СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по литературе. Образ Петербурга.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал представляет собой карточку - буклет с заданиями по произведениям А.С. Пушкина "Медный всадник", Н.В. Гоголя "Невский проспект" и Ф.М. Достоеского "Преступление и наказание"

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по литературе. Образ Петербурга.»


… Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
А.С. Пушкин «Медный всадник»

Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы!

… А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург. Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность и корысть, и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. Здесь житель Петербургской или Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно.

Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга!


... Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня! Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток!


…Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки... А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте!

Н.В. Гоголь «Невский проспект»

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.

Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения, или снимали и прибирали свой товар, и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»













Петербург А.С. Пушкина


Выпишите слова, которые характеризуют отношение автора к городу:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В произведении есть герой – типичный образ в литературе – образ «маленького человека». Кто этот герой в данном произведении? Опишите его. Почему его можно отнести к этому типичному образу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Как город влияет на поступки, состояние, судьбу этого героя?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Напишите синквейн


1. «Петербург Пушкина»

2.

3.

4.

5.

Сделайте вывод:

Петербург Н.В. Гоголя


Выпишите слова, которые характеризуют отношение автора к городу:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В произведении есть герой – типичный образ в литературе – образ «маленького человека». Кто этот герой в данном произведении? Опишите его. Почему его можно отнести к этому типичному образу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Как город влияет на поступки, состояние, судьбу этого героя?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Напишите синквейн

1. «Петербург Гоголя»

2.

3.

4.

5.

может ли город стать героем

Петербург Ф.М. Достоевского


Выпишите слова, которые характеризуют отношение автора к городу:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В произведении есть герой – типичный образ в литературе – образ «маленького человека». Кто этот герой в данном произведении? Опишите его. Почему его можно отнести к этому типичному образу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Как город влияет на поступки, состояние, судьбу этого героя?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Напишите синквейн


  1. «Петербург Достоевского»


2.

3.

4.

5.

художественного произведения?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!