СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностическая работа по чтению для учащихся 4-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка составлена с целью проверки у обучающихся сформированности читательской грамотности. После заданий можно ознакомиться с характеристикой каждого предложенного задания и системой оценивания за него.

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа по чтению для учащихся 4-х классов»

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Для учащихся 4 классов

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ



ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

Работа состоит из текста и вопросов к нему, на которые необходимо дать ответы.

На выполнение работы отводится 40 минут.

В заданиях 1-4, 6 требуется выбрать верный вариант ответа.

В заданиях 5, 8 есть вопросы, ответы на которые требуется подкрепить собственным мнением и объяснением своей точки зрения. Можно приводить цитаты из текста с пояснением.

В задании 7 требуется закончить план текста.

Задание 9 требует полностью самостоятельного ответа на основе собственных знаний и суждений.

Желаем успеха!



Демонстрационный вариант



  1. Прочитай текст и ответь на вопросы (1-9)



О

Иван Фёдоров

т рукописной книги к печатной

В старину книги писались от руки пером (гусиным или лебяжьим). На изготовление одной рукописи уходило иногда 5 – 7 лет. Писец должен был обладать чётким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, иногда писали даже растворённым золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки. Чтобы очинить перья, применяли ножички. А сделает писец ошибку и заметит её, подчистит ошибку ножичком, покроет зачищенное место белилами и напишет вновь. Переписанные листы украшали рисунками, заставками – украшениями, одевали в переплёты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые и серебряные застёжки.

Рукописная книга стоила больших денег. В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит». Одну книгу можно было обменять на стадо коров, на табун лошадей, на собольи шубы. Но и в ту пору книга больше ценилась не за украшения, а за то, что в ней написано. С почтением люди произносили: «книжный свет». Старинное изречение гласит: «Книги – реки, наполняющие Вселенную мудростью». Но жизнь книг, как и жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при нашествии врагов, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люди уносили за надёжные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги, ведь они укрепляли веру людей, утешали, вселяли надежду.

В о время правления Ивана Грозного Русское государство стало расширяться. В землях, удалённых от Москвы на тысячи вёрст, тоже понадобились книги – узнавать законы, отправлять церковную службу во вновь открытых храмах, вести переписку, учить грамоте детей. Скрипит переписчик пёрышком, спешит, делает ошибки – всё равно мало успевает. Тогда стали создавать артели переписчиков. Дело пошло быстрее, но рукописных книг всё же не хватало.

У

Первый печатный станок Ивана Фёдорова

чёный монах, приехавший в Москву из дальних мест, рассказал, что в Европе появились типографии, где печатают книги на многих языках, иногда и на славянском. Книгопечатание изобрёл в 1445 году немецкий мастер по имени Гутенберг. После долгих трудов он придумал отливать отдельные буквы-литеры из металла. Из них стали собирать строки и целые страницы набора. Гутенберг изобрёл и первый печатный станок. Главная часть станка – пресс, под который кладут рамку с литерным набором. Работник намазывал набор краской и покрывал его бумагой. Когда нажимали рычаг, пресс опускался на рамку. На бумаге, положенной между прессом и набором, получался оттиск – отпечатанная страница. Так Гутенберг начал печатать книги. Если переписчик упорным трудом мог за 2-3 года изготовить десяток-другой рукописных книг, то с помощью изобретения Гутенберга за несколько недель можно было изготовить десятки и сотни совершенно одинаковых книг.

Книги стали доступнее. Пользоваться печатной книгой и хранить её было удобнее, чем рукописную, хотя переписка книг продолжалась ещё долгое время. Благодаря типографской книге знания, накопленные людьми, стали распространяться быстрее, полнее сохранялись и передавались следующим поколениям. На первых порах издавались только церковные книги. Позже стали печатать и гражданские.

В Москве сначала хотели печатать книги на славянском языке в чужих землях. Но прикинули – далеко, да и возить трудно и дорого. В 1563 году по приказу царя начала работать неподалёку от Кремля Печатная изба. Занялся этим новым делом Иван Фёдоров. Слыл он книжником за свою любовь к чтению и умельцем, отличавшимся умом и смекалкою. Руки имел проворные – писал быстро и красиво, так что самых лучших писцов зависть брала. Первая книга, выпущенная русским печатником Иваном Фёдоровым и его товарищами в 1564 году, называлась «Апостол». Через год они выпустили вторую церковную книгу «Часовник». Так началось книгопечатание и в России.


По книге Александра Западова «От рукописи к печатной странице»



Вопросы и задания

  1. Выбери и обведи верное утверждение – о чем основная мысль текста:

  1. О том, как возникло книгопечатание.

  2. Об истории перехода от рукописей к печатным книгам.

  3. Об истории возникновения «красной строки».

  4. О том, как приходилось спасать книги при нашествии врагов.

  1. Для чего А.Западов написал этот текст?

  1. Чтобы все поняли важность церковных книг, а не гражданских.

  2. Чтобы все узнали о величайшем изобретении человечества – книге.

  3. Чтобы мы знали, что книги надо украшать драгоценными камнями.

  4. Чтобы мы знали, что переписчики делали в рукописях много ошибок.

  1. Какие новые сведения можно узнать из текста?

  1. Печатный станок изобрели в Китае.

  2. Федоров – ученый монах из Европы.

  3. Печатные книги не горят, как рукописные.

  4. Главной частью печатного станка был пресс.

  1. Каким пером рисовалась каждая буква в рукописной книге?

  1. Гусиным или лебяжьим;

  2. голубиным;

  3. вороньим;

  4. павлиньим.

  1. За что ценили книги в старину? Приведи примеры и доказательства с помощью цитат из текста.



  1. Зачем Ивану Грозному в Москве понадобилась типография? Выбери два верных утверждения.

  1. Чтобы печатать законы для управления большим государством.

  2. В Европе никто не хотел печатать книги на славянском языке.

  3. В рукописных книгах было невозможно исправить ошибки.

  4. Перевозить книги из других стран было невыгодно и дорого.

  1. Закончи план текста

  1. Создание первых рукописных книг.

  2. Начало книгопечатания на Руси.

  1. Назови основные преимущества печатной книги перед рукописной





  1. Как ты понимаешь слово «смекалка»? Приведи пример, про кого можно сказать «обладает смекалкой».

Продукт: «Характеристика заданий и система оценивания диагностической работы».

Читательская грамотность

Задание №1. Выбери и обведи верное утверждение – о чем основная мысль текста:

  1. О том, как возникло книгопечатание.

  2. Об истории перехода от рукописей к печатным книгам.

  3. Об истории возникновения «красной строки».

  4. О том, как приходилось спасать книги при нашествии врагов.

Характеристика задания:

  • Содержательная область оценки: Чтение для получения образования;

  • Компетентностная область оценки: определять общий смысл и тематику текста;

  • Контекст: образовательный;

  • Тип текста: несплошной с включением визуальных изображений (фотографии);

  • Уровень сложности задания: средний;

  • Формат ответа: задание с выбором ответа;

  • Объект оценки: находить и извлекать фрагменты информации из текста.

Система оценивания:

1 балл

Выбран ответ 2)

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует



Задание №2. Для чего А.Западов написал этот текст?

  1. Чтобы все поняли важность церковных книг, а не гражданских.

  2. Чтобы все узнали о величайшем изобретении человечества – книге.

  3. Чтобы мы знали, что книги надо украшать драгоценными камнями.

  4. Чтобы мы знали, что переписчики делали в рукописях много ошибок.

Характеристика задания:

  • Содержательная область оценки: Чтение для получения образования;

  • Компетентностная область оценки: определять главную мысль текста;

  • Контекст: образовательный;

  • Тип текста: несплошной с включением визуальных изображений (фотографии);

  • Уровень сложности задания: средний;

  • Формат ответа: задание с выбором ответа;

  • Объект оценки: формулировать выводы на основе обобщения текста.

Система оценивания:

1 балл

Выбран ответ 2)

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует

Задание №3. Какие новые сведения можно узнать из текста?

  1. Печатный станок изобрели в Китае.

  2. Федоров – ученый монах из Европы.

  3. Печатные книги не горят, как рукописные.

  4. Главной частью печатного станка был пресс.

Характеристика задания:

  • Содержательная область оценки: чтение для получения образования;

  • Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию;

  • Контекст: образовательный;

  • Тип текста: несплошной с включением визуальных изображений (фотографии);

  • Уровень сложности задания: средний;

  • Формат ответа: задание с выбором ответа,

  • Объект оценки: устанавливать сходство между событиями или утверждениями.

Система оценивания:

1 балл

Выбран ответ 4)

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует

Задание № 4. Каким пером рисовалась каждая буква в рукописной книге?

  1. Гусиным или лебяжьим;

  2. голубиным;

  3. вороньим;

  4. павлиньим.

Характеристика задания:

  • Содержательная область оценки: чтение для получения образования;

  • Компетентностная область оценки: находить информацию, данную в явном виде;

  • Контекст: образовательный;

  • Тип текста: несплошной с включением визуальных изображений (фотографии);

  • Уровень сложности задания: легкий;

  • Формат ответа: задание с выбором ответа,

  • Объект оценки: устанавливать сходство между событиями или утверждениями.

Система оценивания:

1 балл

Выбран ответ 1)

0 баллов

Выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует



Задание №5. За что ценили книги в старину? Приведи примеры и доказательства с помощью цитат из текста.

Характеристика задания:

  • Содержательная область оценки: чтение для получения образования;

  • Компетентностная область оценки: находить информацию, данную в явном виде;

  • Контекст: образовательный;

  • Тип текста: несплошной с включением визуальных изображений (фотографии);

  • Уровень сложности задания: средний;

  • Формат ответа: задание с кратким ответом,

  • Объект оценки: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

Система оценивания:

2 балла

Приведено объяснение с подкрепленными цитатами из текста: «В старину ценили книги за то. Что вней написано» Возможные цитаты: «В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит». Одну книгу можно было обменять на стадо коров, на табун лошадей, на собольи шубы.»

ИЛИ: «С почтением люди произносили: «книжный свет».

«Старинное изречение гласит: «Книги – реки, наполняющие Вселенную мудростью».

1 балл

Приведено верное объяснение без опоры на текст, например: «В старину ценили книги за то, что в ней написано.


0 баллов

Дан неверный ответ или ответ отсутствует.



Задание №6. Зачем Ивану Грозному в Москве понадобилась типография? Выбери два верных утверждения.

  1. Чтобы печатать законы для управления большим государством.

  2. В Европе никто не хотел печатать книги на славянском языке.

  3. В рукописных книгах было невозможно исправить ошибки.

  4. Перевозить книги из других стран было невыгодно и дорого.

Характеристика задания:

  • Содержательная область оценки: чтение для получения образования;

  • Компетентностная область оценки: сформулировать вывод на основе прочитанного;

  • Контекст: образовательный;

  • Тип текста: несплошной с включением визуальных изображений (фотографии);

  • Уровень сложности задания: средний;

  • Формат ответа: задание с выбором ответов;

  • Объект оценки: умение извлекать две единицы информации.

Система оценивания:

2 балла

Верно выбраны два утверждения 1) и 4)

1 балл

Верно выбрано одно из утверждений 1) ИЛИ 4)

0 баллов

Нет ни одного правильно выбранного утверждения ИЛИ ответ не выбран

Задание №7. Закончи план текста

  1. Создание первых рукописных книг.

  2. Начало книгопечатания на Руси.

Характеристика задания:

  • Содержательная область оценки: чтение для личных целей;

  • Компетентностная область оценки: устанавливать последовательность событий в тексте;

  • Контекст: личный;

  • Тип текста: несплошной с включением визуальных изображений (фотографии);

  • Уровень сложности задания: средний;

  • Формат ответа;

  • Объект оценки: умение понимать фактологическую информацию

Система оценивания:

2 балла

Верно сформулированы второй и третий пункты плана, например: «Преимущества печатных книг» и «Первый печатный станок.»

1 балл

Верно сформулирован один из пунктов плана

0 баллов

Нет ни одной верной формулировки ИЛИ задание не выполнено

Задание №8. Назови основные преимущества печатной книги перед рукописной

Характеристика задания:

  • Содержательная область оценки: чтение для личных целей;

  • Компетентностная область оценки: находить информацию, данную в неявном виде;

  • Контекст: личный;

  • Тип текста: несплошной с включением визуальных изображений (фотографии);

  • Уровень сложности задания: высокий;

  • Формат ответа :развернутый ответ;

  • Объект оценки: умение интегрировать и интерпретировать информацию, устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями.

Система оценивания:

4 балла

Названы следующие преимущества:

  • Пользоваться печатной книгой и хранить её было удобнее;

  • знания, накопленные людьми, стали распространяться быстрее, полнее сохранялись и передавались следующим поколениям;

  • книги стали доступнее;

  • за несколько недель можно было изготовить десятки и сотни совершенно одинаковых книг.

За каждое приведенное преимущество – 1 балл.

0 баллов

Нет ни одной верной формулировки ИЛИ задание не выполнено



Задание №9. Как ты понимаешь слово «смекалка»? Приведи пример, про кого можно сказать «обладает смекалкой».

Характеристика задания:

  • Содержательная область оценки: чтение для личных целей;

  • Компетентностная область оценки: интерпретировать информацию;

  • Контекст: личный;

  • Тип текста: несплошной с включением визуальных изображений (фотографии);

  • Уровень сложности задания: высокий;

  • Формат ответа: развернутый ответ;

  • Объект оценки: умение понимать прочитанное.

Система оценивания:

2 балла

Дан полный ответ на вопрос с пояснением, что такое смекалка и описанием ситуации, про кого можно сказать «обладает смекалкой»

1 балл

Приведено только объяснение слова «смекалка» ИЛИ только описание ситуации

0 баллов

Ответ отсутствует или приведена неправильная интерпретация понятия



Максимальное количество баллов - 16




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!