СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Стандарте прописывается, что дошкольные учреждения должны обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Поэтому, разрабатывая календарно-тематический план НОД, воспитатель должен учесть занятия, реализуемые в форме ДИ. Тематический план должен предусматривать игры, которые по своим учебным задачам соответствуют требованиям стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры»

Таблица: картотека дидактических игр в младших группах

Направление развития ребёнка

Название

Задачи

Описание

Речевое

«Чудесный сундучок»

  • Формировать активный словарь;

  • развивать культуру речи.

Воспитатель-педагог достаёт различные предметы из сундучка (коробочки), дети называют предмет либо знакомятся с новым предметом.

«Лото»

  • Развивать речевую культуру;

  • способность образования множественного числа.

У педагога иллюстрации предметов в единственном числе, у детей аналогичные картинки, где предметов несколько. Ребёнок, картинка которого совпадает с той, что демонстрирует воспитатель, говорит, что на ней изображено.

Познавательное

«Матрёшки»

Формировать представления об окружающих объектах (форме, части и целом).

Воспитатель предлагает детям совершить разнообразные действия с игрушкой: рассмотреть, собрать, разобрать.

«Пирамидка»

Формировать представления об окружающих объектах (форме, цвете, размере, части и целом).

Педагог раскладывает несколько разобранных пирамидок с разноцветными колечками и перемешивает их. Даёт по колечку одного размера и цвета детям и поручает найти идентичную пару к своему колечку.

Физическое

«Узнаём цвет и действуем!»

  • Формировать опыт двигательной деятельности;

  • развивать готовность к осознанной физической активности.

Педагог оставляет себе и раздаёт предметы разного цвета детям. Показывает предметы то одного, то другого цвета. Если цвет предмета у ребёнка и воспитателя совпадает, ребёнок совершает действие (бежит, прыгает и т. п.), если не совпадает, то активность не проявляется.

«Пустое место» (вариант народной игры)

Формировать волевые качества и контроль за своим поведением.

Участники с разных сторон обегают круг. Выигравший занимает место, например, стул, проигравший — водит. Водящим выбирает себе партнёра.

Социально-коммуникативное

«Что выбрал Петрушка?»

Развивать у детей организованность, взаимовыручку.

Воспитатель поочерёдно демонстрирует звуки разных инструментов, затем продолжает эти действия, но уже за ширмой, дети угадывают, какой предмет издаёт звук.

«Молчанки»

Формировать готовность к самоконтролю.

После команды «молчок» наступает тишина. Если ребёнок рассмеётся, заговорит или пошевелится, то отдаёт ведущему фант. Фанты «выкупают» в конце игры.

Художественно-эстетическое

«Море»

  • Формировать готовность к восприятию музыки;

  • развивать предпосылки понимания произведений искусства.

Музыкальный работник (педагог) исполняет музыкальную пьесу, дети говорят о возникающих у них чувствах, эмоциях, делятся своими впечатлениями.

«Собери узор»

  • Формировать элементарные представления о видах искусства;

  • развивать способность восприятия фольклора.

Дети собирают картинки из фрагментов с изображениями народных промыслов.

Таблица: картотека дидактических игр в средней группе

Направление развития ребёнка

Название

Задачи

Описание

Речевое

«Горячий — холодный»

Закрепить в активном словаре антонимы.

Воспитатель произносит прилагательное, ребёнок в ответ называет прилагательное с противоположным значением. Можно использовать мяч, другие предметы.

«Зверь и его детёныш»

  • Формировать активный словарь;

  • развивать интонационную и звуковую культуру речи.

Мячик перебрасывается от воспитателя к ребёнку, бросок сопровождается названием взрослого животного, ребёнок в ответ называет детёныша этого животного.

Познавательное

«Угадай время года!»

Формировать представление о планете Земля, её природе, свойствах объектов окружающего мира.

Педагог читает текст, стихотворение, загадку о временах года и спрашивает детей, о каком времени года говорится.

«Хорошо — плохо»

  • Развить любознательность и познавательную мотивацию;

  • формировать представление о свойствах объектов окружающего мира.

Педагог озвучивает проблемную тему (например, снегопад). Дети дают свою оценку явлению.

Физическое

«Собираем урожай»

Формировать двигательную деятельность, координацию, моторику.

Педагог говорит детям, что они садоводы, а мячики — это фрукты, которые нужно собрать в корзинки. По очереди дети бросают «фрукты» в корзинку: левой рукой — «яблочки», а правой — «груши».

«Рыбак и рыбки»

Формировать опыт двигательной деятельности, направленной на развитие координации.

Рыбаки стремятся захватить сетью (верёвкой) как можно больше детей-рыбок.

Социально-коммуникативное

«Давайте поздороваемся!»

  • Формировать готовность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

  • развивать навыки социального и эмоционального интеллекта.

Педагог и дети говорят о разных способах приветствия как среди людей, так и среди животных, придумывают свои, демонстрируют их.

«Расскажи о себе»

  • Развивать навыки социального и эмоционального интеллекта;

  • формировать навыки самопрезентации.

Ребёнку предлагают назвать своё имя, кратко рассказать о своих увлечениях, привычках и т. п.

Художественно-эстетическое

«Закончи картинку»

Развивать фантазию, воображение посредством изобразительной деятельности.

На картинках частично нарисованы предметы, нужно дорисовать и раскрасить недостающие части.

«Распиши платок»

  • Формировать способность эстетического отношения к окружающему миру;

  • развивать готовность к самостоятельной творческой деятельности.

Во время игры ребёнок составляет несложные узоры из различных декоративных элементов.

Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников

Направление развития ребёнка

Название

Задачи

Описание

Речевое

«Сломанный телефон»

Развивать слуховое внимание, речевые навыки.

Педагог шепчет слово сидящему рядом ребёнку, тот передаёт его рядом сидящему ребёнку и т. д. Последний игрок называет слово, которое услышал. После осуществляется проверка искажения первоначального слова, определяется звено, где это произошло.

«Третий/четвёртый лишний»

Закреплять умение воспринимать информацию на слух, речевые навыки.

Педагог называет предметы множества и среди прочих называет предмет, не относящийся к данному множеству, заметивший ошибку, заявляет об этом, например, хлопком в ладоши.

Познавательное

«Что сажают в огороде?»

Формировать способность к классификации объектов окружающего мира по обозначенному признаку.

Педагог просит детей отвечать утвердительно, если названный им объект окружающего мира является огородным растением, и наоборот.

«Комнатные растения»

Формировать представления о планете Земля, её природе.

Дети поочерёдно, передавая мяч или иной предмет, говорят названия комнатных растений.

Физическое

«Поймай мышку!»

Развивать ловкость, внимательность, координацию.

Игроков делят на 2 группы: мышеловки и мышки. Мышеловки выстраиваются в круг, берутся за руки и по команде ведущего поднимают руки. Мышки пробегают через мышеловки. На слово «хлоп» дети в кругу опускают руки. Часть мышек поймана, они становятся в круг. Игра заканчивается, когда всех мышек поймают.

«Салочки-обнималочки!»

Развивать ловкость, внимательность, координацию.

Водящий ловит убегающих от него игроков, пойманный и водящий обнимаются и меняются ролями.

Социально-коммуникативное

«Паутинка дружбы»

Формировать готовность к открытой коммуникации, вниманию, дружелюбию.

Ребёнок наматывает нить на пальчик, после чего говорит какую-либо информацию о себе и бросает клубок другому участнику игры. В центре образуется «паутинка», которой связаны все участники.

«Почтальон»

Формировать готовность работать в команде.

Водящий-почтальон говорит: «Я посылаю открытку от Кати до Маши». Катя передаёт «открытку», пожимая руку своему соседу и т. д., пока «открытка» не дойдёт до адресата. Почтальоном должен побывать каждый.

Художественно-эстетическое

«Что это такое?»

Развивать способность к ассоциативному мышлению.

Воспитатель показывает некий предмет и предлагает найти сходство с чем-то другим.

«Облачко»

Развивать воображение, образное восприятие окружающего мира.

Дети рассматривают небо, облака, тучки. Педагог предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они плывут.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!