СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика исходного уровня поликультурной воспитанности учащихся 4 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В воспитательном процессе важным является социализация детей в многонациональной среде. Исходным уровнем, считаю, необходимо знать подготовленность детей к толерантному отношению друг к другу.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика исходного уровня поликультурной воспитанности учащихся 4 класса»

Диагностика исходного уровня поликультурной воспитанности учащихся 4 класса


Для решения задач констатирующего эксперимента и формирования критериев поликультурной воспитанности младших школьников были изучены диагностические методики и критерии оценивания уровня толерантности, коммуникативности, готовности к позитивному взаимодействию с представителями разных культур по Р. С. Немову , социально-психологического климата в коллективе А. С. Михайлюка, Л. Ю. Шарито, критерии поликультурной воспитанности младших школьников Н. Н. Харьковой.

Рассматриваются следующие критерии сформированности поликультурности младших школьников: социокультурный, компетентностный, эмоционально-ценностный критерии.

Младший школьный возраст является временем активного усвоения новых знаний, что послужило основанием для выделения социокультурного критерия (на уровне осознания себя, как носителя национальной культуры и участника социальных отношений) с показателями:

– знание о культуре и традициях своего народа;

– наличие интереса к иной культуре;

– толерантность в отношениях с другими людьми и готовность принимать их позиции и установки.

Младшие школьники чувствительны к сопереживанию и сочувствию, на основе которых формируются более глубокие чувства, эта особенность позволила выделить эмоционально-ценностный критерий (на уровне эмоционального отношения к национальной и общечеловеческой культуре) с показателями:

– уважение национальных традиций;

– наличие положительного отношения к культуре другого народа; уважение иных культурных и жизненных ценностей;

– готовность к эмоциональному восприятию духовных ценностей представителей разных культур.

Младший школьный возраст характеризуется высокой потребностью в общении и деятельности, в которых применяются приобретенные знания, что нашло свое выражение в компетентностном критерии (на уровне применения знаний о национальной культуре и культурных отличиях в контактах с окружающими людьми) с показателями:

– умение поддерживать общение с окружающими людьми, потребность в коллективной деятельности;

– наличие элементарного навыка находить выход из проблемных ситуаций в общении с окружающими людьми;

– готовность адаптироваться к социальным изменениям.

На основании изученного материала, связанного с классификацией критериев поликультурной воспитанности, мы выделили следующие критерии оценивания диагностической работы:

наличие интереса к иной культуре;

– толерантность в отношениях с другими людьми и готовность принимать их позиции и установки;

– умение поддерживать общение с окружающими людьми, потребность в коллективной деятельности и общении.

Ход выполнения задания. 

Учащимся были розданы листы, на которых записана краткая инструкция и вопросы. «Прочитайте представленные вопросы. На листе для ответов запишите номер вопроса и букву варианта ответа, который больше всего вам подходит. Будьте внимательны, не пропускайте ни одного вопроса». 

1 этап.

1. Ты не хочешь, чтобы кроме языков, которые изучаешь в школе, изучались и языки других народов? 

а) нет, хочу, чтобы изучались и языки других народов, 

б) да, не хочу, чтобы изучались и другие языки других народов.

2. Хочешь ли ты знать больше о других странах?

а) да,

б) нет.

3. Хочешь ли ты знать только культуру своего народа, национальности, тебя не интересует культура других народов, проживающих рядом с тобой?

а) хочу знать культуру не только своего народа, национальности, меня интересует культура и других народов, проживающих рядом со мной,

б) хочу знать культуру только своего народа, национальности, меня не интересует культура других народов, проживающих рядом со мной.

2 этап.

4. Дома или в школе тебя попросили разучить и станцевать на празднике любой народный танец (например: татарский, белорусский, молдавский, русский, украинский). Ты отказался бы?

а) нет,

б) да. 

5. Нравится ли тебе национальная музыка разных народов?

а) да,

б) нет. 

6. Тебе нравятся народные традиции, праздники только своего народа? Тебе нравятся народные традиции, праздники не только своего народа, но других народов тоже?

а) мне нравятся народные традиции, праздники не только моего народа, но других народов тоже,

б) мне нравятся народные традиции, праздники только своего народа.

3 этап.

7. Хотел бы ты, чтобы в одном классе с тобой обучались дети разных национальностей?

а) да,

б) нет. 

8. Если бы цвет кожи у какого-нибудь одноклассника был другой (если бы в вашем классе были такие дети), тебя бы это отталкивало?

а) да,

б) нет. 

9. Ты бы хотел, чтобы ребята помогали друг другу и другим людям в трудную минуту? 

а) да,

б) нет. 

10. Ты хочешь, чтобы ребята в классе жили дружно? 

а) да,

б) нет. 

11. Ты любишь проводить свободное время один или в кругу детей? 

а) да, в кругу ребят,

б) нет, один. 

12. Как ты считаешь, было бы хорошо, если бы твои одноклассники жили близко друг от друга? 

а) да,

б) нет.

 Обработка данных. Варианты индивидуальных ответов сравниваются с ключом. Ключ: 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 6а, 7а, 8а, 9а – по 1 баллу.

1б, 2б, 3б, 4б, 5б, 6б, 7б, 8б, 9б – по 0 баллов.

Критерии соответствовали этапам выполнения задания и диагностической методике. Критерии фиксировались в протоколе обследования и оценивались по трехбальной шкале.

Критерии оценивания диагностической работы


Критерий


max

Количество баллов

1

2

3

1

2

3

4

5

6


Наличие интереса к иной культуре

3

Отсутствие интереса или проявляется незначительный интерес к иной культуре.

Наличие интереса к иной культуре проявляется лишь

в ограниченном понимании значимости иных культур

Наличие интереса к иной культуре проявляется в понимании значимости иных культур

2

Толерантность в отношениях с другими людьми и готовность принимать их позиции и установки

3

Отсутствие толерантности либо выражена в незначительной степени понимания толерантности в отношениях с другими людьми и готовности принимать их позиции и установки

Представление о толерантности в отношениях с другими людьми и готовности принимать их позиции и установки

сформировано в достаточной степени, но требует более высокого уровня понимания.

Толерантность в отношениях с другими людьми и готовность принимать их позиции и установки сформирована.

3

Умения поддерживать общение с окружающими людьми, потребность в коллективной деятельности и общении

3

Отсутствие умений либо незначительная степень сформированности умений поддерживать общение с окружающими людьми, потребности в коллективной деятельности и общении.

Умения поддерживать общение с окружающими людьми, потребность в коллективной деятельности и общении сформированы в достаточной степени, но требуют дальнейшего формирования.

Умения поддерживать общение с окружающими людьми, потребность в коллективной деятельности и общении сформировано.


Названные критерии позволили выделить следующие уровни сформированности поликультурной воспитанности учащихся: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень (1–3 балла). Учащийся не интересуется или проявляет незначительный интерес к иной культуре; у учащегося отсутствует толерантность либо выражено в незначительной степени понимание толерантности в отношениях с другими людьми, готовности принимать их позиции и установки; не умеет поддерживать общение с окружающими людьми либо слабо сформированы умения и потребности в коллективной деятельности и общении.

Средний уровень (4–6 баллов). Учащийся интересуется иными культурами в достаточной степени, но ограничен в понимании значимости иных культур; у учащегося имеется представление о толерантности в отношениях с другими людьми и о готовности принимать их позиции и установки, но не сформировано в достаточной степени; умеет поддерживать общение с окружающими людьми, обладает потребностью в коллективной деятельности и общении в достаточной степени, которые требуют дальнейшего формирования.

Высокий уровень (7–9 баллов). Учащийся проявляет интерес к иной культуре и осознает их значимость; у учащегося сформирована толерантность в отношениях с другими людьми и готов принимать позиции и установки других людей; умеет поддерживать общение с окружающими людьми, проявляет потребность в коллективной деятельности и общении.


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!