СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностический материал. «Специфические методики для адаптации 5 класса»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс диагностических материалов для диагностики адаптации 5 класса. Рекомендуется использовать в начале учебного года, при переходе в среднее звено 

Просмотр содержимого документа
«Диагностический материал. «Специфические методики для адаптации 5 класса»»

Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с нарушениями слуха» № 9 г. Иркутска»













Диагностический материал.

«Специфические методики для адаптации 5 класса»



















Составила

Педагог-психолог

Костомарова Юлия Михайловна











Иркутск, 2022г.

Специфические материалы для адаптации 5 класса.

Каждый год в нашей школе проводится психологическое обследование учащихся, переходящих в среднее звено.

Для оценки уровня развития познавательных процессов, уровня адаптации и мотивации, я подобрала специальные методики.

На протяжении 12 лет я использую их в своей работе. Замечаю, что выполнение заданий дается детям не всегда легко. Но дети всегда с интересом относятся к процедуре исследования, с удовольствием выполняют задания.

Я подобрала следующие диагностические методики:

  1. Методика на исследование словарной речи. Словарная речь.

  2. Методика на внимание. Корректурная проба (буквенная или цифровая).

  3. Методика на внимание. Проставь значки.

  4. Методика на образную память. Узнай фигуры.

  5. Методика на обобщение понятий.

  6. Тест Мюнстерберга на восприятие

  7. Тест. Дерево с человечками.

  8. Методика на запоминание. Прочитай и запомни.



Методика. Словарная речь.

Данная методика используется для оценки уровня знаний ребенка о себе и об окружающем мире. Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Для проведения методики необходим распечатанный бланк и ручка.

Задание выполняется ребенком самостоятельно. Помощь оказывается по мере необходимости.



Инструкция: Письменно ответь на вопросы. Ответы должны быть полными.

Правильный пример: меня зовут Миша (моё имя – Миша).

Не правильный пример: Миша.



Как тебя зовут? _______________________________________

Как твоя фамилия? _______________________________________

Сколько тебе лет? ___________________________

В каком классе ты учишься? ________________________

Как зовут учительницу? _______________________________

Какое сегодня число? _______________________________

Какой сейчас месяц? _____________________________

Какой сегодня день недели? _________________________________

Какое сейчас время года? ___________________________

Какой завтра день недели? ________________________________

Какое время года тебе нравится? ______________________________





Методика. Корректурная проба

(буквенная или цифровая)

Данная методика разработана Б. Бурдоном для диагностики устойчивости и концентрации внимания. Также используется для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности.

Глухие и слабослышащие дети с удовольствием выполняют задание.

Обследуемым предъявляется бланк с буквами, расположенными определенным образом.

Инструкция: «На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, нужно отыскать буквы „К“ и „Н“ и отметить их. Букву „К“ нужно зачеркнуть, букву „Н“ – обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно. Через каждые 30 секунд по команде „Черта“ необходимо поставить вертикальную черту на бланке, после чего, не останавливаясь, продолжать выполнять то же самое задание. Работа начинается по команде психолога. Время работы – 5 минут».



Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения и по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Продуктивность внимания (показатель В) – количество просмотренных за 5 минут знаков.

Точность (концентрация) внимания (показатель С) определяется отношением количества ошибок к общему числу просмотренных знаков. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Формула для вычисления точности (концентрации) внимания:

где:

П1 – сумма правильно зачеркнутых букв;

П2 – сумма пропущенных букв;

П3 – сумма ошибочно зачеркнутых букв;

П – общее количество букв в просмотренных строчках, подлежащих зачеркиванию.

Оценить уровень концентрации внимания можно по показателям:

– очень хорошая – 81–100 %;

– хорошая – 61–80 %;

– средняя – 41–60 %;

– плохая – 21–40 %;

– очень плохая – 0–20 %.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра в течение выполнения всего задания. Для этого необходимо подсчитать количество просмотренных знаков и количество ошибок в каждом из интервалов, разделенных вертикальной чертой. По этим данным строится кривая работоспособности и определяются особенности изменения работоспособности и истощения при выполнении монотонного задания.

Устойчивость (Е) вычисляется по следующей формуле:

где:

S – количество просмотренных букв;

N – количество правильно вычеркнутых знаков;

О – количество ошибок.

Полученный результат можно оценить по следующим градациям:

0–3 – низкая устойчивость внимания;

4–7 – ниже среднего;

8–11 – средняя;

12–15 – выше среднего;

16–19 – высокая.



Методика. Проставь значки.



   Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания обследуемого. Перед нача­лом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясня­ют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков про­ставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответ­ственно, галочку, черту, плюс или точку.

Проведение методики

   Обследуемый непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

S = (0,5N - 2,8n)/120

где S - показатель переключения и распределения внимания;

N - количество геометрических фигур, просмотренных и по­меченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные зна­ки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими зна­ками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

   10 баллов - показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов - показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов - показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

   10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов - низкий.

0-3 балла - очень низкий.




Методика. Узнавание фигур.



Методика «Узнавание фигур» была предложена Т. Е. Рыбаковым (1911). Экспериментатор, используя наглядный материал, подготовленный для данной методики, в течение 20 с показывает испытуемому рисунок А (девять различных фигур) с установкой запомнить предъявляемые фигуры. Затем рисунок убирают, а испытуемому немедленно предъявляется рисунок Б, где все виденные схематические фигуры из рисунка А разбросаны среди других двадцати пяти фигур. В рисунке Б испытуемый должен найти первые девять фигур.

При обработке результатов отмечается и подсчитывается число правильно и неправильно узнанных фигур, выводится коэффициент узнавания Е.


Обработка результатов:

где М — число правильно узнанных фигур, N — число неправильно узнанных фигур.

Идеальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания предъявленного материала.

Для воспроизведения каждой фигуры дается отдельный лист бумаги такого же размера, как и образец (половина листа А4).



Методика на обобщение понятий

Цель: исследование логичности мышления.

ФИ учащегося (йся) _ класс ______ дата: ____________



Задание 1. «Угадай по признакам».

  • Ветвистая, зелёная, колючая - __________________________

  • Большой, коричневый, косолапый - ______________________

  • Новая, интересная, библиотечная - _______________________

  • Белое, парное, коровье - ________________________________

  • Белоствольная, высокая, стройная - ______________________

  • Красный, сочный, круглый - ____________________________



Инструкция: Ребята, прочитайте. Будьте внимательны, постарайтесь угадать, о чём идет речь. Угаданное слово запишите в бланк.



Задание 2. «Назови одним словом»

  1. Ворона, грач, сова, воробей - _____________________

  2. Шарф, варежки, брюки, пальто - ___________________

  3. Ножницы, молоток, пила, грабли - ___________________

  4. Клубника, малина, смородина, крыжовник - __________________

  5. Стол, шкаф, диван, кресло - _________________________

  6. Машина, кукла, пирамида, кубики - ___________________

  7. Туфли, сапоги, ботинки, босоножки - ____________________

  8. Комар, оса, муха, бабочка - _____________________

  9. Дуб, берёза, ель, сосна - __________________

  10. Ромашка, василек, одуванчик, роза -

Инструкция. Назови эти слова, одним словом.

Если ребёнок не справится, можно помочь на первой группе слов: «Рубашка, брюки, платье – это одежда».

Оценка. За каждое правильное обобщение ставится 1 балл. Максимальное количество баллов – 10 (столько групп слов будет предложено ребёнку).

Примечание. В начале года можно давать первую группу слов, в конце года – вторую.

Задание 3. «Подбери пару»

Инструкция: На бланках вам даны пары слов, определите их отношения и подберите для третьих слов соответствующие пары.

Важно обеспечить самостоятельность деятельности. Время выполнения 5 минут. После выполнения задания обсудить результаты и возможные варианты.

  • Лето – жара, зима - __________________

  • Рыба – вода, птица - ________________

  • Земля – планета, солнце - ________________

  • Мел – доска, ручка - _________________

  • Дерево – пила, бумага - ___________________

  • Волк – мясо, лошадь - ____________________



Тест Мюнстерберга на восприятие



Инструкция: ребята, перед вами на листочках написаны ряды букв, среди которых спрятаны слова. Вам нужно, внимательно просматривая ряды, находить спрятанные слова, находить спрятанные слова и обводить их. Обратите внимание – внутри найденных слов могут прятаться другие слова.



По окончании работы попросить учеников по очереди прочитать найденные слова, пропущенные слова отмечать цветным карандашом.



Бсобакавтргщоцрыбазгучновостьхэьгчяфотоуекзонттрочягшгцкпомидоргурстабюетуфлиентсджбьамхлебтрасцыфцуйгзхтелевизорсолджщзхюалгщьбаосашогхеюжпждргщхэнздводаейцукенгшщзхъвафыапролдблиныйкаавфырплослдсахарячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпножницышлджьхэшщгрибкуыфйшрекаэждорлафывюефбьконфетыйфыячыцувсапрлицозхжэьеюдшщглоджэпрпальтодтлжэзбьтрдджщшжипркывколбасашлдкцуйфогурецейфоячвтлджэхьфтасенмячгщдщнруцтргшщтлросеньзщдэркэнтаопрукгвсмтпеченьебплмстчьйсмтзацэъарбузт













Тест. Дерево с человечками.

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением детей, данных, полученных из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают, как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.



Методика. Прочитай и запомни.

Текст. Рассказ мальчика.

Было жаркое лето. Мы с Колей пошли в лес. Лес был густой, тенистый. «Мишка! Мишка!», - позвал меня Коля. Он нашёл ёжа. Еще мы видели белку на сосне, за деревьями пробежала лиса. Мы слышали, как кукует кукушка. В лесу пахло грибами и сыростью. Мы набрали много грибов и ягод. Домой вернулись только к вечеру.

Инструкция: внимательно прочитайте текст и запомните. После письменно ответить на пару вопросов:

  • Как звали мальчиков?

  • Каких животных встретили мальчики?























































Список литературы:



  1. Д.А. Глазунов. Психология. 2 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие. М.: Издательство «Глобус», 2009.

  2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.

  3. Р.С. НЕмов. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: в Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

  4. Проективная методика "ДЕРЕВО С ЧЕЛОВЕЧКАМИ". Автор: Д.Лампен (в адаптации Л.П. Пономаренко).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!