Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого - педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.
Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.
В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога.
Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса.
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 под анкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении ученика.
На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.
Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.
Нарушения | Проявление | Причина | Воспитательные методы и приемы |
Непослушание- отказ слушаться кого-нибудь (oтца, мать, других членов семьи) | Невыполнение принятого в семье распорядка, режима дня, отказ выполнять трудовые обязанности, поручения, уроки | • Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний). • Нарушение этики общения (неосторожно сказанное, слово) и норм поведения. Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку. • Непедагогичные методы воспитания. • Недостаток родительского внимания. • Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями. • Преобладание наказаний над поощрениями | • Не ругать, не читать нотаций часто. • Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением. • Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки. • Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса. • Проявлять любовь и внимание |
Агрессивность - действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим | гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи | • Авторитарный стиль воспитания. • Деформация системы ценностей членов семьи. • Упущения в нравственном воспитании детей. • Подражание героям кино- и видеофильмов. • Чувства голода и усталости. • Чрезмерное количество ограничений по отношению к ребенку. • Стремление самоутвердиться | • Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения. • Вовлекать в межличностные отношения. • Учить понимать переживания других; отождествлять себя с Другим человеком, менять свое мнение и позицию, сопоставляя их с мнениями и позициями других людей для преодоления эгоизма. • Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. • Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка. • Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей. • Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка, • Проявлять любовь |
Упрямство - неуступчивость, стремление добиться своего вопреки здравому смыслу | Сердитость, злость, сопротивление, настаивание на том, что хочется только ребенку | • Нарушение взаимоотношений родителей с ребёнком. • Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации. • Игнорирование интересов и потребностей ребенка. • Утверждение родительского авторитета силой | • Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение. • Не унижать ребенка. • Не применять принуждения. • Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время, • Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка. • Контролировать себя и свои действия |
Каприз-прихоть, проявление необычного состояния отклонение от обычного нормального поведения | Бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки усуситъ, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью | • Неосторожно сказанные слова членов семьи, • Отсутствие требовательности со стороны взрослых. • Отрицательная реакция родителей на капризы. • болезненное состояние. • Чрезмерная родительская любовь. • Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка. • Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка. • Перевозбуждение нервной системы ребенка | • Разумно организовать режим дня ребенка. • Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в семье. • Проявлять умеренную требовательность. • Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей. • Соблюдать режим сна, питания и т. д. Устранять источник впечатлений. • Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность). • Проявлять спокойствие и равнодушие в момент каприза. • Избегать угроз, упреков, насилия, физических наказаний. • Спокойно и ласково поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя. • Проявлять любовь |
Гиперактивность - (греч. hyper - сверху-непроизвольные движения при нарушении нервной системы | Чрезмерная подвижность; неспособность к продолжительной концентрации внимания (реагирование на движение, звуки, свет) | • Употребление матерями алкоголя и наркотиков в период беременности. • Осложнение беременности и родов, • Соматические заболевания в ранней детстве. • Физические и психические травмы. • Нарушения центральной нервной системы • Стрессы и переутомление матери | • Разумно организовать распорядок дня. • Создавать спокойную обстановку при подготовке ребенком уроков. • Упреждать конфликтные ситуации. • Подбирать игры, которые способствуют концентрации внимания, выработке выдержки, координации движений. •поддерживать малейшие проявления позитивного поведения. • избегать частых наказаний |
Замкнутость - скрытность, отдаленность, отчужденность, обособленность необщительность | Неразговорчивость, молчаливость, скрытность и обособленность | • Авторитарный стиль семейного воспитания. • Индивидуально-психологические и половозрастные особенности. • Недостатки воспитания в учреждениях (детский сон, школа-интернат). • Способ защиты от чрезмерной опеки взрослых | • Проявлять терпение и тактичность в игра и общении с детьми. • Установить дружеские отношения во время игры, совместного труда и досуга. • Включать ребенка в различные коллективное дела (игры, соревнования, конкурсы, спектакли). • Проявлять ласку и любовь |
Гнев - чувство сильного возмущения, негодования | Проявление агрессивности, плач, крик, битье посуды, швыряние книг, игрушек, предметов, повышение голоса, насильственые действия по отношеиию к животным, младшему брату или сестре, употребление оскорбительных слов и выражений | • Неудовлетворение потребностей ребенка. • Оскорбление. • Применение принуждений и наказаний. • Нарушение этики взаимоотношений и общения. • Несправедливое отношение к ребенку. • Состояние болезни | •Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка. • Не наказывать. • Оставлять на время в покое. •Отвлекать ребенка от того, что становится причиной гнева |
Драчливость - склонность ребенка к физическим столкновениям, драке | (Насильственные действия по отношению ко младшим братьям, сестрам, животным, драки с детьми на улице и в школе | • Желание привлечь внимание отца, матери, других членов семьи. •Соперничество между детьми. • Притеснения в отношении младших братьев и сестер со стороны более сильного старшего ребенка. • Отсутствие в семье справедливости по отношению к детям. •Отсутствие в семье контроля за соблюдением дисциплины и порядка | • Выяснить причины драки. • Развести детей по комнатам, предоставляя возможность успокоиться. •Лишать на время телевизора, компьютера. • Давать поручения по дому. • Устанавливать требования по защите прав каждого ребенка. • Установить правило, чтобы в семье не подшучивали над другими зло и обидно. • Не разрешать старшему ребенку дразнить младшего. • Быть справедливыми и беспристрастными посредниками при ссорах детей |
Воровство - склонность воровать чужие вещи и деньги | В зависимости от возраста может проявляться как воровство игрушек, вещей, денег, продуктов питания, спортивных товаров, мобильных телефонов, велосипедов | • Мечта ребенка иметь заветную вещь. • Желание сделать подарки друзьям. •Стремление укрепить свое положение (ста- тус) в коллективе ровесников. •Месть родителям за невнимание, недостаток любви к нему. • Способ компенсации за свою безрадостную жизнь в детском учреждении. • Способ самоутверждения в жизни. •Выполнение требований взрослых | • Разъяснять, как себя вести по отношению к чужим вещам. • Не устраивать публичных судилищ над ребенком дошкольного возраста при возвращении взятой у другого игрушки или вещи. • Не вешать ребенку ярлык "вор", тем самым унижая его достоинство. • Не вспоминать о воровстве в случае, если это вызывает гнев. • Не предрекать будущее. • Не применять физическое наказание |
Ложь (лживость) - намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности | В зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в силу разных причин | • Мечта добиться признания, похвалы своих достоинств. • Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых. •Желание доказать свое превосходство над кем-то. • Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь. • Способ защититься от неприятностей со стороны друзей. •Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей. • Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе. •Приспособление. • Симуляция болезни | • Избегать запретов и наказаний. • Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование ее результатами. • Исключать из методов семейного воспитания запугивание. • Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку. • Не лгать |
Скорбь, глубокая печаль, страдания в результате разлуки, утраты | Шок, отчаяние,гнев, тревога, страх, чувство вины •Проявление замкнутости, тревожности, раздражительности, беспокойства во сне | •Потеря любимой игрушки, вещи, животного. • Разлука с матерью, отцом, братом, сестрой, другими членами семьи. • Смерть родителя (родителей), других членов семьи | • Избегать длительных разлук с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. • Не обманывать детей, давать точную и конкретную информацию о случившемся с учетом их возраста. • В случае смерти родителей или близких людей дать возможность детям присутствовать на похоронах. • Успокоить ребенка, приглушить у него чувство вины |