методы науки: 1) наблюдение; 2) эксперимент; 3) моделирование; 4) логическое рассуждение.

Самосознание — осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира.

Образ «Я» - отношение человека к самому себе: 1) как я думаю о себе; 2) как я считаю — как другие обо мне думают (это «зеркальное Я»).

Самооценка — оценка личностью самой себя.

Самооценка=успех\притязание

Самооценка: 1) адекватная; 2) неадекватная (завышенная и заниженная).

Мораль кажется бессмысленной, ибо всё равно конец один — смерть. Но именно под знаком смерти мораль и имеет смысл. Пример. Убийство — аморально, именно потому, что жизнь — благо, смерть — зло. Но если бы люди были бессмертны, то и убийства не было бы, не было бы зла (смерти), противоположного добру, значит и добра бы не было, нельзя было бы его определить.

Человек, индивид, личность.

Человек — отдельный представитель человеческого рода.

Индивид — единичный, отдельный от других человек как биологическая особь.

Индивидуальность — человек со своими характерными, только ему присущими качествами, свойствами, чертами характера, уникальный представитель человеческого рода.

Личность — человек как полноценный член общества, как гражданин с твёрдыми моральными принципами и высокой общей культурой.

Природа — естественная среда обитания человека. Природа: 1) широкое понимание термина — окружающий нас мир; 2) узкое понимание термина — биосфера Земли.

Человек — биосоциальное существо.

Человек - «венец природы» - европейская идея.  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!