СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностический материал проверки сформированности интонационной и смысловой сторон речи у учащихся

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностический материал проверки сформированности интонационной и смысловой сторон речи у учащихся начальных классов.

Представлен в виде сюжетных картинок, текстов для чтения, текстов слуховых диктантов, текстов для изложения и сочинения по классам 1-4, критерий оценок.

Просмотр содержимого документа
«Диагностический материал проверки сформированности интонационной и смысловой сторон речи у учащихся»

ДИАГНОСТИКА СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ


Монолог


Цель: Изучение смысловой организации и выразительного оформления монологической речи.


1) пересказ короткого текста.


Мальчик играл и разбил нечаянно чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик

затрясся от страха и сказал: «Я». Отец говорит: «Спасибо, что правду сказал». (Л. Толстой). (28 слов)


2) составление рассказа по серии картинок: «На катке».


Ответы на уточняющие вопросы после рассказа по картинкам:


1. Кто из мальчиков виноват?

2. Как он исправил свою вину?

3.Что бы ты чувствовал на месте каждого из мальчиков?














Для диагностики особенностей диалога и монолога можно использовать материал из книги: Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере : Метод. Пособие для педагогов общего и специального образования. – М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 136 с.), (стр. 9, 112).









ОЦЕНКА СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ




Критерии сформированности смысловой организации и выразительного оформления монологической речи у детей младшего школьного возраста


Баллы

Качественные показатели


2 балла


1) свобода и четкость в изложении смысловой цельности основных компонентов содержания речи;

2) использование всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое и словесное ударение, паузирование, тембр);

3) адекватность внешнего выражения эмоциональной реакции в монологической речи, невербальные формы выражения оптимальны.


1 балл

1) единичные пропуски семантически значимых элементов сюжета;

2) недостаточная сформированность комплекса средств интонационной выразительности;

3) внешнее выражение эмоциональной и невербальной реакции адекватно в монологической речи, но проявляется недостаточно.


0баллов



1) выраженные нарушения показателей смысловой цельности и связности текста;

2) не используются средства выразительности (неокрашенность и бедность изложения);

3) нарушения интонационной выразительности движений (пантомимика, мимика, жест);

4) неадекватность внешнего выражения эмоциональной реакции во время высказывания;

5) дыхательные, голосовые, дикционные несовершенства.



Суммарное количество баллов, набранных по итогам выполнения заданий, позволяет определить уровень сформированности искомого явления.


Уровень сформированности искомого явления


Высокий уровень

4 балла

Смысловая цельность компонентов содержания, активное и адекватное использование средств интонационной выразительности.

Допустимый уровень

2-3 балла

Нерезко выраженные нарушения смыслового и выразительного оформления высказывания.

Критический уровень

0-1 баллов

Выраженные нарушения смыслового и выразительного оформления высказывания.



ПРИМЕЧАНИЕ.


Анализ интонационной выразительности речи проводится по следующим направлениям:

  • связность (когезия),

  • целостность (цельность),

  • последовательность,

  • логико-смысловая организация

  • сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей,

  • композиционная завершенность.



Критерии оценки диалога:


Минимальный уровень

Грубое искажение основной линии сюжета, подмена реальных событий несуществующими деталями, резкий переход от заданной темы к отдельным фрагмента, частая смена тематических ориентиров, подмена вербальных средств паралингвистическими способами передачи информации.


Средний уровень

Единичные пропуски семантически значимых элементов сюжета, неярко выраженные нарушения тематической организации, неполнота рече -выделительных конструкций, обусловленная несовершенством комбинаторных механизмов, участвующих в структурировании лексических единиц в составе синтаксического целого.

Оптимальный уровень

Смысловая цельность основных компонентов содержания, динамическое сочетание тема-рематических взаимодействий, обеспечивающих полноту передачи и актуализации коммуникативной значимости информации и репрезентации нового смысла.




Критерии оценки монолога:


Минимальный уровень

Выраженные нарушения показателей цельности и связности, трудности темообразования, несформированность процессов программирования речевого высказывания, нарушения регуляции речевого потока, несформирован основной способ передачи цельности – компрессия текста, приводящий к «вязкому» развернутому изложению репродуктивных и произвольных форм монологического высказывания, границы микротем «размыты».

Средний уровень

Нерезко выраженные нарушения смыслового оформления высказывания, обусловленные незрелостью операционально-технического звена рече-языкового механизма, участвующего в порождении мысли; пропуски отдельных фрагментов сюжета, варианты его частичного сокращения; нарушение механизма контаминации текста, результатом чего является тенденция к сокращению плана выражения моделируемого им текста при сохранении в достаточном объеме плана его содержания.

Оптимальный

уровень

Свобода и четкость оперирования доступными стратегиями кодирования и декодирования связного речевого_высказывания, активное преобразование словесной формы текста, осознание цельности и связности текста, выступающее в виде общей семантической схемы высказывания (по материалам Ланиной Т.Н.)



ДОПОЛНИТЕЛЬНО.


Во время проведения диагностических проб логопед анализирует соответствие эксперссивно-мимических и пантомимических проявлений, выражающие различные эмоциональные состояния, речевому высказыванию. При этом выделяется сохранность (речь эмоционально выразительна, невербальные формы выражения оптимальны), несформированность (эмоциональная выразительность речи заменяется громким произношением, невербальные формы выражения несовершенны) и выраженная дефицитарность комплекса средств интонационной выразительности движений и эмоциональной реакции при восприятии текста (речь монотонная, лишенная эмоциональной выразительности, амимичность, отсутствие выразительности движений).

Логопед определяет этапы эмоционального восприятия произведения:

  • заинтересованность текстом;

  • возникновение эмоциональных переживаний в ответ на восприятие;

  • интериоризация переживания;

  • эмоциональная идентификация;

  • развитие культурного самосознания (А.А. Потребне, Г.Г. Шпет).










ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ЧТЕНИЕ


ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ

СМЫСЛОВОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ ЧТЕНИЯ


Для анализа навыка чтения школьникам предлагаются произведения различных жанров.


Тексты для чтения (для учеников 1 класса, 2 полугодие)


1. Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

(Л. Толстой). (32 слова)

Контрольные вопросы к тексту:


1. О ком говорится в рассказе?

2. Почему старику сказали, что он не съест от своих яблонь яблочка?

3. Что ответил старик?

4. Какие слова в этом рассказе самые главные?


Проверочное задание: перескажите текст.




Чиж

(рассказ)

2. У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и не разу не пел. Варя пришла к чижу.

– Пора тебе, чиж, петь.

– Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь. (Л. Толстой). (31 слово)

Контрольные вопросы к тексту:


1. Где жил чиж?

2. Что сказала птичка Варе?

3. Что ответил Чиж?

4. Почему он не хотел петь в неволе?


Проверочное задание: перескажите текст.




Стих

Что растет на елке?

Шишки да иголки.

Разноцветные шары

Не растут на елке.

Не растут на елке

Пряники и флаги,

Не растут орехи

В золотой бумаге.

(С Маршак). (26 слов)

Контрольные вопросы к тексту:


1. Что растет на елке?

2. Что не растет на елке?





Тексты для чтения (для учеников 2 класса)


Заяц и белка

(сказка)

1. Позвал Зайчонок Белку играть в догонялки. Крикнул Зайчонок: «Раз, два, три!» Белка шмыг на дерево. Скачет Белочка по елкам. Ведь белки на деревьях живут. Куда же ей удирать?

Запечалился зайчонок. Надо другого товарища искать.

(По Э. Шиму). (34 слова)

Контрольные вопросы к тексту:


1. О чем договорились Зайчонок и Белка?

2. Почему игра не получилась?

3. Что надо делать зайчонку?

4. как вы понимаете слово «запечалилось»?


Проверочное задание: перескажите текст.




Живая шляпа

(рассказ)

2. Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу. Вовка и Вадик раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обернулись и увидели на полу шляпу. Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину комнаты и остановилась. Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали картошки и стали швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котенок. (По Н. Носову). (63 слова)

Контрольные вопросы к тексту:


1. Почему рассказ назван «Живая шляпа»?

2. Почему мальчики испугались?

3. Как удалось обнаружить котенка?

4. Почему о шляпе сказано, что она «плюхнулась», а не «упала»?


Проверочное задание: перескажите текст.





По ягоды

(рассказ)

3. Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес – и давай собирать. Только бабушка – в кружечку, а Надя – в рот. Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади – пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.

На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела – все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:

– Кушай!

– А сама что же?

– А я вчера ела.

– Вчера не считается, – сказал дедушка. – Давай вместе.

И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя – ягодку, дед – ягодку, Надя – ягодку, дед – ягодку. Так все и съели.


(Я. Тайц). (97 слов)

Контрольные вопросы к тексту:


1. О ком говориться в рассказе?

2. Куда пошли бабушка и Надя?

3. Что они собирали в лесу?

4. Как собирала ягоду бабушка?

5. Надя клала ягоду в рот?

6. Что сделала Надя на следующий день?

7. Хорошо ли поступила девочка?

8. Что сказал Наде дедушка?

9. Какая главная мысль этого рассказа?


Проверочное задание: перескажите текст.




Считалка

Пес Полкан, полезай в стакан,

Хватай лимон, убирайся вон!

(9 слов)

Пословицы и поговорки

При солнышке тепло, а при матери добро. (7 слов)

Добрый сын – отцу радость, а худой печаль. (7 слов)

Загадка

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут. (12 слов)

Контрольные задания:

объяснить значение пословиц, поговорок; отгадать загадку.


Стих

За рекой то тут, то там

Кто-то бродит по кустам.

Эхо, эхо, эхо ты?

Отвечает эхо: «Ты-ы!»

С кем ты ходишь там? Постой!

Эхо мне в ответ: «Пустой!»

Выйди! Я хоть погляжу!

Отвечает: «Погожу-у!»

Я пойду, а ты сиди!

Эхо мне в ответ: «Иди-и-и!»

Перееду за реку!

Эхо мне в ответ: «Ку-ку-у!»

Я найду тебя в кустах. Отвечает эхо: «А-ах!»

Е. Трутнева (60 слов)


Контрольные вопросы к тексту:


1. Где бродит эхо?

2. Как эхо отвечает?

3. Где эхо ищут?





Тексты для чтения (для учеников 3 класса)

(тексты, простые по сюжету и лингвистическому оформлению, со скрытым смыслом)


По грибы

(рассказ)

1. Бабушка с Надей собрались в лес за грибами. Дедушка дал им по лукошку и сказал:

- Ну-ка, кто больше наберет!

Вот они шли-шли, собирали-собирали – пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади половинка.

Надя сказала:

- Бабушка, давай меняться лукошками!

- Давай.

- Вот они пошли домой. Дед посмотрел и спрашивает:

- Есть грибы?

- Волнушки, рыжики, маслята.

- А белые?

- Есть и белые, но они только под елками.

Дедушка увидел Надино лукошко и говорит:

- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!

- Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:

- Это вовсе не моѐ лукошко. Это всѐ бабушкино.


(94 слова)

Контрольные вопросы к тексту:


1. О ком говорится в рассказе?

2. Бабушка с Надей собрались в лес?

3. Что сказал дедушка?

4. Сколько грибов собрала бабушка?

5. Сколько грибов собрала Надя?

6. Почему Надя предложила бабушке поменяться лукошками?

7. Почему Надя покраснела?

8. Как поступила девочка?

9. Какая главная мысль этого рассказа?


Проверочное задание: перескажите текст.




Муха и Пчела

(басня)

2. Встретила как-то Муха Пчёлку. Муха была лентяйка, а Пчёлка собирала цветочный сок. Муха стала звать пчелку с собой. Муха сказала: «Там, в доме, на столе такие сладости остались. Полетишь вместе со

мной?»

«Нет! Это не по мне!» - ответила Пчела.

«Тогда валяй, трудись!» - лентяйка пожужжала и полетела в дом. Но там, на липкую бумагу вдруг

попала… (55 слов)

Контрольные вопросы к тексту:


1. О чем речь в басне?

2. Что ты можешь сказать о Мухе? Какая она?

3. Пчелка собирала цветочный сок?

4. Что предложила Муха Пчёлке?

5. Что ответила Пчела Мухе?

6. Что случилось с Мухой потом?

7. Почему так все произошло? Какая главная мысль этой басни?


Проверочное задание: перескажите текст.




Старик и дерево

(статья из журнала «Юный натуралист»)

3. На лесной поляне ребята свернули под развесистую сосну и развели костер. Собрали сучья и сложили их и ближе к стволу, чтобы дождь не загасил пламя. Когда дождь кончился, ребята ушли.

Однажды по лесу шел старик. Он увидел на поляне дерево, в котором огонь выжег глубокую выемку. Он спустился к реке, набрал глины и замазал выжженное место, чтобы сосна не погибла. Когда работа была окончена, старик присел и долго о чем-то думал. Потом он достал из кармана спички и выложил ими на мокрой глине: «Живи назло злым!». (88 слов)

Контрольные вопросы к тексту:


1. Какой след оставили ребята после себя на лесной поляне? Как это их характеризует?

2. Как поступил старик?

3. Легко ли было старику достать глину?

4. Расскажите, как должен вести себя человек в лесу, у реки?

5. Как вы понимаете выражение «Живи назло злым!»?


Проверочное задание: перескажите текст.




Шутки, прибаутки.

- Собака, что делаешь?

- Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

- Волков боюсь.

(11 слов)



Пословицы и поговорки.

Будешь книги читать – будешь все знать. (6 слов)

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (8 слов).


Загадка.

Черные птички на каждой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает

(С. Маршак) (12 слов)

Контрольные задания:

объяснить значение прибаутки, пословиц, поговорок; отгадать загадку.




Стих

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный!

Опечалился чему?» –

Говорит она ему.

Князь печально отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает,

Одолела молодца:

Видеть я б хотел отца».

Лебедь князю: «Вот в чем горе!

Ну, послушай: хочешь в море

Полететь за кораблем?

Будь же, князь, ты комаром».


(А.С Пушкин. Отрывок из сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебедь).

( 55 слов)

Контрольные вопросы к тексту:


1. Кто разговаривал с князем?

2. Какой князь?

3. Почему князь печалится?

4. Как князь полетит за кораблем?





Тексты для чтения (для учеников 4 класса)


Зачем воду пьют?

(рассказ)

1. Ты скажешь: воду пьют потому, что хочется. А почему хочется?

Потому, что без воды жить нельзя. Ведь мы свою воду все время тратим. Дохни на холодное стекло. Оно запотело, покрылось капельками воды. Откуда взялась вода? Из твоего тела. Откуда пот на теле в жаркий день? Из тела.

В сутки человек теряет 12 стаканов воды. Значит, столько же ему надо выпить или съесть воды. А разве воду едят? В мясе, в овощах. В хлебе много воды. Например, в мясе воды втрое больше, чем твердого материала. Человек может долго прожить без еды. А вот без воды не может прожить и несколько дней.

(По М. Ильину). (101 слово)

Контрольные вопросы к тексту:


1. Почему человек не может прожить без воды?

2. Как человек теряет воду?

3. Сколько воды надо выпить в сутки?

4. Как «едят» воду?

5. Какова главная мысль текста?


Проверочное задание: перескажите текст.



Два товарища

(басня)

2. Шли по лесу два товарища, и выскочил, и выскочил на них медведь. Один влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать. Человек и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо и отошел. Медведи ведь мертвых не трогают.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется над товарищем: – Что тебе медведь на ухо говорил?

Поднялся человек с дороги и отвечает: – он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарища убегают.


(По Л. Толстому). (89 слов)

Контрольные вопросы к тексту:


1. Шептал ли что-нибудь медведь?

2. кто же назван в басне плохим человеком?

3. За что писатель осуждает человека, сидящего на дереве?

4. Можно ли смеяться над товарищем, пережившим сильную опасность?

5. Объясните значение слов «выскочил», «наземь», «притворился».

Проверочное задание: перескажите текст.





Все для всех

(стих)

Каменщик строит жилища,

Платье – работа портного,

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова!

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, наточает?

Стало быть, так и выходит:

Все, что мы делаем, – нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.


(Ю. Тувим) (63 слова)

Контрольные вопросы к тексту:


1. О каких профессиях говорится в стихотворении?

2. Что делают друг для друга люди труда?

3. Объясните название стихотворения.

4. Как автор относится к людям труда?

5. Какова главная мысль стихотворения? В каком четверостишии она выражена?




Шутки, прибаутки.

Сбил, сколотил – вот колесо:

Сел да поехал – ах, хорошо!

Оглянулся назад –

Одни спицы лежат.

(14 слов)


Пословицы и поговорки.

Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах (9слов)

Не давши слово – крепись, а давши слово – держись!

(8 слов)


Загадка.

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А как пашет, семь плугов тащит.

(12 слов)

Контрольные задания:

объяснить значение прибаутки, пословиц, поговорок; отгадать загадку.




Тексты из книг:

1) Чтение. 1-4 классы : тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сот. Н.В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2007. – 89 с..

2) Учеб. хрестоматия для 2 класса четырехлет. нач. школы /Авт. – сост. О.В. Джежелей. – М. : Просвещение, 1995. – 143 с.

3) Книга для чтения. Учеб. Для 2 кл. трехлет. нач. шк. / сост. В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 1991. – 191 с. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. / Сост. В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 1989. – 222 с.)

























ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ЧТЕНИЯ


Критерии сформированности смыслового компонента чтения

у детей младшего школьного возраста


Задание

Баллы. Качественные показатели


1) ответы на вопросы

по прочитанному

тексту.


2 балла

Ответы по прочитанному тексту адекватны содержанию,

развернуты, с выделением смысловых акцентов логическим ударением.

1 балл

Половина ответов по прочитанному тексту верна,

экспериментатор предлагает помощь (повтор вопроса, выделение главного слова в вопросе, демонстрация наглядного материала).

0 баллов

Практически все ответы по прочитанному тексту неправильны, помощь испытуемый не использует.


2) выделение главной

мысли произведения.


2 балла

Правильное и достаточно обобщенное формулирование основной идеи произведения.

1 балл

Ответ на вопрос об основной идее произведения дается в виде обобщенной фразы, в ряде случаев не связанной с конкретным содержанием текста.

0 баллов

Невозможность выделения главной мысли.

3) пересказ текста.

2 балла

Тип пересказа – полный со всеми подробностями, иногда с некоторыми неточностями; смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Уровень понимания прочитанного по пересказу текста – достаточный (испытуемый пересказывает текст и верно отвечает на поставленные вопросы).

1 балл

Тип пересказа – фрагментарный:

а) пропущены существенные моменты и имеются искажения,

б) обозначены существенные смысловые фрагменты при полном отсутствии второстепенных. Уровень понимания прочитанного по пересказу текста – недостаточный (фиксируется искажение отдельных деталей сюжета или грубое его искажение; отмечается отрывочное понимание отдельных фрагментов текста с одновременным ответом лишь на отдельные вопросы).

0 баллов

Пересказ недоступен или осуществляется только с помощью наводящих вопросов.



Ученики читают произведения разных жанров, при этом экспериментатор оценивает их по предложенным критериям. Среднеарифметическое суммарное количество баллов, набранных по итогам выполнения заданий, позволяет определить уровень сформированности искомого явления.


Уровень сформированности искомого явления

Высокий уровень

5-6 баллов

Самостоятельное, без фактических ошибок полное воспроизведение прочитанных текстов, правильные ответы на вопросы по содержанию текста. Формулирование основной идеи произведения – достаточно обобщенное, осознается смысл всего текста.


Допустимый уровень

3-4 балла

Содержание прочитанного излагается более или менее полно, чаще фрагментарно, верно даются ответы на половину вопросов по содержанию, осознается смысл отдельных частей текста. Ответ на вопрос об основной идее произведения дается в виде обобщенной фразы или не соответствует авторскому замыслу.


Критический уровень

0-2 балла

Демонстрируется отказ от пересказа или воспроизведение прочитанного с грубыми ошибками. В ответах на вопросы по содержанию отмечаются ошибки, либо даются ответы на 1–2 вопроса, главную мысль дети не выделяют, отсутствует понимание смысла даже в условиях помощи.





ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЧТЕНИЯ


Критерии сформированности выразительного компонента чтения

у детей младшего школьного возраста



Баллы

Качественные показатели


2 балла


1) умение точно передавать смысл событий с помощью выразительных средств и определять задачу своего чтения перед слушателями;

2) правильное выражение своего отношения к читаемому посредством интонационных средств;

3) отсутствие типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок чтения.

1 балл

1) неточная передача смысла событий с помощью комплекса средств интонационной выразительности;

2) отношение к читаемому посредством интонационных средств выражается не всегда;

3) отмечаются редкие нестойкие типологические просодико-интонационные функционально-значимые ошибки чтения, которые самостоятельно замечаются и исправляются.


0 баллов

Наличие типичных семантико-синтаксических и пунктуационных нарушений – «просодико-интонационные функционально значимые ошибки» при чтении:

1) чтение предложений без учета пунктуационного знака;

2) ошибочное прочтение интонационных конструкций, выражающих повествовательную,

восклицательную и вопросительную интонацию;

3) нарушение отграничения речевых единиц на уровне фразы, отсутствие четкой границы межсинтагменной паузации;

4) несоответствие окраски голоса характеристике персонажа;

5) отсутствие выделенности или неправильно переданное логическое ударение;

6) низкая или чрезмерная интенсивность голоса;

7) быстрый, медленный или патологически ускоренный или замедленный темп чтения;

8) непонимание смысла предложения, абзаца, целого текста.



Выразительный компонент чтения исследуется путем анализа чтения ребенком произведения вслух и оценивается на основе следующих параметров: умение передавать смысл событий с помощью выразительных средств, выражение посредством интонационных средств своего отношения к читаемому, наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок.

Полученное количество баллов позволяет определить уровень сформированности выразительного компонента чтения.


Уровень сформированности искомого явления

Высокий уровень

2 балла

Оптимальный уровень произносительной культуры речи с осознанностью чтения и адекватным использованием выразительных средств.

Допустимый уровень

1 балл

Отмечаются редкие интонационные неточности, которые самостоятельно замечаются и исправляются.

Критический уровень

0 баллов

Характерно наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок.






НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ чтения для учеников начального общего образования.


Чтение:

  • чтение и понимание описательных и повествовательных текстов (5-10 предложений) со снятыми языковыми трудностями;

  • ответы на вопросы по прочитанному тексту;

  • составление плана и пересказ прочитанного текста, выделение в тексте главной мысли (по книге: Примерные программы начального общего образования / Сост. А.М. Водянский, И. А. Петрова. – М.: Дрофа, 1998. – 64 с.).





ПИСЬМО

Навык сформированности интонационного и смыслового анализа письменных текстов исследуется посредством выполнения письменных работ: слухового диктанта, изложения и сочинения.



ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИХ

И ПУНКТУАЦИОННЫХ НАВЫКОВ В СЛУХОВОМ ДИКТАНТЕ


Предложенные задания позволяют устанавливать возможность учащегося самостоятельно проводить композиционно-смысловой анализ текста и определять его коммуникативно-прагматический вариант.



Тексты слуховых диктантов (для учеников 1 класса, второе полугодие)


1. Витя ходит в школу. У Вити новый учебник. Что он делает? Он учит стихи. (14 слов)


2. Мама устала. Она спит. Кто моет посуду? Брат Сема моет посуду. Молодец Сема! (13 слов)


Тексты слуховых диктантов (для учеников 2 класса)


Мышь-малютка.

1. Может ли мышь уместиться в чайной ложке? Может. Это не простая мышь! Вид этой мышки обитает в Африке. У нее дома вода – большая роскошь. Наступает ночь. Мышка складывает камушки перед входом в норку. Зачем? Так она готовит себе питье на утро. Тепло из норки сталкивается с ночной прохладой. На камушках появляется роса. Ее мышь и пьет. (57 слов)


Чьи это грядки?

2. На лесной полянке всюду видны кучки рыхлой земли. Они очень похожи на маленькие грядки. На кучках торчат березки ростом со спичку. Рядом крошечные сосенки с тремя зелеными иголочками. Чьи это грядки? Кто их копает?

Вот зашевелилась трава. Вдруг земля поднялась холмом. Из-под земли показались широкие лапки с когтями. Потом появился мокрый нос. Наружу вылез крот. Вот кто рыхлит землю! Упадут в землю семена. Вырастут березки, сосны да липки. (По Э. Шиму). (71 слово)


Тексты слуховых диктантов (для учеников 3 класса)


Лакомка

1. На полянке росли кустики брусники. По краям полянки зеленые кусты малины. Вдруг послышался шорох. Что за зверюшка? Присел я на пенечек и стал тихонько свистеть. Вдруг из куста высунулся черный нос, показались хитрющие глазки. Это был медвежонок. Малыш стал меня обнюхивать. Тут затрещали сучья малины. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Я только поиграть с медвежонком хотел. Но разве медведице это объяснишь? (По Г. Снегиреву). (62 слова)


Книга

2. Отец принес сыну новую книгу. Мальчик долго рассматривал красивые картинки. Художник нарисовал море, корабли. Откуда пришла книга? Кто придумал чудо из чудес? Жизнь книги берет начало в лесу. От дерева до книги длинный путь. Люди срубили деревья, отвезли на фабрику. Рабочие распилили их, сварили бумажное тесто. Эту массу раскатали в тонкие полосы и свернули в рулоны. Готовую бумагу отправляют на книжную фабрику. Там есть наборный, печатный и переплетные цеха. Отсюда книга идет в библиотеку, магазин. (По А. Баркову). (76 слов)



Тексты слуховых диктантов (для учеников 4 класса)


Жаба

Первый раз мы встретились в лесу. Грузная жаба сидела на тропинке. Она не пыталась удрать. Я

приблизился к жабе и осмотрел ее. У жабы были удивительные с темными точками глазки. На брюшке блестела нежная кожа. Луч солнца пробежал по лаковой спинке. Большая жаба была красива! Почему это не видят другие? Жаба прыгнула под старый пень. Там ее жилье. Я часто приходил к старому пню и всегда

встречал ее. (68 слов)


Летним утром

Кто из вас не любит природу? Встанешь утром рано, выйдешь на крыльцо и услышишь как тихо шумят деревья. Пруд задымился. Его гладь покрылась прозрачным туманом. На востоке появилась светлая полоска. Подул теплый ветерок. Повеяло душистой свежестью. Хорошо дышать чистым утренним воздухом! А вот и яркое солнце показалось. Поля заблестели росой. Окрестность наполнилась веселым щебетанием птиц. Золотом поспевает поспевающая рожь. По узкой тропинке около пашни идешь к речке.

Песок на берегу еще холодный, а ты спешишь нырнуть в воду. Чудесно летним утром! (81 слово)


Тексты из книг:

1) Узорова, О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку / О.В. Узорова. Пособие для начальной школы. – К. : ГИППВ, 1999. – 256 с.

2) Узорова, О.В. Диктаны и изложения по русскому языку : 1-4-й кл. / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – м. : Астрель; Владимир : ВКТ, 2008. – 266 с.

3) Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : Сб. Методических рекомендаций. – СПб., Москва : САГА : ФОРУМ, 2006, – 272 с.)




ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИХ

И ПУНКТУАЦИОННЫХ НАВЫКОВ В СЛУХОВОМ ДИКТАНТЕ


Критерии сформированности семантико-синтаксических

и пунктуационных навыков в слуховом диктанте у младших школьников


Баллы

Качественные показатели


2 балла


Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков (верный выбор пунктуационного знака в конце предложения, обозначение заглавной буквы в начале

предложения, безошибочное отграничение речевых единиц на уровне предложения).


1 балл

Небольшое количество нестойких семантико-синтаксических и пунктуационных ошибок, которые самостоятельно замечаются и исправляются.

0 баллов

Наличие стойких, типичных семантико-синтаксических и пунктуационных нарушений – «просодико-интонационные функционально-значимые ошибки на письме»:

1) ошибочный выбор пунктуационного знака в конце предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак);

2) отсутствие обозначения заглавной буквы в начале предложения (написание со строчной буквы) или выделение другого слова заглавной буквой;

3) нарушение отграничения речевых единиц на уровне предложения, когда знак препинания выпадает или обозначается в другом месте.


Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в слуховом диктанте оценивается на основе одного параметра: наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок.


Уровень сформированности искомого явления

Высокий уровень

2 балла

Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков.


Допустимый уровень

1 балл

Небольшое количество нестойких семантико-синтаксических и пунктуационных ошибок, которые самостоятельно замечаются и исправляются.


Критический уровень

0 баллов

Наличие стойких типологических просодико-

интонационных функционально-значимых ошибок.








ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ

СМЫСЛОВОГО И ИНТОНАЦИОННОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ




Изложение


Логопед несколько раз читает текст, при прослушивании изложения выделяются основные мысли, их последовательность, фиксируются имена собственные, числовые данные, определяется стиль прослушанного текста и использование соответствующих выразительных средств языка и синтаксических конструкций; предлагается пересказать текст и составить план изложения. Затем учащиеся приступают к письменному пересказу услышанного текста. В ходе изложения даётся время для корректировки текста, проверки орфографии и пунктуации.


Задание:

1.Прослушать текст, ответить на вопросы.

2.Вместе с учеником логопед составляет план изложения (метод логико-семантического анализа и синтеза прослушанного текста).

3.Текст прочитывается снова, и, пользуясь планом, школьник пишет изложение.




Тексты для изложения (для учеников 1 класса, второе полугодие)


1. Наступила зима. Выпал снег и укрыл черную землю пушистым одеялом. Реки покрылись льдом. В лесу не слышно веселых голосов птиц. На ветках деревьев лежит легкий снежок.

(27 слов).

Контрольные вопросы к тексту:


1. Какое время года наступило?

2. На что похож снег?

3. Чем покрылись реки?

4. кто не поет в лесу?

5. что лежит на ветках деревьев?



2. Большая рыжая собака грелась на солнышке со своими щенятами. Вдруг она услышала жалобный писк. Собака подошла к пруду. Она увидела котенка, который чудом держался на поверхности. Собака бросилась в воду и вытащила малыша.

(33 слова)

Контрольные вопросы к тексту:


1. Какая собака грелась на солнышке со своими щенятами?

2. Что услышала собака?

3. Куда подошла собака?

4. Где был котенок?

5. Что сделала собака?





Тексты для изложения (для учеников 2 класса)


Осень

1. Наступает осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце мало греет. Небо часто бывает

покрыто тучами. Моросит мелкий дождик. А что на деревьях? Листья на деревьях желтеют и опадают. Пропадают насекомые. Птицы улетают в теплые страны. А что на полях? Там копают овощи, в садах собирают плоды. (47 слов)

Контрольные вопросы к тексту:


1. О чем я сейчас прочитала?

2. Какое время года описано в рассказе?

3. Какие становятся дни осенью?

4. Что происходит на небе?

5. А что на деревьях?

6. Куда улетают птицы?

7. Что на полях осенью?



Зима в лесу

2. Зима. Холодный ветер гуляет по голым ветвям, качая верхушки деревьев. Тихо кругом, только иногда жалобно загудит ветер и застонут темные деревья. Что это? Это стук раздался по сонному лесу. Дятел добывает себе завтрак. Кто перепрыгивает с ветки на ветку? Это веселая, забавная, пушистая белка!

(44 слова)

Контрольные вопросы к тексту:


1. О чем я сейчас прочитала?

2. Какое время года описано в рассказе?

3. Что делает ветер зимой?

4. Что слышно в лесу?

5. Кто перепрыгивает с ветки на ветку?

6. Какая белка?




Тексты для изложения (для учеников 3 класса)


Осень

1. Поспели в лесу мелкие дикие яблочки. Как они вкусны! Огромные дубы стали ронять на землю свои желуди. А за желудями стали опадать и листья. О чем чирикают птицы? Птицы заговорили о перелете на юг. В одно холодное утро они улетели. Затихла говорливая речка. Заморосил мелкий дождик. Со всех веточек, листиков и хвоинок стекали мелкие капли. Казалось, что лес плачет, прощаясь с птицами.

(62 слова)

Контрольные вопросы к тексту:


1. О чем я сейчас прочитала?

2. Какое время года описано в рассказе?

3. Какие яблоки поспели в лесу?

4. Что роняют огромные дубы?

5. О чем чирикают птицы?

6. Почему плачет дождик? Почему ты так решил (а)?



Хитрый осёл

2. На осла нагрузили мешок соли. На мосту через реку он споткнулся и упал в воду. Что случилось с ослом? Осёл выбрался на берег и почувствовал, что ноша его стала намного легче: часть соли растворилась в воде. На следующий день осла нагрузили хлебом. Он вспомнил вчерашнее приключение и нарочно плюхнулся в воду. Но хлеб намок и стал таким тяжелым, что хитрый осёл еле выбрался на берег. (65 слов)

Контрольные вопросы к тексту:


1. О чем я сейчас прочитала?

2. Что нагрузили на осла?

3. Что произошло с ослом на мосту?

4. Почему ноша с солью стала намного легче?

5. Чем нагрузили осла на следующий день?

6. Что решил сделать хитрый осел? Почему он так поступил?





Тексты для изложения (для учеников 4 класса)


Осень

1. С конца августа воздух начинает холодать, а в сентябре бывают заморозки. Утром вы видите, как побелела трава, а лужи покрылись корочкой льда. Мелкие холодные осенние дождики не похожи не летние. Без устали дует промозглый ветер. Листья на деревьях начинают желтеть в конце августа. С каждым днем становится все больше желтых и красных листьев. А порывистый ветер безжалостно срывает с деревьев легкие листья, устилая ими морскую землю. Поля пустеют. Цветы исчезли, и пожелтевшая трава клонится к земле. Только озимь поднимается ровным зеленым бархатом. (84 слова)


Контрольные вопросы к тексту:


1. В какое время начинает холодать?

2. Что можно увидеть утром на улице?

3. Опишите осенние дождики и ветер.

4. Что происходит с листьями на деревьях?

5. Какие осенью поля?




Белые мыши

2. Многие боятся мышей. Но маленькие белые мыши наверняка понравятся тебе. Тельце мышки покрыто шерсткой, только розовые ушки и хвост – голые. А зачем мышке длинный хвост? Когда мышка лезет вверх, хвостик, обвиваясь вокруг опоры, помогает ей. Если она бежит по жердочке, то поддерживает свое равновесие, размахивая хвостиком вправо и влево, как артистка в цирке, которая идет по канату с длинным шестом в руках. Белые мыши чувствительны к недостатку тепла. Если им холодно, у них синеет кончик хвоста, они перестают есть и могут заболеть.

(84 слова)

Контрольные вопросы к тексту:


1. А ком речь в тексте?

2.Какие мыши могут понравиться?

3.Опишите мышку.

4. Зачем мышке длинный хвост?

5. Что происходит с мышкой, когда ей холодно?



Тексты из книги: Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : Сб. Методических рекомендаций. – СПб., Москва : САГА : ФОРУМ, 2006, – 272 с.)



ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО И ИНТОНАЦИОННОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ



СОЧИНЕНИЕ


Ученикам дается репродуктивная тема сочинения, которая предполагает раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. 


Задание:

Составить рассказ по сюжетной картинке, изложить его в письменной форме.


На картинке:

1. Радость (девочки играют на улице).

2.Злость (мальчики дерутся).

Для диагностики использовать материал из книги: Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере : Метод. Пособие для педагогов общего и специального образования. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 136 с.), (стр. 6, 46).



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО И ИНТОНАЦИОННОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ И СОЧИНЕНИЯ



Критерии сформированности семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в изложении и сочинении у младших школьников



Баллы

Качественные показатели

2 балла

1) цельность и связность текста;

2) разнообразное использование языковых средств (лексико-морфологический состав дискурса включает в себя различные части речи; используются простые и сложные предложения);

3) отсутствие типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок письма.

1 балл

1) возможно нарушение цельности и связности текста (неполное раскрытие темы и ремы);

2) однообразное использование языковых средств;

3) небольшое количество нестойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок письма, которые самостоятельно замечаются и исправляются.

0 баллов

1) невозможность выполнения письменного задания или краткая, односложная, несвязная письменная работа;

2) наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок письма (представлены выше).


Сформированность смыслового и интонационного анализа текстов изложения и сочинения оценивается на основе следующих параметров: цельность и связность текста, использование языковых средств, наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок. Полученное количество баллов позволяет определить уровень сформированности смыслового и интонационного оформления текстов.

Уровень сформированности смыслового и интонационного оформления текстов

Высокий уровень

2 балла

Сформированность интонационного и смыслового оформления текстов.


Допустимый уровень

1 балл

Недостаточная сформированность интонационного и смыслового оформления текстов.

Критический уровень

0 баллов

Несформированность интонационного и смыслового оформления текстов.




АНАЛИЗ ПИСЬМЕННОЙ ПРОДУКЦИИ проводится по следующим направлениям:

  • структурная и содержательная сторона письменного дискурса,

  • особенности его речевого оформления,

  • соответствие письменных высказываний учащихся языковым нормам русского языка.

Выделяются четыре основных критерия оценки полученных текстов:

1) Цельность (адекватное и полное раскрытие темы и ремы):

1.1. объем высказывания, который указывает на степень развития письменной речи в целом и характеризуется тремя показателями:

  • общее количество слов в тексте,

  • общее число предложений в высказывании;

  • средняя продолжительность фразы (величина данного показателя иллюстрирует степень насыщенности структуры фразы и определяется отношением числа всех слов текста к количеству предложений).

1.2. выделение и развернутость микротем при оценке содержательной стороны высказывания, умение выстроить иерархию предложений в составе сложного синтаксического целого (ССЦ). Микротемы соотносились с вычлененными основными фрагментами, развернутость микротем определялась адекватным выбором лексики и синтаксических конструкций, объединенных одной темой.

1.3. достоверность высказывания как адекватное описание фактов, субъектов и объектов. Достоверными являются те тексты, в которых были охарактеризованы все действия субъектов и отсутствовали привнесенные факты. 1.4. последовательность изложения как смысловая связь микротем, отражающая последовательное развитие сюжетной линии.


2)Связность (структурное единство текста, которое оценивается через анализ языковых средств, внеязыковых средств связи, использованных в продуктивных работах.

2.1.композиционная структура, оцениваемая с точки зрения наличия всех необходимых структур дискурса – зачин, основная часть (кульминация), заключение.

2.2.лексико-грамматические (языковые) средства, которые рассматриваются как отношения между фразами – элементами речи, соединяющие предложения и включающие их в семантико-синтаксическое единство.

3.Исполнение языковых средств.

3.1.лексико-морфологический состав дискурса, характеризуемый актуализацией словаря по частям речи (имена существительные, глаголы, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречие, причастие, деепричастия).

3.2.характеристика используемых синтаксических конструкций с точки зрения категориально-дифференцированного обозначения (простые и сложные предложения).

4. Соответствие нормам грамотной письменной речи.


НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ к письму для учеников начального общего образования.                

Письмо:

  • списывание слов и коротких предложений из учебников и учебных пособий;

  • запись текстов под диктовку учителя;

  • диктант после предварительного чтения и разбора текста (40-60 слов);

  • письменные ответы на вопросы (3-7 вопросов) о себе, своей семье, занятиях в школе, друзьях и т.д.;

  • написание изложения (3-7 предложений);

  • небольшое сочинение (до 10 предложений) по одной из прочитанных тем

(по книге: Примерные программы начального общего образования / Сост. А.М. Водянский, И. А. Петрова. – М.: Дрофа, 1998. – 64 с.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!