СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по немецкому языку тема "Второстепенные члены предложения"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит теоретический и практический материал по теме "Второстепенные члены предложения в немецком языке".

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по немецкому языку тема "Второстепенные члены предложения"»

Второстепенные члены предложения.

К второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение, обстоятельство. Они могут выражаться различными частями речи и даже словосочетаниями.

Дополнение:

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет или лицо, на который направлено действие

z.B Ich schloss das Fenster.

Otto setzte sich an den Tisch und schrieb an seinen Freund einen Brief.

По грамматической форме различают падежное дополнение (в вин., дат., род.) и предложное:

z.B. Ich hörte meinen Namen und ging hinaus.

Das Zimmer gefiel mir auf einmal gar nicht mehr.

Er interessierte sich für den Wagen.

Как дополнение часто выступает инфинитив, или инфинитивные группы

z.B. Die Kinder lieben es, Märchen zu lessen.

Ich kann malen.

Некоторые глаголы могут употребляться с двумя дополнениями

z.B. Die Mutter kaufte dem Sohn eine Tasche.

Дополнение в винительном падеже:

Дополнение в вин. падеже (прямое дополнение) относится к транзитивным глаголам и отвечает на вопросы wen?(кого) was?(что).

Оно обозначает предмет действия, и поэтому часто является необходимым членом предложения:

Petra schaute ihn erstaunt an.

Sie nannte ihn ihren Retter.


1. Прочтите, перепишите, подчёркивая дополнение в вин. падеже

1) Otto schreibt einen Brief.

2) Wir sehen eine Fabrik.

3) Unser Werk hat ein Klubhaus.

4) Hier steht ein Tisch.

5) Sie studierte eine Fremdsprache.

6) Er schickt mir einen Gruß.

7) Du weißt, ich habe eine Bibliothek.


2. Поставьте прямое дополнение во множественном числе

Образец: Er hat eine Freundin. Er hat Freundinnen.

1) Ich habe einen Freund. 2) Mein Freund hat einen Bruder. 3)Du schreibst einen Brief. 4) Der Sohn schicktein Telegramm. 5) Der Mann liest eine Zeitung.


3. Поставьте существительные, данные в скобках в вин. падеже:

1) Die Studenten schreiben (die Kontrollarbeit). 2) Unsere Fabrik hat (ein Klubhaus). 3) Dieser Arbeiter hat (die Tochter). 4) Hast du (der Beruf)? 5) Der Direktor gibt mir (der Urlaub). 6) Wir schicken dem Freund (der Brief)

Дополнение в дательном падеже

Дополнение в дательном падеже отвечает на вопрос wem (кому?)

- Emil folgte dem Mann mit dem steifen Hut.

При некоторых глаголах дополнение является необходимым членом предложения:

Z.B. zusehen, sich nähern, begegnen, gleichen.

-Horst begegnete seinem Freund

-Sie näherte sich ihrem Haus

В некоторых случаях дополнение может относиться к прилагательным (выступающим в роли предикатива)

z.B. true, dankbar, ahnlich, bose, fremd, gleich, gut,gewachsen (sein)

- Luge war ihm fremd

-Der Schauspieler war Dieser Rolle gewachsen.


Многие транзитивные глаголы требуют после себя дополнение не только в винительном падеже, но и в дательном

Die Mutter schenkte ihm ein Buch.

Некоторые устойчивые выражения требуют после себя дополнения в дат. падеже

z.B. jemandem Platz machen, zu Hilfe kommen, wehe (leid, recht,unrecht), tun

-Die alte Mutter tat ihm leid.

Was tut dir wehe?


Дополнение в родительном падеже

Это дополнение встречается в немецком языке достаточно редко.

Отвечает на вопрос wessen?

Число глаголов употребляющихся с родительным падежом достаточно ограничено . Это прежде всего

1.большинство глаголов с «sich»

sich bedienen, sich erfreuen, entsinnen, sich entwohnen, sich schamen

-Er schamte sich seiner Angst

2. глаголы bedurfen u gedenken

Дополнение в генитиве может также зависеть от прилагательных (выступающих в роли предикатива)

Sie war all der Unordnung mude

Предложное дополнение

Предложное дополнение выражено сущ. с предлогом и отвечает на вопросы

An wen? Woran? Mit wem? Womit? Auf wen ? woraf?

В качестве предложного дополнения могут выступать местоимённые наречия

Er dachte oft an die vergangenen Jahre.

Ja er Dachte oft daran.




Обстоятельство (Das Adverbiale)

Обстоятельствами называются члены предло­жения, поясняющие место, время, причину, цель, усло­вие действия, выраженного сказуемым.

Обстоятельства делятся на следующие группы:

  1. обстоятельства места,

  2. обстоятельства времени,

  3. обстоятельства образа действия,

  4. обстоятельства причины,

  5. обстоятельства цели,

  6. обстоятельства условия,

  7. обстоятельства уступительные.

1) Обстоятельства места указывают на место дей­
ствия и отвечают на вопросы wo? — где?, wohin? —
куда?, woher? — откуда?. Они выражаются а) наречиями
dort — там, hier — здесь и т. д.; б) существительным с
предлогом:

Viele Jungen und Madchen studieren an den Fach-schulen. — Много юношей и девушек учится в техникумах.

в) они выражаются также придаточным предложением места (см. § 131).

2) Обстоятельства времени указывают на время дей­
ствия и отвечают на вопросы warm? — когда?, seit wann? —

с каких пор?, bis warm? — до каких пор?, wie oft — как часто?, wie lange? —как долго?. Они выражаются:

а) наречиями времени gestern — вчера, morgen — завт­
ра и т. д.;

б) существительным с предлогом:

Wir gehen am Abend ins Theater. — Мы идем вечером в театр.

в) существительным в генитиве:

Eines Tages v/ar imsere Gruppe in der Tretjakow-Galerie. — Однажды наша группа была в Третьяковской галерее.

г) придаточными предложениями времени (см. § 130).

3) Обстоятельства образа действия указывают на
характер действия отвечают на вопросы wie? — как?,
auf welche Weise? —каким образом? Они выражаются
а) наречиями образа действия, б) партиципом I и II,
в) существительным с предлогом, г) обстоятельствами
меры и степени (sehr, ganz).

Mem Freund malt sefer gut. — Мой друг рисует очень хорошо.

д) придаточными предложениями сравнительными.

  1. Обстоятельства причины обозначают причину дей­
    ствия и отвечают на вопросы warum? — почему?, aus
    welchem Grunde? — по какой причине?. Они выражаются
    а) наречиями darum, deswegen — поэтому, б) существи­
    тельным с предлогом, в) придаточн. предлож. причины

  2. Обстоятельства цели обозначают цель действия и
    отвечают на вопросы wozu? — зачем?, zu welchem Zweck ? — с какой целью ?.

Выражаются а) местоимен­ными наречиями,

б) инфинитивом с zu и без zu,

в)придаточным предложением цели.

  1. Обстоятельства условия обозначают условие дей­ствия и отвечают на вопрос unter welchen Bedingungen — при каких условиях?.

  2. Они выражаются а) наречиями,

б) предложными группами.

  1. Обстоятельства уступительные выражают условие, вопреки которому совершается действие и отвечают на вопрос trotz welchen Umstandes? — вопреки какому обстоятельству?.

Они выражаются а) наречиями,

б)предложной группой.


Определение (Das Attribut)


Существительное, независимо от его функции в предложении, может иметь при себе определяющее слово, которое в предложении является определением. Определяемое слово вместе с определением занимает в предложении одно место. Оно отвечает на вопросы: welcher? -es? -e? -e? (который -ое? -ая?, -ые?); (какой? -ое? -ая? -ие?; was fur ein? was fur eine? (что за?) (der, das, die) wievielte? (который, -ое, -ая, -ые по счету); wessen? (чей? чье? чья? чьи?)

Имеются два вида определения: согласуемое и несогласуемое.

Согласуемое определение стоит перед именем су­ществительным, к которому оно относится, и согласуется с ним в роде, числе и падеже:

Er ist ein guter Schlosser. — Он хороший слесарь. Das ist die fűnfte Gruppe. — Это пятая группа. Meine Schwester studiert an der Fachschule. — Моя сестра учится в техникуме.

Несогласуемое определение не зависит от рода, числа и падежа того существительного, к которому оно относится. Место его зависит от той части речи, которой оно выражено:

Um den Tisch stehen drei Stűhle. — Вокруг стола стоят три стула.

Die Leningrader Platze sind weltberuhmt. — Ленинград­ские площади (площади Ленинграда) всемирно известны.

Die Resultate des Kontrolldiktats sind ausgezeichnet. — Результаты контрольного диктанта отличные.

Ich lese die Zeitung von heute. Я читаю сегодняш­нюю газету.

Die Blumen in der Vase sind Rosen.— Цветы в вазе -розы.





1.Подчеркните все члены предложения, определите вид обстоятельства

  1. Ich helfe ihr aus Mitleid.

  2. Wegen des schlechten Wetters hat das Fussballspiel nicht stattgefunden.

  3. Die Party findet am Samstag um 20 Uhr statt.

  4. Er machte mir am 1.Apriel einen Heiratsantrag.

  5. Während des letzten Oktoberfestes hat er kaum geschlafen.

  6. Ich war heute beim Friseur.

  7. Im Falle einer Panne fahren Sie sofort langsam.

  8. Nur bei dem guten Trinkgeld wird ihr Auto gleich repariert.

  9. Aus dem Zimmer hörte er Stimmen.

  10. Oben sass Wolfgang.

  11. Sie setzen sich auf den Koffer.

2. Определите в следующих предложениях главные и второстепенные члены

  1. Der Dekan fűhrt den deutschen Professor durch den Botanischen Garten. Er zeigt dem Gast die Orangerie. Er beantwortet die Fragen des Professors. Die Orangerie gefällt dem Professor sehr.

  2. Wir warten auf die Sekretärin. Sie kommt gleich.

  3. Das Seminar beginnt um drei Uhr. Das Seminar fűhrt Dozent Popow. Die Studenten besuchen gern das Seminar dieses Dozenten.

  4. Der Laborant hilft den Studenten. Er erklärt die Funkzionen des neuen Geräts. Sie benutzen das Gerät oft. Das Gerät steht in der Ecke.

  5. Hier sind die Räume der Bibliothek. Dieser Computer gehört der Bibliothek. Wir besuchen die Bibliothek oft. Die Bibliothek ist groβ.

3. Поставьте вопросы к выделенным существительным определите их падеж

  1. Dieser Student ist sehr fleiβig.

  2. Die Arbeit dieses Studenten ist sehr interessant.

  3. Der Professor gibt dem Studenten eine neue Aufgabe.

  4. Diese Aufgabe ist sehr kompliziert.

  5. Ich kenne diesen Studenten schon lange.

4. Используйте следующие предложные группы в предложениях как обстоятельства причины:

aus Vorsicht, aus Unwissenheit, aus Neugier, aus Angst vor Gefahr, vor Freude, vor Űberraschung, vor Langweile, wegen des starken Frostes, wegen des schlechten Wetters, dank der Hilfe der Eltern

5.Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу предлоги времени

  1. Ich habe ihn seit langer Zeit nicht gesehen.

  2. …. morgen … rauche ich nicht mehr.

  3. Ich kenne ihn …. Kindheit… .

  4. Die Party findet am Samstag …. 20 Uhr statt.

  5. Er machte mir … 24. Juni einen Heiratsantrag.

  6. Er kommt ….. Dienstagnachmittag.

  7. Dieses Jahr waren wir ….August in Urlaub.

  8. ….der Weihnachtszeit treffen sich alle Verwandten.

  9. …..zweiten Samstag ….Juni sind wir auf eine Party eingeladen.

  10. ….dem Essen trinke ich moistens einen Kaffe.

  1. Выберите правильный вариант:

  1. In welchem Jahr habt ihr geheiratet? …. 1995.

□im □ am □ –


  1. Ist der Zug schon angekommen? Ja…...15 Minuten.

□seit □ vor □ nach

  1. Ich war …..das ganze Wochenende weg.

□ während □ seit □bis

  1. Einen Moment noch. Ich bin …. 5 Minuten fertig.

□in □nach □am

  1. Die meisten Leute arbeiten ….Weihnachten und Neujahr nicht.

□nach □ zwischen □ bis

  1. Er arbeitet ……tief in der Nacht.

□in der □bis □seit

  1. Ich komme ungefähr ….zwei Wochen zurűck.

□ gegen □ in □ um

  1. Das Gemälde stammt …..dem 19.Jahrhundert.

□ von □ aus □ in

  1. Sie dűrfen ….des Starts und der Landung nicht rauchen.

□ nach □ vor □ während

  1. Sie geht …..ein Jahr ins Ausland.

□ bis □ nach □ fűr

7.Дополните предложения подходящими по смыслу временными наречиями (gestern, heute, morgen, bald, frűher, damals, jetzt, sofort/gleich, gerade, später)

1.Bitte warten Sie eine Sekunde. Ich komme gleich wieder.

2. Wie siehst du aus? – Ich war …..beim Friseur.

3. Wo sind denn meine Ohrringe? Die lagen doch …..auf dem Tisch.

4. Ich erkläre dir das …., wenn du alter bist.

5. Du brauchst es nicht ….zu machen. Mach es lieber ….,morgen oder am Wochenende.

6. Ich habe ihn….in der U-Bahngetroffen. Ich glaube,es war letzte Woche.

7. Beeile dich. Sie műβte …. kommen.










8. Определите какие из выделенных словосочетаний являются в предложении обстоятельством

1. Für den kommenden Urlaub hatte Nina sehr groβe Pläne.

2.Zur Verwirklichung ihrer Pläne setzte sie sich mit einem Reiβebüro in Verbindung,

denn sie wollte ihren Urlaub in einer Jugendherberge verbringen

3. Für sie wurde ein Platz in einer Jugendherberge reserviert

4. Vor der Abreiβe kam zu ihr ihr Freund Horst. Er brachte ihr seine Filmkamera.

5. An der Ostsee konnte sie bei schonem Wetter viele Motive für Fotografieren finden.

6. Auβer Nina erholten sich in der Jugendherberge viele angehende Fotoamateuere, die zum Ausuben ihres Hobbys machen manchen einen Rat brauchten.

7. Ab und zu kamen alle Fotoamateure zu einem Erfarungaustausch zusammen.

8. Nach Hause zurückgekehrt, lieβ Nina die aufgenommenen Filme entwickeln.

9. Horst äuβerte sich folgendermassen über ihre Leistungen: “Na, ja, für einen richtigen Kameramann waren die Bilder keine allzu groβe Leistung, sie passen trotzdem ganz gut zum Demonstrieren deiner groβen Faigkeiten als Fotograf. Ohne Zweifel hast du eine Ader für diesen Beruf”

10. Ausser den Filmen Filmen brachte Nina zur Erinnerungan die schőnen Urlaubstage viele Ansichtskarten und Souvenirs mit nach Hause.

9.Составить предложения с обстоятельством цели:


a) zum Erfahrungaustausch, fur die Erfullung des Plans, zur Untersuchung des Problems, fur die Erprobung der neuen Metoden

b) zur Erholung, zur Erinnerung an die Reiβe, für die Bekannschaft, für die Stärkung seiner Gesundheit

10. Подберите подходящие по смыслу предложения


z.B. Ich mache so viele Uberstunden, um das Proekt zu Beenden.

1)Wozu machst du so viele Uberstunden?

2) Warum gehst du ins Disko?

3) Warum bist du in Berlin?

4) Wozu brauchst du das Auto?

5) Wozu gehst du ins Reisebüro?

6) Wozu machst du ein Diet?

7) Warum liest du so viel?

8) Warum treibst du so viel Sport?

a) mich weiterbilden

b) besser Deutsch lernen

c) einen Urlaub in Spanien buchen

d) Katrin vom Bahnhof abholen

e) fünf Kilo abnehmen

f) neue Leute kennenlernen

g) fit bleiben

h) Proekt beenden


11.Составьте предложения с оборотом um ...zu:

1. Sie fahren nach Deutschland. Sie wollen die deutsche Kultur kennen lernen.

2. Ich gehe heute früh ins Bett. Ich mőchte morgen früh fit sein.

3. Ich mache das Radio leiser. Ich mőchte ihn nicht auwecken.

4. Sie arbeitet viel. Sie will Geld für eine Fernreise verdienen.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!