СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика речевых нарушений обучающихся 2-4 классов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе подобран речевой и иллюстративный материал для обследования. Указаны методики обследования речи и психических процессов

Просмотр содержимого документа
«Диагностика речевых нарушений обучающихся 2-4 классов»


Диагностика речевых нарушений учащихся 2-4 классов.


Зверева Анна Владимировна,

учитель-логопед высшей категории

СОШ №3 г. Рыбинска Ярославской области


Диагностика учащихся 2-4 классов проводится на речевом материале, иногда с использованием картинок, рисунков. Задания даются по аналогии.


Обследование уровня развития речи детей проводится по следующим параметрам:

  1. Словарный запас (существительные, глаголы, прилагательные);

  2. Состояние грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, употребление предложно-падежных конструкций);

  3. Состояние артикуляционного аппарата;

  4. Звукопроизношение;

  5. Слоговая структура слова;

  6. Исследование фонематической стороны речи;

  7. Понимание значений и правильное использование в речи лексико- грамматических средств языка (по аналоги).

  8. Психические процессы (мышление, память, внимание);

  9. Связная речь.

  10. Письменная речь (процессы чтения и письма)


Методики обследования речи учащихся 2-4 класса.


  1. Словарный запас.

    • Существительные.

- Обобщающие понятия (обувь, животные, времена года, профессии, транспорт и т.д.)

  • Глаголы.

- Называние слов обозначающих действия:

Кто как передвигается? (змея, бабочка, кузнечик...)

Кто как кричит? (корова, лошадь, кукушка, ворона, свинья...)

Что какие звуки издает? (дверь, ветер, листья, ручей, бумага...)

Что делают люди различных профессий? (продавец - ..., врач - ..., повар - ..., парикмахер - ..., пилот - ..., швея - ...)

Кто что делает? (ветер - ..., ручей-..., листья-..., сугроб-...)

  • Прилагательные.

Сравнить (по форме, цвету, материалу, величине, по вкусу и т.д.)

лимон и яблоко, самолет и птица

В выводах отмечается: объем словаря, его соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.


  1. Состояние грамматического строя речи.

    • Словоизменение.

- Родительный падеж множественного числа существительных:

стол-столов, рот-..., окно-..., дерево-..., ухо-..., рукав-...

- Изменение имен существительных по числам:

карандаш - карандаши, стул -..., яблоко - ..., яйцо-..., колесо-..., петух-..., охотник-...

- Образование названий детенышей животных:

у зайца -..., у белки-..., у коровы-..., у собаки-..., у лошади-...

  • Словообразование.

-Уменьшительно-ласкательные существительные:

окно- окошечко, зеркало-..., ящик-..., дерево-..., гнездо-..., одеяло-...

- Образование относительных прилагательных от существительных:

Шкаф из дерева - ..., рюмка из стекла - ..., варежки из шерсти - ..., мяч из резины - ..., варенье из яблок - ... .

- Образование притяжательных прилагательных:

грива лошади-..., хвост зайца-..., нора лисы-..., лапа медведя-...

- Образование приставочных глаголов:

летает - прилетает, улетает, пролетает, ходит - ...

  • Употребление предложно - падежных конструкций.

- ящик за бочкой, под бочкой, в бочке, бочка в ящике, ящик перед бочкой, на бочке.

В выводах отмечается наличие и характер аграмматизмов (согласование и управление слов в словосочетаниях и предложениях).


  1. Состояние артикуляционного аппарата.

    • для нижней челюсти: открыть рот, закрыть рот, попеременно открывать - закрывать рот.

    • для губ: «улыбка» с оскалом резцов, попеременно «улыбка» - «хоботок».

    • для языка: высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким, узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; коснуться правого и левого уголков рта.

    • для мягкого неба: покашлять с открытым ртом, произнести звук А с широко открытым ртом.

В выводах указывается наличие или объем движения (полный, неполный); точность выполнения движений, активность (нормальная, заторможенность, расторможенность), мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный), темп выполнения (нормальный, повышенный, пониженный), замена одного движения другим, наличие синкинезий, способность к переключению одного движения на другое, возможность удержания органов в заданном положении.


  1. Звукопроизношение.

При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки, искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых, носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах - в начале, конце, середине).

Ребенок повторяет за логопедом:

Ла-ла-ла, лодочка плыла. Лю-лю-лю, мамочку люблю.

Са-са-са, вот летит оса. Си-си-си, мы сидим в такси.

За-за-за, вот идет коза. Зя-зя-зя, злиться нельзя.

Цо-цо-цо, скушали яйцо.

Ша-ша-ша, игрушка хороша.

Жу-жу-жу-, я жужжу.

Ща-ща-ща, поймали леща.

Ча-ча-ча, вот горит свеча.

Ра-ра-ра, нам гулять пора. Ри-ри-ри, прилетели снегири.

  1. Слоговая структура слова

    • В словах: сковорода, аквариум, аэродром, термометр, велосипедист

    • В предложениях:

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер едет на мотоцикле.

В выводах указывается, есть ли у ребенка упрощение структуры слова, пропуски, перестановки, вставки.


  1. Исследование фонематической стороны речи.

6.1 Фонематическое восприятие.

    • Повторение слогов с оппозиционными звуками:

ба-ба-па-ба, та-да-та-та, га-ка-га-ка,

ба-бя-ба-бя, са-ша-са-ша, жа-за-жа-жа,

ча-ша-ча-ша, за-са-за-са

  • Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Показать картинки: мишка-мышка, уточка - удочка, бочка - почка, трава - дрова, бочка - почка.

  • Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении.

миска - мишка, крыса - крыша, косы - козы

В выводах отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков.

6.2 Фонематический анализ и синтез.

  • Определение последовательность звуков в слове:

слон, кукушка, стена, капуста.

  • Определение количества звуков в слове:

дом, луна, банан, лампа.

  • Определение количества слогов:

поднос, ласточка, кровать, стол, якорь

В выводах отмечаются способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза.


  1. Понимание значений и правильное использование в речи лексико-грамматических средств языка (по аналоги).

    • Антонимы:

- Существительные: победа, свет;

- Глаголы: поднимать, радоваться;

- Прилагательные: смелый, правдивый.

  • Синонимы:

пламя, зной, бедный, выкинуть, скрывать, портить.

  • Многозначность: густой, свежий.

В выводах отмечается понимание многозначности, понимание значений и правильное использование в речи лексико-грамматических средств языка.


  1. Развитие психических процессов (мышление, память, внимание);

  • Мышление (обобщение, исключение, выделение сходств и различий, определение последовательности событий)

  • Внимание (устойчивое, неустойчивое, переключаемость)

  • Память (произвольная, непроизвольная)


В выводах отмечается уровень развития психических процессов, соответствие возрасту.


    1. Исследование процесса чтения.

- Определить характер чтения: слогов (простых и со стечением согласных; слов: односложных, двусложных, многосложных) простых и сложных по звуко-слоговой структуре; предложений (простых нераспространенных, распространенных, сложносочиненных, сложноподчиненных); текста.

- Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста.

- Определить технику чтения.

- Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словами).


Умная галка.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.



Муравей и голубка.

Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть.

Он подполз к нему и укусил в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.


    1. Исследование процесса письма.

Определить в каждом виде письменных работ количество и характер ошибок.


13.1 Списывание с печатного текста.




2 класс.

Долго тянется тоскливая осень. Ветры, дожди, холода. Все задернуто тусклой дымкой тумана. Вся природа ждет, когда же придет матушка - зима.


3-4 класс.

Осень пришла.

Все меньше стало теплых дней. В садах и парках цветут последние цветы. Красив сейчас наряд леса. Краснеют осинки, березы стоят в золотом уборе. Вот на землю упал лист клена. Птицы улетают на юг.


13.2 Письмо под диктовку.

2 класс.

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.


3 класс.

Ночью в лесу.

Ночь. Жители леса спешат за добычей. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветер. качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.


4 класс.

Осень.

Серая и холодная осень. Чаще льет дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю листья. Только иногда на голой ветке можно найти маленький флажок. Это последний листок. Над землей плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдет снег.


13.3 Изложение.

3-4 класс.

Пришла осень.

Прошло жаркое Лето. Дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Трава высохла. Цветы завяли. На поверхности луж уже плавают первые льдинки.

Хмуро темнеет из травы муравьиная куча. Муравьи начали постепенно уходить под землю, и еже редко они показываются наружу.

Недолго пришлось стоять на полянке грибам. С елки заметила их шустрая белочка. Сорвала их и спрятала в дупле.

В кустах под деревом готовится к зиме колючий еж. Он натаскал в яму сухую траву.

Птицы улетают стаями в теплые края.


План.

      1. Пришла осень.

      2. Муравьи готовятся к зиме.

      3. Белка.

      4. Как готовится к зиме еж.

      5. Куда улетают птицы.


В выводах отмечается:

- специфические, речевые ошибки: пропуски, перестановки, замены, нарушения границ слов, предложений, персеверации, контаминации, слитное раздельное написание, смешение букв по оптическим, кинетическим или акустическим признакам, неправильное обозначение мягкости согласных на письме и д.р.

- орфографические ошибки


    1. Связная речь.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

В выводах отмечается уровень развития связной речи, последовательность передачи текста, причинно-следственные связи.




























Приложение.

Употребление предложно - падежных конструкций.












Исследование фонематической стороны речи.

Дифференциация оппозиционных звуков.








Развитие психических процессов (мышление, память, внимание).

Мышление:

«Парные аналогии»:


Школа - учеба

Больница -


Задача -

Вопрос -


Луг - трава

Лес - ...


Рабочий - город

Крестьянин -


Море·- вода

Небо - ...


Июль - лето

Апрель - ...


Охотник - ружье

Рыбак -


День - обед

Вечер - ...


Дождь - сырость

Жара - ...


Дом - кирпич

Слово - ...


Яд - заболевание

Лекарство - ...


Хулиганство - наказание

Подвиг -

«Исключение понятия»

  1. Яблоко, морковь, капуста, перец

  2. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки

  3. Ручка, бумага, карандаш, фломастер

  4. Корова, коза, лось, лошадь

  5. Термометр, врач, учитель, медсестра

  6. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

  7. Река, озеро, море, мост, пруд

  8. Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла

  9. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет

  10. Тополь, береза, орешник, липа, осина

  11. Курица, петух, орел, гусь, индюк

  12. Круг, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

  13. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля

  14. Число, деление, сложение, вычитание, умножение

  15. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный



Внимание.


Тест: «Корректурная проба»


СХАВСХЕВИХНАИСНХВХВКСНАИСВХВХЕНАИСНЕВХАК ВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИСНАВХНВК НХИСХВХЕКВХРВХЕИСНЕИНАИЕНКХКИКХЕКВКИСВХИ ХАКВНСКАИСВЕКВХНАИСНХЕКХИСНАКСКВХКВНАВСН ИСНАИХАЕХКИСНАИКХЕХЕИСНАХКЕКХВИСННАИХВИКХ СНАИСВНКХВАИСНАХЕКЕХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСНКИВ КХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСИКНАЕСНКХКВИХКАКС АИСНАЕХКВЕНВКХЕАИСНКАИКНВЕВНКВХАВЕИВИСНА КАХВЕИВНАХИЕНАИКВИЕАКЕИВАКСВЕИКСНАВАХЕСВ НКЕСНКСВХИЕСВХКНКВСКВЕВКНИЕСАВИЕХЕВНАИЕН КЕИВКАИСНАСНАИСХАКВННАКСХАИЕНАСНАИСВК ЕВХКХСНЕИСНАИСНКВКХВЕКЕВКВНАИСННАИСНКЕВКХ АВСНАХКАСЕСНАИСЕСХКВАИСНАСАВКХСНЕИСХИХЕК ВИКВЕНАИЕНЕКХАВИХНВИХКВЕХНВИСНВСА





Память.


Тест «Запомни 10 слов»

Слова для запоминания:

  1. Дом, лес, кот, холод, рыба, книга

  2. Сон, чай, гриб, лось, дуб, шум


Опосредованное запоминание (по Леонтьеву)






Используя картинки, запомнить слова: корова, яблоко, суп, зоопарк, стирка, стол, курица, пустыня, ромашка.

Связная речь.

Последовательность событий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!