СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра по математики во внеурочное время не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей, помогает основному процессу обучения. 

"Ребенок не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь". (Франсуа Рабле)

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по математике»

Дидактические игры по математике во внеурочное время   Воспитатель: Решетникова Виктория Викторовна

Дидактические игры по математике во внеурочное время

Воспитатель:

Решетникова Виктория Викторовна

Дидактическая игра по математики во внеурочное время не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей, помогает основному процессу обучения. 

Дидактическая игра по математики во внеурочное время не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей, помогает основному процессу обучения. 

"Ребенок не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь". (Франсуа Рабле)

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». «Игра, это жизненная лаборатория детсва, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства .» С. Т. Шацкий

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». «Игра, это жизненная лаборатория детсва, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства .» С. Т. Шацкий

Значение дидактических игр: значительно повышает познавательный интерес младших школьников; обогащает эмоционально; формирует положительную мотивация к обучению; развивает произвольное внимание, увеличивает работоспособность; формирует умение работать в команде. .

Значение дидактических игр:

значительно повышает познавательный интерес младших школьников;

обогащает эмоционально;

формирует положительную мотивация к обучению;

развивает произвольное внимание, увеличивает работоспособность;

формирует умение работать в команде.

.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:– игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (придумать числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной).– игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков («Математическая рыбалка»,  «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко»,  «Определи курс корабля»).– игры, включающие элементы поиска и творчества («Собери круговые примеры», «Математическая гусеница»)

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:– игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (придумать числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной).– игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков («Математическая рыбалка»,  «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко»,  «Определи курс корабля»).– игры, включающие элементы поиска и творчества («Собери круговые примеры», «Математическая гусеница»)

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с  предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. По функциям дидактические игры делятся на:– обучающие;– контролирующие;– обобщающие .

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с  предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. По функциям дидактические игры делятся на:– обучающие;– контролирующие;– обобщающие .

«Не скажу»Игра строится так: дети считают, например, от 20 до 50 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они говорят: «Не скажу!» !

«Не скажу»Игра строится так: дети считают, например, от 20 до 50 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они говорят: «Не скажу!» !". Эти числа я записываю на доске. Появляется запись: 24, 30, 36, 42, 48. Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры: 24:6=4, 30:6=5 и т.д. Эта игра способствует целенаправленному формированию механизмов переключения внимания.

«Живая математика»У всех учащихся есть карточка с цифрами от 0 до 9. Читаю пример (3х2). Встает или поднимает руку тот ученик, у кого карточка с цифрой 6. Лучше всего давать примеры на деление, так как в ответах получаются однозначные числа. Игра требует двигательной активности, поэтому проводить ее можно вместо физминутки в середине урока .

«Живая математика»У всех учащихся есть карточка с цифрами от 0 до 9. Читаю пример (3х2). Встает или поднимает руку тот ученик, у кого карточка с цифрой 6. Лучше всего давать примеры на деление, так как в ответах получаются однозначные числа. Игра требует двигательной активности, поэтому проводить ее можно вместо физминутки в середине урока

.

 «Круговые примеры»

«Круговые примеры»

 ««Назови соседей» Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа. Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее. После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.

««Назови соседей»

Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа. Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее. После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.

«Быстро занять места!» Цель: закрепление представления о порядковом значении числа. Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные).

«Быстро занять места!»

Цель: закрепление представления о порядковом значении числа. Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные).

« Построение в шеренгу» Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает им следующие задания: - Кто в классе самый высокий? - Какой по росту Саша? (Саша самый низкий.) - Кто твой сосед слева? Справа? - Между кем и кем ты стоишь? - Шаг вперед сделает Маша. - Таня, сделай шаг влево. - Сзади Тани встанет Аня, а впереди Сережа. .

« Построение в шеренгу»

Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает им следующие задания: - Кто в классе самый высокий? - Какой по росту Саша? (Саша самый низкий.) - Кто твой сосед слева? Справа? - Между кем и кем ты стоишь? - Шаг вперед сделает Маша. - Таня, сделай шаг влево. - Сзади Тани встанет Аня, а впереди Сережа.

.

 Кто быстрее?

Кто быстрее?

 «Белочка и грибы» Цель: закрепить знания о составе числа.                                       Кто по елкам ловко скачет?                                      И взлетает на дубы?                                      Кто в дупле орешки прячет,                                    Сушит на зиму грибы? Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла».

«Белочка и грибы»

Цель: закрепить знания о составе числа.                                     

Кто по елкам ловко скачет?                                     

И взлетает на дубы?                                     

Кто в дупле орешки прячет,                                   

Сушит на зиму грибы?

Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла».

 «Кто быстрее нарядит ёлочку?»Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку.

«Кто быстрее нарядит ёлочку?»Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку.

Математическая рыбалка. Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания умножения и деления. Средства обучения. Рисунки 10 рыбок, удочка с магнитом. Содержание игры. Рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры, размешаются в «ёмкости-море». Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» рыбку, с помощью удочки с магнитом, читают пример, решают, называют ответ. Все ученики находят ответ и показывают карточку с цифрой учителю.

Математическая рыбалка. Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания умножения и деления. Средства обучения. Рисунки 10 рыбок, удочка с магнитом. Содержание игры. Рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры, размешаются в «ёмкости-море». Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» рыбку, с помощью удочки с магнитом, читают пример, решают, называют ответ. Все ученики находят ответ и показывают карточку с цифрой учителю.

Эстафета №4: “Найди цифру” На доске два плаката, где в беспорядке прикреплены цифры от 1 до 30. Участники команд по очереди снимают цифры  по порядку и составляют числовой ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд. Эстафета №2 “Собери робота” Участники команд берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше? 

Эстафета №4: “Найди цифру” На доске два плаката, где в беспорядке прикреплены цифры от 1 до 30. Участники команд по очереди снимают цифры  по порядку и составляют числовой ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд. Эстафета №2 “Собери робота” Участники команд берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше? 

Логические концовки. Дидактическая цель: развивать логическое мышление. Содержание: вооружись логическим мышлением, учащиеся должны закончить  и фразы: Если стол выше стула, то стул... (ниже стола). Если 2 больше одного, то один... (меньше двух). Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры). Если правая рука справа, то левая... (слева). Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки). Если из ведра льется вода, то ведро... (дырявое).

Логические концовки. Дидактическая цель: развивать логическое мышление. Содержание: вооружись логическим мышлением, учащиеся должны закончить  и фразы: Если стол выше стула, то стул... (ниже стола). Если 2 больше одного, то один... (меньше двух). Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры). Если правая рука справа, то левая... (слева). Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки). Если из ведра льется вода, то ведро... (дырявое).

Космонавты. Дидактическая цель: закрепить навыки счета с пределах 10, 20. Содержание:  класс делится на 3 экипажа по количеству рядов. На 1 парте каждого ряда лежит ракета с выражениями. Число их соответствует числу членов экипажа и одинаково у каждого ряда. Учитель говорит: «Мы отправляемся в космическое путешествие. Первой взлетит та ракета, экипаж которой первым и правильно найдёт значения всех выражений. По сигналу учащиеся начинают решать примеры по очереди по одному примеру. Последний решив поднимает ракету. Решение проверяется и, если всё правильно, экипаж отправляется в космос.

Космонавты. Дидактическая цель: закрепить навыки счета с пределах 10, 20. Содержание:  класс делится на 3 экипажа по количеству рядов. На 1 парте каждого ряда лежит ракета с выражениями. Число их соответствует числу членов экипажа и одинаково у каждого ряда. Учитель говорит: «Мы отправляемся в космическое путешествие. Первой взлетит та ракета, экипаж которой первым и правильно найдёт значения всех выражений. По сигналу учащиеся начинают решать примеры по очереди по одному примеру. Последний решив поднимает ракету. Решение проверяется и, если всё правильно, экипаж отправляется в космос.

Игра «Помогите зайчатам»«На поляне играют зайчата. Вдруг их заметил волк. Зайчата насторожились, испугались. Ребята, давайте поможем зайчатам». У каждого ученика на парте карточки. На одной стороне её изображён зайчик, на другой записано число. Дети должны поднять карточку с числом, дополняющим число, названное учителем. Так, учитель показывает карточку с зайчиком с числом 12 и просит дополнить число до 20. Дети показывают карточки, на которых записано число, и закрывают зайчика. Зайчик спрятан. Аналогично, показывая недостающие до 20 числа, дети прячут остальных зайчат. Выигрывает тот, кто спрятал больше зайчиков.

Игра «Помогите зайчатам»«На поляне играют зайчата. Вдруг их заметил волк. Зайчата насторожились, испугались. Ребята, давайте поможем зайчатам». У каждого ученика на парте карточки. На одной стороне её изображён зайчик, на другой записано число. Дети должны поднять карточку с числом, дополняющим число, названное учителем. Так, учитель показывает карточку с зайчиком с числом 12 и просит дополнить число до 20. Дети показывают карточки, на которых записано число, и закрывают зайчика. Зайчик спрятан. Аналогично, показывая недостающие до 20 числа, дети прячут остальных зайчат. Выигрывает тот, кто спрятал больше зайчиков.

 «Кто быстрее нарядит ёлочку?»Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку.

«Кто быстрее нарядит ёлочку?»Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку.

 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!