СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы для обучающихся Направление: «Народное искусство и культурное наследие» Тема: «Удивительные игры Машеньки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

м

Дидактическое пособие «Удивительные игры Машеньки» разработано в рамках авторской программы «Удивительные ремёсла земли Костромской в  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляет собой сборник развивающих игр и упражнений по направлению: «Народное искусство и культурное наследие»

Данное дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).

 

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы для обучающихся Направление: «Народное искусство и культурное наследие» Тема: «Удивительные игры Машеньки»»

Методический конкурс педагогов образовательных организаций

Костромской области в 2022 году





Номинация: дидактические материалы для обучающихся

Направление: «Народное искусство и культурное наследие»



Тема: «Удивительные игры Машеньки»

в рамках авторской программы «Удивительные ремёсла земли Костромской»


Авторы:

Журавлева Евгения Леонидовна,

воспитатель высшей квалификационной категории,


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области.



































Дидактическое пособие «Удивительные игры Машеньки» разработано в рамках авторской программы «Удивительные ремёсла земли Костромской в в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляет собой сборник развивающих игр и упражнений по направлению: «Народное искусство и культурное наследие»

Данное дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).

Дидактическое пособие «Удивительные игры Машеньки» будет полезно студентам педагогических колледжей и вузов, воспитателям, родителям (законным представителям).














Введение

Пояснительная записка

Пояснительная записка

В настоящее время уделяется большое внимание приобщению детей к традициям народной культуры. Обращение к народному творчеству очень важно, поскольку является средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Без уважения к истории своего народа невозможно воспитать у молодого поколения чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

В этой разработке предложены часть народных промыслов Костромской области – глиняная Петровская игрушка, лоскутное шитьё, Красносельска филигрань, плетение из бересты и прута.

Дидактическое пособие «Удивительные ремёсла» направлено на расширение, закрепление и уточнение знаний детей о ремёслах Костромской области

Актуальность.

Современные образовательные программы знакомят детей с произведениями великих отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства, но, в них недостаточно внимания уделяется региональному компоненту в области изобразительного искусства.

Новизна

Новизна дидактического пособия в том, что дети старшего дошкольного возраста при помощи развивающих заданий закрепляют знания ремёсел Костромской области, расширяют представление детей об окружающем мире, учаться выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Это позволит интересно и продуктивно проводить досуг взрослого и ребенка. У детей развивается логическое мышление, внимание.

Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста региональной культуры в процессе ознакомления с ремёслами Костромской области

Задачи:

1. Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в через развивающие игры

2. Развивать у детей интерес к региональным традициям и промыслам.

3.Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

Планируемые результаты использования дидактического пособия:

  • Дети научаться различать и называют виды ремёсел Костромской области

  • Дети научаться узнавать и называть знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;

  • Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;

  • У детей разовьётся возможность самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка;

  • Возраст – дидактическое пособие «Удивительные игры Машеньки» предназначено для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Основная часть

Описание дидактического пособия «Удивительные игры Машеньки»

Дидактическое пособие изготовлено в трёх конвертов с играми «Петровская игрушка», «Красносельска филигрань», «Плетение из лозы».в каждом конверте находится по 3 игры с данным ремеслом, каждая страница ламинирована. На каждой странице представлены игры на липучках по направлению народное искусство, а так же девочка Машенька в традиционном народном костюме Костромской области, от лица которой детям даются задания.

Дидактическое пособие «Удивительные игры Машеньки» представляет собой развивающее пособие для воспитанников и их родителей, для педагогов детского сада.

Дидактическое пособие «Удивительные игры Машеньки» содержит в себе:

Материал для педагогов и родителей:

  • Методические рекомендации по использованию дидактического материала

  • Развивающие игры по народному искусству, упражнения на развитие Игровой материал для детей:

Развивающие игры: (приложение)

1.Петровская игрушка

Игры:

  • «Узнай по силуэту»

  • «Что сначала, что потом»

  • «Игрушка разбилась» (собери из частей)

2. «Красносельска филигрань»

  • «Найди пару»

  • «Найди и назови элементы Красносельское филиграни»

  • «Найди вторую половинку»

3. «Плетение из береста»

  • «Узнай по тени»

  • «Найди пару»

  • Сложи предмет из частей»




Основные технологии использования дидактического пособия:

Дошкольники лучше усваивают навыки в процессе разных видов деятельности, в ходе которых действуют с изготовленным материалом.

Основной принцип реализации задач данного методического материала – деятельностный подход.

Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Усвоение и закрепление знаний из области народные промыслы («Петровская игрушка», «Красносельска филигрань», «Плетение из бересты») успешнее всего происходит в предлагаемых развивающих играх.



1 часть «Петровская игрушка»


  1. Игра «Узнай по силуэту»



Ребенок сопоставляет изображение силуэта с предметом и прикрепляет на липучки.

  1. Игра «Что сначала, что потом»

Ребёнок определяет последовательность изготовления предмета из глины и прикрепляет на липучки.

  1. Игра «Собери из частей»

Ребёнок на поле собирает глиняные игрушки из частей


  1. часть «Красносельска филигрань»




  1. Игра «Найди пару»






Ребёнку предлагаются изображения с серёжками. Необходимо сложить их по парно и прикрепить на липучки.



  1. И гра «Назови и покажи элементы скани»

В игре надо найти знакомые элементы показать и назвать их.




  1. Игра «Найди вторую половинку»





Ребёнку предлагается найти половинки и прикрепить их на игровое поле.


3 часть «Плетение из береста»


  1. «Узнай по тени»

Ребенок сопоставляет изображение силуэта с предметом и прикрепляет на липучки.


  1. «Найди пару»

Ребёнку предлагаются изображения лаптей сплетённых в разных техниках . Необходимо сложить их по парно и прикрепить на липучки


  1. Сложи предмет из частей»


Ребёнок на поле собирает берестенные изделия из частей.


Технология получения результатов

Успешность работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста региональной культуры в процессе ознакомления с ремёслами Костромской области, предполагает отслеживания в форме педагогических наблюдений в игровой деятельности детей, вопросов. Для подведения итогов по разделам используются диагностические задания и выявляют тот или иной критерий (овладел материалом, овладел материалом частично, требует внимания).

Диагностика уровня знаний детей по теме



Название ремесла

Как называется ремесло?

Какой материал используют для данного ремесла?

Какие элементы ты знаешь

Назови последовательность выполнения данного изделия

Назови характерные средства выразительности для данного промысла (элементы узора, колорит, сочетание цветов);



Каждый вопрос оценивается по бальной системе.

Освоил полностью – 3 балла (самостоятельно справляется с заданием, отвечает на все вопросы).

Освоил частично – 2 балла (с заданием справляется с помощью педагога).

Требует внимания – 1 балл (с заданием не справился).




Заключение

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, основным видом деятельности является игра, поэтому при знакомстве детей дошкольного возраста с ремёслами Костромской области хорошо использовать игры.

Дошкольники в играх и упражнениях закрепляют знания ремёсел Костромской области, полученные в совместной деятельности со взрослым. Развивающие игры по данной теме так же способствуют развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.


Список литературы

  1. Авторская программа «Удивительные ремёсла земли Костромской» 2015 г., опубликованной на «социальной сети работников образования» в 2017 году https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/10/24/avtorskaya-programma-udivitelnye-remyosla-zemli


  1. Т.А. Бундарина. Знакомство детей с русским народным творчеством.

  2. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.

  3. Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова. Родной край.


Интернет – ресурсы

https://www.toybytoy.com/doll/Dolls_in_national_costumes_2
















Приложение

Картотека дидактических игр и упражнений

Название игры, упражнения

Цель

Содержание

Игра «Узнай по силуэту»

Закрепить умение находить предмет по силуэту, развивать наблюдательность, внимание

Материал: набор картинок на липучках с изображением петровских глиняных игрушек.

Ход: прикрепить на игровое поле картинки на силуэт.

Игра «Что сначала, что потом»

Закрепить знания о последовательности изготовления изделия.

Материал: игровое поле и изображение глиняных фигурок до обжига и расписанных.

Ход: распределить картинки с изображением предметов на нужное поле и назвать их.

Игра «собери предмет из частей»

Закреплять умение собирать изображение предмета из отдельных частей, развивать наблюдательность, внимание

Материал: набор частей глиняных фигурок

Ход: собрать целое из частей

Игра «Найди пару»

развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету.

Материал: карточки с изображением серёжек красносельских мастеров.

Ход: прикрепить картинки на игровое поле попарно.

Игра «Найди и назови элементы скани»

Закрепить знания детей об элементах Красносельской скани, развивать наблюдательность, внимание

Материал: игровое поле с изображением предметов красносельской скани.

Ход: найти элементы скани и назвать их..

Игра «Найди вторую половинку?»

развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету.

Материал: игровое поле, набор картинок на липучках.

Ход: прикрепить картинки на игровое поле и собрать целое изчастей.

Игра «Найди пару»

развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету.

Материал: карточки с изображением лаптей сплетённых разными способами избереста.

Ход: прикрепить картинки на игровое поле попарно.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!