СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические и контрольные работы по русскому языку для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена система диагностических работ по русскому языку для проведения контроля усвоения знаний обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Диагностические и контрольные работы по русскому языку для 5 класса»

Система контрольных работ по русскому языку в 5 классе

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть дос­тупными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов.


Контрольный диктант № 1

по разделу «Вспоминаем, повторяем, изучаем» (Урок №15)


Текст*

Я ехал с охоты вечером. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника. Я подвигался вперёд с трудом. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро вынужден был остановиться и приютиться к широкому кусту. Я терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг на дороге почудилась мне высокая фигура. Неизвестный словно вырос из-под земли.

  1. лов) (По И.С.Тургеневу)

1.Проверяется умение слушать и произносить слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, прочность овладения навыками правописания:

Орфограммы в корне и в приставках:

- правописание безударной гласной, проверяемой ударением (гроза, впереди, неслись, вилась, дождя, сверкнула, остановиться, терпеливо);

-правописание корней –раст- (-ращ-), -рос (вырос);

- правописание слов с непроизносимой согласной в корне (неизвестный)

- правописание гласных а, и, у после шипящих (туча, навстречу, вышине, застучали, шагом, широкому, ожидал, почудилась)

- употребление Ь на конце слова и между согласными внутри слова (надвигалась, вилась, поднималась, сильный, разразилась, дождь, почудилась);

- употребление разделительных Ь и Ъ (деревья, ручьями, ненастья).

- единообразное написание приставок (надвигалась, поднималась, навстречу, подвигался, загудел, застучали, зашлёпали, полил, поехал, почудилась, вырос);

2. Раздельное написание предлогов.

3. Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с выученными правилами.



*Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс/Сост. Н.В.Егорова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. – 96с. – стр. 85.








Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения» (Урок № 32)

Слово о Казани*


Подъезжаете ли вы по железной дороге, смотрите ли из окна самолёта, перед вами открывается дивный город.

Кремль. Как он сед и могуч! Белокаменные стены кремля много видели, многое помнят, о многом могли бы рассказать.

Казань – центр науки. В городе много учебных заведений: университетов, институтов, училищ.. Богата и культурная жизнь столицы. В городе работают театры, музеи, клубы. Казань ещё строится. Разбиваются парки, возводятся жилые дома, прокладываются трассы, строится метро. Троллейбусы, автобусы, трамваи, электропоезда служат людям.

Недавно мы отметили тысячелетие города. Любой казанец может с гордостью сказать: «Я горжусь историей своего города, его красотой и величием».



Грамматическое задание:

    1. Выпишите из текста 2-3 слова с безударными гласными в корне слова, обозначьте орфограммы.

    2. Графически объясните знаки препинания (1 вариант – в 1-ом и 5-ом предложениях; 2 вариант – в 6-ом и 9-ом предложениях).

    3. Выпишите и разберите словосочетания из предложений (1 вариант - Белокаменные стены кремля много видели; 2 вариант – Богата культурная жизнь татарской столицы).



Проверяется умение слушать и произносить слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, прочность овладения навыками правописания:

- соблюдение произносительных норм литературного языка в пределах изученного материала;

- нахождение в словах изученных орфограмм, нахождение орфографических ошибок и их исправление (безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые);

- умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с выученными правилами;

- выделение словосочетания из предложения; правильное определение синтаксической зависимости слов;

- умение анализировать и графически объяснять пунктуацию простого и сложного предложения.












Контрольный диктант № 3

с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» (Урок № 73)



Кайры

Над шумным, пенным морем поднимается скала. У неё нет обычной вершины. Солёная морось, хлёсткие долгие дожди, тающие по весне тяжёлые снега и ураганы с Тихого океана точили, размывали, выдували её. На месте острой вершины образовалось каменистое плато.

На плато множество чёрно-белых птиц. Это кайры.

Яйцо кайры тяжёлое. Скорлупа у него толстая, крепкая. Белок – голубой, словно сгусток морского воздуха. Кайры заботливы, хлопотливы.

Они великолепные ныряльщики, и под водой крылья для них служат как широкие крепкие плавники.

Птицы у самого дна гоняются за рыбёшками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы. Они разные: голубые и голубовато-зелёные, белые и коричневые. И все в тёмных кляксах. Солнце лучами греет яйца сбоку, сверху. Дотронешься до скорлупы – тёплая.

(Из книги «Всё о птицах»; 115 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: Над шумным, пенным морем поднимается скала. 2 вариант: На месте острой вершины образовалось каменистое плато.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: поднимается над морем; 2 вариант: каменистое плато.

3.Морфологический разбор существительного:

1 вариант: (над) морем; 2 вариант: плато.


Проверяется

- умение слушать и произносить слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, прочность овладения навыками правописания:

- соблюдение произносительных норм литературного языка в пределах изученного материала;

- умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с выученными правилами;

- нахождение в словах изученных орфограмм, нахождение орфографических ошибок и их исправление (безударные гласные корня, непроизносимые согласные в корне слова, заглавная буква в именах собственных, правописание сложных прилагательных);

- умение производить синтаксический разбор простого предложения;

- умение производить разбор словосочетания, в данном случае – определять роль имени существительного в словосочетании;

- умение осуществлять морфологический разбор имени существительного;
















Контрольный диктант №4

с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» (Урок № 82)

Павлиний глаз

Бывают в августе душные вечера. Ждёшь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.

Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу.

Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи.

(Коваль Ю. И. «Поздним вечером ранней весной» ( Рассказы, повести.) 115 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями.2 вариант: Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сухими крыльями; 2 вариант: письменный стол.

3.Морфологический разбор прилагательного:

1 вариант: сухими; 2 вариант: письменный.

4. Морфемный разбор

1 вариант: задуваю, избушку; 2 вариант: ночной, садится.

5. Фонетический разбор:

1 вариант: свечу; 2 вариант: крылья.


Проверяется:

- умение слушать и произносить слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, прочность овладения навыками правописания:

- соблюдение произносительных норм литературного языка в пределах изученного материала;

- умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с выученными правилами;

-нахождение в словах изученных орфограмм, нахождение орфографических ошибок и их исправление (безударные гласные корня, употребление ягкого знака как разделительного и для обозначения мягкости согласного; правописание –Н- и -НН- в суффиксах прилагательных, правописание гласных О и Е в окончаниях прилагательных после шипящих);

- умение производить синтаксический разбор простого предложения;

- умение производить разбор словосочетания, в данном случае – определять роль имени существительного в словосочетании;

- умение осуществлять морфологический разбор имени прилагательного;

- мение осуществлять морфемный разбор слов;

-умение производить фонетический разбор слов.









Контрольный диктант №5

с грамматическим заданием по теме «Глагол» (Урок № 100)



Грибной дождь



Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе. До сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.

Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.

(К. Г.Паустовский «Золотая роза»; 115 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор сложного предложения

1 вариант: Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. 2 вариант: Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сыплется из туч; 2 вариант: попахивает дымком.

3.Морфологический разбор глагола:

1 вариант: сыплется; 2 вариант: попахивает.

4. Морфемный разбор

1 вариант: возится, трогает; 2 вариант: следить, ловится.



Проверяется:

- умение слушать и произносить слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, прочность овладения навыками правописания:

- соблюдение произносительных норм литературного языка в пределах изученного материала;

- умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с выученными правилами;

-нахождение в словах изученных орфограмм, нахождение орфографических ошибок и их исправление (безударные гласные корня, употребление мягкого знака как разделительного и для обозначения мягкости согласного; непроизносимые согласные в корне слов, правописание сочетаний –ЧК-, ЧН-, гласные О и Е после шипящих согласных, -Н- и –НН- в суффиксах имен прилагательных, правописание личных окончаний глаголов, правописание –ТЬСЯ - и -ТСЯ- в глаголах);

- умение оформлять предложение с прямой речью;

- умение производить синтаксический разбор сложного предложения;

- умение производить разбор словосочетания, в данном случае – определять роль имени существительного в словосочетании;

- умение осуществлять морфологический разбор глагола;

- умение осуществлять морфемный разбор слов.







Контрольное изложение № 1 по теме «Лексика» (Урок № 47)

(по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег», упражнение 375).


Первый снег.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

(К. Г. Паустовский).

Изложение с языковым анализом дает возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся – орфографической и пунктуационной подготовки, так и их речевые возможности, способность выстраивать текст на заданную тему.

При передаче содержания текста К.Г.Паустовского «Первый снег» учащиеся должны максимально точно воспроизвести его словесный ряд и синтаксическую структуру, оказываясь перед необходимостью обращения к тем или иным правилам правописания.

Тем самым учащиеся расширяют свой лексический запас, сознательно используют имеющиеся у них орфографические и пунктуационные сведения и навыки. Работая над изложением, учащиеся должны определить тему и идею текста, оценить его композицию и образную систему, особенности стиля, составить план будущего изложения.

В целом выстроенный учащимися текст изложения позволяет определить уровень речевой подготовки каждого ученика.

Кроме того, данный вид изложения (с языковым анализом) «подталкивает» ученика к следованию образцу, к передаче композиционных и стилистических особенностей текста К.Г.Паустовского, что, естественно, способствует формированию определенных речевых навыков, т.е. культуры речи.

























Контрольное изложение № 2 (Уроки №№ 79-80)

Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму»)



Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг... Всю ночь он возился с ней, укладывал ее обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.

(И.С.Тургенев «Муму»)

Проверяется:

- степень усвоения учащимися пройденного материала о роли деталей в художественном описании предмета;

-умение составлять план исходного текста;

- сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру;

определять значение деталей в художественном описании предмета;

- уметь создавать текст на основе исходного;

- умение воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме;

- способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста;

- соблюдение в процессе письменного пересказа основных нормы русского литературного языка






















Контрольное изложение № 3.

Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Савчук «Шоколадный торт»).


Шоколадный торт

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения. Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.

- Спасибо, - говорю я Кольке. – Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».

Витька принёс мне сказки Андерсена.

- Спасибо, - говорю я, книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.

Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

- Вот кстати, - говорю я. – Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!

Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли.

И чем я им не угодил?



Проверяется:

- степень усвоения учащимися пройденного материала об особенностях выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста);

-умение выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему;

умение излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика;

- умение воспроизводить одну из подтем прочитанного художественного текста в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста;

-соблюдение в процессе письменного пересказа основных нормы русского литературного языка.



















ТЕСТЫ


Тестовые задания – универсальный способ контроля формирования компетенций учащихся. Тематические тесты содержат 6-7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).

Уровень А – базовый (не менее 4 вопросов). К каждому вопросу даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Уровень В – более сложный (1-4 вопроса). Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Уровень С – повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.

Итоговые тесты (после изучения крупной темы, годовые) содержат 12-15 вопросов и заданий, также трёх уровней сложности.

На выполнение тематических тестов отводится 7-15 минут.

На выполнение итоговых тестов отводится 40-45 минут.



Критерии оценки ответов.

В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания. За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.

За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.

Часть С. Состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный текст или сочинение). Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл (содержание ответа (сочинения); речевое оформление ответа (сочинения); грамотность). Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.

Соотношение % выполнения тестовых заданий пятибалльной системе:

80% и более – оценка «5»;

60 -79% - оценка «4»;

40-59% - оценка «3»;

0-39% - оценка «2».

Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» (Урок № 42)

Вариант 1.

А1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) вертолёт

2) листья

3) едешь

4) яма


А2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) подъезд

2) часовой

3) наряд

4) машина


А3. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) ночь

2) дверь

3) пролив

4) заряд


А4.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук?

1) цемЕнт

2) прИнять

3) щАвель

4) звОнит


А5.В каком слове произносится звук [а]?

1) часы

2) предъявить

3) щавель

4) мяч


А6. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?


1) Фёдотов, Фетисов, Цифаркин, Чебоксаров

2) Цифаркин , Фетисов, Фёдотов, Чебоксаров

3) Чебоксаров, Цифаркин, Фетисов, Фёдотов

4) Фетисов, Фёдотов, Чебоксаров, Цифаркин


Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.


1) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. 2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. 3) Налились, отяжелели и потекли. 4) Полетели иволгами по ветру.5) Запрыгали белками по веткам. 6) Понеслись куницами по земле. 7) Зашумел в лесу золотой дождь.


В1. Из первого (1) предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [о].

__________________________________________________________________________

В2. Из шестого предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) все согласные мягкие.

___________________________________________________________________

В3. Из первого предложения выпишите слово, в котором есть буква, обозначающая два звука.

_________________________________________________________________________

В4.Из первого предложения выпишите главные члены.

__________________________________________________________________________

С1. Составьте художественное описание осеннего листа клёна.


Вариант 2.

А1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) ехать

2) лететь

3) съездит

4) полёт


А2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) золотой

2) солнце

3) плащ

4) лопочут


А3. В каком слове все согласные звуки глухие?

1) чаща

2) красота

3) сторона

4) лес


А4.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук?

1) звонИт

2) дОговор

3) тортЫ

4) клалА



А5.В каком слове произносится звук [о]?

1) обычай

2) исторический

3) налёт

4) городские


А6. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?


1) Харисов, Хомяков, Щеглов, Широков

2) Широков, Щеглов, Хомяков, Харисов

3) Харисов, Хомяков, Широков, Щеглов

4) Щеглов, Широков, Харисов, Хомяков,


Прочитайте текст и выполните задания В1-В4

1) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. 2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. 3) Налились, отяжелели и потекли. 4)Полетели иволгами по ветру. 5) Запрыгали белками по веткам. 6) Понеслись куницами по земле. 7) Зашумел в лесу золотой дождь.


В1. Из седьмого предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [а].

__________________________________________________________________________


В2. Из первого предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) все согласные мягкие.

___________________________________________________________________

В3. Из первого предложения выпишите слово, в котором есть буква, обозначающая два звука.

_________________________________________________________________________

В4.Из пятого предложения выпишите главные члены (главный член).

__________________________________________________________________________

С1. Составьте художественное описание осеннего листа рябины.

Проверяется:

- умение разграничивать буквы и звуки (А1);

- различать согласные звуки по твердости/мягкости (А2);

- различать согласные звуки по глухости/звонкости (А3)

- знание орфоэпических норм (ударение) (А4);

- умение различать гласные звуки в сильной и слабой позиции, двойную роль букв Е,Ё,Ю,Я (А5);

- знание алфавита (А6);

- умение в предложении, в тексте находить заданные слова (В1-В3);

- умение определять грамматическую основу предложения, различать подлежащее дополнение.

С1. Проверяется уровень речевой подготовки учащихся, умение составлять описание отдельных предметов по наблюдению, умение правильное в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства, грамотно применять известные лексические и грамматические средства письменной речи.






Проверочная работа по теме «Морфемика. Орфография» (10 мин) ( к уроку № 59)



  1. Завершите предложения.

1)   Морфемика изучает … (морфемы)

2) Слова образуются с помощью … (приставок и суффиксов)

  1. Формы слова образуются с помощью (окончания)

  2. Лексическое значение слова зависит от значения (корня)

           

2.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) свистнул

2)переезды

3) пришкольный

4) спишите


3. В каком слове нет суффикса –ЧИК- ?

1) шкафчик

2) перчик

3) разведчик

4) рассказчик


4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара чулок

2) пара носков

3) восемь персиков

4) пара сапогов.


5.В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?


1) пол…жение, сл…жжение, изл…гать

2) р..стение, выр…сли, пор…осль

3) ц..ган, ц…фра, цистерна

4) ра..кинуть, ра…сказчик, бе…шумный


6. Сделайте морфемный анализ слов: лошадиный, неудача, носильщик.


Проверяется:

- знание теоретических сведений по разделу «Морфемика. Орфография»;

- умение определять состав слова;

- умение разграничивать корень и суффикс;

- уровень сформированности грамматических норм языка;

- умение делать морфемный анализ слов.



Итоговая контрольная работа (комплексный анализ текста)


Как известно, одним из стратегических направлений в образовании школьников является овладение средствами языка и всеми видами речевой деятельности. Усилия должны быть направлены не только на усвоение учащимися специальных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей, на саморазвитие и самосовершенствование, на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо:

– научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у него коммуникативную компетенцию;

– привить культуру речи – владение нормами русского литературного языка, его функциональными стилями и правилами речевого общения, словарем и грамматическим строем, т.е. сформировать языковую компетенцию;

– обучить лингвистическому анализу языковых явлений, т.е. сформировать лингвистическую компетентность.

Решить эти задачи позволяет комплексный анализ текста, так как этот вид работы предполагает обучение нормам литературного языка, организацию работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся, развитие связной речи. Через призму языка предметы гуманитарного цикла дают учащимся знания о мире, об истории, о культуре народа, поэтому особое внимание необходимо уделять отбору дидактических материалов, форм и методов обучения.

Текст, предлагаемый для анализа учащимся, должен содержать разнообразную информацию о мире, выражать эмоции, настроения, свою волю, заставлять размышлять.

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интеллектуального и речевого развития, воспитания креативности. К тому же данный вид работы неразрывно связан с мышлением, с развитием таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, сравнение и классификация, аналогия и обобщение.

Предлагаемые варианты заданий соответствуют программе учебного предмета «Русский язык» в 5 классе.

Задания по тексту условно можно разделить на три группы:

1-я группа – задания по теме «Речь и текст». В этот блок вошли задания на осмысление содержания текста.

В 5-м классе учащиеся постепенно знакомятся с такими понятиями, как «текст», «тип речи», «тема», «основная мысль», для практического использования вводится понятие «стиль речи». Анализ текста должен включать в себя составление плана, определение главной мысли, озаглавливание, выделение частей, поиск изобразительно-выразительных средств языка.

В эту группу включены задания творческого характера, направленные на формирование комплекса речевых умений. Эти задания предполагают создание собственных текстов ( в нашем случае – продолжение исходного текста) различных типов и стилей речи, учат детей самостоятельно подбирать языковые средства.

2-я группа – вопросы и задания по основной изучаемой теме в соответствии с программой. Основными темами курса 5-го класса являются:

1) «Синтаксис и пунктуация»;

2) «Лексика»;

3) «Фонетика»;

4) «Словообразование»;

5) «Морфология. Имя существительное»;

6) «Морфология. Имя прилагательное»;

7) «Морфология. Глагол».

3-я группа – задания по теме «Повторение». В эту группу вошли вопросы и задания языкового характера, отражающие изучение системы языка. Эти задания позволяют систематически повторять трудные разделы программы.


Итоговая контрольная работа


Вариант 1

1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!

1.Имя Владимира Ивановича Даля зн….комо всем любителям ру(с, сс)кого языка. 2. В (П, п)етербурге он учился в морском корпус… закончил м….дицинский факультет. 3.С самой ра(н, нн)ей юности увл….кался изучением ру(с, сс)кого языка. 4.В журналах п….чатались его ска….ки ра(с, сс)казы очерки. 5.Соб….рал слова пословиц…. п….г….ворки. 6.Стал сост….вителем «Толкового словаря живого великору(с, сс)кого языка». 7.Над ….борником пословиц и словарем он работал (не)сколько д….сятков лет. 8.Несомненно бога….ство и ра….нообразие собранного материала ….делали словарь Даля любимой книгой всех п….к….лений мальчиш….к и девч….нок.


  1. Определите тему и главную мысль текста.

  2. Что вы знаете о деятельности В.И.Даля? Чем интересны работы В.И.Даля?

  3. Как вы понимаете значение выражений:  «толковый словарь», «живого великорусского языка»?

  4. Подберите антоним к слову ра(н, нн)ей (предложение 3).

  5. Подберите синонимы к словам: работал (предложение 7), печатались (предложение 4).

  6. Выпишите словосочетание «сущ.+прил.» (преложение 8).

  7. Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения:

подчеркните главные и второстепенны члены предложения, надпишите части речи, дайте характеристику, составьте схему.

В (П, п)етербурге он учился в морском корпус... закончил м...дицинский факультет.



Итоговая контрольная работа

Вариант 2

  1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!

1.Имя Михаила Васильевича Ломоносова х….рошо знали при его ж….зни а его науч….ные труды п….лучили всео….щее пр….знание. 2.С ра(нн, н)его возр….ста он всему ст….рательно учился. 3.Зам….ч….тельного уч….ного (не) инт….ресовала своя слава он заботился о р….звити…. и процв….тании всех наук российских. 4.Он был физиком мат….матиком химиком поэтом. 5.Ломоносов со….дал первый в России университет. 6.Этот университет н….ходит….ся в (М, м)оскве. 7.Конечно в нем и сейчас готовят….ся будущие уч….ные и препод….ватели. 8.В нашидни это учебное зав….дение носит имя своего создателя – М.В.Ломоносова.

  1. Определите тему и главную мысль текста.

  2. Какие произведения М.В.Ломоносова вы читали? Чем интересны стихи М.В.Ломоносова?

  3. Как вы понимаете значение выражений: научные труды, всеобщее признание?.

  4. Подберите антоним к слову хорошо (предложение 3).

  5. Подберите синонимы к словам: признание (предложение 1), со…дал (предложение 5)

  6. Выпишите словосочетание «сущ.+прил.» (предложение 8).

  7. Сделайте синтаксический разбор 7-го предложения:

Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, надпишите части речи, дайте характеристику, составьте схему.

Конечно в нем и сейчас готовят….ся будущие уч….ные и препод….ватели.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!