15-16 урок, 10 класс – практика
Учитель: Брух Т.В.
Дата:___________
Тема урока: «Диаграммы Эйлера-Венна. Упрощение логических выражений».
Цель урока:
познакомить учащихся с решением логических задач средствами алгебры логики.
Задачи урока:
учить обучающихся решать логические задачи средствами алгебры логики;
способствовать формированию логического мышления, интереса к изучаемому материалу.
Образовательные:
демонстрация учащимися знаний о методе решения логических задач средствами алгебры логики;
развитие навыков использования метода решения логических задач средствами алгебры логики при решении логических задач.
II. Развивающие:
развитие логического и критического мышления, способности четко формулировать свои мысли, выделять главное, существенное, рефлексировать;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной деятельности;
воспитание личной ответственности и ответственности перед другими обучающимся;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
III. Воспитательные:
Воспитывать у учащихся активность и стремление познавать новое;
Воспитывать аккуратность выполнения работы, трудолюбие, упорства достижения цели.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
2 задачи
Импликация, эквивалентность, предикаты (10-2 класс)
Задача 1. Петя, Вася и Маша остались дома одни. Кто-то из них ел варенье. На вопрос мамы, кто это сделал, они сказали:
а) Петя: "Я не ел. Маша тоже не ела."
б) Вася: "Маша действительно не ела. Это сделал Петя"
в) Маша: "Вася врет. Это он съел."
Выясните, кто ел варенье, если известно, что двое из них оба раза сказали правду, а третий один раз соврал, а один раз сказал правду.
Петя ел ел | Вася ел | Маша ела | Петины утверж | | Вас утверины | | Машины утвержд. | |
П | В | М | | | | П | | В |
0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 |
0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
Ответ. Варенье ел Вася, так как только при одном (третьем) варианте возможных значений ответ двоих - 1 и 1, а ответ одного - 0 и 1
Оказалось, что каждый из учеников был прав только в одном из двух своих утверждений.
Определите, кто из ребят, в каком задании допустил ошибку.
Задача 2. Митя, Сережа, Толя, Костя и Юра пришли в музей до открытия и встали в очередь в кассу. Митя пришел позже Сережи, Толя раньше Кости, Митя раньше Толи, Юра позже Кости. В каком порядке ребята стояли в очереди?
Митя | Серёжа | Толя | Костя | Юра |
0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Задача 3. Четыре подруги — Маша, Полина, Ольга и Наташа – участвовали в соревнованиях по бегу и заняли первые четыре места. Установите, кто какое место занял, если известно, что в каждом из приведенных ниже ответов, которые дали девушки на вопрос опоздавшего к финишу корреспондента, кто какое место занял, верной является лишь половина ответа.
Наташа: “Ольга была второй, а Полина — первой”.
Маша: “Нет, Наташа. Ольга была первой, а второй была ты”.
Ольга: “Да что вы, девочки! Третьей была Маша, а Полина — четвертой”.
| Маша | Полина | Ольга | Наташа |
1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | 0 | 1 |
3 | 1 | 0 | 0 | 0 |
4 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Задача 4.
В школьном первенстве по настольному теннису в четверку лучших вошли девушки: Наташа, Маша, Люда и Рита. Самые горячие болельщики высказали свои предположения о распределении мест в дальнейших состязаниях.
Один считает, что первой будет Наташа, а Маша будет второй.
Другой болельщик на второе место прочит Люду, а Рита, по его мнению, займет четвертое место.
Третий любитель тенниса с ними не согласился. Он считает, что Рита займет третье место, а Наташа будет второй.
Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков был прав только в одном из своих прогнозов.
Какое место на чемпионате заняли Наташа, Маша, Люда, Рита?
| Наташа | Маша | Люда | Рита |
1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | 1 | 0 |
3 | 0 | 0 | 0 | 1 |
4 | 0 | 1 | 0 | 0 |
3. Первичное усвоение новых знаний
Тема нашего урока: «Решение логических задач, используя диаграммы Эйлера-Венна». Открываем тетради, записываем число:
Множество – набор взаимосвязанных по какому-либо признаку или группе признаков объектов, которые можно рассматривать как единое целое.
Элементом множества называется каждый объект во множестве.
Пустое множество – множество не содержащее элементов (Æ).
Два множества А и В называются равными тогда и только тогда, когда
РА(х)º РВ(х).
Дополнением ко множеству А относительно универсального множества I называется множество А, определяемое следующим
Р А(х)º РА(х)
О бъединением множеств А и В называется множество, обозначаемое АÈВ, определяемое следующим
РАÈВ(х)ºРA(х)ÚРВ(х)
П ересечением множеств А и В называется множество, обозначаемое АÇВ, определяемое следующим
РАÇВ(х)ºРA(х)× РВ(х)
Разностью множеств А и В называется множество, обозначаемое А\В определяемое следующим
Р А\В(х)ºРA(х)× РВ(х)
С имметрической разностью множеств А и В называется множество, обозначаемое АDВ определяемое следующим
АDВ=(А\В) È(В\А)
Множество А является подмножеством множества В (AÌB) тогда и только тогда, когда каждый элемент множества А является элементом множества В, т.е.
A ÌBÛРА(х) ® РВ(х)º1.
4. Первичное закрепление
Исходя из условия задачи, сколько диаграмм Эйлера-Венна у нас дано? (три)
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание.
1. Три подружки — Оля, Маша и Юля — купили в магазине груши, яблоки и сливы, причем каждая девочка покупала только один вид фруктов и все покупки у них были разные. На вопрос, кто что купил, продавец ответил: “Оля купила груши. Маша точно не груши. Юля — не сливы”. Как оказалось позже, два из трех ответов были ложными и только один истинным. Кто что купил?
2. Учитель проводил диктант по теме “Определения”. Каждый, из учеников – Коля, Сережа, Ваня, Толя, Надя — ошибся в одном из пяти заданий диктанта, причем все они ошиблись в разных заданиях. По окончании работы учащиеся высказались об ошибках, сделанных их одноклассниками, следующим образом.
1-й ученик: “Коля ошибся в первом задании, а Ваня – в четвертом”.
2-й ученик: “Сережа ошибся во втором, а Ваня — в четвертом задании”.
3-й ученик: “Сережа ошибся во втором, а Коля – в третьем задании”.
4-й ученик: “Толя ошибся в первом задании, а Надя – во втором”.
5-й ученик: “Надя ошиблась в третьем задании, а Толя – в пятом”.
Оказалось, что каждый из учеников был прав только в одном из двух своих утверждений. Определите, кто из ребят, в каком задании допустил ошибку.
3 .