СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика тревожности у младших школьников и пути её коррекции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается проблема диагностики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется тому, что необходимо вовремя увидеть таких детей, поэтому в статье приводятся различные методы диагностики тревожности. Так же была проведена исследовательская деятельность, в ходе чего были выявлены дети с повышенным уровнем тревожности. В заключении были предложены методы, способы работы по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика тревожности у младших школьников и пути её коррекции.»

Ямщикова Ю.,

Студентка 3 курса, ФДиНО

Руководитель: Юденкова И.В.


Диагностика тревожности у младших школьников и пути её коррекции.


Ключевые слова: школьная тревожность, младший школьник, дезадаптация, коррекция тревожности, нарушение психического состояния, исследование, причины возникновения тревожности.


Аннотация. В данной статье рассматривается проблема диагностики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется тому, что необходимо вовремя увидеть таких детей, поэтому в статье приводятся различные методы диагностики тревожности. Так же была проведена исследовательская деятельность, в ходе чего были выявлены дети с повышенным уровнем тревожности. В заключении были предложены методы, способы работы по снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.


Одна из наиболее типичных проблем современной школы – это школьная тревожность. Она актуальна в данное время тем, что является ярким примером школьной дезадаптации ребенка. Она отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребенка: на учебу, на общение как внутри школы, так и за её пределами, а также на здоровье школьника (Микляева А. В., Румянцева П. В., 2004).

Можно встретить разные формы проявления выраженной тревожности. Одни дети спокойные, выполняют все поручения учителя, они не нарушают правила поведения в школе. Другие же дети, напротив, очень активны, ведут себя агрессивно, невоспитанно, постоянно нарушают дисциплину в классе, отстают в учебе. Как правило, именно таким детям уделяется больше внимания, нежели тем, кто не привлекает к себе внимания. Однако, такие симптомы не всегда говорят об выраженной тревожности, бывает, что такое поведения у ребенка является следствием чего-то другого.

Мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения «школьной тревожности».

А.М. Прихожан пишет, что школьная тревожность – это эмоциональное переживание, связанное с предчувствием какой-то опасности.

По определению Р.С. Немова «школьная тревожность – это свойство человека, который испытывает страх, беспокойство и тревогу». Он считает, что тревожность возникает от того, что ребенок ожидает опасных для него действий от других людей.

С.С. Степанов определяет школьную тревожность как переживание эмоционального неблагополучия, связанного с предчувствием опасности или неудачи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что школьная тревожность – это свойство человека, которое характеризуется тем, что он испытывает страх, опасение, беспокойство, подвергается постоянному переживанию.

Не бывает так, что бы человек был постоянно спокоен, не испытывал страх, беспокойство. Для некоторых ситуаций это, наоборот, полезно. Поэтому у каждого человека существует свой уровень тревожности.

Специалисты выделили для каждого возраста свои причины возникновения тревожности, так для младших школьников основными пунктами стали:

  • конфликты с самим собой. Чаще всего они возникают, когда ребенок сам оценивает себя в какой-либо деятельности (Кочубей Б.И., Новикова Е.В., 1988);

  • проблемы, возникающие в семье (Захаров А.И., 1988);

  • проблемы в общении со сверстниками, либо с учителями (Прихожан А.М., 1998);

  • учебные перегрузки (Кочубей Б.И., Новикова Е.В., 1988);

  • неспособность ребенка справиться со школьной программой (Терешкина И.Б., 2000);

  • завышенные требования родителей (Кочубей Б.И., Новикова Е.В., 1988);

  • частая смена школы (Дусавицкий А.К., 1996).

Конфликты возникают у младших школьников, когда учителя, родители, сверстники предъявляют требования, которые являются противоречивыми, либо завышенными.

У детей младшего школьного возраста тревожность является результатом:

  • психического состояния, т.е. ребенок не может достигнуть цели под воздействием непреодолимых или воображаемых трудностей;

  • потребности в защищенности со стороны взрослых;

  • нарушения отношений со взрослыми как с родителями, так и с учителем.

Школьная тревожность включает в себя эмоциональное состояние ребенка. Это проявляется в волнении, переживании, в повышенном беспокойстве. Ребенок постоянно ожидает отрицательное отношение к себе, он чувствует неуверенность в своем поведении, в своих решениях.

Различные авторы предлагают свою систему диагностики школьной тревожности у младших школьников. Распознать тревожность у детей помогут рисунки ребенка. На них большое количество штриховки, сильное нажатие карандаша, как правило, рисунки имеют маленький размер. Также дети заостряют свое внимание на каких-то мелких деталях в рисунках. Для этого можно провести методику «Нарисуй себя» А. М. Прихожан, З. Василяускайте (подходит для детей 5-9 лет).

Также определить ребенка с выраженной тревожностью поможет наблюдение за ним. У таких детей серьёзное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза. Сами дети сдержанные, выполняют все указания родителей, учителей. Они постоянно находятся в беспокойстве, напряжение, всего боятся.

Также существует метод экспертных опросов. С помощью него можно определить интенсивность проявления школьной тревожности. Но в этом случае учителя и родители должны обладать чувством тактичности, чувствовать состояние ребенка, так как возможен эффект преписания несуществующей тревожности.

Так же существует различные опросники. С помощью них можно выявить вид школьной тревожности. К примеру, можно использовать «Тест школьной тревожности Филипса» или же «Шкалу явной тревожности для детей».

Школьную тревожность не всегда можно распознать, поэтому стоит проводить несколько разных диагностик, методик у детей. И только на их основе делать какие-то выводы и разрабатывать дальнейшие психолого-педагогические мероприятия по снижению уровня тревожности.

Нам было интересно провести небольшое исследование. Мы выбрали методику «Детский вариант школьной тревожности». В России она была апробирована А.М. Прихожаном. Она предназначена для выявления у детей 7-12 лет тревожности. Эта методика позволяет выявить детей, находящихся в группе риска, позволяет выявить причины их дезадаптации.

Нами были выбраны 10 детей: 5 девочек и 5 мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет. Методика проводилась в индивидуальной форме, то есть с каждым ребенком в отдельности. В результате, обработав тесты, получилось, что у трех детей (30%) наблюдается несколько повышенный уровень тревожности. У остальных же семи детей (70%) уровень тревожности оказался в норме.

Мы попытались выявить причины тревожности у тех детей, у которых оказался повышенный уровень тревожности по шкале CMAS: результаты факторного анализа. У Миши К. причинами тревожности оказалось межличностное взаимодействие с другими детьми, взрослыми, а так же общие страхи, излишнее беспокойство. У Ани Г. явными причинами оказались межличностное напряжение, пониженная самооценка, а так же какие-то общие страхи и беспокойство. У Саши В., так же как и у первых двух, причиной является межличностное взаимодействие с другими людьми, а так же страх чего-либо и излишнее беспокойство.

С такими детьми необходимо провести ряд психолого-педагогических действий, которые будут направлены на снижение уровня тревожности. Эту работу должны проводить как учителя, работающие с данным ребенком, школьный психолог, и, конечно же, родители, от которых зависит немало.

Психолог же может проводить занятия как в группе, так и с каждым учеником в отдельности. Это зависит от уровня тревожности, от возраста ребенка, от причин появления тревожности. Он должен работать не только с ребенком, но и с его родителями.

Конечно, и родители, и учителя должны вовлечь ребенка в интересную ему деятельность в то, что у него хорошо получается. Это поможет раскрыться ребенку, почувствовать себя более уверенным. Если у ребенка что-то не получается, то предложить ему свою помощь. Следует налаживать контакт с ним, дать понять, что он может по любому вопросу обратиться и ему помогут. Помочь наладить контакт с одноклассниками: предложить им поработать в парах, группах, в перемену или же после уроков предложить им поиграть в какие-то игры, где будет необходимо общаться, что-то показывать, изображать. Так же следует как можно чаще говорить ребенку, что он молодец, что у него всё хорошо получается. Это взбодрит его, снизит его страх, беспокойство, боязнь того, что ему кто-то причинит боль. А так же придаст уверенности в себе, поможет расслабиться детям.

По избавлению у ребенка страхов, боязни чего-либо можно дать такие рекомендации для родителей:

  • Стараться самим оптимистично смотреть на мир, не заражая детей собственными страхами, опасениями и беспокойством.

  • Учить детей испытывать и положительные, и отрицательные эмоции, но опираться в процессе игры на положительные.

  • Не рассказывать страшные сказки, так как дети воспринимают их как реальность.

Следует использовать разнообразные методы избавления детей от страхов:

  • эмоциональное переключение (отвлечь ребенка от пугающей ситуации или объяснить суть происходящего, например: «Труба погудит и перестанет»).

  • Эмоциональные качели (то зайти в темную комнату, то выйти из нее; подбрасывание ребенка вверх и т.д.).

  • Эмоциональное заражение (удалить из окружения детей тревожных взрослых).

  • Деятельностная терапия – занимать ребенка в течении дня какой-либо деятельностью, чтобы он вновь и вновь не возвращался к своим переживаниям.

  • Куклотерапия – обыгрывание ситуаций, пугающих ребенка с помощью кукол; герой сказки должен победить страшилище.

  • Игровая терапия – поиграть в страх, где ребенок может расправиться со своим страшилищем.

  • Манипулирование предметами страха – нарисовать маленькую собачку и вырезать ее из картона. Способность управлять пугающим объектом, держать его в руках поможет приобрести чувство превосходства и власти над ним.

  • Рисование страхов – переживание страхов при отображении его на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего влияния.

Таким образом, если проводить различные мероприятия как учителям, так и родителям, то можно снизить уровень тревожности у детей. Не стоит забывать о том, что это должны быть не одноразовые мероприятия, а постоянные, должен быть сделан комплекс действий, которые будут проводиться с ребенком. Это должна быть совместная работа педагогов с родителями.

Список литературы:

1. Астапов В. М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги в напряженных условиях деятельности: Автореф. дис... канд. психол. наук. — М., 1986.

2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004. - 248с.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов. 7-е изд. М.: Академия, 2003. - 456 с.

4. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).

5. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – П86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т.2. – 248с.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!