Методический конкурс педагогов образовательных организаций
Костромской области в 2022 году
Номинация: дидактические материалы для обучающихся
Направление: «Народное искусство и культурное наследие»
Тема: «Удивительные игры Машеньки»
в рамках авторской программы «Удивительные ремёсла земли Костромской»
Авторы:
Журавлева Евгения Леонидовна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области.
Дидактическое пособие «Удивительные игры Машеньки» разработано в рамках авторской программы «Удивительные ремёсла земли Костромской в в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляет собой сборник развивающих игр и упражнений по направлению: «Народное искусство и культурное наследие»
Данное дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).
Дидактическое пособие «Удивительные игры Машеньки» будет полезно студентам педагогических колледжей и вузов, воспитателям, родителям (законным представителям).
Введение
Пояснительная записка
Пояснительная записка
В настоящее время уделяется большое внимание приобщению детей к традициям народной культуры. Обращение к народному творчеству очень важно, поскольку является средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Без уважения к истории своего народа невозможно воспитать у молодого поколения чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
В этой разработке предложены часть народных промыслов Костромской области – глиняная Петровская игрушка, лоскутное шитьё, Красносельска филигрань, плетение из бересты и прута.
Дидактическое пособие «Удивительные ремёсла» направлено на расширение, закрепление и уточнение знаний детей о ремёслах Костромской области
Актуальность.
Современные образовательные программы знакомят детей с произведениями великих отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства, но, в них недостаточно внимания уделяется региональному компоненту в области изобразительного искусства.
Новизна
Новизна дидактического пособия в том, что дети старшего дошкольного возраста при помощи развивающих заданий закрепляют знания ремёсел Костромской области, расширяют представление детей об окружающем мире, учаться выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Это позволит интересно и продуктивно проводить досуг взрослого и ребенка. У детей развивается логическое мышление, внимание.
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста региональной культуры в процессе ознакомления с ремёслами Костромской области
Задачи:
1. Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в через развивающие игры
2. Развивать у детей интерес к региональным традициям и промыслам.
3.Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
Планируемые результаты использования дидактического пособия:
Дети научаться различать и называют виды ремёсел Костромской области
Дети научаться узнавать и называть знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;
У детей разовьётся возможность самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка;
Возраст – дидактическое пособие «Удивительные игры Машеньки» предназначено для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Основная часть
Описание дидактического пособия «Удивительные игры Машеньки»
Дидактическое пособие изготовлено в трёх конвертов с играми «Петровская игрушка», «Красносельска филигрань», «Плетение из лозы».в каждом конверте находится по 3 игры с данным ремеслом, каждая страница ламинирована. На каждой странице представлены игры на липучках по направлению народное искусство, а так же девочка Машенька в традиционном народном костюме Костромской области, от лица которой детям даются задания.
Дидактическое пособие «Удивительные игры Машеньки» представляет собой развивающее пособие для воспитанников и их родителей, для педагогов детского сада.
Дидактическое пособие «Удивительные игры Машеньки» содержит в себе:
Материал для педагогов и родителей:
Методические рекомендации по использованию дидактического материала
Развивающие игры по народному искусству, упражнения на развитие Игровой материал для детей:
Развивающие игры: (приложение)
1.Петровская игрушка
Игры:
2. «Красносельска филигрань»
3. «Плетение из береста»
«Узнай по тени»
«Найди пару»
Сложи предмет из частей»
Основные технологии использования дидактического пособия:
Дошкольники лучше усваивают навыки в процессе разных видов деятельности, в ходе которых действуют с изготовленным материалом.
Основной принцип реализации задач данного методического материала – деятельностный подход.
Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Усвоение и закрепление знаний из области народные промыслы («Петровская игрушка», «Красносельска филигрань», «Плетение из бересты») успешнее всего происходит в предлагаемых развивающих играх.
1 часть «Петровская игрушка»
Игра «Узнай по силуэту»
Ребенок сопоставляет изображение силуэта с предметом и прикрепляет на липучки.
Игра «Что сначала, что потом»
Ребёнок определяет последовательность изготовления предмета из глины и прикрепляет на липучки.
Игра «Собери из частей»
Ребёнок на поле собирает глиняные игрушки из частей
часть «Красносельска филигрань»
Игра «Найди пару»
Ребёнку предлагаются изображения с серёжками. Необходимо сложить их по парно и прикрепить на липучки.
И гра «Назови и покажи элементы скани»
В игре надо найти знакомые элементы показать и назвать их.
Игра «Найди вторую половинку»
Ребёнку предлагается найти половинки и прикрепить их на игровое поле.
3 часть «Плетение из береста»
«Узнай по тени»
Ребенок сопоставляет изображение силуэта с предметом и прикрепляет на липучки.
«Найди пару»
Ребёнку предлагаются изображения лаптей сплетённых в разных техниках . Необходимо сложить их по парно и прикрепить на липучки
Сложи предмет из частей»
Ребёнок на поле собирает берестенные изделия из частей.
Технология получения результатов
Успешность работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста региональной культуры в процессе ознакомления с ремёслами Костромской области, предполагает отслеживания в форме педагогических наблюдений в игровой деятельности детей, вопросов. Для подведения итогов по разделам используются диагностические задания и выявляют тот или иной критерий (овладел материалом, овладел материалом частично, требует внимания).
Диагностика уровня знаний детей по теме
Название ремесла | Как называется ремесло? |
Какой материал используют для данного ремесла? |
Какие элементы ты знаешь |
Назови последовательность выполнения данного изделия |
Назови характерные средства выразительности для данного промысла (элементы узора, колорит, сочетание цветов); |
Каждый вопрос оценивается по бальной системе.
Освоил полностью – 3 балла (самостоятельно справляется с заданием, отвечает на все вопросы).
Освоил частично – 2 балла (с заданием справляется с помощью педагога).
Требует внимания – 1 балл (с заданием не справился).
Заключение
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, основным видом деятельности является игра, поэтому при знакомстве детей дошкольного возраста с ремёслами Костромской области хорошо использовать игры.
Дошкольники в играх и упражнениях закрепляют знания ремёсел Костромской области, полученные в совместной деятельности со взрослым. Развивающие игры по данной теме так же способствуют развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
Авторская программа «Удивительные ремёсла земли Костромской» 2015 г., опубликованной на «социальной сети работников образования» в 2017 году https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/10/24/avtorskaya-programma-udivitelnye-remyosla-zemli
Т.А. Бундарина. Знакомство детей с русским народным творчеством.
Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова. Родной край.
Интернет – ресурсы
https://www.toybytoy.com/doll/Dolls_in_national_costumes_2
Приложение
Картотека дидактических игр и упражнений
Название игры, упражнения | Цель | Содержание |
Игра «Узнай по силуэту» | Закрепить умение находить предмет по силуэту, развивать наблюдательность, внимание | Материал: набор картинок на липучках с изображением петровских глиняных игрушек. Ход: прикрепить на игровое поле картинки на силуэт. |
Игра «Что сначала, что потом» | Закрепить знания о последовательности изготовления изделия. | Материал: игровое поле и изображение глиняных фигурок до обжига и расписанных. Ход: распределить картинки с изображением предметов на нужное поле и назвать их. |
Игра «собери предмет из частей» | Закреплять умение собирать изображение предмета из отдельных частей, развивать наблюдательность, внимание | Материал: набор частей глиняных фигурок Ход: собрать целое из частей |
Игра «Найди пару» | развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету. | Материал: карточки с изображением серёжек красносельских мастеров. Ход: прикрепить картинки на игровое поле попарно. |
Игра «Найди и назови элементы скани» | Закрепить знания детей об элементах Красносельской скани, развивать наблюдательность, внимание | Материал: игровое поле с изображением предметов красносельской скани. Ход: найти элементы скани и назвать их.. |
Игра «Найди вторую половинку?» | развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету. | Материал: игровое поле, набор картинок на липучках. Ход: прикрепить картинки на игровое поле и собрать целое изчастей. |
Игра «Найди пару» | развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету. | Материал: карточки с изображением лаптей сплетённых разными способами избереста. Ход: прикрепить картинки на игровое поле попарно. |