СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал. Кроссворд "Кто в лесу живет, что в лесу растет"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал -  кроссворд "Кто в лесу живет, что в лесу растет" знакомит с природной экосистемой леса. Может быть использован на уроках биологии в 5- 6 классах и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал. Кроссворд "Кто в лесу живет, что в лесу растет"»


Дидактический материал «Лес полон тайны и чудес!»





Тема:

«Кто в лесу живет, что в лесу растет?»



Форма: кроссворд.

Целевая аудитория: ученики 4-6 классов.







Составитель:

учитель биологии филиала МБОУ

« Сещинская СОШ имени К.Я.Поварова» Алешинской ООШ

Алгиничева Галина Сергеевна.



















2020 г.



Пояснительная записка.

Лесные экосистемы очень важны для жизни биосферы: они обогащают атмосферу кислородом и поддерживают уровень содержания в ней углекислого газа. Леса играют большую роль в круговороте воды. Лесные почвы фильтруют воды, стекающие с полей, и очищают их от многих вредных примесей. Лесные экосистемы испаряют в атмосферу влагу и благотворно влияют на климат, повышая влажность воздуха. Лес – это среда обитания для большинства видов животных, он является кормильцем животных и человека, дарящий им орехи, ягоды, грибы, съедобные побеги, травы и лишайники. Лес это сложная экосистема, состоящая из большого количества разных видов растений, животных, грибов, бактерий. В экосистеме леса все компоненты взаимосвязаны и зависят друг от друга.

Цель данного дидактического материала - формирование понятия о лесе как о сложной экосистеме, воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине, бережного отношения к лесным богатствам своего края;

Задачи:

  • дать детям представление о взаимосвязях живых организмов в лесу,

  • формировать личную ответственность за судьбу и сохранность леса.

Данный дидактический материал может быть использован при проведении уроков естествознания в начальных классах, при ознакомлении с природными экосистемами на уроках биологии в 5 классе, во внеурочной деятельности при проведении мероприятий, рассказывающих о жизни леса и его обитателях.

Кроссворд рассчитан на учащихся 4-6 классов, детей 10-14 лет.

Дидактический материал был применен на внеклассном мероприятии «День леса», как одна из составных частей мероприятия.

Дети с большим энтузиазмом отвечали на вопросы кроссворда, зарабатывали баллы

(жетоны в форме листочка дерева). Набравший наибольшее количество баллов получил в награду звание «Знаток леса».

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, жетоны в форме листочков дерева, медаль с надписью «Знаток леса».











Кроссворд « Кто в лесу живет, что в лесу растет?» (слайд 1)

Ведущий (слайд 2)

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
(С. Погореловский)

Учитель: В лесу с каждым деревом связано огромное количество организмов. Одни используют его в качестве «дома» (место обитания), другие в качестве столовой (дерево – звено пищевой цепи). Любое дерево создает особые условия (под деревом меньше света, меньше скорость ветра, летом прохладнее, а зимой теплее). Опадающая листва формирует почву. Все это объясняет то, что под разными деревьями растут разные виды растений. С разными видами деревьев связаны и разные животные.

Угадайте, с кем связана жизнь нашего дерева – кроссворда. Разгадав кроссворд, мы узнаем, кто же самый главный в лесу. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. Тому, кто наберет наибольшее количество жетонов, будет присвоено почетное звание «Знаток леса».

Один ведущий зачитывает вопросы, другие следят, кто первый поднял руку для ответа, за правильный ответ выдают жетон.

1.Небольшая совка. 2. Птица – барабанщик. 3. Плод дуба. 4. Место кладки и выведения птенцов у птиц. 5. Соцветие березы, осины, тополя. 6. Птица – подкидыш. 7. Летучая мышь. 8. Древесный гриб-паразит с плодовым телом. 9. Организмы, состоящие из водоросли и гриба. Они селятся на камнях и деревьях. 10. Ловчая сеть паука. 11. Стадия развития гусеницы. 12. Жук, обитающий под корой деревьев. 13. Растения-карлики, устилающие лес зеленым ковром. 14. Среда, откуда дерево получает воду и питательные вещества.

Ответы: 1. Сыч. 2. Дятел. 3. Желудь. 4. Гнездо. 5. Сережка. 6. Кукушка. 7. Нетопырь. 8. Трутовик. 9. Лишайники. 10. Паутина. 11. Куколка. 12. Короед. 13. Мхи. 14. Почва.

После заполнения всех ячеек кроссворда можно прочитать, выделенное красным цветом слово «дерево».

Ведущий: А теперь ответьте на вопрос « Кто самый главный в лесу?» (Дерево)








1 С

Ы

Ч






2 Д

Я

Т

Е

Л





3 Ж

Е

Л

У

Д

Ь



4 Г

Н

Е

З

Д

О




5 С

Е

Р

Ё

Ж

К

А




6 К

У

К

У

Ш

К

А


7 Н

Е

Т

О

П

Ы

Р

Ь

8 Т

Р

У

Т

О

В

И

К


9 Л

И

Ш

А

Й

Н

И

К

И


10 П

А

У

Т

И

Н

А


11 К

У

К

О

Л

К

А





12 К

О

Р

О

Е

Д





13 М

Х

И






14 П

О

Ч

В

А















Учитель: (слайд 3) Вы видите, как много животных и растений связано с каждым деревом в лесу. Что же может произойти, если деревья в лесу погибнут от пожара или вырубки?

Беседа (пример). Если исчезнет в лесу дуб. Не будет желудей – меньше станет животных, которые ими питаются (кабанов, белок, соек, барсуков). Уже сейчас осталось мало жуков-оленей – из-за уменьшения старых дубов в лесу. Сова потеряет не только свой дом – дупло, но и пищу – лесных мышей, которые питаются желудями. Дуб создает тень. Исчезнет дуб и условия жизни растений, например ландыша, копытня, привыкших расти в тени под кроной дерева, изменятся. Уменьшится количество ландыша – уменьшится количество насекомых, которые его опыляют. Уменьшится и количество птиц.

Вот так в природе все взаимосвязано. Поэтому наша задача беречь и охранять лес.

Ведущий (слайд 4)

Берегите лес, ребята!

Берегите лес, ребята!
Он нам дарит кислород.
В нем еще живут зверята,
Разных видов и пород.
По утру поют нам птицы,
А листва укроет в зной.
И пыльца цветов на лицах,
Оставляет запах свой.
Берегите лес, ребята!
И не жгите в нём костры!
Благодарны будут звери,
И деревья, и кусты.

(Олег Уральский)

Подведение итогов, награждение победителя кроссворда.









Литература:

1. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2002. – 160 с. ISBN 5-89144-262-0

2. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Экология / Авт. Сост. А.Е.Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ». 1997. 432 с. ISBN 5-7841-0242-7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!